Научная статья на тему 'Проектирование современного урока в информационнообразовательной среде'

Проектирование современного урока в информационнообразовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRIMARY / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INFORMATION AND LEARNING ENVIRONMENT / ЭЛЕКТРОННАЯ МОДЕЛЬ СОДЕРЖАНИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / E-CONTENT MODEL OF PRIMARY EDUCATION / PLANNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фортыгина С.Н.

В статье рассматривается специфика проектирования современного урока на основе использования информационных технологий в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фортыгина С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN LESSON PLANNING IN THE INFORMATION AND LEARNING ENVIRONMENT

In this article author considers specific of planning of modern lesson based on using information technologies in the conditions of the implementation of the Federal State Education Standard.

Текст научной работы на тему «Проектирование современного урока в информационнообразовательной среде»

УДК 373.3

С.Н. Фортыгина

аспирант, ассистент, кафедра педагогики, психологии

и предметных методик, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический

университет»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. В статье рассматривается специфика проектирования современного урока на основе использования информационных технологий в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, проектирование, информационно-образовательная среда, электронная модель содержания начального общего образования.

S.N. Fortygina, Chelyabinsk State Pedagogical University

MODERN LESSON PLANNING IN THE INFORMATION AND LEARNING ENVIRONMENT

Abstract. In this article author considers specific of planning of modern lesson based on using information technologies in the conditions of the implementation of the Federal State Education Standard.

Keywords: Federal state educational standard of primary, planning, information and learning environment, e-content model of primary education.

Современный этап развития системы начального образования характеризуется введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Новый стандарт определяет новые требования, которым должен соответствовать образовательный процесс, его результат, структура и условия обучения.

Составной частью ФГОС НОО является информационно-образовательная среда (ИОС) [1], которая рассматривается нами как педагогическая модель, проектируемая субъектами образования на основе системно-организованной совокупности современных компьютерных, программных средств обучения и управления образовательным процессом, в основе которой лежит электронная модель содержания начального общего образования (ЭМСНОО).

Разработанная факультетом информатики Челябинского государственного педагогического университета в содружестве с факультетом подготовки учителей начальных классов, компьютерная программа ЭМСНОО является программным продуктом, который, на наш взгляд, является более эффективным инструментом проектирования современного учебного урока.

В рамках нашей работы электронная модель - это взаимоувязанный набор данных, формируемый и используемый при проектировании, реализации и контроле в усвоении содержания образования на его начальной ступени. Электронная модель содержания образования представлена пятью разделами: фундаментальное ядро и предмет, учебный предмет и курс, универсальные учебные действия (УУД), требования стандарта и предмет, требования стандарта и УУД.

Предложенное содержание и структура электронной модели содержания образования дает возможность будущим учителям начальных классов автоматизировать решение первоочередной задачи, стоящей перед ними при внедрении ФГОС НОО в

образовательные учреждения при конструировании тематического плана учебного предмета и, в частности, отдельного занятия. Так, например, при подготовке к отдельному занятию будущий учитель может использовать уже готовый отчет ЭМСНОО, как в электронном, так и в печатном виде, который позволяет ему:

• перед изучением новой темы подготовить материал для повторения, обеспечивающий формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) в соответствии с целями и задачами обучения;

• определить планируемые результаты;

• определить, на формирование каких УУД должен обратить внимание учитель на данном учебном занятии;

• определить формы проведения практических, лабораторных и контрольных работ, соотнося их с результатами усвоения учебной программы и характеристикой деятельности учащихся.

В качестве примера приведем «отчет» по теме урока «Путешествие во времени и пространстве» по учебному предмету «Музыка» (см. рис. 1).

Отчет

Школа 2100 Музыка (Л.В,Школяр, В.О.Усачева) 1-й класс

Путешествие во времени и пространстве.

Данная дидактическая единица обеспечивает следующие планируемые результаты и умения:

Цели "Выпускник научится"

2-1-7 ценить отечественные народные музыкальные традиции

2.1.8размышлять, рассуждать об отечественной музыке и многообразии музыкального фольклора /¡энная дидактическая единица важна в формировании таких УУД, как: Цели УУД "Выпускник научится"

2.1.5 Формирования основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Яв как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности

Цели УУД "Выпускник получит возможность"

3.1.6 Формирования компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности

3.1.Э Формирования осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни

Рисунок 1 - Отчет по теме урока «Путешествие во времени и пространстве»

На рисунке 1 показано, что при подготовке к уроку по теме «Путешествие во времени и пространстве» учителю необходимо обратить особое внимание на формирование таких УУД, как Цели УУД «Выпускник научится» и Цели УУД «Выпускник получит возможность». Кроме того, данная электронная модель помогает учителю создать тематическое планирование по каждому учебному предмету каждой авторской программы начальной школы, в том числе и по музыке (см. рис. 2).

"Путешествие во времени и пространстве"

Количество часов: 6,00 ч.

Практические, лабораторные, шлпршшные раБош: 0 ч.

Содержание хурса

Детская жизнь с её типическими ситуациями взаимоотношениями проявлениями чувств,

поведением юмором, радостями п печалями, играми

Идём в театр.

Путешествие во времени и пространстве. Солнцеворот. Две пе-сн!I

Ждём весну, встречаем птиц Иные земли.

Резушлпы освоения учебной 1грограмыып характерце гньа деятельно сш учащихся

Выпускник научится...

воспринимать музыку различных жанров

Сравниватьмузыкапьныепропзввденияразныхгшроэи стилей.

Размышлять а модификации жанр&Е е современной Щ3><£

Сравнвять специфические коОенности произведений разных жанроь

размышлять о музыкальных произведениях как

способе выражения чувств и мыслей человека

Рагпичать настроения, ч>тстеа и характер человека, еыраженныееиузыке.

На&иодатьла использованием музыки в жизни человека.

Размышлять сё истоках вошкновения музыкального искусства

ценить отечественные народные музыкальные традиции

Участиазгь вкорсЕои исполнении гтнаРпсш

Результаты освоения УУД

Выпускник научится...

Знаково-и/иволичес кие

Строить речевое высказывание в устном и письменной Личностные действия

Будет сформирована эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им

Будет сформирована ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей Будут сформированы основы гражданской идентичности личности в форме осознания как гражданина России чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности Логические

Устанавливать аналогии

Строить рассуждения а форме связи простых суждении об объекте, его строениII свойства« и связях

Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков н их синтеза

Выпускник получит возможность...

Личностные действия

Формирования компетентности б реализации основ гражданств идентичности в поступках и деятельности

Формирования осознанных устойчивых эстетических предпочтении и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни Формирования змпатии как осознанному пониманию чувств других людей и сопереживания им. выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия

Рисунок 2 - Фрагмент тематического планирования по теме «Путешествие во времени и пространстве»

Таким образом, мы считаем, что использование одного из элементов информационно-образовательной среды - электронной модели содержания начального общего образования в образовательном процессе - будет способствовать повышению эффективности проектирования современного урока.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Мин-во образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. - (Стандарты второго поколения).

List of references:

1. Federal State Educational Standard primary education [Text] / Ministry of Education and Science of Russia. Federation. - M.: Education, 2010. - 31 c. - (Standards of the second generation).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.