Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УСПЕХА МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА'

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УСПЕХА МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
429
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / МОЛОДЫЕ ПЕДАГОГИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ / КОНКУРСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ К УСПЕХУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шустова Любовь Порфирьевна, Данилов Сергей Вячеславович, Глебова Зоя Владимировна

Актуальность формирования мотивации успеха молодых педагогов посредством участия в конкурсах определяется необходимостью раскрытия их личностного потенциала. При этом не вполне изучено влияние участия в конкурсах на мотивацию педагога. В фокусе внимания находится вовлечение молодых педагогов в конкурсы, проводимые вузом. Цель: изучить возможности педагогического университета в аспекте формирования мотивации успеха молодых педагогов посредством профессионального конкурса. Гипотеза: участие молодых педагогов в конкурсном движении способствует формированию у них мотивации к успеху в педагогической деятельности. Исследование, проведенное в 2017–2021 гг., выполнено на выборке молодых специалистов – педагогов образовательных учреждений Ульяновской области (N = 198, стаж педагогической деятельности не более 5 лет, муж. – 3, жен. – 195) с последующей дифференциацией экспериментальной (n = 97, муж. – 1, жен. – 96) и контрольной (n = 101, муж. – 2, жен. – 99) выборок. Критерием формирования выборок является участие / неучастие в конкурсе «Персональный успех». Для фиксации параметров мотивации успеха и избегания неудачи применен опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А. А. Реан). Показано, что среди участников конкурса на 16,2% увеличилось число педагогов с высоким уровнем мотивации к успеху, в контрольной группе этот показатель снизился на 4,1%. Установлено, что количество участников экспериментальной группы с умеренно высоким уровнем мотивации к успеху возросло на 27,2%, в контрольной – уменьшилось на 5,2 %. Выявлено, что число респондентов со средним уровнем мотивации в экспериментальной группе уменьшилось на 43,4%, а в контрольной – на 10,4%. Сделаны выводы о положительном влиянии участия молодых педагогов в конкурсах на их мотивацию к успеху в профессиональной деятельности. Опыт Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова в формировании у молодых педагогов мотивации к успеху посредством проведения конкурса может быть рекомендован к применению в учреждениях высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шустова Любовь Порфирьевна, Данилов Сергей Вячеславович, Глебова Зоя Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING YOUNG TEACHERS’ MOTIVATION FOR SUCCESS THROUGH A PROFESSIONAL SKILLS COMPETITION

Developing young teachers’ motivation for success through their participation in professional competitions is a relevant issue. Its relevance is determined by the necessity to reveal the potential of a young teacher’s personality. Moreover, the impact that participation in contests may © Шустова Л. П., Данилов С. В., Глебова З. В., 2022 Педагогика развития и сотрудничества 81 have on a teacher’s motivation has not yet been completely investigated. The article, thus, focuses on the problem of involving young teachers in competitions held by universities. The purpose of the research is to fi nd out what teacher training universities can do in the area of developing young teachers’ motivation for success through a professional skills competition. The authors hypothesize that participation of young teachers in competitions contributes to the development of their motivation for success in teaching. The research was carried out (2017-2021) on a sample of young teachers (N=198, teaching experience was no more than 5 years, men – 3, women – 195) of the educational institutions of the Ulyanovsk region. The researchers then diff erentiated between the experimental (n = 97, man – 1, women – 96) and control (n = 101, men – 2, women – 99) groups. To diff erentiate the groups, the researchers used the criterion of the teachers’ participation/non-participation in the competition “Personal Success”. The authors used the questionnaire “Motivation for Success and Fear of Failure” (by A. A. Rean) to record the parameters of motivation for success and avoiding failure. The research shows that the number of young teachers with a high level of motivation for success has increased by 16.2 % among those who participated in the competition. On the contrary, the index of the control group has decreased by 4.1 %. It is revealed that the number of teachers from the experimental group with a medium high level of motivation for success has risen by 27.2 %, whereas the same index in the control group has fallen down by 5.2 %. Evidently, the number of the respondents with a medium level of motivation in the experimental group has decreased by 43.4 %; the fi gure of the control group has fallen by 10.4 %. The article concludes that participation of young teachers in competitions has a positive impact on their motivation for success in teaching. The experience of Ulyanovsk Sate Pedagogical University named by I. N. Ulyanov in developing young teachers’ motivation for success by holding a professional competition can be recommended for implementation in other universities.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УСПЕХА МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 1 (41). С. 80-87 Izvestiya of Saratov University. EducationalAcmeology. Developmental Psychology, 2022, vol. 11, iss. 1 (41), рр. 80-87 https://akmepsy.sgu.ru https://doi.org/10.18500/2304-9790-2022-11-1-80-87

Научная статья УДК 37.082

Формирование мотивации успеха молодых педагогов посредством профессионального конкурса

Л. П. Шустова, С. В. Данилов', З. В. Глебова

Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова, Россия, 432071, г. Ульяновск, площадь Ленина, д. 4/5

