Научная статья на тему 'Проектирование современного урока с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов'

Проектирование современного урока с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2227
386
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / СПОСОБ ОБОГАЩЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Помазков Василий Викторович

Автор обосновывает тезис о том, что важнейшим условием эффективного образования, способствующим развитию способностей школьников, является способ обогащения образовательной среды; дидактический подход к обогащению образовательной среды включает, прежде всего, использование системно-деятельностного подхода в образовании, проблемного урока, учитывающего развитие универсальных учебных действий. Приводится краткая характеристика 7 основных этапов построения проблемного урока в свете требований ФГОС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование современного урока с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов»

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Помазков Василий Викторович

проректор по кадровому менеджменту и воспитательной работе, доцент кафедры общей физики, к.т.н.

КГУ им. К. Э. Циолковского г.Калуга

J ^

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА С УЧЕТОМ

ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Л___________________________________________г

Аннотация. Автор обосновывает тезис о том, что важнейшим условием эффективного образования, способствующим развитию способностей школьников, является способ обогащения образовательной среды; дидактический подход к обогащению образовательной среды включает, прежде всего, использование системно-деятельностного подхода в образовании, проблемного урока, учитывающего развитие универсальных учебных действий. Приводится краткая характеристика 7 основных этапов построения проблемного урока в свете требований ФГОС:

Ключевые слова: ФГОС, индивидуальная образовательная траектория, способ обогащения образовательной среды, системно-деятельностный подход, содержательно-процессуальный подход, проектирование современного урока

Современная система образования находится в поиске новых моделей обучения, которые направлены на развитие личности с учётом индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей ребёнка. Значительное внимание в государственных документах по модернизации образования уделяется личности педагога, его профессионализму, умениям работать в современных условиях. Профессионализм педагога - это результат индивидуальной и целенаправленной работы над собой, постоянное повышение своего научно-методического потенциала. Именно поэтому на первый план выходит умение грамотно спроектировать урок, внеклассное развивающее занятие в соответствии с новыми требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

В документах по модернизации российской общеобразовательной школы уделяется серьёзное внимание проблемам развития потенциальных возможностей школьников, связывая их с формированием мышления школьника, выявлением и развитием склонностей и способностей с учётом их умственных предпочтений к предметам определённой области знаний. Именно поэтому новые федеральные государственные образовательные стандарты указывают на изучение определённых предметных областей. При составлении учебного плана общеобразовательные учреждения в соответствии с требованиями ФГОС, в отличие от традиционного учебного плана, необходимо ориентироваться на социальный заказ всех участников образовательного процесса и определять изучаемые предметы

и количество часов исходя из предметных областей, включающих в себя набор учебных предметов.

Таким образом, в учебном плане образовательного учреждения формируется не только базовая (обязательная) часть, но и та часть, которая определяется всеми участниками образовательного процесса. Федеральные государственные стандарты формируют, таким образом, индивидуальную образовательную траекторию каждого ребёнка с учётом его индивидуальных способностей.

Важнейшим условием эффективного образования в настоящее время, способствующим развитию способностей школьников, является способ обогащения образовательной среды. Дидактический подход к обогащению образовательной среды включает, прежде всего, использование системно-деятельностного подхода в образовании.

Системно-деятельностный подход предполагает в обучении:

• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;

• воспитание и развитие качеств личности обучающихся;

• признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательного процесса;

• обеспечение преемственности в образовании школьников;

• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося.

В основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) лежит системно-деятель-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013

3

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ностный подход образования. Таким образом, современное образование предусматривает качественные изменения в воспитании и обучении школьников, переход от знаниевого подхода в образовании (традиционные ЗУНы) к содержательно-процессуальному. Именно такой подход позволяет учитывать индивидуальные особенности ребёнка, изменение содержания изучаемых предметных областей с учётом уровня умственного развития ребёнка и его предметной направленности ума, перевод учебной деятельности ребёнка в учебно-исследовательскую и проектную. Существенным отличием уроков в соответствии с требованиями ФГОС от традиционных уроков общеобразовательной школы является перенесение акцента с результативной стороны учения на процессуальную, которая способствует развитию качественно-специфичных форм мышления каждого школьника.

Основной акцент при проектировании уроков в современной школе необходимо уделять интеллектуальным особенностям школьников. Таким образом, формированию качественной специфики умственных действий на уроках физико-математической направленности будут способствовать мыслительная активность самого ученика по изучению состава и признаков понятий, выявлению их существенных свойств, усвоению логической структуры, связей изучаемого понятия с другими и т.д. Оперирование логическими схемами делает наглядной и понятной не только суть сложного вопроса, но и указывает учащимся на дальнейшее изучение предметного материала, формирует процессуальные механизмы переработки предметной информации. Незавершённые логические схемы учебных задач активизируют механизмы усвоения информации и тем самым не только улучшают результат усвоения материала, но и одновременно стимулируют учащихся к разработке подобных логических схем, способствующих формированию предметно-релевантных мыслительных действий. Развитию мышления школьников на предметах физико-математического цикла будут способствовать: перестройка направленности мыслительных процессов, переключение с прямого на обратный ход мысли, т.е. решение и самостоятельное составление учащимися взаимообратных задач; варьирующий вид и форма представления учебного материала через образ, практическую модель, структурную блок-схему, график, логическую цепочку и т.д.

