Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТРАЕКТОРИЙ СОПРОВОЖДЕНИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТРАЕКТОРИЙ СОПРОВОЖДЕНИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / МОЛОДЫЕ ПЕДАГОГИ / ЦЕНТР СОПРОВОЖДЕНИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ / ТРАЕКТОРИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шустова Л.П., Данилов С.В., Глебова З.В.

В статье рассматриваются идея и результаты регионального образовательного проекта, нацеленного на формирование условий, необходимых для успешной деятельности начинающих педагогов и реализующегося в рамках деятельности университетского комплекса. Обоснованы и описаны траектории сопровождения молодых педагогов в УлГПУ им. И. Н. Ульянова, а также представлены условия их сопровождения: кадровые, информационные, инфраструктурные. В соответствии с определенными способами и формами работы авторы рассматривают пять траекторий сопровождения - «диагностика и аналитика», «ресурсы образования», «лидерство и конкурсное движение», «интерактивные площадки развития», «ресурсы для профессионального сообщества».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шустова Л.П., Данилов С.В., Глебова З.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING TRAJECTORIES FOR SUPPORTING NOVICE TEACHERS IN A UNIVERSITY COMPLEX

The article presents the idea and results of a regional educational project aimed at creating the conditions necessary for the successful work of novice teachers. The project is carried out within the framework of the activities of the university complex. The purpose of the article is to substantiate and describe the trajectories of accompanying young teachers at the Pedagogical University. The conditions for their support have been determined: personnel, information, infrastructural. In accordance with certain methods and forms of work, the authors consider five trajectories of support - «diagnostics and analytics» , «education resources» , «leadership and competitive movement» , «interactive development platforms», «resources for the professional community

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТРАЕКТОРИЙ СОПРОВОЖДЕНИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТРАЕКТОРИЙ

СОПРОВОЖДЕНИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА

Л. П. ШУСТОВА, кандидат

педагогических наук, доцент начальник отдела перспективных исследований и проектов Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова lp_shustova @ mail. ru

С. В. ДАНИЛОВ, кандидат

психологических наук,

доцент, директор центра

образовател ьных

перспектив и инноваций

Ульяновского

государственного

педагогического

университета

им. И. Н. Ульянова

danilovnic@rambler.ru

3. В. ГЛЕБОВА,

специалист по учебно-

методической работе

отдела перспективных

исследований и проектов

Ульяновского

государственного

педагогического

университета

им. И. Н. Ульянова

zoyaglebova @yandex.ru

В статье рассматриваются идея и результаты регионального образовательного проекта, нацеленного на формирование условий, необходимых для успешной деятельности начинающих педагогов и реализующегося в рамках деятельности университетского комплекса. Обоснованы и описаны траектории сопровождения молодых педагогов в УлГПУ им. И. Н. Ульянова, а также представлены условия их сопровождения: кадровые, информационные, инфраструктурные. В соответствии с определенными способами и формами работы авторы рассматривают пять траекторий сопровождения — «диагностика и аналитика», «ресурсы образования», «лидерство и конкурсное движение», «интерактивные площадки развития», «ресурсы для профессионального сообщества».

The article presents the idea and results of a regional educational project aimed at creating the conditions necessary for the successful work of novice teachers. The project is carried out within the framework of the activities of the university complex. The purpose of the article is to substantiate and describe the trajectories of accompanying young teachers at the Pedagogical University. The conditions for their support have been determined: personnel, information, infrastructural. In accordance with certain methods and forms of work, the authors consider five trajectories of support — «diagnostics and analytics» , «education resources» , «leadership and competitive movement» , «interactive development platforms», «resources for the professional community

Ключевые слова: университетский комплекс, региональный проект, молодые педагоги, Центр сопровождения молодых педагогов, траектории сопровождения

Key words: university complex, regional project, young teachers, Center for the support of young teachers, trajectories of support

В Ульяновском государственном педагогическом университете им. И. Н. Ульянова реализуется образовательный проект, основанный на идее целостного (теоретического и методического) сопровождения молодых педагогов.