Шустова Любовь Порфирьевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент, кафедра менеджмента и образовательных технологий, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2552-2310

Данилов Сергей Вячеславович, доктор педагогических наук, доцент, профессор, кафедра менеджмента и образовательных технологий, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1022-5049

Глебова Зоя Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент, кафедра методики гуманитарного и поликультурного образования, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7432-6455

Аннотация. Актуальность формирования мотивации успеха молодых педагогов посредством участия в конкурсах определяется необходимостью раскрытия их личностного потенциала. При этом не вполне изучено влияние участия в конкурсах на мотивацию педагога. В фокусе внимания находится вовлечение молодых педагогов в конкурсы, проводимые вузом. Цель: изучить возможности педагогического университета в аспекте формирования мотивации успеха молодых педагогов посредством профессионального конкурса. Гипотеза: участие молодых педагогов в конкурсном движении способствует формированию у них мотивации к успеху в педагогической деятельности. Исследование, проведенное в 2017-2021 гг., выполнено на выборке молодых специалистов - педагогов образовательных учреждений Ульяновской области (N = 198, стаж педагогической деятельности не более 5 лет, муж. - 3, жен. - 195) с последующей дифференциацией экспериментальной (n = 97, муж. - 1, жен. - 96) и контрольной (n = 101, муж. - 2, жен. - 99) выборок. Критерием формирования выборок является участие / неучастие в конкурсе «Персональный успех». Для фиксации параметров мотивации успеха и избегания неудачи применен опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А. А. Реан). Показано, что среди участников конкурса на 16,2% увеличилось число педагогов с высоким уровнем мотивации к успеху, в контрольной группе этот показатель снизился на 4,1%. Установлено, что количество участников экспериментальной группы с умеренно высоким уровнем мотивации к успеху возросло на 27,2%, в контрольной - уменьшилось на 5,2 %. Выявлено, что число респондентов со средним уровнем мотивации в экспериментальной группе уменьшилось на 43,4%, а в контрольной - на 10,4%. Сделаны выводы о положительном влиянии участия молодых педагогов в конкурсах на их мотивацию к успеху в профессиональной деятельности. Опыт Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова в формировании у молодых педагогов мотивации к успеху посредством проведения конкурса может быть рекомендован к применению в учреждениях высшего образования.

Ключевые слова: педагогический университет, молодые педагоги, профессиональные конкурсы, конкурсное поведение, мотивация к успеху

Информация о вкладе каждого автора: Л. П. Шустова - обзор и анализ литературных источников и нормативных документов, написание текста; С. В. Данилов - анализ программ подготовки педагогов к профессиональным конкурсам, анализ и интерпретация результатов исследования, написание текста; З. В. Глебова - организация процедуры исследования, проведение исследования, сбор и обработка полученных данных.

Для цитирования: Шустова Л. П., Данилов С. В., Глебова З. В. Формирование мотивации успеха молодых педагогов посредством профессионального конкурса // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 1 (41). С. 80-87. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2022-11-1-80-87 Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Article

Developing young teachers' motivation for success through a professional skills competition L. P. Shustova, S. V. Danilov, Z. V. Glebova

Ilya Ulyanov State Pedagogical University, 4/5 Lenin Sq., Ulyanovsk 432071, Russia

Lyubov P. Shustova, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2552-2310 Sergey V. Danilov, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1022-5049 Zoya V. Glebova, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7432-6455

Abstract. Developing young teachers' motivation for success through their participation in professional competitions is a relevant issue. Its relevance is determined by the necessity to reveal the potential of a young teacher's personality. Moreover, the impact that participation in contests may

have on a teacher's motivation has not yet been completely investigated. The article, thus, focuses on the problem of involving young teachers in competitions held by universities. The purpose of the research is to find out what teacher training universities can do in the area of developing young teachers' motivation for success through a professional skills competition. The authors hypothesize that participation of young teachers in competitions contributes to the development of their motivation for success in teaching. The research was carried out (2017-2021) on a sample of young teachers (N=198, teaching experience was no more than 5 years, men - 3, women - 195) of the educational institutions of the Ulyanovsk region. The researchers then differentiated between the experimental (n = 97, man - 1, women - 96) and control (n = 101, men - 2, women -99) groups. To differentiate the groups, the researchers used the criterion of the teachers' participation/non-participation in the competition "Personal Success". The authors used the questionnaire "Motivation for Success and Fear of Failure" (by A. A. Rean) to record the parameters of motivation for success and avoiding failure. The research shows that the number of young teachers with a high level of motivation for success has increased by 16.2 % among those who participated in the competition. On the contrary, the index of the control group has decreased by 4.1 %. It is revealed that the number of teachers from the experimental group with a medium high level of motivation for success has risen by 27.2 %, whereas the same index in the control group has fallen down by 5.2 %. Evidently, the number of the respondents with a medium level of motivation in the experimental group has decreased by 43.4 %; the figure of the control group has fallen by 10.4 %. The article concludes that participation of young teachers in competitions has a positive impact on their motivation for success in teaching. The experience of Ulyanovsk Sate Pedagogical University named by I. N. Ulyanov in developing young teachers' motivation for success by holding a professional competition can be recommended for implementation in other universities.

