Научная статья на тему 'Формирование и развитие на уроке универсальных учебных действий'

Формирование и развитие на уроке универсальных учебных действий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1723
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕЛЕЙ И РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казарская Галина Евгеньевна

В статье автор раскрывает сущность универсальных учебных действий, как метапредметных компетенций, развиваемых на уроках математики, и примеры практико-ориентированной образовательной деятельности в рамках урока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие на уроке универсальных учебных действий»

Эксперимент и инновации в школе

ФГОС в ШКОЛЕ

№ 3/2015

Г.Е. Казарская

Формирование и развитие на уроке универсальных учебных действии

Аннотация

В статье автор раскрывает сущность универсальных учебных действий, как мета-предметных компетенций, развиваемых на уроках математики, и примеры прак-тико-ориентированной образовательной деятельности в рамках урока.

универсальные учебные действия, ключевые компетенции обучающегося, педагогическая профессиональная деятельность учителя, взаимосвязь целей и результатов образовательной деятельности, деятельностный подход.

Современное массовое, всеобщее образование — это организация обучения в условиях применения технологических подходов (технологий), с целью обеспечения равных возможностей получения образовательного результата для всех обучаемых.

Проблемы качества образования и общественных отношений актуальны в переломные моменты изменений жизни социума, в возникающих кризисных ситуациях перемен. Новое разрушает традиционные и устоявшиеся формы жизни, обуславливает необходимость смены способов деятельности, как во всех социальных сферах, так и в образовании, включая и комплекс общественных отношений. Образование во все времена (эпохи) было, есть и будет подлинным капиталом и главным ресурсом развития общества, что актуализирует потребность переосмысления его ценности.

В изначальном смысле понятие «образования» означает обретение взрослеющим человеком образа мира и его места в нем. Стремительная изменчивость современного мира, его динамизм определяют социальный заказ к образованию и ориентируют деятельность педагога на развитие способности обучающихся жить и успешно функционировать в постоянно изменяющемся мире.

В заключительном документе Дакарской конференции сформулировано: «Экономические, социальные и другие преобразования, захлестнувшие человечество в последние годы, потребовали пересмотра вопроса о том, какие знания, навыки и ценности необходимы для успеха в жизни. Движение ... породило потребность в таком обучении, которое

выходит за пределы академической программы и усвоения фактов» и ориентировано «.на разрешение проблем, неограниченный поиск». Бурное развитие коммуникационных и информационных технологий требует интерактивных и поисковых форм обучения, а ускоряющиеся темпы изменений особо подчеркивают актуальность принципа «Век живи — век учись».

В условиях глобальных перемен обществом осознана необходимость антропологической направленности в образовании, ценность которой сам человек, его нравственная позиция, многоплановая (природосообразная) деятельность, его культура, образованность, профессиональная компетентность, являющаяся основой устойчивого развития, как страны, так и всего человечества в целом. Это понимание обусловило смену приоритетов в построении содержания образования и смещение акцентов с общественной направленности на развитие личности обучающегося.

Нормативные документы, регулирующие образовательную деятельность в ОО (образовательной организации) — это ФЗ « Об образовании» № 273 от 01.09.2013 г. и ФГОС ориентирующий профессиональную деятельность педагога на создание условий обучения и получение образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных). Термин УУД (универсальные учебные действия) в методических пособиях образовательной деятельности однозначного толкования не имеет. Задача управления в образовании третьего тысячелетия — создать условия, в которых на всех ступенях обучения ученик овладевает умением учиться, становится субъектом

собственной деятельности, способен к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как овладение совокупностью способов действий, обеспечивающих самостоятельное усвоение учебной информации, формирующих необходимые умения в процессе познания, включая его организацию.