На уроках гуманитарного цикла необходимо обратить внимание на предметно-логические особенности литературно-художественных текстов, характеризующие их эстетико-оценочные суждения, образность, метафоричность, личное отношение к отображаемому. Введение в преподавание гуманитарных предметов элементарных сведений о функциях речевой выразительности единиц языка вызывает особый интерес учащихся к урокам, активизирует их речевое поведение, способствует развитию лингвистической памяти и лингвистической наблюдательности, правильному построению речи, тонкому различению оттенков слова, ассоциативному богатству речи и т.д.

С целью развития предметно-релевантных мыслительных действий школьникам необходимо предлагать задания, связанные с трансформацией языковых явлений, анализом средств эстетической выразительности произведения, с переносом знаний и умений с текста-образца на построение собственного связанного высказывания. Необходимо использовать исторический и архивный материал, жизненные ситуации при введении и отработке определённого предметного материала, показывать его практическую значимость, имеющиеся публикации по данному вопросу.

Развитие качественно-специфичных форм естественнонаучного мышления предполагает актуализацию родовидовых логических связей, классификацию и обобщение материала и т.д. Абстрактно-обобщённые формы мышления влияют на глубину и широту усвоения естественнонаучного содержания, на самостоятельную научно-опытную работу. Активизации познавательной деятельности способствует построение системы задач, связанных c формированием действия распознавания объектов, принадлежащих одному понятию, подведение объекта под понятие, отыскание следствий, варьирование несущественных и существенных свойств и т.д.

Научно-обоснованный подход к подбору содержания, методов и форм работы с обучающимися с учётом их интеллектуальных особенностей в настоящее время согласуется с требованиями ФГОС о формировании универсальных учебных действий (УУД): личностных, метапредметных и предметных. Образовательные учреждения обязаны создать условия для развития школьников и, прежде всего, на уроке.

Организация урока в современной школе связана с увеличение доли самостоятельной работы на уроке. На всех этапах организации урока красной нитью проходит самостоятельная деятельность школьника в определении цели урока, создании проблемной ситуации, построение гипотез и грамотное решение учебной задачи.

Профессионализм учителя, работающего по новым федеральным стандартам, проявляется в грамотном построении проблемного урока, учитывающего развитие универсальных учебных действий. Основные этапы построения проблемного урока в свете требований ФГОС:

1. Актуализация опорных знаний.

2. Анализ проблемного задания.

3. Вычленение проблемы.

4. Выдвижение всевозможных предположений.

5. Сужение поля поиска.

6. Доказательство рабочих гипотез.

7. Проверка правильности решения.

I. Этап 1-й, актуализация опорных знаний.

Основная цель этапа: актуализация имеющихся знаний школьников по данному вопросу.

Методы реализации: фронтальный опрос,

рассказ - вступление, решение конкретной задачи, индивидуальный устный ответ ученика с последующими необходимыми уточнениями и добавлениями.

4

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Итог данного этапа: наличие у обучающихся опорных знаний, необходимых для осмысленного восприятия противоречий.

Формирование УУД: формируется умение соотносить ответы с образцом, строить логическое рассуждение, объяснять явления, процессы, связи и отношения, чётко формулировать ответы, управлять своим вниманием, развивать стремление к взаимопомощи и оказанию поддержки, умение работать в группе или паре, аргументировать свою точку зрения, устанавливать целевые приоритеты.

II. этап 2-й, анализ проблемного задания.

Основная цель этапа: выяснение начальных условий учебной задачи.

Методы реализации: коллективное обсуждение вопроса, изложение учителем проблемной ситуации, постановка проблемного опыта.

Итог данного этапа: наличие проблемной ситуации, проблемного вопроса.

Формирование УУД: формируется умение ответственно относится к своей позиции и сопоставлять её с позицией другого, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её в сотрудничестве с другими школьниками, корректировать свою точку зрения, осуществлять оценку действий партнёра, принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

III. этап 3-й, вычленение проблемы.

Основная цель этапа: осознание противоречия, наличие проблемы.

Методы реализации: работа в группах («мозговой штурм»), индивидуальные суждения - выступления, коллективное обсуждение школьников.

Итог данного этапа: вербальная формулировка проблемы.

Формирование УУД: формирование мыслительных операций, вербализация перехода от анализа противоречия к поиску направления его разрешения, самостоятельность суждений, развитие коммуникативных навыков взаимодействия с партнёрами по образовательному процессу, умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом, использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств и мнений, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи. IV.

IV. этап 4-й, выдвижение возможных предположений.

Основная цель этапа: выдвижение предположений (гипотез) по решению проблемы.

Методы реализации: групповая работа, «мозговой штурм», индивидуальные суждения, предположения.

