заторможены. Поэтому для ускорения реакций необходимо инициирование или
использование катализаторов - ферментов.
ХИМИЯ - наука экспериментально-теоретическая. Несомненно, в классах должен быть расширен как демонстрационный, так и ученический химический эксперимент. Роль ученического эксперимента особенно велика, так как он способствует формированию учащихся практических умений и навыков по химии.
Огромную значимость приобретает проведение проблемного химического эксперимента. Именно такие опыты развивают «химические руки» и «химическую голову» учащихся. (Пример опыта. Взаимодействие металлического натрия с водным раствором сульфата меди. В ходе эксперимента учащиеся наблюдают экзотермическую реакцию и образование осадка голубого цвета, который сверху чернеет. В процессе обсуждения учащиеся выясняют, что конечным продуктом реакции является черный оксид меди (II). )
Огромную роль в обучении играет использование экспериментальных задач. Они способствуют развития мышления,
формирование экспериментальных умений. Целесообразно, чтобы содержание этих задач «увязывалось» с биологическим материалом. (1. Пример экспериментальной задачи. В четырех пробирках находятся растворы жиров в бензине. Определите в выданных образцах жиры животного и растительного происхождения. В качестве образцов можно
взять льняное и подсолнечные масла, говяжий и бараний жир. Решая данную задачу, учащиеся основываются на том, что жиры животного происхождения, как правило, являются глицеридами предельных
карбоновых кислот, а растительные - содержат глицериды непредельных карбоновых кислот. Таким образом, учащиеся определяют выданные образцы по реакции с бромной водой или раствором перманганата калия. 2. Пример экспериментальной задачи. В двух стаканчиках находится яблочный сок, причем в одном из них - сок спелого яблока, а в другом - зеленого. Определите какой сок находится в каждом стаканчике. Сок спелого яблока учащиеся определяют по содержанию в нем глюкозы. Крахмал в соке неспелого яблока можно определить качественной реакцией с йодом.)
Использование химических задач -неотъемлемая часть процесса обучения. Целесообразно использовать задачи, развивающие химическое мышление, умение анализировать и рассуждать, а также задачи с химико-биологическим содержанием. (Задача. При сгорании смеси предельного одноатомного спирта и его симметричного ростого эфира массой 10 г. образовалась вода массой 12 г. Определите качественный и количественный состав исходной смеси).
Таким образом, мы сделали попытку определить методические подходы к интеграции обучения химии.
Список литературы
1. Аршанский Е.Я. Специальная методическая подготовка будущего учителя химии: учебное пособие. - М., Цнетрхимпресс, 2004
2. Зверева Н.М. Форммирование естественнонаучного мышления школьников - Горький, 1989
3. Филиппович Ю.Б. Основы биохимии, Высшая школа, 1985
УДК 37.02
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ. ВЗГЛЯД УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ И
ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Мальцева Е.В., 2016 МАОУ «Рябининская СОШ», учитель истории и обществознания, п. Рябинино
Аннотация
В статье рассматриваются подходы к решению тех проблем, с которыми столкнулись учителя в процессе введения федерального государственного образовательного стандарта, а так же историко-культурного стандарта в современной школе. Несомненно главным для учителя является осмысление того, что следует учесть в своей образовательной практике. В последнее время учителя делают
упор на внедрение современных технологий обучения истории. Помимо того, учебный процесс должен включать все многообразие достижений методической науки прошлых десятилетий и даже столетий. Успех заключается в разнообразии методов и приемов, средств обучения, а также в интересе на уроках. Профессиональная подготовка учителя, его интеллект, развитая речь, внешний вид и многое другое являются условиями для достижения образовательных результатов.
