Научная статья на тему 'Адаптационный потенциал членов семей детей с бронхиальной астмой'

Адаптационный потенциал членов семей детей с бронхиальной астмой Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
200
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА / BRONCHIAL ASTHMA / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ / PSYCHOLOGICAL DEFENSE / КОПИНГ-СГРАТЕГИИ / СЕМЕЙНЫЙ КОПИНГ / FAMILY COPING / СЕМЕЙНАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ И АДАПТАЦИЯ / FAMILY COHESION AND ADAPTATION / АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ADAPTIVE CAPACITY / COPING STRATEGY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Билецкая М. П., Бурлакова М. И.

У членов 50 семей (150 человек) детей с бронхиальной астмой и 50 семей условно здоровых детей исследованы особенности защитно-совладающего поведения. Выявлены и описаны особенности защитн о-совладающего поведения, как каждого члена семьи, так и на системном семейном уровне. Указанные особенности необходимо учитывать в семейной психотерапии (психокоррекции) детей с бронхиальной астмой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Билецкая М. П., Бурлакова М. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptive potential in the members of families with asthmatic children

Specific features of the protective coping behavior in the members of 50families (150 people) with asthmatic children and 50 families with healthy children have been investigated. Specificity of the protective coping behavior in each member of the family and in the family as a whole has been elicited and described. These specific features are to be taken into account in planning the family therapy.

Текст научной работы на тему «Адаптационный потенциал членов семей детей с бронхиальной астмой»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ РАБОТЫ

4. Психотерапевтическая энциклопедия / Б. Д. Карвасарский [и др.]. - СПб. : Питер, 2006. - 944 с.

5. Тарабрина, Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н. В. Тарабрина. - СПб. : Питер, 2001. - 272 с.

6. Терапия антидепрессантами и другие методы лечения депрессивных расстройств / Т. Багай [и др.] // Доклад рабочей группы CINP на основе обзора доказательных данных / пер. с англ. ред. В. Н. Краснов. - М. : РОП, 2008. - 216 с.

7. Branney, P. Big boys don't cry: depression and men / P. Branney, A. White // Advances in Psychiatric Treatment. - 2008. - № 14. -P. 256-262.

8. Casey, P. Adjustment disorders. Fault line in the psychiatric glossary / P. Casey, C. Dowrick, G. Wilkinson // British J. ofPsychiatry. -2001. - № 179. - P. 479-481.

9. Derogatis, L. R. Confirmation of the dimensional structure of the SCL - 90 : a study in construct validation / L. R. Derogatis, P. A. Cleary // J. Clin. Psychol. - 1977. - № 33. - P. 981-989.

10. Hotopf, M. Is «somatisation» a defense against the acknowledgment of psychiatric disorder? / M. Hotopf, M. Wadsworth, S. Wessely // J. Psychosomatic Research. - 2001. - № 50. -P. 119-124.

11. Kessler, R. C. Распространенность психических заболеваний (по показателю «в течение жизни») и их распределение по возрасту пациентов к периоду возникновения патологии по данным обзора, выполненного по программе Всемирной организации здравоохранения / R. C. Kessler, M. Angermeyer, J. C. Anthony // World Psychiat. - 2007. - Vol. 6. - № 3. - С. 168-176.

РЕЗЮМЕ

Е. Ю. Антохин

Диагностика и пути коррекции аффективных расстройств в условиях санаторного лечения

Обследованы 100 отдыхающих в санатории с целью выявления аффективных расстройств. Использованы клинический метод и опросник SCL-90-R. Симптомы аффективного спектра выявлены у 85 человек (85 %). Проведена групповая психотерапия (12 сессий). Повторное обследование показало статистически значимое улучшение показателей, но показатели депрессии и тревоги не достигли нормативных. Это связано, с одной стороны, с кратковременностью курса терапии, а с другой, с отсутствием фармакотерапии антидепрессантами. Данное исследование показало наличие высокого процента аффективных нарушений у лиц, проходящих санаторное лечение.

Ключевые слова: санаторное лечение, аффективные расстройства, психотерапия.

