Научная статья на тему 'Проектирование целевого и содержательного компонентов программы повышения квалификации для врачей в сфере психолого-педагогического взаимодействия с пациентами на основе анализа профессиональной деятельности по применению аудиотерапии'

Проектирование целевого и содержательного компонентов программы повышения квалификации для врачей в сфере психолого-педагогического взаимодействия с пациентами на основе анализа профессиональной деятельности по применению аудиотерапии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
425
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПАЦИЕНТАМИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Вацкель Елизавета Александровна

В статье представлены результаты исследования, посвященного проектированию целевого и содержательного компонентов программы повышения квалификации для врачей в сфере психолого-педагогического взаимодействия с пациентами на примере взаимодействия с пациентами с хронической болезнью почек V стадии, получающих лечение гемодиализом. Проектирование данных компонентов базируется на исследовании, посвященном специфике использования данного метода у больных, получающих лечение гемодиализом и на разработанной технологии психолого-педагогического взаимодействия с этими больными. Рассмотрена структура психолого-педагогической деятельности с позиций структуры труды (представлены субъект, объект, предмет, цели, средства и продукты труда). Основные этапы психолого-педагогического взаимодействия с помощью аудиотерапии включают диагностику, проектирование, контроль, коррекцию. К основным функциям относятся: диагностическая, проектировочная, педагогическая, психологическая, коммуникативная, информационно-техническая, контрольно-оценочная, организационная функции. Выделены профессиональные действия, составляющие основу психолого-педагогического взаимодействия с помощью аудиотерапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Вацкель Елизавета Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Design of the target and content components of the psychology and pedagogics postgraduate educational program for doctors based on the analysis of professional activity

The article presents the results of the investigation dedicated to the target component and content component design of the postgraduate educational program in the sphere of the psychology-pedagogy interaction with chronic renal disease patients receiving chronic hemodialysis. The design of these components is based on the investigation of audiotherapy application among these patients. The structure of psychology-pedagogical activity, its subject, object, actor, objectives, facilities, and products has been represented. The activity includes: diagnostic, project, control and correction stages, diagnostic, project, pedagogic, psychology, communicative, information-technique, control, organizational functions. Professional actions that constitute the basis of psychology-pedagogy interaction have been presented.

Текст научной работы на тему «Проектирование целевого и содержательного компонентов программы повышения квалификации для врачей в сфере психолого-педагогического взаимодействия с пациентами на основе анализа профессиональной деятельности по применению аудиотерапии»

УДК 378.046.4

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦЕЛЕВОГО И СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТОВ

ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ ВРАЧЕЙ В СФЕРЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПАЦИЕНТАМИ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ АУДИОТЕРАПИИ Елизавета Александровна Вацкель, ассистент, Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова (ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова)

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, посвященного проектированию целевого и содержательного компонентов программы повышения квалификации для врачей в сфере психолого-педагогического взаимодействия с пациентами на примере взаимодействия с пациентами с хронической болезнью почек V стадии, получающих лечение гемодиализом. Проектирование данных компонентов базируется на исследовании, посвященном специфике использования данного метода у больных, получающих лечение гемодиализом и на разработанной технологии психолого-педагогического взаимодействия с этими больными. Рассмотрена структура психолого-педагогической деятельности с позиций структуры труды (представлены субъект, объект, предмет, цели, средства и продукты труда). Основные этапы психолого-педагогического взаимодействия с помощью аудиотерапии включают диагностику, проектирование, контроль, коррекцию. К основным функциям относятся: диагностическая, проектировочная, педагогическая, психологическая, коммуникативная, информационно-техническая, контрольно-оценочная, организационная функции. Выделены профессиональные действия, составляющие основу психолого-педагогического взаимодействия с помощью аудиотерапии.

Ключевые слова: педагогическое проектирование, психолого-педагогическое взаимодействие с пациентами, повышение квалификации врачей.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.11.117.p23-26

DESIGN OF THE TARGET AND CONTENT COMPONENTS OF THE PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS POSTGRADUATE EDUCATIONAL PROGRAM FOR DOCTORS BASED ON THE ANALYSIS OF PROFESSIONAL ACTIVITY

Elizabeth Alexandrovna Vatskel, the assistant, Pavlov First State Saint-Petersburg Medical University

Annotation

The article presents the results of the investigation dedicated to the target component and content component design of the postgraduate educational program in the sphere of the psychology-pedagogy interaction with chronic renal disease patients receiving chronic hemodialysis. The design of these components is based on the investigation of audiotherapy application among these patients. The structure of psychology-pedagogical activity, its subject, object, actor, objectives, facilities, and products has been represented. The activity includes: diagnostic, project, control and correction stages, diagnostic, project, pedagogic, psychology, communicative, information-technique, control, organizational functions. Professional actions that constitute the basis of psychology-pedagogy interaction have been presented.

Keywords: instructional design, psychology-pedagogy interaction with patients, medical postgraduate education.