Keywords: pedagogical university, young teachers, professional skills competitions, competition behaviour, motivation for success Information on authors' contribution: L. P. Shustova carried out the review and analyses of literature and regulatory documents, wrote the text; S. V. Danilov conducted the analyses of the programme aimed at teachers' preparation for professional skills competitions, analysed and interpreted the research results and wrote the text; Z. V. Glebova organised the research procedure, carried out the research, collected and processed the data obtained.

For citation: Shustova L. P., Danilov S. V., Glebova Z. V. Developing young teachers' motivation for success through a professional skills competition. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2022, vol. 11, iss. 1 (41), pp. 80-87 (in Russian). https:// doi.org/10.18500/2304-9790-2022-11-1-80-87

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

Введение

Вопросы профессионального становления молодого педагога и его личностного развития являются важной и значимой проблемой современного образования. От потенциала, энергии, энтузиазма молодых кадров, поступающих в образовательные учреждения, во многом зависит развитие личностного потенциала школьников, формирование их мировоззренческих позиций и креативности, а также достижения и успехи, удовлетворенность выбранной профессией [1-3]. Это диктует необходимость поиска ресурсов, направленных на раскрытие личностного потенциала молодого педагога, его творческих способностей и возможностей.

Проблема педагогического творчества в разных научных ракурсах исследовалась В. А. Кан-Каликом, Н. Д. Никандровым [4], А. З. Гусейновым [5] и др. Готовность педагога к творческой преобразующей деятельности, участию в профессиональных конкурсах, сказывающихся на развитие таких его качеств, как способность к получению новых знаний, импровизации, гибкость, нестандартность мышления способствуют развитию личностного потенциала как самого педагога, так и его учеников [6-10].

Участие в подобного рода мероприятиях особенно важно для молодого педагога в начальный период его становления как профессионала прежде всего с позиции развития его активности, мотивационно-ценностной составляющей деятельности, стремления к творческому воплощению и инновациям [11].

Так, по мнению Н. М. Гнатко, благодаря участию в разного рода конкурсах происходит активизация творческого начала педагога, которое является важной составляющей педагогической активности в целом [12]. Рядоположенной характеристикой может выступать надситуативная активность, которая, согласно В. А. Петровскому и А. В. Петровскому, помогает начинающему педагогу найти нестандартные, инновационные пути и способы разрешения различных педагогических ситуаций [13].

Профессиональные конкурсы дают импульс как для профессионального роста, так и личностного развития молодых педагогов, совершенствуют необходимые для этого компетенции [14, 15]. Организация конкурсного движения в этом смысле призвана актуализировать их акмеоло-гическую позицию, способствовать творческой самореализации и презентации себя и своего собственного опыта широкому педагогическому сообществу. Важно, что участие в конкурсах не только создает условия для так называемой пробы пера, но и способствует переживанию ситуации успеха [15, с. 369]. Инициатива, открытость новому опыту, активность, смелость и даже дерзость, проявленные на конкурсе и закрепленные позитивными эмоциями в случае победы, становятся важным условием профессиональных достижений в будущем.

У начинающего педагога, ставшего участником конкурсного движения, творческой преобразующей деятельности, сопряженных с опытом получения новых знаний и компетенций, ситуацией состязательности и успешности,

мобилизуются интеллектуальная и творческая активность, формируется его акмеологическая позиция, развиваются профессиональная мотивация и личностный потенциал.

Вместе с тем развитие профессионализма молодого педагога через призму его участия в конкурсном движении изучено не вполне достаточно, что позволяет обозначить ряд противоречий:

- между потребностью современного общества в воспитании нового поколения граждан, способных к творческой преобразующей деятельности, и недостатком образовательных ресурсов для его решения;

- необходимостью развития творческих способностей детей и подростков и недостаточной готовностью и способностью молодого поколения учителей к их развитию;

- необходимостью профессионально-личностного развития молодого учителя и недостаточной изученностью влияния конкурсного движения на его профессиональную мотивацию.

Это позволяет сформулировать гипотезу исследования, согласно которой участие молодых педагогов в конкурсном движении будет способствовать формированию у них мотивации к успеху.

Изучение возможностей педагогического университета в аспекте формирования у молодых педагогов мотивации к успеху стало целью нашего исследования.