Учёные и педагоги практики осознаю сложность задач, обусловленных запросом времени на развитие операций обобщения, систематизации, экстраполяции и перехода на более высокий уровень сложности мыслительных задач. Многообразие концепций и техник нашло отражение в научной и методической литературе:

Воровщиков С.Г. — размышляет о сущности универсальных учебных действий и общих учебных умениях, осмысливает сходство и различие понятий. В соавторстве с Новожиловой М.М. рассматривает накопленный опыт проектной и исследовательской деятельности учащихся представленный на НПК «Думай глобально — действуй локально». [3,4,12, 14, 17]

Воронина Л.В. и Утюмова Е.А. рассматривают процессы развития универсальных предпосылок учебной деятельности на основе освоения алгоритмических умений. [5]

Вяткина М.Н. и Никонова Н.В., Давыдова Н.Н., Немова Н.В. акцентируют внимание на вопросах управления формированием УУД в образовательном пространстве ОО. разного статуса [6,10,16]

Галанов А.Б. считает исследовательскую деятельность учащихся условием самореализации как условно одаренных детей, так и интеллектуально — развитых.[7]

Горнобатова Н.Н. отдаёт предпочтение развитию познавательной активности учащихся и мыслительной деятельности на уроках математики [8, 9]

Универсальные учебные действия как «обобщенные», способствуют усвоению учащимся ориентации не только в предметной области, но и в структуре самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик познания. Это —мотивации на принятие учебной цели (задачи); удержание её в сознании в ходе планирования учебных действий; операции по реализации плана; сопутствующие преобразования в ходе деятельности; осмысление полученных результатов, контроль и оценка. Если необходимо — кор-рекционные действия планируются и возвращение к повторению цикла общей деятельности.

Умение учиться — доминирующий фактор освоения, как процессуальных характеристик, обеспечивающих знания, умения и навыки, так и образа мира, включая ценностно-смысловые качества личности учащегося, что обеспечивает «эффективность обучения» в конечном счете.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный (мета-предметный) характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают не только этапы усвоения учебного содержания, но и присвоение функций универсальных учебных действий:

способности учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

само -актуализации и само -реализации на основе непрерывного само -образования, включая осознанный выбор в условиях самоопределения на более сложные виды деятельности (творческую, проектную, исследовательскую).

Качество образования вне содержания, самой деятельности и ценностей как результата познания обеспечить невозможно. Именно в единстве этих 3х компонент можно обеспечить образовательные результаты. Реализация деятельного подхода в обучении осуществляется в ходе решения следующих задач:

преобразование предметного содержания с ориентацией на сущностные знания в соответствующей области образования (естественно— математического, гуманитарного);

прогнозирование результатов образования на основе учета интеллектуального развития субъекта обучения и состояния его владения УУД (СУД, СПД);

определение структуры, содержания и функций, универсальных учебных действий на основе учета возрастных особенностей (ступени образования);

определение учебных предметов определенной области, в рамках которых оптимально могут быть сформированы конкретные виды универсальных учебных действий;

разработка системы типовых задач как средства диагностики овладения универсальными учебными действиями на каждом этапе образовательного процесса; поддержка мотивации на их решение.

В состав комплекса «универсальных учебных действий», адекватных ключевым целям общего образования входят: регулятивные; познавательные; коммуникативные, социально — трудовые, культурологические, информационные, социальной самоидентификации (по А. Хуторскому).

Социальная самоидентификация (личностная) обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание общественных норм, соотнесение

поступков и событий с принятыми этическими принципами, выбор нравственного поступка). Составляющей является и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Образовательный ресурс успешности социализации определяет:

- профессиональное, жизненное самоопределение;

- смысло -образование: установление связи между целью учебной деятельности и мотивом на реализацию.

- мировоззрение это — ориентации, позиции, выборы, коды поведения, критические суждения и т.д.

Регулятивные действия многоуровневые, с позиции организации обучения — это:

- прогнозирование — предвосхищение результата (ПРО — планируемые результаты обучения) и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- постановка учебной задачи на основе субъектного опыта учащегося, с учетом реального потенциала имеющейся в сознании информации;

- планирование — определение логики реализации (последовательности) промежуточных целей, ориентированных на результат;

- реализация в логике запланированных действий по достижению целей обучения — образовательного результата;

- контроль и оценка результата в форме сравнивания способа действия и его результата с заданным эталоном (нормативом) с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осознание и выделение качества усвоенного и его уровня;

- коррекция — внесение дополнений и корректив в план или способ действия в случае расхождения с эталоном, реального действия и его результатов.