Важной особенностью зарубежного и отечественного образования в современном мире является повышенное внимание государств к проблемам профессионально-личностного развития молодого педагога. Одна из ключевых задач федерального проекта «Учитель будущего» — создание условий для профессионального роста и личностного развития молодых учителей [8], что имеет большое значение и на региональном уровне. Например, в Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года говорится о необходимости разработки комплекса инициатив, направленных на совершенствование компетенций педагогических кадров, развитие персонифицированной системы повышения квалификации педагогов, реализацию концепции обучения человека в течение всей жизни [9]. Это позволит поддержать начинающего специалиста в процессе профессиональной адаптации, оказать при необходимости помощь в преодолении неизбежно возникающих затруднений, развить мотивацию к работе, вывести молодого сотрудника на высокий уровень качества деятельности и в конечном итоге способствовать его закреплению на предприятии, в отрасли и регионе. Поэтому организация эффективного сопровождения работы молодых специалистов в сфере образования особенно актуальна.

В Ульяновском государственном педагогическом университете им. И. Н. Ульянова реализуется образовательный проект, основанный на идее целостного (теоретического и методического) сопровождения молодых педагогов как специализи-

рованной деятельности в условиях университетского комплекса [5; 10].

Приступая к работе над проектом, мы проанализировали ряд источников, в которых рассматривался зарубежный и российский опыт сопровождения молодых педагогов [1; 7; 11; 12], представляющий собой описание различных форм подобной деятельности: методических объединений и школ молодых педагогов, системы тью-торства и наставничества, постоянно действующих семинаров и образовательных программ [1; 2; 3; 4; 6], реализующихся, как правило, на базе институтов развития образования и повышения квалификации либо самих образовательных организаций. Однако примеров, являющих собой комплексную, системно выстроенную, специализированную деятельность по сопровождению и поддержке начинающих учителей, мы не нашли.

На этом основании сложилась основная идея нашего проекта: создание на базе университетского комплекса условий, которые будут благотворно влиять на профессиональное становление молодых специалистов, приступающих к работе в дошкольных, общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования. Поясним, что под университетским комплексом мы понимаем некий образовательный кластер, который объединяет в себе различные структуры педагогического университета, реализующие образовательные программы дошкольного, основного общего, высшего и дополнительного профессионального образования, благодаря чему достигается его преемственность и непрерывность [5]. Реализация данного проекта в педагогическом вузе обеспечит помощь и поддержку бывшим студентам на этапе их адаптации к профессиональной деятельности, будет содей-

ствовать установлению взаимоотношений с педагогическим коллективом, обучающимися и их родителями, дав тем самым молодым педагогам «хороший старт» в самом начале профессионального пути.

Понимая необходимость целостной работы, связанной с поддержкой начинающих специалистов, в качестве одного из направлений реализации нашей деятельности стало проектирование траекторий их сопровождения. Поэтому целью статьи является обоснование и описание траекторий сопровождения молодых педагогов в условиях университетского комплекса.

Данная цель конкретизируется посредством определения следующих задач:

3 выявление ресурсов университетского комплекса, обеспечивающих сопровождение молодых педагогов: кадровых, информационных, научных, образовательных и других;

3 определение траекторий (способов содействия) сопровождения начинающих учителей исходя из ресурсов университета;

3 определение форм и способов их сопровождения в образовательных организациях.

Координирующую роль данной работы в УлГПУ им. И. Н. Ульянова выполняет Центр сопровождения молодых педагогов (далее — Центр). Университет выступает в качестве ресурсной базы для организации сопровождения начинающих учителей, обеспечивая совокупность условий для деятельности Центра:

3 кадровых (академические ученые, ведущие теоретические и эмпирические исследования, «чувствующие» связь теории с практикой; преподаватели, работающие с широкой разновозрастной аудиторией — детьми дошкольного возраста / школьниками / студентами / слушателями (педагогами и не педагогами); методисты; эксперты);

3 информационных (электронные библиотеки, образовательная платформа Moodle, представительство УлГПУ в социальных сетях);

3 инфраструктурных (УлГПУ как университетский комплекс, реализующий полный цикл образовательных программ, программ повышения квалификации и переподготовки);

3 научных (лаборатории и оборудование для научной деятельности, научно-практические мероприятия, научные журналы, издательский центр и т. д.);

3 методических (консультации, методические объединения, подготовка методических рекомендаций, профессиональная суперви-зия, мастер-классы, открытые занятия);

3 образовательных (организация курсов повышения квалификации, стажировок, учебно-методических семинаров и т. д.);

3 социального партнерства (с педагогическими вузами России и регионами, институтом развития образования и органами управления образования Ульяновской области, региональными инновационными площадками, образовательными и необразовательными организациями).