Ключевые слова: преподавание истории в школе, историко-культурный стандарт, ФГОС, системно-деятельностный подход, проблемное обучение, компетенции, УУД
Сегодня образование переживает очередные реформы, связанные с иным его пониманием, что вызвано существенными изменениями в современном мире. Мы живём в век неопределённости и многомерности, коллективного разума, космического сознания, социальных и коммуникативных сетей. Дети уходят в глобальный мир интернета, Мы не успеваем учить их. Всё это сравнимо с переходом от птолемеевской к коперниковской системе мира. Наше время - точка бифуркации - критического состояния. Отсюда и смена парадигмы. И в обществе, и в культуре, и, особенно, в образовании это обозначает переход в другую систему координат. «Широкое общее образование» уходит в прошлое. Подготовка ребёнка к будущему старыми методами приводит к низкому качеству и неудовлетворённости.
«Учёба для жизни» - осмысленное обучение. ФГОС требует психологической установки на изменения. Для меня - видеть, найти личный смысл во ФГОСах. Пока же имеет место тревожность, чтобы не получилось как по Черчиллю: успех - это движение от неуспеха к неуспеху, но с энтузиазмом. Больше вопросов, чем ответов: а не подстраиваем ли мы то, что делаем под требования к результатам, не очередная ли это компанейщина и имитация. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ в КЛАССЕ? «Ведь мы и так всё это делали», но.. низкое качество результатов PISA говорят за себя. Наши дети показывают высокие результаты в знаниях, и низкие в способах их применения. Российская школа «выдаёт» ученика информированного, но мало что умеющего, избегающего «неопределённостей» наполняющих реальную жизнь...
Прежде, чем что-то менять, надо разобраться в себе. Не быть учителем-«суфлером»: продиктовал определения понятия, велел вызубрить, привел «примерчики» из учебника и проверил «правильность». Это - обучение попугая!
Запуска мышления не произойдет!
Одна из причин нежелания меняться -низкая мотивация для изменений своей деятельности - нет трудового усилия. [7], неспособность учителя удивить (пример Ньютона и Шлимана), успокоенность, большая нагрузка, материальное положение,...А ведь фраза «ученик, который учится без желания -это птица без крыльев» (Саади) применима и к нам, учителям.
Б. Наумов в статье «Легко ли быть врачом» выделяет три уровня специалиста:
- первый - воспроизводит полученные знания, но в нашей школе 30% детей с умственной отсталостью, которые могут воспроизводить с подсказками;
- второй - правильно распознавать, с каким объектом имеешь дело,
- третий - уметь применять на практике,
- четвёртый - творческий: умеет развивать полученные знания.
Хотела бы дополнить последнее -обладает знаниями, способами деятельности, в том числе творческой, готов решать проблемы разной степени сложности, ко всему имеет эмоционально-ценностное отношение. Наш выпускник должен быть хоть немножко предпринимателем - понять, что выходит у него лучше всего и найти спрос на свою деятельность. Иметь хорошую устную и письменную речь, быть знакомым с футуристами (знать о прогнозах).
Всё это требует глубокого переосмысления парадигмы преподавания истории, перехода к новой системе. В условиях новых требований к результатам шаблоны мертвы. С чего начать? Скринировать уровень собственных предметных, технологических компетенций и работать над их совершенствованием через самообразование, участие в семинарах и конференциях и др. [7]
Как надо менять? Это самый трудный вопрос: как перейти от одного состояния образовательной системы к другому? Каков
оптимальный путь? Создавать ситуации личностного восприятия действительности, обеспечить личное действие. Работа с текстом - приоритет учителя. Уметь осмыслять и оценивать содержание, текстопонимание и формирование потребности в текстопотреблении - требуют применения исследовательских методов, кейс-технологий, проектирования и проблемного диалога. Системно-деятельностный, личностноориентированный, компетентностный подходы - триединство современного образования.
На мой взгляд, ФГОС избыточен, недостижим, поэтому необходимо расставить приоритеты. Принцип «учёба для жизни» требует ориентироваться на более значимые проблемы для данной среды и данного класса, обучение организовать через реконструкцию опыта, нестандартные ситуации.
Проблемы здесь вижу в несовершенстве проверки достижений, моя жизнь по-прежнему зависит от произвола администратора, тех, кто проверяет меня. Кроме того, они требуют коллективной мыследеятельности.