Само — регуляция — это способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствия с целью разрешения конфликта..

Познавательные универсальные действия — это общие учебные действия, логически организованные, включающие планируемые результаты обучения и пути достижения целей:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск необходимой информации и выбор нужной, используя многообразие её источников и средства последнего поколения (ИКТ, чаты, информационные ресурсы сети интернет);

- структурирование информации на основе фактов, оснований, классификационных параметров и т.д.;

- преобразование информации (логика, кластеры, схемы, фреймы и т.д.)

- выбор оптимальных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

В условиях работы с текстом, как части познания:

- смысловое чтение — цель определяет тип, стиль, фиксацию и т.д.

- в ходе аудирования — извлекается информации из прослушанных текстов различных жанров; определяется основная и второстепенная; используется свобода выбора стилей в восприятии текстов (художественного, научного, публицистического и официально-делового); развивается понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- используется проблемный метод: вопросы формулируются самостоятельно или в сотрудничестве в условиях разработки алгоритмов деятельности (самостоятельно или с помощью и поддержкой) в ходе разрешении творческого и поискового характера вопросов.

Особую группу универсальных действий составляют знаково-символические действия:

- моделирование — преобразование «объекта» из чувственной формы в пространственно —графическую или знаково — символическую модель, с выделением оптимального количества существенных характеристик.

- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия моделирования:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез составления целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериализации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выделение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений; доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся:

- сотрудничество с учителями и сверстниками: определение цели; согласование, координация способов взаимодействия и конкретных действий, распределение функций соучастников;

- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблем, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе регулятивных, познавательных и коммуникативных, определяющих развитие обучающихся, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий и их свойства

В ОО МОУ РСОШ _(образовательной организации муниципального образовательного учреждения «Рыбненская средняя общеобразовательная деятельность») начальная школа реализует в обучении деятельный подход на основе УМК «Перспективная начальная школа». Механизмы и методическое сопровождение заложены в сами учебники. Доминирует цель личностно-ориентированной развивающей системы обучения, оптимально обеспечивающей развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки и учета его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности. В этой деятельности ученик как равноправный участник процесса обучения выступает то в роли обучаемого, то — обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. И задача учителей предметников продолжить работу по формированию универсальных учебных действий в основной и средней школе.

Приоритет образовательной деятельности педагогического коллектива — создание условий успешности социализации в будущей жизни на основе развития творческого потенциала с учетом оптимальных возможностей каждого ребенка, включая проектную и исследовательскую деятельность.

Исследовательская деятельность актуализирует интерес к науке. Проекты реализуются как индивидуально, так и малыми группами. Включается проектная деятельность и как дидактическая единица урока. Это сложные (специфические виды деятельности), цель автора статьи не включает теоретического обоснования данного аспекта, но в качестве примера рассмотрим один практический вариант.

Проект «Математическая шкатулка». Учебник Виленкина Н.Я. и др. («Математика 5 класс») содержит задания культурологического характера. В течение года учащиеся выполняют их: пишут сочинения о математике в профессии родителей,

о процентах в нашей реальной жизни, придумывают задачи со старинными мерами измерения, ищут исторические сведения о числах, строят круговые диаграммы для учебников природоведения и истории, и по всем темам сочиняют сказки.

Некоторые примеры заданий, по которым работают дети:

1. Прочитайте историческую справку в учебнике и составьте задачу с использованием старых русских мер веса.

2. Поговорите со своими родителями, бабушками и дедушками, со знакомыми взрослыми и постарайтесь узнать, нужна ли им в работе и в жизни математика, можно ли стать хорошим специалистом, не зная математики. Напишите сочинение «Математика в профессии моих родителей».

3. При изучении темы «Круговые диаграммы» прочитайте примеры, приведенные в тексте учебника, и составьте диаграмму, которую можно было бы поместить в учебники истории или природоведения для наглядности каких-либо сведений. Работы учащихся были оформлены в виде

альманахов творческих работ «Математическая шкатулка».

