Научная статья на тему 'Целеполагание на уроках технологии в соответствии с требованиями ФГОС'

Целеполагание на уроках технологии в соответствии с требованиями ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
638
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ / ТАКСОНОМИЯ УЧЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ / ЛИЧНОСТНЫЕ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаев В.В., Назарова Я.Е.

В данной статье авторами рассматривается один из возможных вариантов целеполагания при проектировании урока технологии в соответствии с ФГОС. На основе общепедагогических подходов к целеполаганию и требований ФГОС к образовательным результатам технологической подготовки учащихся предлагается алгоритм действий учителя по формулированию целей и задач урока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Целеполагание на уроках технологии в соответствии с требованиями ФГОС»

Теория и методика обучения и воспитания

101

Таким образом, развитие креативного мышления совершается в процессе обучения и воспитания. Оно формируется в процессе взаимодействия человека с миром, посредством овладения в процессе обучения содержанием материальной и духовной культуры. Поэтому есть возможность говорить о специальном, целенаправленном формировании креативного мышления, о системном формирующем воздействии.

Список литературы:

1. Гальперин П.Я. Котик Н.Р. К психологии творческого мышления // Вопросы психологии. - 198 с.

2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М., 1991.

3. Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное наследование формирующего влияния микросреды на креативность // Психологический журнал. - 1994. - N 4.

4. Теория Пиаже. История зарубежной психологии. - М., 1986. - № 5.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

© Николаев В.В.*, Назарова Я.Е.*

Череповецкий государственный университет, г. Череповец

В данной статье авторами рассматривается один из возможных вариантов целеполагания при проектировании урока технологии в соответствии с ФГОС. На основе общепедагогических подходов к целепо-лаганию и требований ФГОС к образовательным результатам технологической подготовки учащихся предлагается алгоритм действий учителя по формулированию целей и задач урока.

Ключевые слова: ФГОС, основная общеобразовательная школа, проектирование урока технологии, целеполагание, целеобразование, таксономия учебных целей, личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты, универсальные учебные действия.

Целеполагание как процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности является неотъемлемой частью проектирования любого педагогического объекта. Грамотно сформулированные учителем цели и задачи урока дают четкий ориентир для конструирования его других компонентов - структуры, содержания, методов, средств обучения и др. Вместе с тем, как показали проводимые в ЧГУ (2013 г.) курсы подготовки учи-

* Заведующий кафедрой Профессионального и технологического образования, кандидат педагогических наук, доцент.

* Студент 4 курса (специальность 050502 - Технология и предпринимательство).

102

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

телей технологии Вологодской области для перехода на работу по ФГОС второго поколения (далее ФГОС), именно целеполагание и было одной из основных проблем при проектировании урока.

В данной статье нами рассматривается один из возможных вариантов целеполагания при проектировании урока технологии в соответствии с ФГОС.

Как известно, цель - это осознанное, выраженное в словах, предвосхищение будущего результата деятельности. В педагогике определены общие

требования к целям урока:

- ориентированность на результат деятельности учащихся (цели ставятся для учащихся, самими учащимися и, как правило, предполагают законченность процесса);

- реальность, достижимость (цели указывают на конкретные результаты обучения);

- инструментальность, технологичность (цели должны определять конкретные действия по их достижению);

- диагностичность (цели должны поддаваться измерению, определению соответствия им результатов учебной деятельности).

ФГОС задает цели подготовки учащихся по технологии в виде образовательных результатов и предполагает уровневый подход к организации и диагностике учебной деятельности [3, 4].

Исходя из указанных выше требований, используя таксономию учебных целей, предложенную Н.Н. Никитиной [1], можно сформулировать обучающие цели урока технологии на разном уровне усвоения учебного материала, например:

1. На уровне узнавания:

- «Ознакомиться с назначением инструмента».

2. На уровне представления:

- «Представлять обобщенные способы планирования технологического процесса».

3. На уровне понимания (осмысления):

- «Понять (осмыслить) процесс работы сверлильного станка»;

- «Усвоить понятие «технологическая машина».

4. На уровне применения знаний (умений):

- «Уметь выполнять операцию «опиливание» сортового проката»;

- «Уметь применять технологические знания для расчета режимов резания на токарно-винторезном станке».

5. На уровне мышления (анализа, синтеза, оценки):

- «Научиться анализировать (синтезировать, оценивать) конструкцию объекта труда».

Каждый из указанных выше уровней усвоения учебного материала имеет свою характеристику и легко диагностируется учителем, в том числе и с помощью тестового контроля.

Теория и методика обучения и воспитания

103

Кроме указанных обучающих целей (предметные и метапредметные образовательные результаты) на уроках технологии, необходимо также планировать цели по достижению личностных образовательных результатов. Данные цели, как правило, имеют воспитательную и развивающую направленность, например: воспитание аккуратности (трудолюбия, самостоятельности бережного отношения к природным и хозяйственным ресурсам и др.); развитие воли (внимания, памяти, технического мышления и др.). Уровни достижения личностных образовательных результатов по требованиям ФГОС диагностируются специалистами.