Сегодня можно обозначить основные подходы к преподаванию истории:
1) преподавание истории с учётом многоуровневого представления истории и многоаспектного (многофакторного) характера истории;
2) синхронизация курсов отечественной и всеобщей истории;
3) историко-культурологический, историко-антропологический, системно-деятельностный подходы и технологии их реализации на уроках истории;
4) изучение проблем духовной и культурной жизни России на уроках истории;
5) реализация принципов дифференциации и индивидуализации образования при преподавании истории;
6) виды исторической информации и способы работы с ними на уроках истории;
7) дискуссионные подходы к изучению «трудных вопросов истории».
Задача развития и воспитания личности в преподавании обществоведческих курсов является приоритетной. [3]
Перед каждым учителем истории стоят вопросы о том, зачем, чему и как учить.
Зачем учить историю? -
1. дать знания - это имена,
даты, факты, понятия или же
представление об историческом процессе как последовательности событий;
2. воспитывать патриотов? -через историю (имена, события, факты связать с гражданскими ценностями);
3. через понимание дать представление об историческом процессе, научить анализировать прошлое и через это понимать историческую обусловленность современного мира. [4] Триединство знаниевого компонента,
ценностно-эмоционального и деятельностного - условие для обеспечения высокого качества исторического образования.
Чему учить? - предметное содержание должно соответствовать требованиям ФГОС. Учитель истории для учеников порой является единственным носителем правды о прошлом. Сегодня об этом много говорят. А может ли существовать правда о прошлом - «одна на всех»? По главным, системообразующим вопросам - да. А вот по всем проблемам, наверное, нет. И чем они ближе к нашему времени, чем больше они задевают индивидуальные судьбы конкретных людей -тем сложнее договориться об общей правде. Тем более если под ней «струится кровь». А этой крови в ХХ веке на родной земле было пролито столько, что нет в России уже ни одной семьи, у которой не было бы личного исторического счета. ХХ век поломал судьбы отдельных людей, и целых народов. И СССР здесь принимал деятельное участие, причем в роли как жертвы, так и палача. В нашей истории были и светлые, и славные, и, мягко говоря, незнаменитые страницы - это тоже надо понять и признать. «Россия -
страна с непредсказуемым прошлым» «И чем наше время ни меряй, мы сделали все, что сумели, а что мы сумели - спросите у целой Земли» [6]
- эти строки советского поэта применимы к любой эпохе истории России.
Мы не можем знать, как было на самом деле, мы знаем только прошлое, отражённое в исторических источниках. Поэтому научное знание о прошлом не является неизменным, оно постоянно меняется. Овладеть умениями поиска, систематизации, анализа исторической информации
«Кто управляет прошлым, тот
управляет будущим» - этот лозунг из романа Джорджа Оруэлла не утратил злободневности и сегодня, доказательством чего служат последние события на Украине. Избегать оценок, значит потерять доверие своих учеников.
Как учить?
Эффективно организовать
образовательный процесс, формировать компетенции: исследовательские, социально-мировоззренческие, информационно-
коммуникативные.
- Какие стратегии наиболее эффективны в реализации ФГОС? - деятельностный подход и личностно-ориентированные принципы обучения; проблемный подход и самостоятельность в поисках нужной информации. [1]
- Как возрастные и другие особенности учащихся будут влиять на выбор стратегии преподавания?
- Определить УУД, на формирование которых будет направлен конкретный урок?
- Осознать целесообразность и значимость выбора методов и приемов обучения.
Притча «Рыбий жир
для собаки»
Один человек решил давать своему доберману рыбий жир: ему сказали, что это очень полезно для собаки. Каждый день он зажимал между колен голову вырывающегося пса, насильно раскрывал ему челюсти и проталкивал жир в глотку.
Однажды пёс вырвался и разлил жир на полу. Затем, к великому удивлению хозяина, он вернулся и стал вылизывать лужу. Оказалось, что он противился не самому рыбьему жиру, а способу, каким этот жир ему вливали.