Учебный проект «<Теорема Пифагора». Цель проекта: обобщить практическое применение теоремы Пифагора, используя разнообразные источники информации. Задачи проекта:

1. Познакомиться с биографией Пифагора;

2. Рассмотреть несколько способов доказательства теоремы Пифагора;

3. Научиться применять теорему для решения задач; показать практическую значимость теоремы Пифагора.

Формы работы: групповая, индивидуальная. Виды деятельности: поисковая, исследовательская, творческая.

Формы отчета: доклады, рефераты, математические газеты, презентации. Время работы: один месяц. Этапы работы над проектом: 1. Диагностика (мониторинг) успешности учащихся в области математики.

2..Комплектование групп и определение тематики поиска информации

3. Поиск и обобщение информации по данной теме. Оформление результатов работы в форме рефератов и стендовой презентации.

4. Утвеждение направлений поиска в форме обсуждения: «Биография Пифагора», «Пифагор как философ», «Пифагор как педагог», «Теорема Пифагора». Результат — блок информации необходимого объема содержания.

5. Организация группового решения задач разного уровня.

6. Защита рефератов по данной теме, представление презентаций.

Вывод. Теорема Пифагора имеет огромное значение: она используется при решении задач в геометрии, она лежит в основе доказательства множества геометрических теорем. Наука математика через теорему Пифагора тесно связана с искусством, музыкой, философией, астрономией. Теорема Пифагора — одно из сокровищ геометрии.

Творческие проекты поддерживают мотивацию к изучению математики, помогают учащимся в формировании основных общематематических понятий, оптимизируют их возможности реализовать творческие замыслы. Работа над проектом предполагает: самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся по личному плану; представление результатов в форме презентаций способствуют освоению способов работы с информационно-коммуникационными технологиями.

В ходе работы над проектами формируются УУД:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коммуникативные: техника сотрудничества осваивается в разных ситуациях, проявляется соучастие и поддержка в оказание помощи одноклассникам, ориентированной на получение общего результата. Планирование сотрудничества в сети социальной: с родителями и учителем; осваивается техника постановки вопросов, умение выражать свои мысли.

Регулятивные: формулирование учебной задачи, составление плана и последовательности действий в логической организации, ориентированной на получение результата.

Познавательные: поиск содержания и выбор необходимой информации; структурирование её на основе фактов и выбора оснований. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Один из значимых практико — ориентированных проектов, способствующих как формированию, так и развитию УУД — «урок — семинар» в старших классах по «Решению текстовых задач на составление уравнения или системы уравнений».

В ходе подготовки такого нестандартного урока обобщаются и систематизируются умения и навыки в решении текстовых задач на составление уравнений по основаниям: типовой классификации текстовых задач; самостоятельного сбора дидактического материала; практического рассмотрения вариантов и способов решения задач; ориентация на подготовку учащихся к ЕГЭ по данной теме.

Время самостоятельного поиска —две недели (см. табл. 1).

Классификация Определение тем.; Выбирают Личностные: поведение в группе; принятие роли;

задач. Сообщение целей темы. уважение мнения других; знание прав и обязанностей.

Распределение Учебной задачи. Регулятивные: постановка учебной задачи.

типов для Распределение Познавательные: выделение и формулирование

учащихся. функций, учёт познавательной цели.

индивид-х

особенностей.

Регламент времени.

Самостоятельная, Параллельный Сбор информации Регулятивные: план, логика действий; согласование рез

подборка способ действия По теме, -в, самостоятельное решение осмысление результата;

задач по освоения решение задач. дополнения в ходе рассуждений и решений.

теме, решение. предметного Подготовка Познавательные: поиск и выделение необходимой

Семинарское содержанием информации информации;, использование ИКТ, выбор

занятие и индивидуальное ученика способов решения задач.

консультирование группе Коммуникативные: сотрудничество в разных

за рамками урока. Ученик в роли систмах, вопросы, выражение позиции.

Наблюдение, помощь. учителя. Раздает Личностные: проживание новой роли (учителя),

Подведение итогов дидактический приобретение веры в успех, проживание радости

материал, познания, принятие доверия; развитие опыта

предлагает свой самостоятельной деятельности, прогнозе на будущее.

