Теория и методика обучения и воспитания
101
Таким образом, развитие креативного мышления совершается в процессе обучения и воспитания. Оно формируется в процессе взаимодействия человека с миром, посредством овладения в процессе обучения содержанием материальной и духовной культуры. Поэтому есть возможность говорить о специальном, целенаправленном формировании креативного мышления, о системном формирующем воздействии.
Список литературы:
1. Гальперин П.Я. Котик Н.Р. К психологии творческого мышления // Вопросы психологии. - 198 с.
2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М., 1991.
3. Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное наследование формирующего влияния микросреды на креативность // Психологический журнал. - 1994. - N 4.
4. Теория Пиаже. История зарубежной психологии. - М., 1986. - № 5.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
© Николаев В.В.*, Назарова Я.Е.*
Череповецкий государственный университет, г. Череповец
В данной статье авторами рассматривается один из возможных вариантов целеполагания при проектировании урока технологии в соответствии с ФГОС. На основе общепедагогических подходов к целепо-лаганию и требований ФГОС к образовательным результатам технологической подготовки учащихся предлагается алгоритм действий учителя по формулированию целей и задач урока.
Ключевые слова: ФГОС, основная общеобразовательная школа, проектирование урока технологии, целеполагание, целеобразование, таксономия учебных целей, личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты, универсальные учебные действия.
Целеполагание как процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности является неотъемлемой частью проектирования любого педагогического объекта. Грамотно сформулированные учителем цели и задачи урока дают четкий ориентир для конструирования его других компонентов - структуры, содержания, методов, средств обучения и др. Вместе с тем, как показали проводимые в ЧГУ (2013 г.) курсы подготовки учи-
* Заведующий кафедрой Профессионального и технологического образования, кандидат педагогических наук, доцент.
* Студент 4 курса (специальность 050502 - Технология и предпринимательство).
102
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
телей технологии Вологодской области для перехода на работу по ФГОС второго поколения (далее ФГОС), именно целеполагание и было одной из основных проблем при проектировании урока.
В данной статье нами рассматривается один из возможных вариантов целеполагания при проектировании урока технологии в соответствии с ФГОС.
Как известно, цель - это осознанное, выраженное в словах, предвосхищение будущего результата деятельности. В педагогике определены общие
требования к целям урока:
- ориентированность на результат деятельности учащихся (цели ставятся для учащихся, самими учащимися и, как правило, предполагают законченность процесса);
- реальность, достижимость (цели указывают на конкретные результаты обучения);
- инструментальность, технологичность (цели должны определять конкретные действия по их достижению);
- диагностичность (цели должны поддаваться измерению, определению соответствия им результатов учебной деятельности).
ФГОС задает цели подготовки учащихся по технологии в виде образовательных результатов и предполагает уровневый подход к организации и диагностике учебной деятельности [3, 4].
Исходя из указанных выше требований, используя таксономию учебных целей, предложенную Н.Н. Никитиной [1], можно сформулировать обучающие цели урока технологии на разном уровне усвоения учебного материала, например:
1. На уровне узнавания:
- «Ознакомиться с назначением инструмента».
2. На уровне представления:
- «Представлять обобщенные способы планирования технологического процесса».
3. На уровне понимания (осмысления):
- «Понять (осмыслить) процесс работы сверлильного станка»;
- «Усвоить понятие «технологическая машина».
4. На уровне применения знаний (умений):
- «Уметь выполнять операцию «опиливание» сортового проката»;
- «Уметь применять технологические знания для расчета режимов резания на токарно-винторезном станке».
5. На уровне мышления (анализа, синтеза, оценки):
- «Научиться анализировать (синтезировать, оценивать) конструкцию объекта труда».
Каждый из указанных выше уровней усвоения учебного материала имеет свою характеристику и легко диагностируется учителем, в том числе и с помощью тестового контроля.
Теория и методика обучения и воспитания
103
Кроме указанных обучающих целей (предметные и метапредметные образовательные результаты) на уроках технологии, необходимо также планировать цели по достижению личностных образовательных результатов. Данные цели, как правило, имеют воспитательную и развивающую направленность, например: воспитание аккуратности (трудолюбия, самостоятельности бережного отношения к природным и хозяйственным ресурсам и др.); развитие воли (внимания, памяти, технического мышления и др.). Уровни достижения личностных образовательных результатов по требованиям ФГОС диагностируются специалистами.
ФГОС также ориентирует учителя технологии на формирование у учащихся личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий (далее УУД) [3]. Поскольку сами по себе учебные действия, являются, прежде всего, средством достижения образовательных результатов, их следует отражать в задачах урока.