Выявление ресурсов университетского комплекса как средства амплификации профессионального роста и развития начинающих учителей позволяет организовывать системную деятельность по их сопровождению.

В рамках деятельности Центра проектируются траектории сопровождения с соблюдением всех обозначенных выше условий для их успешной реализации. В качестве траекторий и соответствующих им форм и способов работы с молодыми педагогами нами рассматриваются:

3 «Диагностика и аналитика» — разработка диагностических средств, проведение мониторинговых исследований, анализ и интерпретация результатов, принятие управленческих решений;

3 «Ресурсы образования» — организация курсов повышения квалификации, проведение методических семинаров, мастер-

Выявление ресурсов университетского комплекса как средства амплификации профессионального роста и развития начинающих учителей позволяет организовывать системную деятельность по их сопровождению.

классов, творческих мастерских, тренингов для молодых педагогов, в том числе в дистанционном формате;

3 «Лидерство и конкурсное движение» — организация и участие в конкурсах молодых педагогов («Дебют», «Персональный успех», «Самый классный классный» и др.);

3 «Интерактивные площадки развития» — организация и проведение научно-практических конференций, форумов, школ и клубов;

3 «Ресурсы для профессионального сообщества» — поддержка и информирование в социальных сетях, составление базы данных, банка молодых педагогов и банка наставников, публикации.

В ходе реализации регионального проекта работа проводилась в соответствии с заявленными целями и задачами, были получены как научные, так и практические результаты.

Теоретически обоснована и реализована в практической деятельности оригинальная «модель комплексного сопровождения профессиональной деятельности и профессионально-личностного развития молодого педагога в условиях университетского комплекса» [5]. Модель основана на совокупности методологических подходов — системного, деятельностного андрагогического — и включает в себя процессуальный и результативно-оценочный блоки.

На основе реализации модели Центром сопровождения молодых педагогов, осуществляются практические действия по проектированию траекторий сопровождения в условиях университетского комплекса.

Так, для обеспечения траектории «Диагностика и аналитика» разработаны авторские анкеты для выявления профессиональных и личностных затруднений, с которыми педагоги сталкиваются в начале своей карьеры. Анализ более 300 ан-

В ходе реализации регионального проекта работа проводилась в соответствии с заявленными целями и задачами, были получены как научные, так и практические результаты.

кет молодых педагогов помог выявить и описать факторы, препятствующие их профессионально-личностному развитию.

По траектории «Ресурсы образования» подготовлена программа повышения квалификации «Персональный успех: школа карьеры для начинающего педагога». Авторы программы изначально формировали ее содержание, опираясь на идею маркетинга — исходить при создании образовательной услуги не из наличных ресурсов, имеющихся в распоряжении разработчиков, а из актуального запроса тех потребителей, которыми она будет востребована (для чего было проведено предварительное исследование). Еще одной отличительной особенностью программы стала направленность на «оттачивание» компетенций, которые позволят молодым педагогам рефлексировать в отношении собственной профессиональной деятельности и на этом основании целенаправленно выстраивать свою карьеру. Также отметим, что был сделан акцент на активные формы обучения — стажировки на базе региональных инновационных площадок и тренинги [10]. Для молодых педагогов была организована серия научно-практических семинаров и творческих встреч, в рамках которых проводились мастер-классы, оказывались консалтинговые и экспертные услуги по актуальным вопросам профессиональной деятельности (проводилось распределенное, дистанционное, индивидуальное, групповое консультирование).

В рамках траектории «Лидерство и конкурсное движение» организованы ежегодные конкурсы для молодых педагогов: «Педагогический дебют», «Самый классный классный», «Персональный успех» и другие.

