Теория и методика профессионального образования
УДК 378.4; 37.082
Л. П. Шустова, С. В. Данилов, З. В. Глебова
Дополнительная образовательная программа как абрис инновационных возможностей в организации
сопровождения молодых педагогов1
Аннотация
В статье рассматривается проблема организации сопровождения молодых педагогов. Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова, являясь федеральной инновационной площадкой по реализации образовательного проекта «Организация и развитие деятельности Центра сопровождения молодых педагогов в условиях университетского комплекса», использует разнообразные ресурсы для содействия профессионально-личностному развитию своих выпускников на начальном этапе карьеры. В фокусе внимания авторов находятся инновационные возможности, которые могут быть реализованы посредством дополнительной образовательной программы, разработанной для молодых педагогов на основе исследования их профессионально-личностных затруднений. Сама программа рассматривается как абрис пространства, в котором созданы условия для эффективного раскрытия инновационных возможностей. Анализируется инновационный характер программы повышения квалификации в части содержания и структуры, форм и средств ее реализации, требований к преподавательскому составу и формату итоговой аттестации.
I Ключевые слова: молодой педагог, педагогический университет, профессионально-личностное развитие, инновационные возможности, центр сопровождения молодых педагогов, дополнительная образовательная программа, повышение квалификации.
L. P. Shustova, S. V. Danilov, Z. V. Glebova
Additional educational program as the outline of innovative
potential for assisting young teachers
Abstract
The article deals with the problem of organizing support for young teachers. Being a federal innovation platform for implementing the educational project «Organization and development of the Center for support for young teachers in the university complex», Ulyanovsk State Pedagogical University n.a. I. N. Ulyanov uses a variety of resources to foster professional and personal development in
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-413-730007.
its graduates at the initial stages of their career. The authors focus on innovative potential that can be realized through an additional educational program developed for young teachers basing on the study of their professional and personal difficulties. The program itself is considered to be an outline of conditions beneficial and effective for revealing the potential. The authors analyze the innovative character of the professional development program referring to its content and structure, forms and means of its implementation, requirements for the teaching staff and the format of the final certification.
I Keywords: young teacher; pedagogical university; professional and personal development; innovative opportunities; center for support for young teachers; additional educational program; advanced training.
Повышенное внимание к профессионально-личностному развитию педагога — один из непременных атрибутов как зарубежного, так и отечественного образования [3; 6; 8; 12; 13]. В условиях перехода российского общества к постиндустриальной стадии развития акцент государственной политики делается на подготовке педагога-профессионала, основу успешности которого составляют умение учиться на протяжении всей жизни и способность научить такому умению своих воспитанников [1; 2; 4; 9].
Это находит свое отражение в различных стратегических документах, в частности, в национальном проекте «Образование». Так, в федеральном проекте «Учитель будущего» ставится задача введения национальной системы учительского роста, обеспечения непрерывного и планомерного повышения квалификации, поддержки и сопровождения молодых педагогов [2, с. 43-45].
Понимая всю значимость данных задач, в то же время нельзя не отметить, что их практическое решение связано с многочисленными сложностями и в первую очередь с разноплановостью интерпретаций проблемы непрерывного педагогического образования в контексте различных наук: философии, социологии, психологии и педагогики.
Прецедентов сопоставления представителями различных дисциплин своего видения «нового педагога», его подготовки и сопровождения на старте профессиональной деятельности сегодня недостаточно. Мероприятия, проводимые в русле этой тематики, выстроены чаще всего в ракурсе прикладных аспектов работы молодых педагогов (функционирования методических объединений, клубов и «школ», организации разнообразных конкурсов для молодых воспитателей и учителей, курсов повышения квалификации и т. д.), и крайне редко — научного дискурса и профессиональной рефлексии, обладающих мощным развивающим потенциалом [7; 10; 11].
Задача создания условий, обеспечивающих новое качество образования, адресована всей пе-
дагогической общественности, но прежде всего молодым педагогическим кадрам, поскольку «российскую школу нужно настроить на будущее страны, на запросы как людей, так и экономики» [1]. В то же время среднее профессиональное и высшее педагогическое образование сориентировано на формирование у молодых педагогов необходимых компетенций, которых не вполне достаточно для их успешной адаптации к реальностям современного образования. Эти компетенции не всегда позволяют справиться с возникающими трудностями, поскольку сама система образования сориентирована на подготовку, но не на сопровождение молодых педагогов в процессе профессиональной деятельности. Сегодня для качественного образования «недостаточно комфортных зданий, нужна профессиональная, мотивированная работа учителя, прорывные обучающие технологии» [1].