SUMMARY

E. Yu. Antokhin

Diagnosis and the ways of correction in affective disorders in the sanatorium treatment settings

One hundered people staying in a sanatorium were examined for affective disorders. Clinical methods of examination and the questionnaire SCL-90-R were used for the purpose. Affective spectrum symptoms were found in 85 subjects. The examinees underwent a course of psychotherapy (12 sessions). Reexamination revealed a statistically significant improvement in the maj ority of the symptoms whereas the rates of depression and anxiety did not reach normative values. The results may be ettributed on the one hand to the shortness of the therapy course and on the other hand to the absence of antidepressant pharmacotherapy. This study showed a high percentage of affective disorders in the people undergoing sanatorium treatment.

Key words: sanatorium treatment, affective disorders, psychotherapy.

© М. П. Билецкая, М. И. Бурлакова, 2011 г. УДК 616.248-053.32:371.398]:612.821.017.2

М. П. Билецкая, М. И. Бурлакова

АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЧЛЕНОВ СЕМЕЙ ДЕТЕЙ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия; Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов имени Г. А. Альбрехта

ВВЕДЕНИЕ

Недостаточность научный знаний о психосоматических соотношениях при бронхиальной астме (БА) в детском возрасте, роли биологических, психологических и социальных факторов в возникновении и развитии заболевания, несомненно, делают данную проблему актуальной в настоящее время [1-4]. Рецидив заболевания является стрессовой ситуацией для всех членов семейной системы, что обуславливает необходимость адаптации. Копинг-стратегии являются способами поведения, позволяющими ослабить воздействие стрессора [6-9]. Изуче-

ние особенностей реагирования на стресс членов семей детей с БА является крайне важным и может служить основанием для проведения семейной психотерапии.

Цель исследования - изучить особенности защитно-совладающего поведения каждого члена семьи ребенка с БА и особенности защитно-совладающего поведения такой семьи как системы.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Всего исследованы 300 человек. Основная группа: 50 полных семей - 50 детей (20 девочек и 30 мальчиков) 9-11 лет с атопической формой БА среднетяжелой степени тяжести и 100 родителей в возрасте 30-38 лет; контрольная группа - 50 полных семей условно здоровых детей 9-11 лет. Выборку составили благополучные семьи. В 85 % случаев родители имели высшее образование.

Методы исследования: психодиагностический - опросник копинг-стратегийшкольного возрастает. M. Ryan-Wenger, адаптированный Н. А. Сиротой и В. М. Ялтонским; «Ко-пинг-тест» R. Lazarus, адаптированный Т. Л. Крюковой; опросник «Индекс жизненного стиля» R. Plutchik -H. Kellerman - H. Coute, адаптированныйлабораторией клинической психологии СПб НИПНИ им. В. М. Бехтерева; «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3) Д. Олсона, адаптированная М. Перре; сравнительный анализ.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ СПбГМУ ИМ. АКАД. И. П. ПАВЛОВА • ТОМ XVIII • №4 • 2011

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Совпадающее поведение детей с БА было представлено использованием единичных копинг-стратегий, основным содержанием которых является телесный контакт и отношения привязанности («обнимаю, прижимаю, глажу...» - используют 80 % детей с БА и 48 % здоровых детей; р<0,01), обращение к Богу как Высшей силе с просьбой разрешить трудную ситуацию («молюсь» -16 %; 10 %; р<0,01) или диады стратегий, основное содержание которых - аффективное отреагирование с агрессией, направленной вовне (экстрапунитивный тип реакции: «бью, ломаю, швыряю вещи» - «схожу с ума» (20, 8 % и 16, 8 %; р<0,01). Здоровые дети использовали в трудной ситуации комплексы копинг-стратегий, помогающие гибко решать возникающие трудности (р<0,01).

Психологические защитные механизмы родителей (ПЗМ). Матери детей с БА характеризовались высоким уровнем интеллектуализации (5,4± 1,25; 4,08± 1,07; р<0,001), а отцы - реактивными образованиями (3,28±1,27; 2± 1,04; р<0,001). Матери больных детей стремились логически объяснять причины возникновения приступов у ребенка: «надышался пылью», «объелся сладкого». Использование реактивных образований свидетельствовало о предотвращении выражения неприятных мыслей, чувств и поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений. Отцы детей с БА испытывали эмоциональное безразличие или неприятие, связанное с необходимостью соблюдать рекомендации специалистов по лечению БА, демонстрировали жалость и заботливость по отношению к больному ребенку.