Траектория «Интерактивные площадки развития» представлена серией научно-практических мероприятий. В первую очередь отметим две научно-практические конференции всероссийского уровня, объединенные названием «Новое поколение профессионалов», на которых обсуждались современные форматы педагогической

деятельности (в 2017 году) и основные векторы профессионально-личностного развития молодого педагога (в 2019 году). Также важными являются форумы молодых педагогов — выпускников УлГПУ им. И. Н. Ульянова «Шаг в профессию»; площадки ежегодного регионального образовательного форума «Качество образования: открытые возможности»; интерактивные выставки методической литературы и презентации результатов работы Центра сопровождения молодых педагогов и др.

Успешно завершился проект «Лестница успеха», позволивший на практике продемонстрировать пользу научно-методического сопровождения для молодых педагогов [5]. Для них организована работа различных школ, клубов и ассоциаций: научной школы «АКМЕ», Школы наставничества в системе дефектологического и инклюзивного образования, Открытой школы «Профессионал+», Ассоциации молодых преподавателей детских школ искусств, регионального Клуба молодых педагогов, Клуба «Им-пульс».

Проектирование траектории «Ресурсы для профессионального сообщества» осуществляется при помощи информационного сопровождения проекта и Центра на сайте университета, сайтах Министерства образования и науки РФ (до его упразднения) и Министерства просвещения РФ, на которых поддерживается информационный ресурс проекта как федеральной инновационной площадки, а также в социальных сетях: Facebook, Instagram, «ВКон-такте»; создан виртуальный журнал для молодых педагогов «PRO-движение» в сети Instagram; состоялась апробация результатов проекта в формате выступлений на научно-образовательных площадках за пределами Ульяновской области (МПГУ (Москва); ВятГУ (Киров); К(П)ФУ (Казань) и др.); подготовлен и размещен на сайте ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова» банк наставников, объединивший более 60 преподавателей университета и опытных педагогов региона.

Выпущена серия «Библиотека молодо-

го педагога»; изданы сборники материалов конференций; монографии, раскрывающие теоретические и практические аспекты сопровождения развития молодого педагога в университетском комплексе, опубликованы статьи в рецензируемых научных журналах.

Система работы по сопровождению молодых педагогов позволила УлГПУ им. И. Н. Ульянова получить статус федеральной инновационной площадки, реализующей проект «Организация и развитие деятельности Центра сопровождения молодых педагогов в условиях университетского комплекса».

В заключение можно сделать вывод о том, что системно организованная деятельность с начинающими учителями на базе университетского комплекса требует создания кадровых, информационных, инфраструктурных, научных, методических, образовательных условий и партнерских связей с другими организациями. Пяти основным траекториям сопровождения молодых педагогов — «Диагностика и аналитика», «Ресурсы образования», «Лидерство и конкурсное движение», «Интерактивные площадки развития», «Ресурсы для профессионального сообщества» — соответствуют такие формы и способы работы, как проведение мониторинговых исследований, научно-практических и образовательных мероприятий, организация стажировок, профессиональных конкурсов, информационного сопровождения. Также необходимо использовать различные виды наставничества в образовании.

Университет и Центр ставят перед собой новые перспективные задачи, направленные на:

3 расширение взаимодействия и сотрудничества с областным Клубом молодых педагогов и другими организациями, занимающимися сопровождением молодых кадров;

Системно организованная деятельность с начинающими учителями на базе университетского комплекса требует создания кадровых, информационных, инфраструктурных, научных, методических, образовательных условий и партнерских связей с другими организациями.

3 активизацию деятельности Банка наставников для молодых педагогов;

3 оказание экспертных и супервизор-ских услуг молодым педагогам;

3 создание ассоциации молодых педагогов Ульяновской области.

Однако самая амбициозная задача — создание Центра научной и методической коллаборации работников образования. Эта идея нашла поддержку губернатора области и регионального министерства просвещения и воспитания. Предполагается, что центр будет структурой, реализующей самые актуальные направления сферы образования: «Региональный хаб компетенций» в области цифровизации образования, «Академию методического коворкинга»

ЛИТЕРАТУРА _

педагогов системы общего и дополнительного образования, «Точку коллаборации молодых педагогов и реверсивного наставничества». Реализация данного проекта будет способствовать достижению целей, обозначенных в ключевых задачах национального проекта «Образование». Появление в регионе Центра научной и методической коллаборации работников образования позволит решать задачу формирования у выпускников образовательных организаций и молодых педагогов компетенций для успешной адаптации и профессионального становления в условиях современного сложного общества и цифровой экономики, что благоприятно скажется на развитии социального капитала региона.

