Научная статья на тему 'Клуб по интересам как средство воспитания профессионально-личностной успешности будущих педагогов'

Клуб по интересам как средство воспитания профессионально-личностной успешности будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1075
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ УСПЕШНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / ОБЩНОСТЬ / КЛУБ ПО ИНТЕРЕСАМ / ПРОГРАММА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / PROFESSIONAL AND PERSONAL SUCCESS / FORMATION / COMMUNITY / SOCIAL CLUB / PROGRAM / EDUCATIONAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Своротова Юлия Владимировна

В статье раскрывается актуальность проблемы подготовки педагогических кадров в образовательных учреждениях среднего профессионального образования; обосновывается использование в данной сфере понятия «профессионально-личностная успешность специалиста». Обращаясь к процессу подготовки будущих педагогов, автор представляет опыт реализации в педагогическом колледже программы клуба «Педагог, которого ждут». Эффективным средством обучения и воспитания в рамках занятий клуба является создание общности студентов и педагогов. Клуб по интересам является одним из типов общности и рассматривается как место формирования способностей, необходимых для вхождения студентов в профессиональное сообщество. Автор особое внимание уделяет использованию инновационных педагогических технологий. В заключительной части статьи описываются результаты реализации программы «Педагог, которого ждут».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The club with the same interestsas a means of education of professional and personal success of future teachers

The article reveals the urgency of the problem of teacher training in educational institutions of secondary vocational education; justified use of this sphere the concept of “professional and personal success of a specialist”. Referring to the process of preparation of future teachers, the author presents the experience of implementing programs in Teachers College Club “Teacher, which is expected”. An effective means of training and education within the framework of activities of the club is to create a community of students and teachers. Interest club is one of the types of community and is seen as a place of formation of abilities required for the entry of students into the profession. The author pays special attention to the use of innovative educational technologies. In the final part of the article describes the results of the program “Teacher, which is expected”.

Текст научной работы на тему «Клуб по интересам как средство воспитания профессионально-личностной успешности будущих педагогов»

ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

УДК 377+374

Своротова Юлия Владимировна

Аспирант Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, svorotovajulia@mail.ru, Москва

КЛУБ ПО ИНТЕРЕСАМ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ УСПЕШНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. В статье раскрывается актуальность проблемы подготовки педагогических кадров в образовательных учреждениях среднего профессионального образования; обосновывается использование в данной сфере понятия «профессионально-личностная успешность специалиста». Обращаясь к процессу подготовки будущих педагогов, автор представляет опыт реализации в педагогическом колледже программы клуба «Педагог, которого ждут». Эффективным средством обучения и воспитания в рамках занятий клуба является создание общности студентов и педагогов. Клуб по интересам является одним из типов общности и рассматривается как место формирования способностей, необходимых для вхождения студентов в профессиональное сообщество. Автор особое внимание уделяет использованию инновационных педагогических технологий. В заключительной части статьи описываются результаты реализации программы «Педагог, которого ждут».

Ключевые слова: профессионально-личностная успешность, формирование, общность, клуб по интересам, программа, педагогические технологии.

Современный рынок труда нуждается в новом типе работника с высоким уровнем социальной компетентности, адаптации, инициативности и мобильности, который не просто приспосабливается к существующей реальности, а стремится к достижению успеха, к изменению объективного положения вещей не только в частной, но и в социальной жизни. Такие люди составляют необходимый ресурс развития общества. Поэтому проблема профессионального становления молодежи, обеспечения их профессионально-личностной успешности является одной из ключевых для развития отечественного образования и воспитания.

Важную роль в решении данной проблемы должна сыграть система среднего профессионального образования, в первую очередь педагогического. Приоритетный национальный проект.

Для педагогического колледжа особенно важно создать такие условия обучения, которые помогут в перспективе определить успешность жизненного пути студентов, в том числе как специалистов.

Слово «успех», если обратиться к его этимологии, связано с понятием «успеть». «Успешный» - значит успевающий, «успева-

ющий» - делающий все дела вовремя, умеющий согласовывать свои планы и устремления с реальными координатами жизненного времени [1].