Весьма значительный опыт комплексного, теоретико-методологического и одновременно практического, сопровождения начинающих педагогов накоплен в Ульяновском государственном педагогическом университете им. И. Н. Ульянова (УлГПУ им. И. Н. Ульянова). Здесь с 2015 года осуществляется системная и целенаправленная работа Центра сопровождения молодых педагогов, значение которой в 2018 году было закреплено статусом федеральной инновационной площадки (ФИП). Ключевой идеей проекта «Организация и развитие деятельности Центра сопровождения молодых педагогов в условиях университетского комплекса», реализуемого площадкой, стало создание комплекса условий, которые бы способствовали эффективной деятельности молодых педагогов, их профессиональному успеху и карьерному росту [2; 7; 10].
В качестве цели проекта мы рассматриваем обеспечение продуктивной работы Центра сопровождения молодых педагогов как системы комплексного (исследовательского, научно-методического, образовательного, консалтингового,
32
Инновационные проекты и программы в образовании № 3, 2019
экспертного и иного) сопровождения профессионально-личностного развития всех субъектов образовательной деятельности, к которым может быть применена дефиниция «молодой педагог» — от студентов выпускных курсов педуниверсите-та до педагогов, чей стаж работы не превышает пяти лет. Это позволит обеспечить их плавное и комфортное вхождение в профессию, даст возможность почувствовать себя компетентными специалистами, укрепить профессиональную мотивацию, выработать собственный стиль работы. В свою очередь педагог, заинтересованный в методах и результатах своих усилий, получивший достаточные ориентиры профессиональной деятельности и развития, необходимые навыки мастерства и достигший заметных успехов, способен эффективно реализовывать задачи современного отечественного образования.
В качестве средства, интегрирующего идею персонификации дополнительного профессионального образования, с одной стороны, и необходимость адресной помощи приступившим к работе молодым специалистам, с другой стороны, сотрудниками Центра сопровождения молодых педагогов была разработана программа повышения квалификации для данной категории учителей «Персональный успех: школа карьеры для начинающего педагога» (72 часа). Структура и содержание программы ориентированы на обеспечение профессионально-личностного развития молодых педагогов. В ней отражены современные подходы к педагогическому знанию, обеспечено единство его теоретической и технологической сторон, соответствие требованиям профессиональных стандартов и ФГОС общего образования.
В отличие от аналогичных программ она содержит ряд принципиально новых решений: а) общая направленность программы состоит в развитии у молодых педагогов компетенций в сфере рефлексии своей профессиональной деятельности и моделирования собственной карьеры; б) построение содержания программы осуществлялось на основе маркетингового подхода (по результатам проведенного исследования) — от запроса потребителей данной образовательной услуги; в) основой реализации программы являются активные формы обучения — тренинги и стажировки на базе ведущих образовательных организаций (доля теоретических занятий сведена к возможному минимуму).
Обратившись к тематике вопросов, рассматриваемых в программе, мы обнаружим, что они отражают наиболее актуальные проблемы молодых педагогов. Отметим, что круг проблем и тем опре-
делялся не представлениями разработчиков программы, а результатами, полученными по итогам анкетирования педагогов на предмет затруднений [5], с которыми им чаще всего приходится сталкиваться в своей работе.
К числу таких затруднений были отнесены: способы и средства эмоциональной саморегуляции педагога; речевая и 1Т-культура современного педагога; навыки командной работы; эмоциональный интеллект и психотехнологии эффективной коммуникации, умение моделировать свою карьеру и т. д. Помимо прочего, исследование выявило потребность молодых педагогов в ознакомлении с педагогическим опытом наиболее успешных образовательных организаций Ульяновской области.
Фактически программа представляет собой пространство, где во взаимном наложении отражаются два контура (абриса). Один из них — очертание проблем и задач, которые приходится решать каждому молодому педагогу, а другой — абрис инновационных возможностей для специалистов, чья деятельность связана с организацией сопровождения молодых педагогов, оказанием им поддержки и помощи в решении самых разнообразных вопросов.
Цель программы мы определили как содействие развитию профессиональных компетенций молодых педагогов, требующихся для эффективного профессионально-личностного развития и управления собственной карьерой. Ее достижение потребовало конкретизации следующих задач программы:
1. Формирование теоретических представлений молодых педагогов о содержании профессиональной деятельности и закономерностях карьерного роста.
2. Развитие мотивационной готовности молодых педагогов к профессионально-личностному развитию.
3. Формирование умений молодых педагогов разрабатывать персональную программу профессионально-личностного развития и карьерного роста.