Материалы

Процедура и участники исследования. Исследование проходило поэтапно с 2017 по 2021 г. На начальном этапе был осуществлен теоретический анализ литературных и иных источников по изучаемой проблеме, подобран диагностический инструментарий. На втором этапе проведена серия научно-практических и учебно-методических мероприятий с молодыми педагогами. Третий этап включал проведение диагностического исследования и интерпретацию полученных данных. Исследование выполнено на выборке молодых специалистов из образовательных учреждений Ульяновской области и г. Ульяновска в количестве 198 человек, стаж работы которых составил не более 5 лет, из них мужчин - 3, женщин - 195. Разделение на экспериментальную и контрольную группы происходило на основании критерия участия либо неучастия респондентов в конкурсе. Предположительно участие молодых педагогов в конкурсе сформирует у них более выраженную мотивацию к достижению успеха. Объем экспериментальной выборки, представленной участниками конкурса «Пер-

сональный успех», составил 97 человек (п = 97 , мужчина - 1, женщин - 96). Объем контрольной выборки, сформированной из числа педагогов, не принимавших участия в конкурсе, составил 101 респондент (п = 101, мужчин - 2, женщин - 99).

Методики. Для фиксации параметров мотивации успеха и избегания неудачи применен опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А. А. Реана [16], позволяющий в разных видах деятельности диагностировать мотивацию двух видов - позитивную (надежда на успех) и негативную (боязнь неудачи). Участникам предлагалось выбрать ответы «да», «нет», «скорее да, чем нет», «скорее нет, чем да» на 20 утверждений опросника. Посредством подсчета общего количества набранных баллов у респондентов диагностировалась мотивация на успех либо на неудачу. В случае если мотивационный полюс ярко не выражен, фиксировались определенные тенденции мотивации на неудачу либо на успех. Согласно А. А. Реану, мотивация на успех относится к позитивной мотивации, в основе которой лежит надежда на успех и потребность в его достижении. Мотивацию на неудачу автор опросника относит к негативной мотивации, при которой активность человека связывается с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи.

Методы. В исследовании применялись методы теоретического анализа литературных источников и нормативных документов, процентное соотношение выраженности изучаемых параметров.

Результаты и их обсуждение

Для выявления возможностей педагогического вуза в свете развития профессиональной мотивации и успешности молодого педагога требуется очертить всю совокупность ресурсов, обеспечивающих данное влияние [16-20]. В одной из своих более ранних работ нами была описана ресурсная база университета через призму влияния на профессиональное становление молодых педагогов ряда условий - кадровых, инфраструктурных, информационных, научных, методических, образовательных и др. [21].

Опыт сопровождения начинающих специалистов системы образования на протяжении 5 лет в статусе специалистов Центра сопровождения молодых педагогов позволил нам предположить, что те из них, что активно участвуют в профессиональных конкурсах и различных видах творческой преобразующей деятельности, более мотивированы к достижениям и успеху в своей работе и стремятся вновь и вновь испытывать на себе «ситуацию успеха» [22].

Так, одним из значимых направлений работы центра является организация профессиональных конкурсов для молодых специалистов. Посредством участия в конкурсах происходит актуализация личностного потенциала, вырабатывается и совершенствуется конкурсное поведение, позволяющее человеку преодолевать конкурсные испытания и сохранять самообладание [15, 23]. Участие в конкурсах активизирует субъектную позицию начинающего учителя, способствует осознанности личностных смыслов в профессиональной деятельности, мотивов творческой самореализации, совершенствует умение управлять поведением и эмоциями в сложных, непрогнозируемых, нестандартных ситуациях [24, 25]. Заинтересованное, творческое отношение к профессиональным конкурсам ставит их в ряд факторов, способствующих развитию личностного потенциала молодых педагогов.

Подчеркивая большую роль конкурсного движения в профессиональном становлении молодых педагогов, отметим, что для данной категории специалистов сферы образования ежегодно организуются и проводятся такие конкурсы, как «Педагогический дебют», «Учитель года», «Самый классный классный», «Арктур» и др. Очный формат участия в них требует развития у будущих конкурсантов так называемого конкурсного поведения, а следовательно, специальной подготовки к конкурсам.

В отдельных регионах Российской Федерации, например в Ульяновской области, были реализованы институтами повышения квалификации программы подготовки педагогов к профессиональным конкурсам, таким как «Учитель года», «Самый классный классный» и др.

В формате воркшопа, тренингов, творческих мастерских, коворкинга отрабатываются навыки публичных выступлений, критического мышления, эмоциональной саморегуляции, анализируются презентации педагогического опыта, кредо, мастер-классы победителей конкурсов, изучаются личностные качества участников [26].

Согласно данным ученых, анализ опыта успешных учителей способствует развитию критического мышления [24, 27], структурированию собственного опыта, его систематизации и обобщению на основе рефлексии [25], применению эвристических методов [23].

Подчеркивая высокую значимость профессиональных конкурсов, проходящих в режиме офлайн, в становлении молодых педагогов, важно предоставлять им возможность для рефлексии и самоанализа своего педагогического опыта посредством так называемого заочного участия в различных конкурсах. Так, в УлГПУ

им. И. Н. Ульянова было утверждено положение о проведении ежегодного конкурса «Персональный успех», на который молодые педагоги представляют свои разные по жанру и содержанию разработки - от научно- и учебно-методических до научно-популярных и публицистических.