Понятие профессиональной успешности является наиболее общим, определяющим качество деятельности специалиста. С. С. Космодемьянская характеризует успешность в профессиональной деятельности как степень реализации возможностей специалиста, которые обусловлены, в том числе, качеством его подготовки, компетенциями и мотивацией [2]. Но современный профессионал определяется не только принадлежностью к определенной профессии, но и творчеством, ответственностью, мобильностью, направленностью на раскрытие собственного личностного потенциала. Это позволяет говорить о профессионально-личностной успешности специалиста.

В рамках дополнительного образования в педагогическом колледже была разработана и реализована программа формирования основ профессионально-личностной успешности в работе клуба «Педагог, которого ждут».

Программа работы данного клуба включала цикл занятий для студентов и преподавателей, направленных на формирование

ЗЛепап Pedagogical .Тоита! ♦ № 2 / 2016

123

основ профессионально-личностной успешности. На занятиях участники получили возможность приобрести психологические знания, способствующие успешному развитию личности, найти ресурсы, позволяющие им преодолевать трудности и неудачи, работать над созданием имиджа идеального педагога, открыть секреты педагогической профессии. Формат клуба предусматривал работу и со студентами, которые заинтересованы в педагогической профессии, и с педагогами, которые уже работают в колледже.

Создание подобной общности может стать эффективным средством подготовки студентов к успешной педагогической деятельности. Содержательно-организационную основу клуба составили идеи, взятые из работ отечественных специалистов.

Н. В. Панова отмечает, что становление личности профессионала не может сводиться только к обучению и накоплению опыта, а предполагает именно совместное бытие людей [5]. Совместное бытие можно охарактеризовать как соприкосновение жизней (бытия) нескольких людей, пересечение их в общем эмоционально-психологическом и ценностно-смысловом пространствах. И. Ю. Шустова определяет со-бытийность как качественную характеристику общности, проявляющуюся в чувстве единения и общности у группы людей в условиях общего интереса, события, значимого для всех дела [7].

Общность как предмет исследования впервые возникает в работах В. И. Слобод-чикова. Общность есть объединение людей на основе общих ценностей и смыслов [6].

Наиболее типичной общностью является клуб по интересам. Сфера интересов может затрагивать врожденные способности и таланты участников, отражать индивидуальные задатки, познавательный интерес, тогда в данном аспекте клуб по интересам отражает индивидуальные интересы юношества, профессионально-личностное самоопределение. Клубы по интересам возникают и функционируют в пространстве социальных институтов.

Занятия в клубе позволяют приобрести необходимый для развития опыт самостоятельной творческой деятельности, опыт проявления и реализации инициативы и ответственности, опыт сотрудничества и эффективного взаимодействия в коллек-

тивном творчестве. Клуб создает активное пространство для самореализации и проявления инициатив, для осознанного определения и смены субъектами своих ролей и позиций в жизни клуба, обеспечивает ресурсы (конкретные умения и навыки) для активной самореализации вне «стен» клуба [8; 10].

Клуб «Педагог, которого ждут» является ярким примером клуба по интересам, занятия в котором строятся на следующих принципах: добровольность, заинтересованность в педагогической профессии, приоритетность целей, ценностей и потребностей развития внутреннего мира самого обучающегося; опора на личные силы и потенциальные возможности личности, вера в эти возможности; безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства. При создании клуба мы опирались также на принцип активности участников, на их совместную работу с ведущим. Участники получают возможность не только создать для себя полезную копилку теоретических знаний, но и развить практические навыки и умения взаимодействия с окружающими, самопрезентации, организации деятельности. Здесь важен и обмен опытом, и коллективная работа над задачей, когда люди достигают успеха за счет взаимопомощи и сотрудничества.

Эффективным средством формирования успешности являются инновационные педагогические технологии. Особое внимание в реализуемой программе принадлежит активным групповым методам обучения и воспитания. Они основаны на эффективной обратной связи, непрерывном открытом и свободном общении. Специалисты выделяют следующие способы вовлечения в процесс деятельности, способствующие успеху: решение педагогических ситуаций, практикумы, конкурсы, написание творческих работ, оформление портфолио, дискуссионный клуб, дидактические и ролевые игры, тренировка межличностных взаимодействий с использованием видеозаписи и различные виды социально-психологического тренинга, часы заинтересованного информационного обмена [3; 4].