Исходя из приведенного выше анализа психолого-педагогической литературы по проблеме целеполагания, требований ФГОС, предлагаем следующий алгоритм целеполагания для урока технологии:
На первом этапе изучаются возможности данной темы урока технологии по формированию указанных в рабочей программе личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Для урока выбираются несколько основных результатов, наиболее подходящих к теме.
На втором этапе, исходя из выбранных образовательных результатов, формулируются учебные цели, ориентированные на конкретный результат учебно-познавательной деятельности учащихся на данном уроке. По каждой учебной цели устанавливается требуемый уровень ее достижения (уровень усвоения учебного материала, уровень овладения действием и т.д.).
На третьем этапе для достижения каждой учебной цели определяются задачи урока, ориентированные на выполнение учащимися учебных действий, предпочтительно УУД (познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных).
Рассмотрим это на примере конкретного урока технологии в 6 классе по теме: «Опиливание заготовок из сортового проката»
Цель урока: В процессе изучения трудовой операции «Опиливание» достичь следующих образовательных результатов:
Личностный результат:
(учебная цель 1)
- осознать установки, нормы и правила научной организации умственного и физического труда на примере выполнения операции опиливания.
Метапредметный результат:
(учебная цель 2)
104
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
- уметь диагностировать результаты выполнения операции опиливания по принятым критериям и показателям (4 уровень усвоения -умение).
Предметный результат:
(учебные цели 3-6)
- усвоить понятие процесса опиливания (Познавательная сфера -3 уровень усвоения - понимание);
- представлять виды и устройство инструментов для опиливания, приемы опиливания (Познавательная сфера - 2 уровень усвоения -представление);
- уметь выполнять технологическую операцию «опиливание» с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений (Трудовая сфера - 4 уровень усвоения - умение);
- осмыслить показатели качества промежуточных и конечных результатов выполнения операции опиливания (Трудовая сфера - 3 уровень усвоения - понимание).
Задачи урока, позволяющие достичь указанных выше учебных целей и определить необходимые учебные действия, в том числе УУД:
1. Познавательные:
- определить и принять учебную цель (задачи) на урок;
- на основе мыслительных операций сравнения и обобщения выявить общие и существенные признаки понятия «опиливание», получить информацию об инструментах для опиливания;
- создать ориентировочную основу действий (Что и как делать?) при выполнении приемов опиливания плоской поверхности заготовки»;
- на основе анализа выполнения приема опиливания и состояния обработанной поверхности заготовки выявить показатели качества выполнения операции опиливания;
- выполнить упражнения и практическую работу по опиливанию плоской поверхности заготовки.
2. Регулятивные:
- выполнить действия по контролю выполнения приемов опиливания.
3. Коммуникативные:
- осуществить внешнеречевую деятельность при обсуждении приемов работы напильником и правил безопасной работы.
4. Личностные:
- выполнить рефлексию (самооценку результатов своей работы).
Следует отметить, что указанные выше цели рассматриваемого урока
технологии и соответственно - задачи, являются примерными, могут быть изменены, дополнены учителем по своему усмотрению.
В условиях реализации ФГОС перед учителем поставлена задача не только грамотно формулировать цели урока и добиваться принятия этих целей учащимися. Важно привлекать школьников к целеобразованию - самостоя-
Теория и методика обучения и воспитания
105
тельному определению новых учебных целей и задач. Этот вопрос, безусловно, требует специального рассмотрения.
Таким образом, предложенный нами вариант целеполагания позволяет: во-первых, формулировать учебные цели в соответствии с установленными ФГОС образовательными результатами, во вторых, указать необходимые учебные действия для достижения планируемых результатов. Это, в свою очередь, дает возможность учителю осмысленно подойти к конструированию других компонентов урока: содержания, методов и средств обучения.
Список литературы:
1. Никитина Н.Н. и др. Основы профессионально-педагогической деятельности: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. -М.: Мастерство, 2002. - 288 с.
2. Николаев В.В. Проектирование урока технологии на основе федерального государственного образовательного стандарта: учебно-методическое пособие. - Череповец: ФГБОУ ВПО ЧГУ 2014.
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. - 454 с. - (Стандарты второго поколения).
4. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Технология 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ КАДЕТ НА УРОКАХ ХИМИИ (НА ПРИМЕРЕ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ)
© Пономарева Т.Н.*
Оренбургское президентское кадетское училище, г. Оренбург
Преподаватель химии основное внимание обращает на научное содержание и предметные умения. Но в жизни люди не часто сталкиваются с задачами, аналогичными предметным. Чаще всего решение реальных проблем требует метапредметных умений. Сегодня стало очевидным, что основной задачей и критерием оценки выступает овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию [7].
Концепция развития универсальных учебных действий» разработана на основе системно-деятельностного подхода группой авторов: А.Г. Асмо-
Преподаватель химии высшей квалификационной категории.