ОРИГИНАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
следует учитывать при проведении семейной психотерапии и психокоррекции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для семей детей с БА было характерно малоадаптивное защитно-совладающее поведение, что обуславливает необходимость проведения семейной психотерапии и психокоррекции с целью снижения риска возникновения приступов БА путем обучения членов семьи адаптивному поведению как в период обострения заболевания у ребенка, так и в периоды ремиссии. Проведение семейной психотерапии (психокоррекции) позволит оптимизировать внутрисемейные отношения, снизить напряжение, семейную тревогу и рецидивы заболевания ребенка, что закладывает основы саногенетических механизмов семьи ребенка с бронхиальной астмой и формирует высокий адаптационный потенциал семейной системы в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антропов, Ю. Ф. Лечение детей с психосоматическими расстройствами / Ю. Ф. Антропов, Ю. С. Шевченко. - СПб. : Речь, 2002. - 560 с.
2. Билецкая, М. П. Краткосрочная «ромбовидная» векторная семейная психотерапия : учеб.-метод. пособие / М. П. Билецкая. -СПб., 2006. - 40 с.
3. Исаев, Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей / Д. Н. Исаев. - СПб. : Речь, 2005. - 400 с.
4. Крюкова, Т. Л. Психология семьи : жизненные трудности и совладание с ними / Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, Е. В. Куф-тяк. - СПб. : Речь, 2005. - 240 с.
5. Лидере, А. Г. Психологическое обследование семьи: учеб. пособие - практикум для студ. фак-тов психологии высш. учеб. заведений / А. Г. Лидерс. - М. : Академия, 2006. - 432 с.
6. Никольская, И. М. Психологическая защита у детей / И. М. Никольская, Р. М. Грановская. - СПб. : Речь, 2001. - 507 с.
7. Эйдемиллер, Э. Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия : учеб. пособие для врачей и психологов / Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добряков, И. М. Никольская. - СПб. : Речь, 2003. - 336 с.
8. Kliewer, W. Coping in Middle Childhood: Relations to Competence, Type A Behavior, monitoring, blunting and Locus of Control / W. Kliewer // Dev. Psychol. - 1991. - Vol. 27. - № 4. - P. 689-697.
9. Lazarus, R. S. Coping theory and research : past, present and future / R. S. Lazarus // Psychosomatic Medicine. - 1993. - Vol. 55. -P. 234-247.
РЕЗЮМЕ
М. П. Билецкая, М. И. Бурлакова
Адаптационный потенциал членов семей детей с бронхиальной астмой
У членов 50 семей (150 человек) детей с бронхиальной астмой и 50 семей условно здоровых детей исследованы особенности за-щитно-совладающего поведения. Выявлены и описаны особенности защитно-совладающего поведения, как каждого члена семьи, так и на системном семейном уровне. Указанные особенности необходимо учитывать в семейной психотерапии (психокоррекции) детей с бронхиальной астмой.
Ключевые слова: бронхиальная астма, психологические защиты, копинг-стратегии, семейный копинг, семейная сплоченность и адаптация, адаптационный потенциал.
SUMMARY
M. P. Biletskaya, M. I. Burlakova
Adaptive potential in the members of families with asthmatic children
Specific features of the protective coping behavior in the members of 50 families (150 people) with asthmatic children and 50 families with healthy children have been investigated. Specificity of the protective coping behavior in each member of the family and in the family as a whole has been elicited and described. These specific features are to be taken into account in planning the family therapy.
Key words: bronchial asthma, psychological defense, coping strategy, family coping, family cohesion and adaptation, adaptive capacity.
© Л. В. Бородкина, 2011 г.
УДК 616.89-008.454-008.447
Л. В. Бородкина
ОСОБЕННОСТИ ПЕРЦЕПТИВНОЙ УЯЗВИМОСТИ ПРИ ДЕПРЕССИВНЫХ РАССТРОЙСТВАХ
В МОЛОДОМ ВОЗРАСТЕ
Тверской областной клинический психоневрологический диспансер
ВВЕДЕНИЕ
Современные модели возникновения депрессивных расстройств рассматривают когнитивную уязвимость как один из основных факторов развития болезни под воздействием стрессоров. Дисфункциональное мышление
депрессивных больных хорошо изучено в рамках когнитивного подхода и является основной мишенью эффективного психотерапевтического воздействия [1, 5]. Литературные обзоры последних лет суммируют результаты исследований о роли когнитивных процессов в патогенезе депрессий подросткового и юношеского возраста и выделяют в качестве имеющих наибольшее значение следующие когнитивные конструкции: особенности мышления, атрибутивный стиль и дисфункциональные отношения [6, 7].
