ОРИГИНАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
5. Эллис, А. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии / A. Эллис, У. Драйден. - СПб., 2002. - С. 27-33.
6. Jacobs, R. H. Empirical evidence of cognitive vulnerability among children and adolescents : A cognitive science and developmental perspective / R. H. Jacobs [et al] // Clinical Psychology Review. -
2008. - Vol. 28. - № 8. - P. 759-782.
7. Rood, L. The influence of emotion-focused rumination and distraction on depressive symptoms in non-clinical youth : a meta-analytic review / L. Rood [et al] // Clinical Psychology Review. -
2009. - Vol. 29. - № 9. - P. 607-616.
РЕЗЮМЕ
Л. В. Бородкина
Особенности перцептивной уязвимости при депрессивных расстройствах в молодом возрасте
Обосновывается возможность изучения перцептивного развития и особенностей обработки перцептивных гипотез как причинных факторов возникновения депрессивных расстройств. Исследуется специфика перцептивного процесса при депрессивных расстройствах эндогенного и психогенного генеза с помощью
показателей когнитивных стилей. Выявлены устойчивые сочетания предпочитаемых когнитивных стилей при депрессивных расстройствах различного генеза.
Ключевые слова: депрессия, зрительный гнозис, когнитивные стили, перцептивная уязвимость.
SUMMARY
L. V. Borodkina
Specificity of perception vulnerability in depression at young age
The paper presents the ways to investigation into perception development and specificity of perception hypothesis interpretation as casual factors of depressive disorder development. Specificity of the perception process in depressive disorders of endogenic and psychogenic origin is investigated by means of cognitive style indicators. Stable combinations of preferable cognitive styles in depressive disorders of various types of origin have been found.
Key words: depression, visual perception, cognitive styles, perception predisposition.
© Коллектив авторов, 2011 г.
УДК 616.89-008.19:616.61-008.64-036.92-085.381-08
Н. П. Ванчакова, А. В. Смирнов, Н. В. Красильникова, Е. А. Вацкель, Н. О. Ананичев
КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОТОВНОСТИ К ПРОСЛУШИВАНИЮ ОБЪЕКТОВ АУДИОТЕ-РАПИИ У БОЛЬНЫХ ХРОНИЧЕСКИМИ ПОЧЕЧНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ЛЕЧЕБНОМ ГЕМОДИАЛИЗЕ
Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова
ВВЕДЕНИЕ
Анализ периодической литературы указывает на то, что аудиотерапия нашла свое место в программах комплексного лечения различных заболеваний [1, 3, 6-8]. Имеется опыт применения музыкотерапии при выполнении хирургических манипуляций, лечении желудочно-кишечных заболеваний, оказании медицинской помощи больным с хронической почечной недостаточностью [9]. Сформировалось представление, что музыкотерапия улучшает состояние больных [6]. Получены данные о том, что в формировании эмоций в большей степени участвуют лад и темп прослушиваемого музыкального произведения [4, 10]. Но сохраняется большое число вопросов относительно выраженности и характера улучшения, ус-
тойчивости достигнутого эффекта. Особенно это важно для пациентов с хроническими почечными заболеваниями (ХПЗ) с хронической почечной недостаточностью (ХПН) и лечебным хроническим гемодиализом (ХГ), которые получают сложную медикаментозную терапию и, несмотря на это, имеют много вторичных психосоматических расстройств.
Цель настоящего исследования заключалась в изучении когнитивного компонента готовности больных ХПЗ с ХПН и лечебным ХГ к прослушиванию объектов аудио-терапии.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Был исследован 41 пациент с хроническими почечными заболеваниями, которые достигли стадии ХПН и получали ХГ в течение 1-25 лет. У 24 (56 %) из них имелись тяжелые соматические осложнения. В обследованной группе было 18 мужчин (возраст - 24,5+20,5 года) и 23 женщины (возраст -20+40,5 года). Социальный статус был неоднородным, но преобладали пациенты работающие и не состоящие в браке. Использованы следующие методы: УСК [2], мотивационное интервью [5], визуально аналоговые шкалы (ВАШ) для оценки уровня понимания своего состояния (чувства и ощущения), в частности, ощущения хронической боли и хронического зуда. Из метода мотивационного интервьюирования извлекались такие элементы, как индуктивное расспрашивание, активное выслушивание, регулярное использование подведения итога, избегание обвинений, доводы «за» и «против» альтернативного образа действий, а также формирование и подкрепление адаптивных установок и форм поведения. Всем больным давались для прослушивания одни и те же плей-листы. Плей-листы были специально сформированы на основе анализа физических и интонационных
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ СПбГМУ ИМ. АКАД. И. П. ПАВЛОВА • ТОМ XVIII • №4 • 2011
характеристик музыкальных фрагментов. Плей-листы больные прослушивали в период получения процедуры гемодиализа. Прослушивание проводилось с помощью индивидуальных плееров и стереофонических наушников.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
На основании результатов психологического обследования когнитивного компонента готовности к прослушиванию объектов аудиотерапии были сформированы три группы пациентов. В первую группу были включены 9 пациентов: 3 мужчин, 6 женщин (возраст - 27,5± 10 года). Длительность ХГ колебалась от 1года до 8 лет. Соматически эта группа была менее отягощенной, только у одного пациента имелась сопутствующая патология. Во вторую группу был включен 21 пациент: 10 мужчин, 11 женщин (возраст - 45±25,5 года). Длительность ХГ -колебалась от 1 года до 25 лет. У 16 из них имелись сопутствующие заболевания. В третью группу были включены 11 пациентов: 5 мужчины и 6 женщины (возраст 54,5± ±25 лет). Длительность ХГ от 1 года до 10 лет. У всех больных этой группы имелись сопутствующие заболевания. По социальному положению группы были ран-домизированы.