Совладающее поведение родителей. Матери детей с БА использовали такой способ совладания, как планирование решения проблемы (11,48±2,29; 10±2,06; р<0,05), что может быть обусловлено необходимостью соблюдения рекомендаций специалистов по лечению или по вторичной профилактике заболевания. Несмотря на значимо высокий уровень планирования решения, матерям

детей с БА было трудно принимать ответственность на себя (6,96± 1,96; 8,2± 1,52; р<0,05). Несоответствие между высоким значением планирования решения и сниженным уровнем принятия ответственности свидетельствует о малоадаптивности их копинг-поведения. Для отцов больных детей были характерны такие копинг-стратегии, как конфронтация (10± 1,25; 8,72± 1,74; р<0,01), дистанцирование (11,8±1,29; 9,72± 1,81; р<0,001) и самоконтроль (13,88±1,58; 12,08±2,69; р<0,01), Конфронтация определяет степень враждебности к факту болезни. Дистанцирование показывает стремление отцов отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость, а самоконтроль помогает регулированию своих чувств и действий. Следовательно, совладающее поведение родителей при обострении астмы у ребенка тоже было малоадаптивным.

Семейная сплоченность и семейная адаптация в семьях детей с БА. Семейная сплоченность - это степень эмоциональной связи между членами семьи. Д. Олсоном было выделено 4 уровня семейной сплоченности: разобщенная, разделенная, объединенная и запутанная [5].

В семьях детей с БА выявлен разделенный (низко сбалансированный) уровень семейной сплоченности: 36±4,73 -у матерей; 38±3,55 - у отцов; р<0,001. Для семей здоровых детей была характерна объединенная (сбалансированная) сплоченность: 41,72±2,79 для матерей; 41,92± 1,89 -для отцов; р<0,001 (рис. 1; 2). В семьях больных детей мать была сконцентрирована на самочувствии ребенка. Отец больше времени посвящал работе и в меньшей степени заботился о ребенке. Для родителей детей с БА был характерен такой параметр семейной адаптации, как «дисциплина в семье» (6,2±1,52; 5,2±1,19; р<0,05 для матерей; 6,84± 1,81; 5,44± 1,04; р<0,05 для отцов), что может быть обусловлено необходимостью постоянного контроля над самочувствием больного ребенка.

Таким образом, выявленное малоадаптивное защит-но-совладающее поведение членов семей детей с БА может свидетельствовать о низком адаптационном потенциале семейной системы в целом. Данные особенности

Рис. 1. Семейная сплоченность и адаптация у матерей детей больных БА и здоровых детей. По оси абсцисс - баллы, по оси ординат - шкала РАСЕ8-3: 1 - сплоченность; 2 - адаптация; I - матери детей с БА; РЗ- матери злоровых детей; ** - р<0,01

Рис. 2. Семейная сплоченность и адаптация у отцов детей больных БА и здоровых детей. По оси абсцисс - баллы, по оси ординат - шкала РАСЕ8-3: 1 - сплоченность; 2 - адаптация; I I - отцы детей с БА; И- отцы злоровых детей; ** - р<0,01

ОРИГИНАЛЬНЫЕ РАБОТЫ

следует учитывать при проведении семейной психотерапии и психокоррекции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для семей детей с БА бышо характерно малоадаптивное защитно-совладающее поведение, что обуславливает необходимость проведения семейной психотерапии и психокоррекции с целью снижения риска возникновения приступов БА путем обучения членов семьи адаптивному поведению как в период обострения заболевания у ребенка, так и в периоды ремиссии. Проведение семейной психотерапии (психокоррекции) позволит оптимизировать внутрисемейные отношения, снизить напряжение, семейную тревогу и рецидивы заболевания ребенка, что закладывает основы саногенетических механизмов семьи ребенка с бронхиальной астмой и формирует высокий адаптационный потенциал семейной системы в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антропов, Ю. Ф. Лечение детей с психосоматическими расстройствами / Ю. Ф. Антропов, Ю. С. Шевченко. - СПб. : Речь, 2002. - 560 с.