Между тем зрительный гнозис является наиболее важным для ориентации в окружающей действительности психическим процессом и онтогенетически первичен относительно процессов мышления. Основой мотивации любого поведения является связь образа текущего восприятия с эмоциональной оценкой воспринятого [3]. Перцептивное развитие неразрывно связано с единым процессом познания, в котором восприятие, мышление
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ СПбГМУ ИМ. АКАД. И. П. ПАВЛОВА • ТОМ XVIII • №4 • 2011
и деятельность образуют целостную познавательную систему. Проблема формирования перцептивного образа изучалась в основном в рамках когнитивной психологии вне связи с эмоциональными явлениями.
В доступной нам литературе особенности обработки информации на уровне перцепции при депрессивных расстройствах практически не изучены. Специфика обработки перцептивных гипотез на невербальном уровне может быть рассмотрена как предиспозиция дальнейшей когнитивной уязвимости на уровне мышления.
Изучение литературных данных и анализ результатов смежных исследований в области психиатрии, медицинской, когнитивной и социальной психологии позволили сформулировать следующее предположение: у больных, страдающих депрессией в юношеском и раннем зрелом возрасте, в отличие от здоровых лиц того же возраста, существуют устойчивые предпочтения к определенным способам приема и переработки информации на перцептивном уровне. Индивидуально-своеобразные способы переработки информации в виде устойчивых различий в восприятии, анализе, структурировании, категоризации, оценивании происходящего в современной психологической науке обозначаются понятием «когнитивный стиль» [4].
Цель исследования: проведенное нами экспериментальное исследование направлено на прояснение специфики перцептивного процесса при наличии депрессивной симптоматики эндогенного и психогенного генеза в сравнении с условно здоровыми лицами.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В качестве предмета исследования выступили следующие когнитивные стили: импульсивность - рефлексивность (методика «Сравнение похожих рисунков» Дж. Когана) , ригидный - гибкий познавательный контроль (методика «Словесно-цифровая интерференция» Дж. Струпа), узкий - широкий диапазон эквивалентности (методика «Свободная сортировка объектов» Р. Гарднера). В качестве объекта исследования выступали пациенты круглосуточных и дневных стационаров Тверского областного клинического психоневрологического диспансера -80 человек в возрасте от 17 до 35 лет. Общей клинической чертой пациентов основной группы являлось наличие ведущего депрессивного синдрома при психических расстройствах эндогенного и психогенного генеза средней степени тяжести (две подгруппы по 40 человек). Диагностика депрессивного расстройства была проведена лечащими врачами-психиатрами в соответствии с критериями МКБ-10. Контрольную группу составили студенты очного и заочного отделений Тверского государственного университета - 40 человек. Критерием отбора здоровых испытуемых служило отсутствие психических и неврологических расстройств.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В результате проведенного исследования были выявлены статистически значимые различия в преобладании
изучаемых когнитивных стилей у здоровых людей и лиц с депрессией (р<0,01) и у лиц с депрессивными расстройствами эндогенного и экзогенного генеза между собой (р<0,05).
Для больных с депрессивным расстройством эндогенного генеза наиболее предпочитаемыми оказались параметры изучаемых когнитивных стилей, которые образуют некий профиль устойчивого соотношения импульсивности (86 %), ригидности познавательного контроля в сочетании с высоким показателем коэффициента вер-бальности (67 %) и синтетичности (глобальности) (72 %) при переработке перцептивных гипотез на невербальном уровне восприятия. Для больных с депрессивным расстройством психогенного генеза характерен несколько другой профиль сочетаемости параметров когнитивных стилей: рефлексивность (81 %), ригидность познавательного контроля в сочетании с низким показателем коэффициента вербальности (74 %) и аналитичность (детализация) (65 %). В группе здоровых лиц устойчивой сочетаемости показателей когнитивных стилей выявлено не было.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, гипотеза о специфике когнитивной организации на уровне перцепции при депрессивных расстройствах разного генеза подтвердилась.
Можно предположить, что выявленные нами профили сочетания параметров когнитивных стилей при эндогенных и психогенных депрессивных расстройствах в молодом возрасте имеют непосредственное значение при формировании и закреплении депрессивного типа реагирования еще на довербальном, допонятийном уровне. Согласно психодинамическим представлениям о природе депрессивных расстройств, для депрессивных больных характерна регрессия к ранним стадиям психосексуального развития, инфантильная депрессивная позиция [2]. Соответственно, можно предположить регрессию к незрелым формам перцептивной обработки информации при депрессиях или статичную недостаточность развития зрительного гнозиса как перцептивную уязвимость для развития депрессивных расстройств. Детальное изучение становления познавательных операций процесса восприятия в ходе онтогенеза представляется перспективным для понимания начальных механизмов формирования депрессивного типа реагирования и определения характерных признаков дисфункционального восприятия депрессивных больных.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бек, А. Когнитивная терапия : полное рук-во /А. Бек, С. Джудит. - М., 2006. - С. 15-24.
2. Психоанализ депрессий // Сб. ст. под ред. проф. М. М. Решетникова. - СПб., 2008. - С. 31-44.
