Научная статья на тему 'Исследование характеристик образовательной среды отделения гемодиализа, на котором проводится заместительная терапия больных хроническим заболеванием почек v стадии'

Исследование характеристик образовательной среды отделения гемодиализа, на котором проводится заместительная терапия больных хроническим заболеванием почек v стадии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
141
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОТДЕЛЕНИЕ ГЕМОДИАЛИЗА / АУДИОТЕРАПИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ванчакова Н. П., Красильникова Н. В., Вацкель Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование характеристик образовательной среды отделения гемодиализа, на котором проводится заместительная терапия больных хроническим заболеванием почек v стадии»

Ванчакова Н.П., Красильникова Н.В., Вацкель Е.А.

ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОТДЕЛЕНИЯ ГЕМОДИАЛИЗА, НА КОТОРОМ ПРОВОДИТСЯ ЗАМЕСТИТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ БОЛЬНЫХ ХРОНИЧЕСКИМ ЗАБОЛЕВАНИЕМ ПОЧЕК V СТАДИИ

Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, vanchakova@spb-gmu. ги,

NataljaKrasilnikova@yandex. ги, vatskel@mail. ги

Аудиотерапия, как комплексное воздействие с помощью музыкальных и литературных произведений, звуков природы, является эффективным

немедикаментозным средством психокоррекции. Данное средство может использоваться в лечебно-реабилитационной работе с конкретными группами пациентов, и строиться с учетом психолого-педагогических характеристик пациентов, тяжести заболевания и связанных с ним психических расстройств. Актуально применение данного средства психокоррекции у пациентов с хронической болезнью почек V стадии, (ХБП V стадии), находящихся на лечении гемодиализом, так как данной группе больных характерен специфический

профиль психических и психологических нарушений (наиболее распространены депрессия, тревога, невротические конфликты) [1,3], особый уклад жизни (зависимость от аппарата и медицинского персонала, ограничение свободы передвижения, регламентация диеты) [4], специфические соматические

проявлении заболевания (боль, зуд и т.д.). В целях более широкого использования аудиотерапии, как средства психокоррекции на отделениях гемодиализа, целесообразно проводить обучение врачей, работающих с данными группами пациентов, по применению данного метода. В СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова разрабатывается программа профессиональной подготовки врачей по применению аудиотерапии у пациентов с ХБП V стадии. Аудиотерапия способствует обогащению профессиональной компетенции врача, повышает профессиональную мобильность, расширяет спектр деятельности специалиста в лечебнореабилитационной работе. В деонтологическом плане, применение аудиотерапии ведет к углублению сотрудничества между врачом и пациентом, повышению комплаенса, формированию у пациента более осознанного отношения к

заболеванию и активной позиции в лечебном процессе.

Цель исследования. В рамках создания программы профессиональной подготовки врачей по применению аудиотерапии, целью являлось определение комплекса педагогических условий, способствующих эффективной подготовке врачей в применении аудиотерапии у больных с ХБП V стадии, получающих

лечение гемодиализом. В соответствии с этим, были поставлены и выполнены следующие задачи.

Объект исследования. Проанализировано психологическое и психологопедагогическое состояние пациентов с хронической болезнью почек V стадии, получающих лечение гемодиализом, для выявления конструктов, позволяющих сформировать задачи программы по аудиотерапии.

Методы исследования. Для изучения особенностей пациентов были использованиы следующие методы - тест Силбергера-Ханина для определения личностной и ситуативной тревожности, шкала депрессии Бека, копинг-тест Лазаруса и методика для психологичекой диагностики копинг-механизмов Хейма, опросник «Уровень субъективного контроля». Для исследования образовательной среды были использованы метод включенного наблюдения, мониторинг показателей образовательной среды.

Результаты. По результатам исследования, проведенного в 2010-2012 г.г. пациенты были разделены на три группы. Пациенты первой группы имели приближенные у норме показатели локуса контроля, высокие уровни личностной и ситуативной тревоги, средние показатели депрессии, в структуре копинг-стратегий преобладали адаптивные когнитивные и эмоциональные копинг-стратегии, ориентированные на укрепление позитивной позиции личности в сложившейся ситуации. Пациенты второй группы имели высокие уровни экстернального контроля, высокие уровни личностной и ситуативной тревоги, высокие показатели депрессии, в структуре копинг-стратегий присутствовали как адаптивные, так и неадаптивные копинг-стратегии. Пациенты третьей группы имели высокие показатели экстернального контроля, низкие показатели тревоги и высокие показатели депрессии. В структуре копинг-стратегий преобладали неадаптивные копинг стратегии. На основе этих данных пациентам выдавались специально подобранные плей-листы.

На следующем этапе была исследована специфика образовательной среды для проведения сеансов аудиотерапии у пациентов с ХБП V стадии, получающих лечение гемодиализом. Под образовательной средой, понимаем, вслед за В.А. Ясвиным «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [2]. Однако, взгляд на образовательную среду, как на динамическое образование также важен. Отделение гемодиализа может быть рассмотрено, как сложная целостная система, в которой взаимодействуют врачи, медицинский персонал, пациенты, при этом, образовательная среда, с одной стороны оказывает влияние на развитие и деятельность личности в образовательном процессе, с другой стороны, является продуктом взаимодействия ее субъектов, образовательного пространства,

365

управления образованием. Например, подготовка специалистов на отделении к проведению аудиотерапии и формирование у них готовности выполнять сеансы аудиотерапии, являются условиями образовательной среды пациентов. В то же время, образовательная среда на отделении гемодиализа объединяет элементы образовательных систем, образовательный материал и субъектов образовательного процесса, является местом, где создаются условия для самообучения и саморазвития врача, стимулирование его внутренней активности в образовательном процессе.

Заключение. На основе выполненных этапов исследования , было установлено , что имеется качественная специфика образовательной среды отделения гемодиализа, которая включает материальный, проектно-процессуальный, личностный компоненты и они должны учитываться при формировании программы обучения аудиотерапии.

Ключевые слова: образовательная среда, отделение гемодиализа, аудиотерапия

Список литературы

1. Ванчакова Н.П. Опыт балинтовских групп и проблемы контрпереноса в практике лечения больных с хронической почечной недостаточностью и хроническим гемодиализом. // Нефрология. 2004. Т 8, прил. 2. С. 38-43.

2. Ясвин В.А.Образовательная среда: от моделирования к

проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.

3. Kimmel P.L., Peterson R.A. Depression in end-stage renal disease patients treated with hemodialysis: tools, correlates, outcomes, and needs. // Semin Dial. 2005. Vol. 18. № 2. Р. 91-97.

4. Mosconi P., Appolone G., Mingardi G. Quality of Life and instruments in end-stage renal disease // J. Nephrology. 2008. Vol. 21. Suppl. 13. P. 107-112.

Василенко В.С., Семенова Ю.Б.

ЦИТОЛИТИЧЕСКИЕ ФЕРМЕНТЫ В ГЕНЕЗЕ СТРЕССОРНОЙ КАРДИОМИОПАТИИ

У СПОРТСМЕНОВ

Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия,

vasilenkovladi@yandex. ru

Цель работы. Исследовать уровень цитолитических ферментов и установить их роль в развитии стрессорной кардиомиопатии (СКМП) у спортсменов высокой квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.