ВВЕДЕНИЕ

Переход к биопсихосоциальной парадигме понимания здоровья и смещение акцентов в сторону повышения качества жизни пациентов обусловливают расширение спектра профессиональной деятельности врача за счет психолого-педагогического взаимодействия с пациентами, что должно отражаться в системе их профессиональной под-

готовки. Необходимо формирование коммуникативной, психологической, педагогической компетенций, позволяющих врачам эффективно взаимодействовать с больными. Это особенно актуально в свете растущего количества хронических заболеваний, когда пациенты в связи с болезнью должны изменить свой жизненный уклад, а значительная роль в эффективности лечения принадлежит самому больному, его активности в соблюдении предписаний врача, осознании собственной роли в сохранении здоровья. Однако, подготовка врачей в психолого-педагогической сфере носит общий характер, в то время, как при взаимодействии с пациентами со специфическими хроническими заболеваниями необходимо также психолого-педагогическое взаимодействие, ориентированное на потребности определенной группы больных и решение специфических целей и задач взаимодействия с ними. Данная проблема может быть решена посредством разработки программ обучения врачей в сфере психолого-педагогического взаимодействия с определенными нозологическими группами. Такие программы могут функционировать в системе повышения квалификации, позволяя расширять спектр лечебно-реабилитационной деятельности, осуществляемой врачом.

С целью формирования целевого и содержательного компонента такой программы должно быть запланировано и реализовано исследование, направленное на выявление специфических особенностей пациентов, их потребностей для дальнейшего определения целей и задач психолого-педагогического взаимодействия, а также разработки технологии психолого-педагогического взаимодействия.

ПАЦИЕНТЫ И МЕТОДЫ

Проектирование программы повышения квалификации для врачей в сфере психолого-педагогического взаимодействия с пациентами было осуществлено на примере работы с пациентами с хронической болезнью почек V стадии, получающих лечение гемодиализом. В исследовании принял участие 61 пациент, получающий лечение гемодиализом. Были использованы методы психологического и педагогического исследований: анкетирование, интервьюирование пациентов, шкала депрессии Бека, опросник личностной и ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина, методика Уровень субъективного контроля, копинг-теста Лазаруса.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Специфические особенности пациентов, такие, как наличие тревоги, депрессии, расстройств настроения и потребностей в структурировании времени гемодиализа, релаксации, отвлечения от неприятной лечебной процедуры и гармонизации больничной атмосферы обусловили выбор метода психолого-педагогического взаимодействия -аудиотерапии (прослушивания комплекса музыкальных произведений и звуков природы). С целью проверки выдвинутой гипотезы об эффективности использования метода аудиотерапии у пациентов, получающих лечение гемодиализом, было запланировано и произведено исследование, подтвердившее гипотезу [2].

Данные, полученные на первом этапе, свидетельствовали о том, что у пациентов были в целом умеренные уровни личностной и ситуативной тревожности, низкий и средний уровень депрессии, использование преимущественно конструктивных копинг-стратегий, уровень субъективного контроля, приближенный к норме. Однако, поскольку полученные данные были неоднородны, экспериментальная и контрольная группа были разделены на подгруппы. К первой группе были отнесены пациенты с показателями, приближенными к норме. Ко второй группе были отнесены больные с высокими уровнями тревоги, депрессией, более активным использованием неадаптивных копинг-стратегий, преимущественно экстернальным локусом контроля. [2].

Прослушивание программ аудиотерапии осуществлялось в течение 3 месяцев непосредственно во время сеансов гемодиализа с помощью индивидуальных плееров и

наушников. Плейлисты подбирались с учетом психологического состояния больного, его музыкальных предпочтений. По итогам экспериментального внедрения психолого-педагогического взаимодействия с помощью аудиотерапии было выявлено, что различия показателей пациентов из первых подгрупп экспериментальной и контрольной группы были статистически незначимы, в то время, как у пациентов вторых подгрупп были выявлены статистически значимые различия. С целью дальнейшего исследования, были проанализированы указанные подгруппы, и было выявлено, что часть пациентов (6 человек), по итогам, могла быть переведена во вторую подгруппу, что свидетельствуют об активизации адаптационного потенциала этих пациентов [2].

На основании проведенного исследования была разработана технология психолого-педагогического взаимодействия с пациентами, получающими лечение гемодиализом. Технологию можно представить следующим образом.

1. Диагностика. Исследование пациентов с помощью методов психологического и педагогического исследования, выявление специфических потребностей пациентов.

2. Проектирование индивидуально маршрута для пациента на основании полученных на предыдущем этапе данных (выявленных особенностях психологического, соматического состояния пациента, его поведения во время сеанса гемодиализа, выявленных потребностях)

3. Реализация психолого-педагогического взаимодействия с пациентами посредством регулярного взаимодействия с больным в ходе лечения (у пациентов, получающих лечение гемодиализом, прослушивание программ аудиотерапии происходило непосредственно во время сеанса гемодиализа с помощью индивидуальных плееров и наушников).

