Научная статья на тему 'Проектирование социокультурной среды профессионального колледжа'

Проектирование социокультурной среды профессионального колледжа Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
93
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование социокультурной среды профессионального колледжа»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА

М. Мамаджанова

Особое место в системе социально-педагогических технологий занимает социокультурное проектирование, которое имеет свою область предметной деятельности, цели, задачи, а также специфические средства их решения. Но по свой сущности оно представляет собой разновидность проектной деятельности, ибо ее исходным результатом должен стать проект, предназначенный для практической реализации.

Преимущества технологии проектирования по сравнению с другими методами целенаправленных изменений социокультурной среды заключается в том, что она сочетает в себе нормативный и диагностический подходы, характерные для программирования и планирования. При разработке программы акцентируется нормативная сторона изменений, т. е. образ «должного» доминирует над диагнозом ситуации и реальной оценкой имеющихся ресурсов, поэтому программа всегда абстрактнее проекта. Планирование же, наоборот, слишком детально предписывает цели, результаты и способы деятельности. В отличие от них проектное решение не имеет ярко выраженного директивного характера и не является нормативным документом в строгом смысле. Органично сочетая нормативный и диагностический аспекты, проектирование, во-первых, разрабатывает модель «должного» в соответствии с наличными ресурсами; во-вторых, соотносит проблему с общим образом ее решения, допуская альтернативные пути и средства достижения цели; в-третьих, задает временные рамки решения проблемы, обусловленные характеристиками проблемной ситуации. Таким образом, социокультурное проектирование - это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе педагогических проблем и выявлении причин их возникновения. При этом следует отметить потенциальное многообразие проектных решений одной и той же проблемной ситуации, что обусловлено как различными представлениями об идеальном состоянии социокультурной среды, зависящими от ценностной позиции педагога - субъекта проектирования, его понимания сущности проблемной ситуации, так и вариативностью способов сохранения и воссоздания целостности социокультурной среды.

497

Важнейшим структурным элементом технологии социокультурного проектирования является исследовательская деятельность, поскольку, во-первых, необходимо знать реальные проблемы функционирования социокультурной среды, и, во-вторых, иметь представление о идеальном ее состоянии и способах поддержки целостности социокультурной среды. Причем исследовательская процедура выражается здесь не только в сборе, например, эмпирических показателей,. Проектирование есть прежде всего идеализация, которая проходит путь от проблематизации исходного состояния социокультурной среды через целеполагание к определению методов преобразования ситуации. Категория «проблемная ситуация» является одной из основных в технологии социокультурного проектирования. Ситуация - это совокупность условий и обстоятельств, в которых функционирует социокультурный субъект (личность, группа,) и которые определяют содержание и формы жизнедеятельности субъекта, систему его ценностных ориентаций, характер его окружения, отношения с другими людьми и т.д. Процесс целеполагания начинается с анализа ситуации и выявления наиболее актуальных проблем, на разрешение или оптимизацию которых и должен быть ориентирован проект. В качестве единицы анализа могут выступать: ситуация, характеризующая совокупность обстоятельств и условий функционирования социокультурной среды в целом; ситуация, обусловленная вполне конкретными обстоятельствами и условиями жизнедеятельности определенного социокультурного субъекта (личности, группы). Являясь системой внешних по отношению к социокультурному субъекту условий, ситуация в то же время опосредует его активность, создает предпосылки для преобразования условий.

Приоритетные области проектирования - это наиболее значимые в социальном и личностном плане сферы социокультурной деятельности, характеризующиеся концентрацией проблемных ситуаций и обладающие возможностями и ресурсами гармонизации жизнедеятельности социокультурного субъекта. Каждая проблемная ситуация имеет четко выраженного социокультурного субъекта - носителя определенного рода проблем, активного участника социокультурной деятельности.

Моделируя ситуацию, необходимо учитывать, что основные составляющие социокультурной среды на личностном уровне соответствуют структурным элементам образа жизни субъекта. Другими словами, если социокультурная среда - это совокупность внешних по отношению к субъекту условий его развития и жизнедеятельно-

498

сти, то образ жизни - это сам процесс жизнедеятельности. В системе социально-педагогических понятий, образ жизни — это категория, обозначающая совокупность типичных для социокультурного субъекта форм и способов жизнедеятельности, раскрывающая содержание поведения, общения и деятельности, фиксирующая единство объективных условий, определяемых социокультурной средой и субъективными обстоятельствами (ценностные ориентации, интересы, мотивы и цели деятельности).

499

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.