К участию в конкурсе приглашаются преподаватели высшей школы, педагогические работники образовательных учреждений дошкольного, среднего общего и профессионального образования, дополнительного образования детей со стажем работы не более 5 лет.

Целью проведения конкурса является актуализация стремления молодых специалистов системы образования к непрерывному росту и развитию, совершенствованию своего профессионального мастерства и творческого потенциала.

Конкурс позволяет выявлять и распространять эффективный педагогический опыт молодых коллег, инициировать, апробировать и внедрять их методические разработки, сформировать банк методических разработок на основе их анализа, обобщения и систематизации, создавать условия для анализа и рефлексии собственного педагогического опыта, содействовать успешному становлению их как профессионалов.

Для того чтобы максимально учесть индивидуальные, профессионально-личностные способности, склонности и интересы, а также профиль работы участников, нами было определено достаточно большое количество номинаций:

- лучшая методическая разработка занятия (учебного, развивающего, коррекционного и др.);

- лучшая методическая разработка мероприятия (внеурочного, внеклассного, социально значимого, просветительского и др.);

- лучший проект (психолого-педагогический, социально-педагогический, научно-образовательный и др.);

- лучшая программа (образовательная, обще-развивающая, коррекционная и др.);

- лучшая статья (научная, методическая, историографическая и т. д.);

- лучший текст (научно-популярный, публицистический, психолого-педагогический

и др.);

- лучшее занятие в цифровом формате.

Молодые педагоги и ученые, чьи разработки набирают по результатам экспертной оценки наибольшее количество баллов, становятся победителями и лауреатами конкурса и награждаются соответствующими дипломами. Для придания особой значимости их творческого труда дипломы победителям и призерам вручаются на традиционных мероприятиях, которые университет проводит для своих молодых коллег, - конференции «Новое поколение профес-

сионалов в образовании», которая приобрела характер всероссийской, или форуме молодых педагогов - выпускников УлГПУ. Вместе с тем каждый участник конкурса получает сертификат, а главное, бесценный опыт участия в данном мероприятии. Результаты конкурса и лучшие работы размещаются на сайте Ульяновского государственного педагогического университета.

Анализ участия по годам представлен в таблице.

Количество участников конкурса «Персональный успех» (2017-2021 гг.)

Number of participants of the compétition "Personal success" (2017-2021)

Год Количество работ Количество участников

2017 48 51

2018 23 23

2019 41 50

2020 26 32

2021 39 42

За 5 лет 177 198

В 2019 г. нами было проведено исследование мотивации молодых педагогов, активно участвующих в научных событиях университета, в том числе в конкурсе «Персональный успех».

Анализ результатов исследования продемонстрировал позитивную динамику мотивации к достижению успеха у участников конкурса. Так, в экспериментальной группе произошло увеличение на 16,2% числа респондентов, характеризующихся высоким уровнем сфор-мированности мотивации к успеху, тогда как в контрольной группе наблюдалось снижение на 4,1%. На 27,2% возросло количество участников экспериментальной группы с умеренно высоким уровнем сформированности мотивации, при этом в контрольной группе также отмечалось снижение показателя на 5,2 %. Очевидна разница и в показателях среднего уровня мотивации -число таких респондентов в экспериментальной группе уменьшилось на 43,4%, а в контрольной на 10,4%. Что касается низкого уровня данного показателя, то как в экспериментальной, так и в контрольной группе изменения зафиксированы практически не были.

Полученные данные позволяют утверждать, что участие в подобного рода профессиональных конкурсах и в конкурсном движении в целом способствует, на наш взгляд, не только осознанию, осмыслению и оформлению своих педагогических взглядов и мыслей, мировоззренческих позиций в виде текстов, статей, программ, про-

ектов и иных методических разработок, но и развитию мотивационно-ценностной составляющей профессиональной компетенции начинающих учителей, обогащению их опыта и деятельности.

Заключение

Практика развития конкурсного движения на основе обозначенных нами профессиональных конкурсов способствует развитию профессионализма молодого педагога, его творческих способностей, обогащению опыта и совершенствованию профессиональных компетенций. Успешность участия педагога в профессиональных конкурсах во многом зависит от наличия у него таких качеств, как открытость новому, критичность мышления, умение видеть проблему с разных сторон и находить альтернативные способы ее решения, мотивация к достижению успеха и умение соотносить свои возможности, притязания с условиями и требованиями конкурса.

Полагаем, что мы очертили далеко не все возможности конкурсного движения и его влияния на становление молодого педагога как профессионала, раскрытие его личностного потенциала и творческих способностей. Мы готовы продолжать поиск эффективных образовательных технологий, форм, методов и приемов, которые позволят актуализировать субъектную позицию начинающего учителя, будут способствовать осознанности личностных смыслов в профессиональной деятельности. Открывшиеся на базе университета в 2021 г. Центр непрерывной методической помощи и поддержки и Центр научной и методической коллаборации работников образования будут способствовать достижению целей, обозначенных в ключевых задачах национального проекта «Образование», и позволят решать задачу формирования у молодых педагогов компетенций, необходимых для успешной адаптации и профессионального становления в условиях VUCA-мира и пополнения образовательных организаций новым поколением профессионалов, что благоприятно скажется на развитии социального капитала региона.