способ решения, Регулятивные: осознание освоенного и качества уровня

вызывает к доске усвоения.

других учащихся Познавательные: рефлексия способов действия; контрол

для решения задач, ь и оценка процесса и результатов деятельности;

оценивает их извлечение полезной информации из прослушанных

ответы. выступлений; построение речевого высказывания

в устной и письменной форме.

Коммуникативные: выражение мыслей, владение

монологической и диалогической формами речи;

сотрудничество со сверстниками

Таблица 1. Этапы деятельности в сотрудничестве, ориентированные на результат

Этапы Деятельность Деятельность Планируемые результаты

работы учителя ученика

В профессиональной деятельности педагог должен создать оптимальные условия и овладеть определенной техникой: распределения пространства урока (в кабинете), предоставить возможности использования компьютера;

Обеспечить психологический комфорт взаимодействия.

Вжиться в роль консультанта;

Проявить гибкость в выборе такта (поддержать мотивацию, активность), создать ситуацию успеха.

Использовать принципы дифференциации содержания с целью адаптивности к возможностям ученика.

На всех этапах деятельности включать механизм рефлексии.

Осуществить прогноз выбора оптимальных методов контроля, коррекции.

Обеспечить визуализацию материала в оптимальном режиме (таблицы, формулы, схемы) и выбор оптимальных форм самостоятельной творческой, проектно-исследовательской деятельности (семинары, конференции, интегрированные и другие уроки).

Ценность данной формы работы неоспорима. Фактически обеспечивается «субъект— субъектное» взаимодействие, в котором роль учителя проявляется в консультативной, организационной, установочной функциях. Сотрудничество способствует развитию умений учащегося правильно сформулировать вопрос, предварительно осмыслив его взаимосвязь с разрешением учебной задачи, пониманием этапа деятельности в логической взаимосвязи всех самостоятельных шагов. Углубляется роль самостоятельной рефлексии на всех этапах деятельности и удерживается ориентация на получение результата адекватно поставленной цели. Ключ к успеху учителя и ученика в творческом поиске.

Литература

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарский И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. / Под редакцией Асмоло-ва А.Г.. — М.: Просвещение, 2010.

2. Воровщиков С.Г. К вопросу об универсальных учебных действиях, общеучебных умениях и «бритве

Оккама» // Инновационные проекты и программы в образовании 2013. № 5.С.29-37.

3. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Конференция исследовательских и проектных работ учащихся образовательных учреждений России «Думай глобально — действуй локально». // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 1. С. 9-23.

4. Воронина Л.В., Утюмова Е.А. Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности дошкольников посредством формирования алгоритмических умений

5. Вяткина М.Н., Никонова Н.В. Управление формированием универсальных учебных действий в общеобразовательном учреждении. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 1. С. 19-28.

6. Галанов А.Б. Исследовательская деятельность школьников как условие самореализации одаренных детей. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2013. № 4.С. 20-24.

7. Горнобатова Н.А. Мыслительная деятельность учащихся на уроках математики. // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 5.С.51-55.

8. Горнобатова Н.Н. Развитие познавательного интереса на уроках математики. // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 2. С. 33-42.

9. Давыдова Н.Н., Смирных О.В. Управление формированием универсальных учебных действий в условиях образовательного учреждения повышенного статуса. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2012. № 2.С. 24-30.

10. Десницкая В.В. Формирование исследовательской компетентности учащихся на уроках математики в общеобразовательной школе. // Инновационные проекты и программы в образовании 2013. № 3.С.63-69.

11. Жойкин С.А. Теоретическое обоснование опыта проектирования деятельности учителя и учащихся. // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 1. С. 15-22.

12. Лукина.В. Исследовательская деятельность — в практике. // журнал. Первое сентября. Математика. № 15. 2010.

13. Немова Н.В. Переход школ к государственно-общественному управлению на основе использования проектного подхода // Образование и наука 2012 № 6; с. 43-57

14. Ягодкина Е.. Проектная деятельность на уроках математики //журнал. Первое сентября. Математика. № 14. 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.