В процессе занятий в клубе у студентов появляется мотивация на постоянное участие в коллективной деятельности, благодаря чему совершенствуются коммуникативные

FROM A PEDAGOGICAL EXSPERIENCE

навыки, развивается творческий потенциал. Это способствует получению положительных эмоций, обучению адекватно анализировать собственные действия, что, как результат, проявляется в совершенствовании компонентов профессионально-личностной успешно сти: мотивационно-ценно стного, когнитивного, эмоционального, коммуникативного, деятельностного и рефлексивного.

Для повышения показателя профессионально-личностной успешности по мотива-ционно-ценностному компоненту используется система нематериальных поощрений участников за активную социальную деятельность, а также психологические разминки, игры и упражнения («Мешок с моими мотивами», «Письмо самому себе», «Лучи солнца», «Чемодан» и др.).

Улучшению когнитивного показателя способствует проведение семинаров, круглых столов по актуальным проблемам, часов заинтересованного информационного обмена.

Возрастанию эмоционального показателя помогают игры и тренинги, направленные на улучшение эмоционального микроклимата коллектива («Восковая скульптура», «Бархатные ручки», «Мое настроение», «Тренируем эмоции», «Альпинисты», «Слушаем себя», «Волшебное зеркальце», «Мнения» и др.).

Коммуникативный показатель улучшается за счет проведения дискуссионных клубов, коммуникативных тренингов («Путаница», «Клубочек», «Радио», «Прогулка», «Кинолента», «Подари улыбку», «Интервью», «Передай движение», «Встреча», «Пойми меня» и др.).

Деятельностный показатель совершенствуется при организации деятельности, направленной на овладение конкретными поведенческими и деятельностными технологиями, раскрытие творческого потенциала участников. Как правило, в такую деятельность включаются при участии в коллективных творческих делах, конкурсах, играх (игровые «оболочки», игры-проживания, ролевые, деловые игры).

Для развития рефлексивного показателя использовали специальные приемы, такие

как «Незаконченное предложение», метод «Пять пальцев», прием «Шапка вопросов» и др. Подготовка будущих педагогов к рефлексивной деятельности должна опираться на практический опыт, социальные и этические принципы, составляющие основу педагогической профессии [9].

Показателем профессионально-личностной успешности студентов по итогам работы клуба «Педагог, которого ждут» является накопительная система оценки достижений - портфолио. Оно позволяет не только учитывать результаты, достигнутые студентом за определенный период, но и служит ориентиром дальнейшего самосовершенствования и саморазвития: стимулирует мотивацию к деятельности, поощряет активность и инициативу участников к самосовершенствованию, саморазвитию, формирует навыки рефлексивной деятельности. Портфолио позволяет перейти от системы учета результативности деятельности к системе оценивания успешности человека.

В течение года студенты и педагоги, посещавшие клуб, принимали участие в общекол-леджных, районных (веревочные курсы, день самоуправления, психолого-педагогическая олимпиада, студенческая весна, школа лидеров, квест), окружных и городских мероприятиях (научно-практические конференции, творческие конкурсы). Это позволяет участникам закрепить навыки и умения, полученные на занятиях клуба «Педагог, которого ждут».

В итоговом анкетировании студенты, участвовавшие в работе клуба, отметили, что стали увереннее чувствовать себя в работе с детьми, в общении с коллегами, родителями воспитанников, появилось желание работать над собой в профессиональной сфере, стали более творчески подходить к решению профессиональных задач.

Таким образом, создание клуба по интересам «Педагог, которого ждут» и реализация разработанной программы в педагогическом колледже способствовали формированию и совершенствованию компонентов профессионально-личностной успешности будущих педагогов.

Библиографический список

1. Ключников С. Ю. Философия успеха: гносе- 2. Космодемьянская С. С. Формирование ологический анализ: дис. ... канд. филос. наук. - успешности будущих учителей в условиях Недами, 2003. - 145 с. гогического вуза: дис. ... канд. пед. наук. - Ка-

Siberian Pedagogical Joumal ♦ № 6 / 2015

125

зань, 2007. - 189 с.

3. Майер А. А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ: методическое пособие. - М.: Сфера, 2012. - 123 с.

4. Мельникова Е. П. Формирование учебно-профессиональной успешности студентов педагогического колледжа в процессе преподавания гуманитарных дисциплин: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2012. - 24 с.

5. Панова Н. В. Развитие профессиональной успешности педагога: учебно-методическое пособие. - СПб.: ИПК СПО, 2008. - 267 с.

6. Слободчиков В. И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности

в онтогенезе. - М.: Школьная пресса, 2000. - 416 с.