1. Андреева, Л. Д. Психолого-педагогическое сопровождение молодого учителя в управленческой культуре / Л. Д. Андреева //Успехи современного естествознания. — 2011. — № 1. — С. 170—172.

2. Аржаных, Е. В. Роль института наставничества в профессиональном становлении молодых педагогов / Е. В. Аржаных // Психологическая наука и образование. — 2017. — Т. 22. — № 4. — С. 27—37. — DOI : 10.17759/pse.2017220405 (дата обращения: 28.01.2021).

3. Виноградова, А. П. Исследование профессиональных затруднений учителей в построении образовательного процесса в основной школе / А. П. Виноградова // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 4. — URL: http://www.science-education.ru/127-20976 (дата обращения: 06.07.2018).

4. Вы1дрина, Н. Н. Программа работы специалиста по сопровождению молодых педагогов «Круг помощи» / Н. Н. Выдрина. — URL: http://www.resobr.ru/article/42800-programma-raboty-spetsialista-po-soprovojdeniyu-molodyh-pedagogov-krug-pomoshchi (дата обращения: 08.08.2019).

5. Глебова, 3. В. Комплексное сопровождение профессиональной деятельности молодого педагога в условиях университетского комплекса : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.01 / 3. В. Глебова. — Ульяновск, 2019. — 26 с.

6. Гринько, М. Н. Преодоление профессиональных затруднений педагогов в условиях реализации персонифицированной модели повышения квалификации / М. Н. Гринько, Л. С. Сам-соненко, Л. Ю. Шавшаева//Современные проблемы науки и образования. — 2015.— № 5. — URL: http://www.science-education.ru/ru/ article/ view?id =21880 (дата обращения: 06.07.2018).

7. Куликова, А. А. Образ молодого учителя в современных российских и зарубежных исследованиях / А. А. Куликова // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2018. — Т. 1. — № 1 (46). — С. 81—93.

8. Национальный проект «Образование». — URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 26.06.2020).

9. Стратегия социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года : официальный сайт «Губернатор и Правительство Ульяновской области». — URL: https://ulgov.ru/ page/index/permlink/id/15290 (дата обращения: 26.06.2020).

10. Шустова, Л. П. Дополнительная образовательная программа как абрис инновационных возможностей в организации сопровождения молодых педагогов / Л. П. Шустова, С. В. Данилов, 3. В. Глебова // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 3 (63). — С. 30—36.

11. Devos, A. New teachers, mentoring and the discursive formation of professional identity / A. Devos // Teaching and Teacher Education. — 2010. — № 26. — P. 1219—1223.

12. Walter, C. What professional development makes the most difference to teachers? : A report sponsored by Oxford University Press / С. Walter, J. Briggs. — Oxford University, 2012. — URL: https://www.researchgate.net/ publication/261989819_What_professional_development_makes_the_most_difference_to_teachers_A_report_ sponsored_by_Oxford_University_Press (дата обращения: 28.01.2021).

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ

кандидат педагогических наук, заместитель директора Института развития педагогического образования Томского государственного педагогического университета neradovskayaor@mail.ru

М. К. МЕДВЕДЕВА, кандидат педагогических наук, декан факультета повышения квалификации и переподготовки кадров Северского технологического института НИЯУ МИФИ mkmedvedeva @терЫ.ги

О. Р. НЕРАДОВСКАЯ,

В статье анализируется развитие системы непрерывного дополнительного профессионального образования работников атомной отрасли. Создание профессионального сообщества рассматривается в качестве субъекта влияния, а методологическое самоопределение — через использование возможностей проектирования механизмов непрерывного повышения квалификации и переподготовки инженерных, научных и педагогических кадров. Представлены результаты исследовательской работы по развитию кадрового потенциала атомной отрасли, накоплению человеческого капитала региона средствами дополнительного профессионального образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article reveals the development of the system of ongoing additional professional education for workers in the nuclear industry, establishment of the professional community as an authority subject, methodological self-determination by using the possibilities of designing mechanisms for ongoing

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.