Библиографический список

1. Лукьянова М. И., Галацкова И. А., Шустова Л. П. Готовность педагога к развитию детской одаренности в образовательной деятельности. Ульяновск : SIMJET, 2019. 184 с.

2. Zee M., Koomen H. M. Y. Teacher Self-Efficacy and Its Effects on Classroom Processes, Student Academic Adjustment, and Teacher Well-Being: A Synthesis of 40 Years of Research // Review of Educational Research. 2016. Vol. 86, iss. 4. Р. 981-1015. DOI: 10.3102/0034654315626801

3. Насколько мы успешны? Пособие для фасилитаторов. Дополнение к Международным стандартам качества для общественно-активных школ. 2012. URL: https:// docplayer.ru/39794353-Posobie-dlya-fasilitatorov.html (дата обращения: 02.02.2022).

4. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М. : Педагогика, 1990. 144 с.

5. Гусейнов А. З. Теоретические проблемы современного педагогического творчества // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 4. С. 478-482. DOI: 10.18500/1819-7671-2018-18-4-478-482

6. Ложкина Е. Ю. К вопросу о развитии человеческого капитала образовательного учреждения средствами профессиональных конкурсов // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 4. С. 58-59.

7. Abramo J. M., Reynolds A. "Pedagogical Creativity" as a Framework for Music Teacher Education // Journal of Music Teacher Education. 2015. Vol. 5, iss. 1. Р. 37-51. DOI: 10.1177/1057083714543744

8. Кириллов В. В., Калабухова Г. В., Малышева О. Г., Токарева Е. А. Конкурсы профессионального мастерства: мнение студентов педагогического вуза и учителей школ // ЦИТИСЭ. 2020. № 2 (24). С. 446-470. DOI: 10.15350/2409-7616.2020.2.40

9. Бурая Л. В., Бурая Е. В. Стратегия разработки маршрута творческой самореализации учителя и воспитателя // Концепции и практические подходы в работе добровольцев и волонтеров: материалы XVIII межрегион. науч.-практ. конф., посвящ. Всерос. году добровольцев и волонтеров (27 марта 2018 г.). Старый Оскол : Изд-во РОСА, 2018. С. 46-50.

10. Тамочкина О. А. К вопросу о качествах личности, необходимых для развития у будущего педагога творческого потенциала // Мировые научно-технологические тенденции социально-экономического развития АПК и сельских территорий: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию окончания Сталинградской битвы (31 января -2 февраля 2018 г.). Волгоград : Изд-во Волгоградского государственного аграрного университета, 2018. С. 586-590.

11. Ведерникова Л. В. Формирование ценностных установок учителя на творческую самореализацию в педагогической деятельности: дис. ... д-ра. пед. наук. М., 2001. 274 с.

12. Гнатко Н. М. Проблема креативности и явление подражания. М. : ИПАН, 1994. 43 с.

13. Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов н/Д : Феникс, 1998. 512 с.

14. Глебова З. В. Комплексное сопровождение профессиональной деятельности молодого педагога в условиях университетского комплекса: дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2019. 259 с.

15. Лукьянова М. И. Привлечение молодых педагогов к участию в профессиональных конкурсах: условия и приоритеты // Развитие профессиональных компе-

тенций учителя: основные проблемы и ценности: сб. науч. тр. V Междунар. форума по педагогическому образованию: ч. 1. Казань : Отечество, 2019. С. 368-373.

16. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. СПб. : Питер, 2000. 304 с.

17. Лукьянова М. И., Шустова Л. П., Данилов С. В. Развитие компетентности педагогов в контексте реализации современных научных подходов в инновационной деятельности образовательных организаций // Известия Саратовского университета. Серия: Акмео-логия образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 2 (26). С. 102-109. DOI: 10.18500/2304-97902018-7-2-102-109

18. Галицких Е. О., Давлятшин О. В. Научно-методическое сопровождение педагогов в современных условиях развития школы. URL : http://www.iro38. ru/o-jornal.html (дата обращения: 01.02.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Данилов С. В., Шустова Л. П. Нормативное сопровождение профессиональной карьеры молодых педагогов: сборник материалов. Ульяновск : УлГПУ им. И. Н. Ульянова, 2018. 55 с.

20. Александрова Е. А. Научно-методическое сопровождение педагогов // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 6 (117). С. 14-21. DOI: 10.20323/1813-145X-2020-6-117-14-21

21. Елина Е. Г., Александрова Е. А. Новые формы взаимодействия со студентами: научно-образовательный фестиваль «Неделя педагогического образования» в СГУ имени Н. Г. Чернышевского // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 2. С. 163-168. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-2-163-168

22. Шустова Л. П., Данилов С. В., Глебова З. В. Проектирование траекторий сопровождения молодых педагогов в условиях университетского комплекса // Нижегородское образование. 2020. № 4. С. 35-41.