7. Шустова И. Ю. Воспитание и развитие субъ-ектности юношества в детско-взрослой общности: монография. - Ульяновск: УлГУ, 2009. - 139 с.

8. Шустова И. Ю. Сохранение и развитие тенденций коллективного воспитания в современном образовании // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 3. - С. 36-41.

9. Action and reflection in teacher education / еd. ву G. R. Harvard, P. Hodkinson. - Norwood (N. J.): Ablex publ. corp., 1994. - XI, 274 p.

10. Deci E. L., Ruan R. M. Intrinsic motivation and self determination in human behavior. - New York : Plenum Press, 1985. - 256 р.

Поступила вредакцию11.12.2015.

Svorotova Julia Vladimirovna

Graduate student of the Academy of Advanced Training and Retraining of Educators, svorotovajulia@mail.ru, Moscow

THE CLUB WITH THE SAME INTERESTS AS A MEANS OF EDUCATION OF PROFESSIONAL AND PERSONAL SUCCESS OF FUTURE TEACHERS

Abstract. The article reveals the urgency of the problem of teacher training in educational institutions of secondary vocational education; justified use of this sphere the concept of "professional and personal success of a specialist". Referring to the process of preparation of future teachers, the author presents the experience of implementing programs in Teachers College Club "Teacher, which is expected". An effective means of training and education within the framework of activities of the club is to create a community of students and teachers. Interest club is one of the types of community and is seen as a place of formation of abilities required for the entry of students into the profession. The author pays special attention to the use of innovative educational technologies. In the final part of the article describes the results of the program "Teacher, which is expected".

Keywords: professional and personal success, formation, community, social club, program, educational technology.

References

1. Kluchnikov, S. Y., 2003. Filosofija uspeha: gnoseologicheskij analiz [Success philosophy: epis-temological analysis]. Cand. Sci. (Philos.). Moscow, 145 p. (in Russ.).

2. Kosmodemyanskaja, S. S., 2007. Formirovani-je uspeshnosti budushhih uchitelej v uslovijah ped-agogicheskogo vuza [Formation of the success of the future teachers in the conditions of pedagogical high school]. Cand. Sci. (Pedag.). Kazan, 189 p. (in Russ.).

3. Mayer, A. A., 2012. Soprovozhdenije prophes-sionalnoj uspeshnosti pedagoga DOU: metodich-eskoje posobije [Support professional success of preschool teachers: handbook]. Moscow: Sphere, 123 p. (in Russ.).

4. Melnikova, E. P., 2012. Formirovanije ucheb-no-professiona'noj uspeshnosti studentov peda-

gogicheskogo kolledzha v processe prepodovanija gumanitamyh disciplin [Formation educational and professional success of students of pedagogical college in the teaching of the humanities]. Moscow, 24 p. (in Russ.).

5. Panova, N. V., 2008. Razvitije professionalnoj uspeshnosti pedagoga [Development of professional success teacher]. St. Petersburg: IPK ACT, 267 p. (in Russ.).

6. Slobodchikov, V. I., 2000. Psihologija razviti-ja cheloveka: razvitije subjektivnoj real'nosti v on-togeneze [Psychology of Human Development: The development of subjective reality in ontogeny]. Moscow: School Press, 416 p. (in Russ.).

7. Shustova, I. Y., 2009.Vospitanije i razvitije subjektnosti junoshestva v detsko-vzrosloj obshh-nosti [Education and development of subjectivity

FROM A PEDAGOGICAL EXSPERIENCE

youth in child-adult community]. Ulyanovsk: UlGU Publ., 139 p. (in Russ.).

8. Shustova, I. Y., 2013. Sohranenije i razvitije tendencij kollektivnogo vospitanija v sovremennom obrazovanii [Preservation and development trends of collective education in modern education]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal [Siberian Pedagogical Jour-

nal], 3, pp. 36-41 (in Russ., abstr. in Eng.).

9. Harvard, G. R., Hodkinson, P., eds., 1994. Action and reflection in teacher education. Norwood (N. J.): Ablex Publ. corp., XI, 274 p.

10. Deci, E. L., Ruan, R. M., 1985. Intrinsic motivation and self determination in human behavior. New York: Plenum Press, 256 p.

Submitted 11.12.2015

Siberian Pedagogical Journal ♦ № 6 / 2015

127

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.