4. Оценка эффективности с помощью повторной психолого-педагогической диагностики, коррекция индивидуального маршрута в случае необходимости.

Поскольку проектирование содержания обучения должно строиться исходя из целей, структуры, содержания, функций и решаемых задач профессиональной деятельности [1], необходимо провести анализ деятельности по применению метода психолого-педагогического взаимодействия с помощью аудиотерапии.

Анализируя данный вид деятельности с позиций структуры труда, следует выделить субъект, объект, предмет, средства и продукт такой деятельности.

В качестве субъекта выступают специалисты, осуществляющие психолого-педагогическое взаимодействие с помощью аудиотерапии. Объектом труда являются пациенты, получающие лечение гемодиализом. Предметом труда являются психолого-педагогическое взаимодействие с больными. В качестве средств труда рассматриваются плейлисты, музыкальные произведения, звуки природы, комплекс носителей, обеспечивающих хранение, переработку, передачу плейлистов. Продуктами труда являются разработанные специалистами индивидуальные маршруты психолого-педагогического взаимодействия с помощью аудиотерапии.

Цели деятельности по применению аудиотерапии у пациентов, получающих лечение гемодиализом, включают: коррекцию психологического состояния, повышение толерантности к сеансу гемодиализа, формирование позитивного отношения к сеансу гемодиализа, структурирование времени сеанса гемодиализа, гармонизация больничной атмосферы. Психолого-педагогическое взаимодействие, осуществляемое врачом, должно быть обусловлено мотивом помощи пациентам и повышения качества их жизни.

Основные этапы технологии психолого-педагогического взаимодействия включают диагностику, проектирование, контроль, коррекцию. К основным функциям относятся: диагностическая, проектировочная, педагогическая, психологическая, коммуникативная, информационно-техническая, контрольно-оценочная, организационная функции.

Действия, осуществляемые в рамках аудиотерапии, включают: выбор методик психологического и педагогического исследования; организацию диагностики; обработ-

ку, анализ и интерпретацию полученных данных; проектирование индивидуального маршрута для пациента; отбор плейлистов, отвечающих поставленным целям и задачам; организацию и проведение прослушивания программ аудиотерапии; совместную рефлексию; формирование навыков саморегуляции; текущий контроль и оценку состояния пациента до и после прослушивания; контроль и оценку состояния пациента по итогам курса аудиотерапии; коррекцию индивидуального маршрута пациента на основе полученных в ходе контроля и оценки данных.

ВЫВОДЫ

На основе анализа деятельности по использованию аудиотерапии происходит определение состава компетенций, которые должны быть сформированы у врачей по итогам обучения (педагогической, психологической, коммуникативной, когнитивной, информационно-технической) и содержательного компонента программы повышения квалификации для врачей, применяющих метод аудиотерапии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гурье, Л.И. Использование тезаурусов в проектировании педагогической подготовки преподавателей технических вузов в системе последипломного образования / Л.И. Гурье // Образовательные технологии и общество. - 2001. - № 4 (4). - С. 63-66.

2. Динамика психологического состояния пациентов с хронической болезнью почек V стадии в ходе психокоррекции как элемент содержательной составляющей подготовки врачей по аудиотерапии / Е.А. Вацкель, Н.П. Ванчакова, А.В. Тишков, Н.В. Красильникова // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. - 2014. - Сер. 12. - № 2. - С. 29-38.

REFERENCES

1. Gurie, L.I. (2001), "Thesaurus appliance in engineering universities teaching staff postgraduate education", Educational Technology and Society, Vol. 4, No. 4, pp.63-66.

2. Vatskel ,E.A., Vanchakova, N.P., Tishkov, A.V. and Krasilnikova, N.V. (2014), "The dynamics of end-stage renal disease patients psychological status during psychocorrection as a content element for audiotherapy education programs for doctors", The Bulletin of Saint-Petersburg State University, Issue 12, No. 2, pp. 29-38.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 22.11.2014.

УДК 797.122

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СКОРОСТИ ЛОДКИ И БИОМЕХАНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ТЕХНИКИ ГРЕБЛИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДИСТАНЦИИ 500 М ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ БАЙДАРОЧНИЦАМИ

Сергей Викторович Верлин, заслуженный тренер России, директор, Павел Валентинович Квашук, доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора, Государственное училище олимпийского резерва, Бронницы, Ирина Николаевна Маслова, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры

Аннотация

Исследование соревновательной деятельности спортсменок высокой квалификации позволило выявить динамику показателей взаимосвязи скорости лодки и биомеханических характеристик техники гребли на стартовом, дистанционном и финишном отрезках дистанции 500 м. Показано, что средняя скорость на стартовом отрезке дистанции 500 м у спортсменок высокой квалифи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.