Итог данного этапа: наличие гипотезы или несколько гипотез по разрешению проблемы.

Формирование УУД: умение организовать исследование с целью проверки гипотезы, умение выделять

главное и второстепенное, выстраивать последовательность действий, проявлять гибкость мышления, формируется умение мысленно прослеживать путь решения, аналитико-прогностические умения.

V. этап 5-й, сужение поля поиска.

Основная цель этапа: отработка каждой из выдвинутых предложений с целью отсева неперспективных.

Методы реализации: коллективное обсуждение, групповая работа, индивидуальные суждения, изложение-рассуждение учителя.

Итог данного этапа: сужение поля поиска решения, определение рабочей гипотезы.

Формирование УУД: формируется умение делать эскизный проект решения проблемы, анализировать перспективность гипотез, определять недостатки и достоинства предложений, несмотря на их авторство, создавать и преобразовывать модели, схемы для решения учебной задачи, самостоятельно анализировать условия достижения цели, учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию, самостоятельно проводить исследования по решению проблемных ситуаций.

VI. этап 6-й, доказательство рабочих гипотез.

Основная цель этапа: доказательство рабочей

гипотезы.

Методы реализации: групповая работа, последовательное проведение доказательства несколькими учащимися или представителем группы, доказательство гипотезы самим учителем (мини-лекция, объяснение).

Итог данного этапа: наличие стройной системы доказательства представленной гипотезы.

Формирование УУД: формируется умение формулировать и выстраивать логику доказательства, конструировать цепочку причинно-следственных связей, выстраивать свою позицию и быть готовым к её коррекции или замене, делать умозаключения и выводы на основе аргументации, брать на себя инициативу в организации совместных действий, прилагать усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

VII. этап 7-й, проверка гипотезы.

Основная цель этапа: рефлексия проделанной работы, представление выводов.

Методы реализации: задания на поэтапную проверку правильности выполненных действий, соотнесение начальных условий с характером и содержанием решения и т.д.

Итог данного этапа: убеждённость в правильности полученных выводов.

Формирование УУД: формируется способность к объяснению, оценке собственных действий, убеждённость, самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи, организовывать исследования с целью проверки гипотезы, делать умозаключения (индуктивное, по аналогии и т.д.) и выводы на основе аргументации.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013

5

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Л. Фейербах писал: «Где нет простора для проявления способности, там нет и самой способности». Степень успешности в образовательной деятельности напрямую зависит от профессионализма, интеллектуального и творческого потенциала людей, её осуществляющих. Именно поэтому, необходимым условием повышения качества образования является непрерывное повышение профессионального мастерства учителя и наличие у педагогов личностных смыслов осуществления их деятельности.

Литература

1. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы).- М.: Дело, 1994. 216 с.

2. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Баласс, 2011.

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. М.: Просвещение, 2011.

4. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения / Учебник. Под редакцией проф. Р Г. Чураковой.- М.: Академкнига, 2011.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт / под ред. Л. П. Кезина, А. М. Кондакова.- М., 2010.

6. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова.- М.: Просвещение, 2009.

Ефимова Рита Юрьевна

учитель английского языка МБОУ «Солнечная СОШ № 1» Сургутский район E-mail: r.efimowa2012@yandex.ru

J V.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Л__________________________________________г

Аннотация: Данная статья раскрывает методику обучения диалогической речи, рассматривает трудности в обучении в средней школе, возможные способы и приёмы, позволяющие поддержать интерес к диалогической речи.

Ключевые слова: текст, вид речевой деятельности, учебно-методическая единица, поисковое чтение, коммуникативные умения, метод обучения.

Как показал опыт работы, одним из эффективных средств создания мотива к иноязычному общению учащихся являются нетрадиционные методы обучения. К ним можно отнести ролевые игры и спонтанное поведение учащихся, их реакция на поведение других людей [1,2,3,5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обязательным элементом игр является разрешение проблемной ситуации. Ролевая игра, основанная на решении той или иной проблемы, обеспечивает максимальную активизацию коммуникативной деятельности учащихся. Исследователи разработали определённые правила ролевых игр, а именно:

• учащийся должен уметь поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть в реальной жизни;

• учащийся должен адаптироваться к своей роли в предложенной ситуации, при этом в одних случаях он может играть самого себя, в других - взять на себя воображаемую роль;

• участникам ролевых игр необходимо вести себя так, как если бы все происходило в реальной жизни, их поведение должно соответствовать их роли.

Помимо перечисленных правил выделяются пять категорий ролей:

1. врождённые, т.е. определяющие пол и возраст участника игры;

2. приписанные, т.е. национальность или принадлежность к той или иной социальной группе;

3. приобретённые, т.е. конкретизирующие профессию;

4. действенные, т.е. предлагающие круг действий в данной ситуации (например, визит к врачу);

5. функциональные, т.е. определяющие функции общения (например, предложение помощи, выражение сочувствия).

Некоторые методисты отмечают, что дети с удовольствием погружаются в ролевые игры, в то время как взрослые и подростки не очень активно в них уча-

6

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.