23. Лукьянова М. И., Глебова З. В. Реализация перспективного проекта научно-методического сопровождения молодых педагогов «Лестница успеха» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2019. № 2 (65). С. 60-67.

24. Герасимова К. Ю. Творческий подход к подготовке педагогических кадров (зарубежный опыт) // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 7. С. 28-36.

25. Conklin H. G., Hughes H. E. Practices of Compassionate, Critical, Justice-Oriented Teacher Education // Journal of Teacher Education. 2016. Vol. 67, iss. 1. Р. 47-60. DOI: 10.1177/0022487115607346

26. Kimhi Y., Geronik L. Creativity Promotion in an Excellence Program for Preservice Teacher Candidates // Journal of Teacher Education. 2019. Vol. 71, iss. 5. P. 505-517. DOI: 10.1177/0022487119873863

27. Пазухина С. В. Педагогическая успешность: диагностика и развитие профессионального сознания учителя : учеб. пособие. СПб. : Речь, 2007. 224 с.

References

1. Luk'yanova M. I., Galatskova I. A., Shustova L. P. Gotovnost'pedagoga k razvitiyu detskoy odarennosti v obrazovatel'noy deyatel'nosti [Readiness of the Teacher for the Development of Children's Giftedness in Educational Activities: A Teaching Aid]. Ul'yanovsk, SIMJET Publ., 2019. 184 p. (in Russian).

2. Zee M., Koomen H. M. Y. Teacher Self-Efficacy and Its Effects on Classroom Processes, Student Academic Adjustment, and Teacher Well-Being: A Synthesis of 40 Years of Research. Review of Educational Research, 2016, vol. 86, iss. 4, pp. 981-1015. DOI: 10.3102/0034654315626801

3. Naskol'ko my uspeshny? Posobie dlya fasilitatorov. Dopolnenie k Mezhdunarodnym standartam kachestva dlya obshchestvenno-aktivnykh shkol [How successful are we? A guide for facilitators. Supplement to the International Quality Standards for Community Schools]. 2012. Available at: https://docplayer.ru/39794353-Posobie-dlya-fasilitatorov.html (accessed 02 February 2022) (in Russian).

4. Kan-Kalik V. A., Nikandrov N. D. Pedagogicheskoe tvorchestvo [Pedagogical Creativity]. Moscow, Pedago-gyika Publ., 1990. 144 p. (in Russian).

5. Guseynov A. Z. Theoretical Problems of Modern Pedagogical Creativity. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2018, vol. 18, iss. 4, pp. 478-482. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2018-18-4-478-482

6. Lozhkina E. Yu. On the development of the human capital of an educational institution by means of professional competitions]. Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii [Innovation Projects and Programs in Education], 2013, no. 4, pp. 58-59 (in Russian).

7. Abramo J. M., Reynolds A. "Pedagogical Creativity" as a Framework for Music Teacher Education. Journal of Music Teacher Education, 2015, vol. 5, iss. 1, pp. 37-51. DOI: 10.1177/1057083714543744

8. Kirillov V. V., Kalabukhova G. V., Malysheva O. G., Tokareva E. A. Competitions of professional skills in pedagogy: opinion of students of pedagogical universities and school teachers. CITISE, 2020, no. 2, pp. 445-470 (in Russian). DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.40

9. Buraya L. V., Buraya E. V. Strategy for developing the route of creative self-realization of a teacher and educator. Konceptsii i prakticheskie podkhody v rabote dobrovol'tsev i volonterov: materialy XVIII mezhre-gion. nauch.-prakt. konf., posvyashch. Vseros. godu dobrovol'tsev i volonterov (27 marta 2018 g.) [Concepts and Practical Approaches in the Work of Volunteers and Volunteers. Proceedings of the XVIII Interregional Scientific and Practical Conference dedicated to the All-Russian Year of Volunteers and Volunteers (March 27, 2018)]. Staryi Oskol, ROSA Publ., 2018, pp. 46-50 (in Russian).

10. Tamochkina O. A. On the issue of personality traits necessary for the development of a future teacher's creative potential. In: Mirovye nauchno-tekhnologicheskie tendentsii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya APK i sel'skikh territoriy: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashch.75-letiyu okonchaniya Stalingradskoy bitvy (31 yanvarya - 2 fevralya 2018 g.) [World Scientific and Technological Trends in the Socio-Economic Development of the Agro-IIndustrial Complex and Rural Areas. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference dedicated to the 75th Anniversary of the end of the Battle of Stalingrad (January 31 - February 2, 2018)]. Volgograd, Volgograd State Agrarian University Publ., 2018, pp. 586-590 (in Russian).