4. Содействие повышению эффективности профессиональной деятельности молодых педагогов путем ознакомления с успешными педагогическими практиками.
В ходе освоения программы молодым педагогам предстояло совершенствовать способности к осуществлению личностного самообразования, проектированию дальнейших образовательных маршрутов и собственной профессиональной карьеры; способности выстраивать межличностное взаимодействие с разными субъектами образова-
тельных отношений, рефлексировать способы и результаты своих педагогических действий и многое другое.
Соответственно целям и содержанию сотрудниками Центра сопровождения молодых педагогов была сформирована структура программы повышения квалификации.
Учитывая специфику целевой аудитории, мы постарались максимально реализовать инновационный потенциал программы, начиная с понимания того, что ее содержание нужно развернуть в оригинальных («не бумажных») формулировках — красиво и «вкусно». И прежде всего привлекательной для молодых педагогов следовало сделать «обертку». В итоге появились следующие названия разделов и модулей программы.
Раздел 1. Школа персонального успеха: тренинги развития профессионально-личностных ресурсов молодого педагога.
1.1. «Лакмус индивидуальности» в команде профессионалов.
1.2. Акмеологическое моделирование профессиональной карьеры педагога.
1.3. Эмоциональный интеллект и коммуникативные тренды в работе педагога.
1.4. Преодоление «эмоциональных бурь и отмелей».
1.5. «Провайдеры поколения Z»: речевая и 1Т-культура современного педагога.
1.6. Программирование персонального успеха.
Как мы видим, модули первого раздела создают условия для погружения молодых педагогов в содержание профессиональной деятельности посредством активного использования тренингов. Представляя собой одну из активных форм обучения, тренинги оказались эффективным способом развития рефлексии субъектных ресурсов молодого педагога и персонификации собственной деятельности; совершенствования его ком-петентностей, связанных с коммуникативной, информационной, речевой и регулятивной деятельностью; закрепления навыков групповой и командной работы, публичного выступления; отработки умения моделировать свою профессиональную карьеру.
Раздел 2. Школа эффективных педагогических практик: стажировки на базе образовательных организаций г. Ульяновска.
2.1. «Розжиг» для учебной деятельности: способы формирования мотивации и познавательной активности обучающихся.
2.2. Урок как «поле педагогических бифуркаций»: многообразие возможностей развития универсальных учебных действий учащихся.
2.3. «Зеркало качества» педагогических компетенций: создание внутренней системы оценки качества образования.
2.4. «Зарубежье урока»: ресурсы воспитания и внеурочной деятельности в развитии индивидуальности ребенка.
2.5. Поколение креативных индустрий и «умных» технологий: развитие специальных способностей и одаренности детей.
2.6. Family — School Integration: организация взаимодействия родителей и педагогов.
Второй раздел реализуется в формате стажировок, связанных с участием в выездных практических занятиях с демонстрацией мастер-классов, проведением творческих мастерских и гостиных, круглых (дискуссионных) столов и презентаций, педагогической супервизии и т. д. Такая модель обучения является оптимальной для ознакомления молодых коллег с наиболее успешным опытом педагогов-практиков по применению современных образовательных технологий в обучении и воспитании подрастающего поколения, результатами инновационной и экспериментальной деятельности школ, гимназий, лицеев, организаций среднего профессионального образования Ульяновской области.
На данном этапе обучения молодые педагоги ознакомились с опытом работы инновационных образовательных организаций г. Ульяновска. Обучаясь в интерактивном режиме, они смогли узнать об особенностях формирования среды, способствующей повышению мотивации обучающихся, о технологиях коучинга, применяемых для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности. Состоялось их знакомство с особенностями модели ВСОКО, формирующим оцениванием на уроках математики и английского языка, этапами конструирования технологической карты урока и мониторингом достижений обучающихся в разных видах учебной деятельности.
Молодые учителя получили возможность на практике ознакомиться с современными технологиями организации внеурочной деятельности, возможностями использования цифровых технологий. Кроме того, они стали участниками игрового практикума «Кроссенс как ассоциативная головоломка нового поколения» и музейного урока «Я вам жизнь завещаю...».
В детском технопарке «Кванториум» молодым педагогам предоставили возможность попробовать свои силы в 3D-моделировании, а также поучаствовать в работе интерактивных площадок: нейроквантум, IT-квантум, космоквантум, нано-
34
Инновационные проекты и программы в образовании № 3, 2019
квантум, автоквантум, аэроквантум, робокван-тум, геоквантум, биоквантум, что пополнило багаж их знаний и умений для работы с одаренными детьми с использованием высокотехнологичных технологий.