Все больные первой группы имели средние, приближенные к норме, показатели локуса контроля (5,2) и только по шкале «здоровье и болезни» несколько завышенный экстернальный уровень (4,52). При мотивационном интервью представители этой группы быстрее соглашались на необходимость сотрудничества пациента и врача, аргументировали необходимость в открытых доверительных отношениях, проявляли интерес к предлагаемым методам саморегуляции. При определении уровней чувств и ощущений (в том числе зуда - 3,86±0,92 и боли - 3,8±1,2) больные этой группы более выражено характеризовали свои состояния и ярче и многообразней описывали в словесной форме, используя развернутые предложения и метафоры.
Все больные второй группы имели высокие уровни экстернального контроля (3,4). При мотивационном интервью проявляли сомнение в необходимости открытых доверительных отношений между врачом и пациентом, использовали негативные высказывания о необходимости взаимодействия с разными специалистами, кроме лечащего врача. Сомневались в необходимости и эффективности методов саморегуляции. При определении уровней чувств и ощущений (в том числе зуда - 4,5 и боли -6,7) проявляли крайние состояния - гиперчувствительность или гипочувствительность при описании ощущений. Лексика была скудная, они нуждались в дополнительной «линейке-словаре» для описания своего состояния. Чувства обозначали оценочно («хорошо - плохо»; «приятно -неприятно»), превалировало выражение «устал - устала». Однако у этой группы был ярко выражен интерес и готовность к взаимодействию при обследовании. Они проявляли желания обсуждать свое состояние дальше,
проговаривали жалобы о своей жизни и обнаруживали стремление изменить ее, как правило, в выражении «вернуться» в прежнее состояние.
Все больные третьей группы имели высокие показатели экстернального контроля (2,7). С нежеланием проходили мотивационное интервью и опрос по шкале чувств и ощущений. Ответы были односложными, наблюдался «уход в себя», общение по формальному признаку. Преобладали чувства негативного характера: обида, разочарование, печаль, уныние. Ощущения, как правило, были гиперчувствительные: характерные выражения «все болит», «зудит и зудит, так, что сил нет» (9,8). Эти больные отличались капризностью в поведении, недоверим и враждебным отношением к окружающим, текущей ситуации. Прослушивание плей-листов проводилась в течение 4-х месяцев. Пациенты прослушивали плей-листы от 1,5 до 2 часов при каждой процедуре гемодиализа.
При прослушивании плей-листов больные первой группы обнаружили наиболее выраженную динамику. Она проявилась в активной позиции при собеседовании по результатам прослушивания, заинтересованности и высоком желании слушать плей-листы дальше. Во время повторного обследования показатели УСК изменились в сторону нормы (5,8), в том числе и по шкале «здоровье» (5,4). Больные положительно оценивали собственный опыт проб в саморегуляции.
У больных второй группы тоже имелась положительная динамика в показателях УСК. У большинства они приблизились к норме по шкале «здоровье» (5,2). Но представители этой группы с трудом и большим сомнением принимали ответственность за свои чувства и состояния. Подвижки в положительную сторону возникали при наличии более сильной актуальной персоны (врача, психолога, волонтера, родственника), находящегося рядом и проявляющего поддержку, оптимизм и волю. По шкале оценки ощущений весомой разницы в результатах не наблюдалось (6,8). О чувствах они говорили в более расширенном диапазоне положительных чувств, лексика обогатилась, распространенных предложений стало больше.
У больных третьей группы динамика УСК была незначительна. Мотивационное интервью показало, что пациенты этой группы слушали плей-листы как развлекательную программу и не реагировали на ее смысловые части. И, более того, проявляли к ним враждебность в типичной фразе: «Зачем мне это, уберите! Оставьте только...». Оценка чувств показала, что больные говорили более распространенно о положительных чувствах и называли их более широкий диапазон. Но это касалось только прослушиваемого плей-листа, вызвавшего положительный отклик на реальную жизнь, а на состояние самого больного это не переносилось. Ощущения оценивались так же в гиперчувствительно-негативной каннотации. А оценка неприятных ощущений во время прослушивания оценивалась как сниженная: «Когда слушаю, так кажется поменьше болит или ничего не чувствую». При этом показатели по шкале ВАШ боль и зуд продолжали оставаться высокими (9,2).
ОРИГИНАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование установило, что больные ХПН и ХГ имели различные показатели когнитивного компонента готовности к аудиотерапии, включающей музыкальные плей-листы, сформированные на основании анализа характеристик музыки и ее психотерапевтического воздействия. Различие показателей когнитивного компонента позволило определить три уровня состояния больных по отношению к степени сформированности когнитивного компонента готовности к прослушиванию аудиообъектов. Представители первой группы - с выраженным уровнем сформированности когнитивного компонента готовности к прослушиванию аудиообъектов -могли самостоятельно, при небольшой поддержке со стороны специалиста, использовать предлагаемую на плей-листе музыкальную информацию для изменения своего состояния. Проявляли высокую активность при прослушивании плей-листов, анализе содержания и собственного состояния. Представители второй группы имели средний уровень сформированности когнитивного компонента готовности к прослушиванию аудиообъектов. Они имели положительную динамику когнитивного компонента готовности к прослушиванию плей-листов, и она зависела от активного участия специалиста. При взаимодействии и проявлении инициативы со стороны специалиста эти больные анализировали содержание музыкальных фрагментов, свое состояние. Но при предложении прослушивать самостоятельно и заполнять карту своего состояния протестовали и ставили как условие совместный контакт. Представители третьей группы имели низкий уровень сформированности когнитивного компонента готовности к прослушиванию аудиообъектов. Эта группа включала больных с более тяжелым соматическим состоянием, более старшей возрастной группы и более длительным ХГ. Для них было характерно инфантильное поведение, нежелание адресовать ответственность к себе и принимать возможности саморегуляции. Они были готовы только к восприятию музыки, ориентированной на удержание и укрепление «базового доверия к миру».
ЛИТЕРАТУРА
1. Брусиловский, Л. С. Использование музыки при групповом аутотренинге в комплексном восстановительном лечении психических больных / Л. С. Брусиловский/ / Труды Ленинград. Психоневролог. ин-та. - 1975. - Т. 76. - С. 97-101.
2. Бажин, Е. Ф. Метод исследования уровня субъективного контроля / Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М Эткинд // Психолог. журн. - 1984. - Т. 5. - № 3. - С. 152-163.
3. Гринёва, И. М. Изучение особенностей музыкального восприятия у больных с начальными проявлениями неполноценности
кровоснабжения мозга : дисс. ... канд. мед. наук / И. М. Гринёва. -Л., 1981. - С. 14-16.
4. Курышева, И. В. Психотерапевтические возможности восприятия «живой» классической музыки / И. В. Курышева // Ученые записки. - 2009. - Т. XVI. - № 4. - С. 71-73.
5. Муздыгбаев, К. Психология ответственности / К. Муздыба-ев. - Л., 1983.
6. Hasches, H. Music and medicine / H. Hasches // Wien. med. Waschr. - 1978. - Bd. 128. - № 1. - S. 1-9.
7. Kim, Y. O. Effect of music's Therapy on Stress and Quality of Life in Patients Undergoing Hemodialysis / Y. O. Kim // J. Korean. Acad. Nurs. - 1993. - № 23 (3). - S. 431-452.
8. Nordorff, P. Music als Therapie fur behindene Kinder / P. Nordorff, С. Robbins. - Kiett-Cotta, 1983. - S. 222-224.
9. Pothoulaki, M. An investigation of the effects of music on anxiety and pain perception in patients undergoing hemodyalysis treatment / M. Pothoulaki // J. of health psychology (J. Health Psychol). - 2008. - Vol. 13 (issue). - P. 912-920.
10. Zhao, H. H. Both happy and melodies modulate tonic human heat pain / H. H. Zhao [et al] // The journal of pain: official journal of American Pain Society (J. Pain). - 2009. - Vol. 10 (issue 9). -P. 953-960.
РЕЗЮМЕ
Н. П. Ванчакова, А. В. Смирнов, Н. В. Красиль-никова, Е. А. Вацкель, Н. О. Ананичев
Когнитивный компонент готовности к прослушиванию объектов аудиотерапии у больных хроническими почечными заболеваниями, находящихся на лечебном гемодиализе
Исследование показало, что у больных ХПН и ХГ различные показатели когнитивного компонента в готовности к аудиотера-пии. Были выделены три группы больных по трем уровням состояния и по степени сформированности когнитивного компонента готовности к прослушиванию плей-листов. Полученные данные должны быть использованы при создании плей-листов для музыкальной терапии, ориентированной на пациентов с разной готовностью к ее восприятию.
Ключевые слова: аудиотерапия, музыкальная терапия, когнитивный компонент, хронический гемодиализ, хроническая почечная недостаточность.
SUMMARY
N. P. Vanchakooa, A. V. Smirnoo, N. V. Krasilnikooa, E. A. Vatskel, N. O. Ananicheo
Cognitive component of willingness to audio therapy listening among chronic renal disease patients on hemodialysis
The study shows that chronic renal disease and chronic hemodialysis patients have dissimilar indices of cognitive component of willingness to music therapy listening. The patients were divided into three groups in accordance with the level of their condition and the level of the cognitive component for readiness to the play list listening. The data obtained should be used while creating music therapy playlists oriented at patients with dissimilar readiness for music therapy.
Key words: audiotherapy, music therapy, cognitive component, chronic hemodialysis, chronic renal disease.