Создать мотивацию для
самостоятельных учебных действий - первый и значимый шаг. Любая деятельность начинается с постановки цели, и когда эта цель усвоена учеником, он может понять и сформулировать задачу, при решении которой необходимо создать ситуацию успеха, для чего подобрать задания разного уровня сложности.
Технологии проблемного обучения, проектного обучения, ТРКМ - технологии, рекомендуемые при изучении истории. Они предусматривают выполнение заданий на сопоставление, аргументацию, проектирование новых способов деятельности. В последнее
время постепенно начинает входить в школьную практику кейс - технология, которая представляет собой обучение посредством создания проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни, которые содержатся в разных источниках. Содержанием учебных занятий и внеурочной работы по истории должно быть знакомство учащихся с различными видами исторических источников (летописями, законодательными актами, договорами, личными дневниками, периодической печатью, фотографиями и др.), способами их обработки, формирование у школьников навыков их оценивания и т.д.[3, 32-35]
Построение учебного процесса в рамках предмета «история» вообще невозможно без обращения к ним. Логика развития тестов ГИА и ЕГЭ за последние годы, олимпиадных заданий по предмету показывают также увеличение числа вопросов и заданий, связанных с источником.
Итак, перечислим компоненты урока истории:
- проблемный заголовок урока;
- целевая установка;
- чёткая структура: этапы учебного занятия, приёмы и средства обучения, познавательные задания и т.д.;
- логически завершённые комплексы источников, которые предлагаются ученикам для индивидуальной, групповой или парной работы;
- последний этап урока, резюмирующий ответы ребят на ключевой вопрос темы занятия, их эмоции и настроения, перспективы дальнейших исследований.
Всё сказанное нами выше проиллюстрируем на примере урока, актуальность, проблемность в содержании которого сегодня неоспоримы (Холокост на Украине, фальсификация прошлого): Бабий Яр: память общества или забвение? -проблема сохранения исторической памяти как условие сохранения и развития общества: «Если иссякнет память, трагедии повторяются».
(песня А. Розенбаума «А может не было войны?» - видеоклип)
Целевая установка (образовательно-воспитательные компоненты): опираясь на документы и воспоминания о событиях в Бабьем Яру, способствовать получению
достоверной и полной информации о трагедии советского еврейства; воспитывать
непримиримое отношение к нацизму как к идеологии, враждебной самой жизни и несущей страшные последствия для всего человечества. Развивать умения работы с документами разных типов, продолжить формирование умения оценивать исторические факты, различать факт - мнение - оценку -интерпретацию. Логически завершённые комплексы источников отличаются видовым разнообразием и представляют разные стороны конфликта, они разноречивы и спорны, что соответствует развивающей компоненте целевой установки.
Ребята изучают их в проблемных группах:
Группа 1. Фотодокументы нацистов в
Киеве
Группа 2. Фрагменты официальных документов немецкого командования
Группа 3. Воспоминания очевидцев трагедии
Группа 4. Статистические материалы, подготовленные разными исследователями, а потому противоречивые в оценках произошедшего.
Группа 5. Советские и зарубежные источники, содержащие разную интерпретацию событий.
Каждый комплект содержит вопросы к документам, направленные на развитие умений, а также краткие сведения об авторах, необходимые для оценки степени достоверности и полноты информации.
Вопросы для исследовательской работы с источниками (их комплексного анализа):
1. Происхождение источника (дата, автор, место публикации).
2. Цель создания.
3. Значимость данного источника для изучения темы.
4. Ограниченность источника; какие факторы повлияли на искажение истинного
представления о событиях; какие источники могли бы помочь уточнить информацию, вызывающую у вас сомнения?
Пересказ при этом не предусмотрен, таких заданий нет. Рассуждение, сравнение, критический анализ, оценка значимости, а так же выдвижение и проверка гипотез требует во время презентации работы групп употребление таких выражений как «не исключено, что.», «историк не может не обратить внимания на то, что.», «чтобы выяснить это, историку понадобятся другие документы.».