11. Vedernikova L. V. Formation of the Teacher's Value Orientations for Creative Self-Realization in Pedagogical Activity. Diss. Dr. Sci. (Pedag.). Moscow, 2001. 274 p. (in Russian).

12. Gnatko N. M. Problema kreativnosti i yavlenie podrazhaniya [The Problem of Creativity and the Phenomenon of Imitation]. Moscow, IPAN Publ., 1994. 43 p. (in Russian).

13. Petrovskiy A. V., Yaroshevskiy M. G., eds. Kratkiy psik-hologicheskiy slovar' [Brief Psychological Dictionary]. Rostov-on-Don, Phoenix Publ., 1998. 512 p. (in Russian).

14. Glebova Z. V. Comprehensive support for the professional activities of a young teacher in a university complex. Diss. Cand. Sci. (Pedag.). Ul'yanovsk, 2019. 259 p. (in Russian)

15. Lukyanova M. I. Attracting young teachers to participate in professional competitions: conditions and priorities. Raz-vitie professional'nykh kompetentsiy uchitelya: osnovnye problemy i tsennosti: sb. nauch. tr. VMezhdunar. foruma po pedagogicheskomu obrazovaniyu. Ch. 1 [Development of Professional Competencies of a Teacher: Main Problems and Values: Collection of scientific papers of the V International Forum on Pedagogical Education. Part 1]. Kazan, Otechestvo Publ., 2019, pp. 368-373 (in Russian).

16. Bordovskaya N. V., Rean A. A. Pedagogika [Pedagogy]. St. Petersburg, Piter Publ., 2000. 304 p. (in Russian).

17. Lukyanova M. I., Shustova L. P., Danilov S. V. The development of the competence of teachers in the context of the implementation of modern scientific approaches in the innovative activities of educational organizations. Izvestiya of Saratov University. Educational A^eology. Developmental Psychology, 2018, vol. 7, iss. 2 (26), pp. 102-109 (in Russian). DOI: 10.18500/2304-97902018-7-2-102-109

18. Galitskikh E. O., Davlyatshin O. V. Nauchno-metod-icheskoe soprovozhdenie pedagogov v sovremennykh usloviyakh razvitiya shkoly [Scientific and methodological support of teachers in modern conditions of school development]. Available at: http://www.iro38.ru/o-jornal. html (accessed 01 February 2022) (in Russian).

19. Danilov S. V., Shustova L. P. Normativnoe soprovozh-denie professional'noy kar'ery molodykh pedagogov [Regulatory support for the professional career of young teachers: a collection of materials]. Ul'yanovsk, UlGPU im. I. N. Ul'yanova Publ., 2018. 55 p. (in Russian).

20. Aleksandrova E. A. Scientific and methodological support of teachers. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2020, no. 6 (117), pp. 14-21. DOI: 10.20323/1813-145X-2020-6-117-14-21 (in Russian)

21. Elina E. G., Alexandrova E. A. New Forms of Interaction with Students: the Scientifi c and Educational Festival "The Week of Pedagogical Education" in Saratov State University. Izvestiya of Saratov University. Educational A^eology. Developmental Psychology, 2019, vol. 8, iss. 2 (30), pp. 163-168 (in Russian). DOI: https://doi. org/10.18500/2304-9790-2019-8-2-163-168

22. Shustova L. P., Danilov S. V., Glebova Z. V. Designing trajectories for supporting novice teachers in a university complex. Nizhegorodskoe obrazovanie [Education in Nizhny Novgorod], 2020, no. 4, pp. 35-41 (in Russian).

23. Lukyanova M. I., Glebova Z. V. Implementation of a promising project of scientific and methodological support for young teachers "Ladder of Success". Municipal'noe obrazovanie: innovatsii i eksperiment

[Municipal Education: Innovation and Experiment], 2019, no. 2 (65), pp. 60-67 (in Russian).

24. Gerasimova K. Yu. The creative approach to the teacher training (foreign experience). Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2015, no. 7, pp. 28-36 (in Russian).

25. Conklin H. G., Hughes H. E. Practices of Compassionate, Critical, Justice-Oriented Teacher Education. Journal of Teacher Education, 2016, vol. 67, iss. 1, pp. 47-60. DOI: 10.1177/0022487115607346

26. Kimhi Y., Geronik L. Creativity Promotion in an Excellence Program for Preservice Teacher Candidates. Journal of Teacher Education, 2019, vol. 71, iss. 5, pp. 505-517. DOI: 10.1177/0022487119873863

27. Pazukhina S. V. Pedagogicheskaya uspeshnost': diag-nostika i razvitie professional'nogo soznaniya uchitelya [Pedagogical Success: Diagnostics and Development of the Teacher's Professional Consciousness]. St. Petersburg, Rech Publ., 2007. 224 p. (in Russian).

Поступила в редакцию 12.11.2021; одобрена после рецензирования 07.12.2021; принята к публикации 09.12.2021 The article was submitted 12.11.2021; approved after reviewing 07.12.2021; accepted for publication 09.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.