ФГОС также ориентирует учителя технологии на формирование у учащихся личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий (далее УУД) [3]. Поскольку сами по себе учебные действия, являются, прежде всего, средством достижения образовательных результатов, их следует отражать в задачах урока.

Исходя из приведенного выше анализа психолого-педагогической литературы по проблеме целеполагания, требований ФГОС, предлагаем следующий алгоритм целеполагания для урока технологии:

На первом этапе изучаются возможности данной темы урока технологии по формированию указанных в рабочей программе личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Для урока выбираются несколько основных результатов, наиболее подходящих к теме.

На втором этапе, исходя из выбранных образовательных результатов, формулируются учебные цели, ориентированные на конкретный результат учебно-познавательной деятельности учащихся на данном уроке. По каждой учебной цели устанавливается требуемый уровень ее достижения (уровень усвоения учебного материала, уровень овладения действием и т.д.).

На третьем этапе для достижения каждой учебной цели определяются задачи урока, ориентированные на выполнение учащимися учебных действий, предпочтительно УУД (познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных).

Рассмотрим это на примере конкретного урока технологии в 6 классе по теме: «Опиливание заготовок из сортового проката»

Цель урока: В процессе изучения трудовой операции «Опиливание» достичь следующих образовательных результатов:

Личностный результат:

(учебная цель 1)

- осознать установки, нормы и правила научной организации умственного и физического труда на примере выполнения операции опиливания.

Метапредметный результат:

(учебная цель 2)

104

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

- уметь диагностировать результаты выполнения операции опиливания по принятым критериям и показателям (4 уровень усвоения -умение).

Предметный результат:

(учебные цели 3-6)

- усвоить понятие процесса опиливания (Познавательная сфера -3 уровень усвоения - понимание);

- представлять виды и устройство инструментов для опиливания, приемы опиливания (Познавательная сфера - 2 уровень усвоения -представление);

- уметь выполнять технологическую операцию «опиливание» с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений (Трудовая сфера - 4 уровень усвоения - умение);

- осмыслить показатели качества промежуточных и конечных результатов выполнения операции опиливания (Трудовая сфера - 3 уровень усвоения - понимание).

Задачи урока, позволяющие достичь указанных выше учебных целей и определить необходимые учебные действия, в том числе УУД:

1. Познавательные:

- определить и принять учебную цель (задачи) на урок;

- на основе мыслительных операций сравнения и обобщения выявить общие и существенные признаки понятия «опиливание», получить информацию об инструментах для опиливания;

- создать ориентировочную основу действий (Что и как делать?) при выполнении приемов опиливания плоской поверхности заготовки»;

- на основе анализа выполнения приема опиливания и состояния обработанной поверхности заготовки выявить показатели качества выполнения операции опиливания;

- выполнить упражнения и практическую работу по опиливанию плоской поверхности заготовки.

2. Регулятивные:

- выполнить действия по контролю выполнения приемов опиливания.

3. Коммуникативные:

- осуществить внешнеречевую деятельность при обсуждении приемов работы напильником и правил безопасной работы.

4. Личностные:

- выполнить рефлексию (самооценку результатов своей работы).

Следует отметить, что указанные выше цели рассматриваемого урока

технологии и соответственно - задачи, являются примерными, могут быть изменены, дополнены учителем по своему усмотрению.

В условиях реализации ФГОС перед учителем поставлена задача не только грамотно формулировать цели урока и добиваться принятия этих целей учащимися. Важно привлекать школьников к целеобразованию - самостоя-

Теория и методика обучения и воспитания

105

тельному определению новых учебных целей и задач. Этот вопрос, безусловно, требует специального рассмотрения.

Таким образом, предложенный нами вариант целеполагания позволяет: во-первых, формулировать учебные цели в соответствии с установленными ФГОС образовательными результатами, во вторых, указать необходимые учебные действия для достижения планируемых результатов. Это, в свою очередь, дает возможность учителю осмысленно подойти к конструированию других компонентов урока: содержания, методов и средств обучения.

Список литературы:

1. Никитина Н.Н. и др. Основы профессионально-педагогической деятельности: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. -М.: Мастерство, 2002. - 288 с.

2. Николаев В.В. Проектирование урока технологии на основе федерального государственного образовательного стандарта: учебно-методическое пособие. - Череповец: ФГБОУ ВПО ЧГУ 2014.

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. - 454 с. - (Стандарты второго поколения).

4. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Технология 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ КАДЕТ НА УРОКАХ ХИМИИ (НА ПРИМЕРЕ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ)

© Пономарева Т.Н.*

Оренбургское президентское кадетское училище, г. Оренбург

Преподаватель химии основное внимание обращает на научное содержание и предметные умения. Но в жизни люди не часто сталкиваются с задачами, аналогичными предметным. Чаще всего решение реальных проблем требует метапредметных умений. Сегодня стало очевидным, что основной задачей и критерием оценки выступает овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию [7].

Концепция развития универсальных учебных действий» разработана на основе системно-деятельностного подхода группой авторов: А.Г. Асмо-

Преподаватель химии высшей квалификационной категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.