Об основных направлениях работы с родителями обучающихся, особенностях влияния типов семейного воспитания на формирование де-виантных форм поведения у детей и подростков рассказали молодым коллегам сотрудники центра «Росток», продемонстрировав проект «Академия взаимопонимания» как одну из форм работы с родителями и показав мастер-классы «Работа с психолого-педагогическими ситуациями», «Сотрудничество учителя-логопеда с родителями».
Идеология, содержание и структура программы имплицитно задали планку требований к преподавательскому составу, привлекаемому для ее реализации. В него вошли профессионалы, ориентированные на придание изучаемому содержанию практической направленности; использование проверенных и эффективных методов и приемов обучения взрослых; осуществление совместной деятельности преподавателя и слушателей в форме проектных семинаров, тренингов, мастер-классов, ролевых, деловых и организационно-деятельност-
ных игр, педагогических мастерских, дискуссионных круглых столов и других.
Еще одним реализованным инновационным потенциалом и отличительной особенностью программы можно назвать формат итоговой аттестации слушателей. Его специфика состоит в том, что аттестация проводится как защита разработанных в ходе занятий персональных программ профессионально-личностного развития молодых педагогов. При подведении итогов защиты происходит экспертная оценка изменений коммуникативных, информационных, речевых и регулятивных ком-петентностей молодых педагогов, которые произошли в процессе реализации программы.
Обращаясь к опыту и результатам реализации программы «Персональный успех: школа карьеры для начинающего педагога», мы можем рассматривать ее как успешный образовательный продукт, который отличается значительным инновационным потенциалом. Благодаря этому потенциалу абрис программы обладает свойством динамичности, что позволяет эффективно решать задачи сопровождения профессионально-личностного развития молодых педагогов в изменяющемся пространстве современного отечественного образования.
Литература
1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию. 2015 [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/50864 (дата обращения 14.03.2018).
2. Паспорт национального проекта «Образование»: утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 3 сентября 2018 г. № 10) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mo.mosreg.ru/dokumenty/ nacionalnyi-proekt- obrazovanie/23-11-2018-14-33-28-pasport-natsionalnogo-proekta-obrazovanie (дата обращения 14.03.2018).
3. Бородина, Е. П. Центр наставнической деятельности как методический проект для развития профессиональной компетентности молодых специалистов в условиях муниципального образовательного пространства / Е. П. Бородина, А. Л. Бородин // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2019. — № 1(64). — С. 37-47.
4. Данилов, С. В. Нормативное сопровождение профессиональной карьеры молодых педагогов: сборник материалов / С. В. Данилов, Л. П. Шустова. — Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова», 2018. — 55 с. — (Библиотека молодого педагога).
5. Данилов, С. В. Диагностика особенностей адаптации, деятельности и профессионально-личностных
затруднений молодого педагога: сборник диагностических методик / С. В. Данилов, Л. П. Шустова, Н. И. Кузнецова. — Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова», 2018. — 98 с. — (Библиотека молодого педагога).
6. Куликова, А. А. Образ молодого учителя в современных российских и зарубежных исследованиях / А. А. Куликова // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2018. — Т. 1, № 1 (46). — С. 81-93.
7. Новое поколение профессионалов: современный формат педагогической деятельности: сборник материалов научно-практической конференции / под ред. С. Д. Данилова, Л. П. Шустовой, З. В. Глебовой. — Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова», 2017. — 321 с.
8. Попова, Н. В. Непрерывное профессиональное образование как фактор развития молодого работника / Н. В. Попова, А. М. Зиятдинов, Р. М. Зият-динова // Вестник НЦБЖД. — 2017. — № 2(32). — С. 57-64.
9. Современное дополнительное образование взрослых: монография / под ред. С. В. Данилова, Л. П. Шустовой, З. В. Глебовой. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 201 с.
10. Сопровождение развития педагога на начальном этапе профессиональной карьеры: монография / под ред. С. В. Данилова, Л. П. Шустовой,
З. В. Глебовой. — Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова», 2017. — 293 с.
11. Средства формирования рефлексивной компетентности молодого педагога: сборник материалов / Т. Ф. Есенкова, Л. П. Шустова, С. В. Данилов, Н. И. Кузнецова. — Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова», 2018. — 47 с. — (Библиотека молодого педагога).
References
1. Poslaniye Prezidenta RF Federalnomu Sobraniyu. 2015 [Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly. 2015] [Electronic resource]. — URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/50864 (accessed 14.03.2018).