Во время эвристической беседы по завершению этой темы полезно обсудить следующие вопросы: «Зачем хранить память об этих страшных событиях?», «Какие виды источников, кроме обозначенных, могут быть хранителями памяти?» - это активизирует дискуссию.
В качестве вывода по выявлению особенностей современного общества является то, что для получения истинного представления о событиях важно сопоставлять документы, учитывать данные всего комплекса имеющихся источников.
Заключительное слово учителя: - Где находится Бабий Яр? Вероятно, последует ответ: в Киеве. Но если призадуматься, то будет правильно ответить и так: Бабий Яр есть везде, где побывали нацистские оккупанты [2, 134]
Уверена, что такой урок можно считать современным в условиях действия ФГОС. Его содержание содержит базовые национальные ценности, исследовательскую деятельность с разнообразными источниками, вопросы направлены на формирование критического мышления.
Завершить хочу словами Бертрана Рассела: Во всех делах полезно периодически ставить знак вопроса к тому, что вы с давних пор считали не требующим доказательств.
Список литературы
1. Абдуллаев Э.Н. Деятельностный подход в преподавании истории в рамках требований нового стандарта//Преподавание истории в школе.- 2012. - № 1.
2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. -Москва: «Просвещение», 2012. - 192 с.
3. Историко-культурный стандарт как основа новых школьных учебников по отечественной истории//Справочник заместителя директора школы. - 2014. - №1. - С.32-35.
4. Материалы конференции ВШЭ, ноябрь 2013; семинара-практикума для учителей истории, апрель 2014.
5. Хуторской А.Н. Деятельность как содержание образования//Народное образование. -2003.- №8.
6. http://www.nvspb.ru/stories/rossiya-strana-s-nepredskazuemym-proshlym-47249 Россия -страна с непредсказуемым прошлым // Александр Филюшкин, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории славянских и балканских стран исторического факультета СПбГУ
7. http://perm.hse.ru/okrug Любимов Л.Л. Наиболее трудные проблемы реализации
ФГОС.
8. http://perm.hse.ru/okrug. Любимов Л.Л. Необходимо пересмотреть подходы к гуманитарному образованию.
УДК 37/027.8
ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ VIII ВИДА
Махавкина И.А., 2016 г.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области №Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №31», Архангельск.
Аннотация: Обучение и воспитание в специальном (коррекционном) образовательном учреждении имеет коррекционно-развивающую направленность, что обусловлено недостатками психофизического развития учащихся, нуждающихся в специальных педагогических подходах, и реализацией основной цели деятельности СКОШ VIII вида - достижение социальной адаптации и интеграции обучающихся с отклонениями в развитии. Помимо фронтальной коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, в базисном учебном плане выделены часы для проведения специальных коррекционно-развивающих занятий. Основной задачей этих занятий является преодоление психофизических недостатков, препятствующих успешному освоению учебных навыков, в первую очередь, чтения, счёта и письма.
Ключевые слова:
коррекция и развитие перцептивно-мыслительной сферы, сенсорные процессы, дети с ОВЗ.
В работах по специальной психологии умственно отсталых детей подчеркивается, что основным признаком интеллектуальной недостаточности является недоразвитие познавательной стороны деятельности. Недоразвитие и недостатки познавательной деятельности проявляется и в сенсорно-перцептивном освоении детьми окружающего мира [1].
У детей указанной категории имеют место нарушения разной модальности и, соответственно восприятия объектов, явлений и ситуации. Особенности восприятия четко видны у детей младшего школьного возраста. Следовательно, необходимо корректировать и развивать перцептивно-мыслительную сферу за счет использования психомоторных и сенсорных процессов. И как показывает практика, это происходит под влиянием
специального (коррекционного) обучения [3].
ЦЕЛЬЮ данного курса является коррекция и развитие перцептивно-мыслительной сферы посредством
использования психомоторных и сенсорных процессов, способствующей оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социальной адаптации в обществе.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач. Основная из них: обогащение чувственного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.
Данная программа была составлена на основе методических рекомендаций и