ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПЫТ ПЕДАГОГОВ И ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ШКОЛ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ РЕСУРС НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Х. Ф. Рашидов
В стаье рассматривается подход к пониманию образовательной среды как совокупность факторов, компонентов и параметров, планируемых на уровне системы образования. Социокультурное проектирование является технологической основой социально-педагогического проектирования, имеющей свой предмет, цели, задачи и специфические средства их решения.
In the article considers approach to understanding the educational environment as a set of factors, components and parameters, planned at the education system level. Sociocultural design is the technological basis of socio-pedagogical design, which has its own subject, goals, objectives and specific means of solving them.
Ключевые слова: образование, воспитание и развития личности, социальная среда, социокультурное проектирование, проблемно-ситуационный анализ.
Key words: education, training and personal development, social environment, socio-cultural design, problem situation analysis.
Способ раскрытия сущности личностного развития обучающихся через сопоставления различных взглядов, представленных в определениях исходных педагогических понятиях, применим для определения условий и факторов личностного развития. Сегодня средовой подход в той или иной степени его выражения довольно широко представлен в многочисленных работах по проблемам образования, воспитания и развития личности. Как правило, в этих работах среда рассматривается с точки зрения условий или возможностей, способствующих воспитанию и развитию, поэтому выделение наиболее значимых элементов, содержащихся в образовательной среде, рассматривается в значительном числе исследований в качестве критериев оценки, выраженности ее образовательного потенциала.
Социальная среда, понимаемая как многомерное иерархически построенное системное образование, включает в себя: физический мир и природногеографические условия; систему существующих отношений между людьми и общественными институтами; культуру, традиции и обычаи; «пространство» или «набор возможных и доступных деятельностей» [1].
Данный подход позволяет определить условия социальной среды, которые в наибольшей степени влияют на формирование личности, рассмотреть особенности взаимодействия личности и среды. В широком смысле образовательная среда представляет собой объект деятельности, связанный с целеполаганием образования в целом и содержанием педагогического процесса, как производной от общего содержания образования, его социально
308
ценной культурной направленности. В обобщенном виде понятие «образовательная среда» трактуется как часть социокультурной среды, обладающая образовательным потенциалом, с которой личность непосредственно взаимодействует в процессе своего образования и которая оказывает на личность образовательное воздействие. Социокультурная среда является системообразующим фактором профессионально-личностного развития студента, обеспечивающим необходимые условия для его продуктивной учебной, творческой, профессионально-ориентированной деятельности [2].
Обобщая разработки современных педагогических исследователей проблем образовательной среды, можно прийти к выводу, что общим подходом для них является понимание образовательной среды как совокупности факторов, компонентов и параметров, планируемых на уровне системы образования. Концепция социокультурной среды, обладающей сложным внутренним устройством, своими специфическими взаимосвязями и
взаимоотношениями позволяет более объективно и целостно исследовать современные образовательные процессы.
Особое место в системе педагогических технологий занимает социокультурное проектирование, которое мы рассматриваем как мировоззренческую и технологическую основу социально-педагогического проектирования, которое имеет свой предмет, цели, задачи и специфические средства их решения, но в свой сущности представляет собой разновидность проектной деятельности, а ее исходным результатом должен стать проект,
предназначенный для практической реализации. В основе социальнопедагогического проектирования лежит способность подготовить программу и провести систему мероприятий, предварительно обосновав ее идею (замысел), определив цели и задачи, предполагаемые средства их решения. Мероприятие, акция, программа будут эффективными лишь в том случае, если в их основу будет положен идеальный замысел, предваряющий действие проект. Преимущества технологии проектирования по сравнению с другими методами целенаправленных изменений социокультурной среды заключается в том, что она сочетает в себе нормативный и диагностический подходы, характерные для программирования и планирования.
Органично сочетая нормативный и диагностический аспекты, проектирование, во-первых, разрабатывает модель «должного» в соответствии с наличными ресурсами; во-вторых, соотносит проблему с общим образом ее решения, допуская альтернативные пути и средства достижения цели. Цели и задачи социокультурного проекта определяются преимущественно содержанием социокультурных проблем. Точкой отсчета в процессе его разработки является область проблематики, поэтому разработка проекта начинается с анализа социокультурной ситуации и выявления наиболее типичных проблем, характерных для тех или иных составляющих социокультурной среды. Технология разработки социокультурного проекта предполагает предварительное определение границ проектирования.
В своих феноменологических проявлениях социокультурная среда не имеет четко очерченных в пространстве и во времени границ. Как утверждалось ранее, социокультурная среда есть созданная субъектом материальная и духовная среда, способ преобразования его природных задатков и возмож-
309
ностей, условие развития творческих способностей личности. В основе технологии социокультурного проектирования лежит проблемно ориентированный анализ. Знание реальных проблем позволяет: (а) точно определить приоритетные направления социокультурного проектирования и четко определить социокультурный субъект (личность, группу); (б) сформулировать цели и задачи, определить виды социокультурной деятельности, которые в рамках проекта рассматриваются в качестве средства решения проблем.
Суть метода проблемно-ситуационного анализа состоит в диагностики социально и личностно значимых проблемных ситуаций на различных уровнях функционирования социокультурного субъекта.
Таким образом, социокультурное проектирование - это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе педагогических проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта социокультурной деятельности, разработке путей и средств достижения поставленных целей.
Список литературы
1. Маджитов М. Ф. Формирование социально-активной личности в системе высшего педагогического образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ташкент, 1991. - 21 с.
2. Фельдман Н. И. Профессионально-личностное развитие будущего специалиста в условиях социокультурной среды технического вуза в малом городе России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Елец, 2009. - 23 с.
310