3. Теория развития : дифференционно-интеграционная парадигма / сост. Н. И. Чуприкова. - М., 2009. - С. 44-52.
4. Холодная, М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума / М. А. Холодная. - М., 2004. - С. 17-23.
ОРИГИНАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
5. Эллис, А. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии / A. Эллис, У. Драйден. - СПб., 2002. - С. 27-33.
6. Jacobs, R. H. Empirical evidence of cognitive vulnerability among children and adolescents : A cognitive science and developmental perspective / R. H. Jacobs [et al] // Clinical Psychology Review. -
2008. - Vol. 28. - № 8. - P. 759-782.
7. Rood, L. The influence of emotion-focused rumination and distraction on depressive symptoms in non-clinical youth : a meta-analytic review / L. Rood [et al] // Clinical Psychology Review. -
2009. - Vol. 29. - № 9. - P. 607-616.
РЕЗЮМЕ
Л. В. Бородкина
Особенности перцептивной уязвимости при депрессивных расстройствах в молодом возрасте
Обосновывается возможность изучения перцептивного развития и особенностей обработки перцептивных гипотез как причинных факторов возникновения депрессивных расстройств. Исследуется специфика перцептивного процесса при депрессивных расстройствах эндогенного и психогенного генеза с помощью
показателей когнитивных стилей. Выявлены устойчивые сочетания предпочитаемых когнитивных стилей при депрессивных расстройствах различного генеза.
Ключевые слова: депрессия, зрительный гнозис, когнитивные стили, перцептивная уязвимость.
SUMMARY
L. V. Borodkina
Specificity of perception vulnerability in depression at young age
The paper presents the ways to investigation into perception development and specificity of perception hypothesis interpretation as casual factors of depressive disorder development. Specificity of the perception process in depressive disorders of endogenic and psychogenic origin is investigated by means of cognitive style indicators. Stable combinations of preferable cognitive styles in depressive disorders of various types of origin have been found.
Key words: depression, visual perception, cognitive styles, perception predisposition.
© Коллектив авторов, 2011 г.
УДК 616.89-008.19:616.61-008.64-036.92-085.38]-08
Н. П. Ванчакова, А. В. Смирнов, Н. В. Красильникова, Е. А. Вацкель, Н. О. Ананичев
КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОТОВНОСТИ К ПРОСЛУШИВАНИЮ ОБЪЕКТОВ АУДИОТЕ-РАПИИ У БОЛЬНЫХ ХРОНИЧЕСКИМИ ПОЧЕЧНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ЛЕЧЕБНОМ ГЕМОДИАЛИЗЕ
Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова
ВВЕДЕНИЕ
Анализ периодической литературы указывает на то, что аудиотерапия нашла свое место в программах комплексного лечения различных заболеваний [1, 3, 6-8]. Имеется опыт применения музыкотерапии при выполнении хирургических манипуляций, лечении желудочно-кишечных заболеваний, оказании медицинской помощи больным с хронической почечной недостаточностью [9]. Сформировалось представление, что музыкотерапия улучшает состояние больных [6]. Получены данные о том, что в формировании эмоций в большей степени участвуют лад и темп прослушиваемого музыкального произведения [4, 10]. Но сохраняется большое число вопросов относительно выраженности и характера улучшения, ус-
тойчивости достигнутого эффекта. Особенно это важно для пациентов с хроническими почечными заболеваниями (ХПЗ) с хронической почечной недостаточностью (ХИН) и лечебным хроническим гемодиализом (ХГ), которые получают сложную медикаментозную терапию и, несмотря на это, имеют много вторичных психосоматических расстройств.
Цель настоящего исследования заключалась в изучении когнитивного компонента готовности больных ХПЗ с ХПН и лечебным ХГ к прослушиванию объектов аудио-терапии.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Был исследован 41 пациент с хроническими почечными заболеваниями, которые достигли стадии ХПН и получали ХГ в течение 1-25 лет. У 24 (56 %) из них имелись тяжелые соматические осложнения. В обследованной группе было 18 мужчин (возраст - 24,5+20,5 года) и 23 женщины (возраст -20+40,5 года). Социальный статус был неоднородным, но преобладали пациенты работающие и не состоящие в браке. Использованы следующие методы: УСК [2], мотивационное интервью [5], визуально аналоговые шкалы (ВАШ) для оценки уровня понимания своего состояния (чувства и ощущения), в частности, ощущения хронической боли и хронического зуда. Из метода мотивационного интервьюирования извлекались такие элементы, как индуктивное расспрашивание, активное выслушивание, регулярное использование подведения итога, избегание обвинений, доводы «за» и «против» альтернативного образа действий, а также формирование и подкрепление адаптивных установок и форм поведения. Всем больным давались для прослушивания одни и те же плей-листы. Плей-листы были специально сформированы на основе анализа физических и интонационных