2. Pasport natsionalnogo proekta «Obrazovaniye»: ut-verzhden prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossi-yskoy Federatsii po strategicheskomu razvitiyu i nat-sionalnym proektam (protokol ot 3 sentyabrya 2018 g. № 10) [Passport of the national project «Education». Approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects (Protocol № 10 of September 3, 2018)] [Electronic resource]. — URL: http://mo.mosreg.ru/dokumenty/ nacionalnyi-proekt-obrazovanie/23-11-2018-14-33-28-pasport-natsionalnogo-proekta-obrazovanie (accessed 14.03.2018).
3. Borodina, E.P. Center mentoring as a training project for the development of professional competence of young specialists in conditions of the municipal educational space / E. P. Borodina, A. L. Borodin // Municipal education: innovation and experiment. — 2019. — №1 (64). — P. 37-47.
4. Danilov, S. V. Normativnoye soprovozhdeniye profes-sionalnoy kariyery molodyh pedagogov: sbornik mate-rialov [Regulatory support of the professional career of young teachers: a collection of materials] / S. V. Danilov, L. P. Shustova. — Ulyanovsk: FGBOU VO «UlGPU im I. N. Ulyanova» [Ulyanovsk SPU n.a. I. N. Ulyanov], 2018. — 55 p. — (Biblioteka molodogo pedagoga [Library of a young teacher]).
5. Danilov, S. V. Diagnostika osobennostey adaptatsii, deyatelnosti i professionalno-lichnostnyh zatrudneniy molodogo pedagoga: sbornik diagnosticheskih meto-dik [Diagnostics of adaptation features, activities, and professional and personal difficulties of a young teacher: a collection of diagnostic methods] / S. V. Danilov, L. P. Shustova, N. I. Kuznetsova. — Ulyanovsk: FGBOU VO «UlGPU im. I. N. Ulyanova» [Ulyanovsk SPU n.a. I. N. Ulyanov], 2018. — 98 p. — (Biblioteka molodogo pedagoga [Library of a young teacher]).
12. Devos A. New teachers, mentoring and the discursive formation of professional identity. Teaching and Teacher Education. — 2010. — № 26. — P. 1219-1223.
13. Walter C., Briggs J. What professional development makes the most difference to teachers? — Oxford University, 2012. — 23 p.
6. Kulikova, A. A. Image of a young teacher in contemporary Russian and foreign studies / A. A. Kulikova // National and foreign pedagogy. — 2018. — Vol. 1, № 1 (46). — P. 81-93.
7. Novoye pokoleniye professionalov: sovremenniy format pedagogicheskoy deyatelnosti: sbornik materialov nauchno-prakticheskoy konferentsii [A new generation of professionals: a modern format of pedagogical activity: proceedings of the scientific practical conference] / ed. S. D. Danilova, L. P. Shustova, Z. V. Glebova. — Ulyanovsk: FGBOU VO «UlGPU im. I. N. Ulyanova» [Ulyanovsk SPU n.a. I. N. Ulyanov], 2017. — 321 p.
8. Popova, N. V. Continuous professional education as a factor in the development of a young employee / N. V. Popova, A. M. Ziyatdinov, R. M. Ziyatdinova // Vestnik NTsBZhD. — 2017. — № 2(32). — P. 57-64
9. Sovremennoye dopolnitelnoye obrazovaniye vzroslyh: monografiya [Modern further education for adults: monograph] / ed. by S. V. Danilov, L. P. Shustova, Z. V. Glebova. — M.: INFRA-M, 2018. — 201 p.
10. Soprovozhdenie razvitiya pedagoga na nachalnom etape professionalnoy kariery: monografiya [Teacher development assistance at the initial stage of a professional career: monograph] / ed. by S. V. Danilov, L. P. Shustova, Z. V. Glebova. — Ulyanovsk: FGBOU VO «UlGPU im. I. N. Ulyanova» [Ulyanovsk SPU n.a. I. N. Ulyanov], 2017. — 293 p.
11. Sredstva formirovaniya refleksivnoy kompetentnos-ti molodogo pedagoga: sbornik materialov [Means of building a young teacher's reflexive competence: collection of materials] / T. F. Esenkova, L. P. Shustova, S. V. Danilov, N. I. Kuznetsova. — Ulyanovsk: FGBOU VO «Ul GPU im. I. N. Ulyanova» [Ulyanovsk SPU n.a. I. N. Ulyanov], 2018. — 47 p. — (Biblioteka molodogo pedagoga [Library of a young teacher]).
12. Devos A. New teachers, mentoring and the discursive formation of professional identity. Teaching and Teacher Education. — 2010. — № 26. — P. 1219-1223.
13. Walter C., Briggs J. What professional development makes the most difference to teachers? — Oxford University, 2012. — 23 p.