2. Билецкая, М. П. Краткосрочная «ромбовидная» векторная семейная психотерапия : учеб.-метод. пособие / М. П. Билецкая. -СПб., 2006. - 40 с.

3. Исаев, Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей / Д. Н. Исаев. - СПб. : Речь, 2005. - 400 с.

4. Крюкова, Т. Л. Психология семьи : жизненные трудности и совладание с ними / Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, Е. В. Куф-тяк. - СПб. : Речь, 2005. - 240 с.

5. Лидере, А. Г. Психологическое обследование семьи: учеб. пособие - практикум для студ. фак-тов психологии высш. учеб. заведений / А. Г. Лидерс. - М. : Академия, 2006. - 432 с.

6. Никольская, И. М. Психологическая защита у детей / И. М. Никольская, Р. М. Грановская. - СПб. : Речь, 2001. - 507 с.

7. Эйдемиллер, Э. Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия : учеб. пособие для врачей и психологов / Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добряков, И. М. Никольская. - СПб. : Речь, 2003. - 336 с.

8. Kiewer, W. Coping in Middle Childhood: Relations to Competence, Type A Behavior, monitoring, blunting and Locus of Control / W. Klie-wer // Dev. Psychol. - 1991. - Vol. 27. - № 4. - P. 689-697.

9. Lazarus, R. S. Coping theory and research : past, present and future / R. S. Lazarus // Psychosomatic Medicine. - 1993. - Vol. 55. -P. 234-247.

РЕЗЮМЕ

М. П. Билецкая, М. И. Бурлакова

Адаптационный потенциал членов семей детей с бронхиальной астмой

У членов 50 семей (150 человек) детей с бронхиальной астмой и 50 семей условно здоровых детей исследованы особенности за-щитно-совладающего поведения. Выявлены и описаны особенности защитно-совладающего поведения, как каждого члена семьи, так и на системном семейном уровне. Указанные особенности необходимо учитывать в семейной психотерапии (психокоррекции) детей с бронхиальной астмой.

Ключевые слова: бронхиальная астма, психологические защиты, копинг-стратегии, семейный копинг, семейная сплоченность и адаптация, адаптационный потенциал.

SUMMARY

M. P. Biletskaya, M. I. Burlakova

Adaptive potential in the members of families with asthmatic children

Specific features of the protective coping behavior in the members of 50 families (150 people) with asthmatic children and 50 families with healthy children have been investigated. Specificity of the protective coping behavior in each member of the family and in the family as a whole has been elicited and described. These specific features are to be taken into account in planning the family therapy.

Key words: bronchial asthma, psychological defense, coping strategy, family coping, family cohesion and adaptation, adaptive capacity.

© Л. В. Бородкина, 2011 г.

УДК 616.89-008.454-008.447

Л. В. Бородкина

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЦЕПТИВНОЙ УЯЗВИМОСТИ ПРИ ДЕПРЕССИВНЫХ РАССТРОЙСТВАХ

В МОЛОДОМ ВОЗРАСТЕ

Тверской областной клинический психоневрологический диспансер

ВВЕДЕНИЕ

Современные модели возникновения депрессивных расстройств рассматривают когнитивную уязвимость как один из основных факторов развития болезни под воздействием стрессоров. Дисфункциональное мышление

депрессивных больных хорошо изучено в рамках когнитивного подхода и является основной мишенью эффективного психотерапевтического воздействия [1, 5]. Литературные обзоры последних лет суммируют результаты исследований о роли когнитивных процессов в патогенезе депрессий подросткового и юношеского возраста и выделяют в качестве имеющих наибольшее значение следующие когнитивные конструкции: особенности мышления, атрибутивный стиль и дисфункциональные отношения [6, 7].

Между тем зрительный гнозис является наиболее важным для ориентации в окружающей действительности психическим процессом и онтогенетически первичен относительно процессов мышления. Основой мотивации любого поведения является связь образа текущего восприятия с эмоциональной оценкой воспринятого [3]. Перцептивное развитие неразрывно связано с единым процессом познания, в котором восприятие, мышление

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.