Научная статья на тему 'Социально-культурный и культурно-просветительский проект как возможность для формирования активной гражданской позиции школьника'

Социально-культурный и культурно-просветительский проект как возможность для формирования активной гражданской позиции школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3422
485
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лоренц В.В.

В статье рассматривается технология социально-культурного проектирования, цели и задачи социально-культурных и культурно-просветительских проектов в контексте решения приоритетных направлений Стратегии воспитания в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL AND CULTURAL- EDUCATIONAL PROJECTS AS AN OPPORTUNITY TO FORM THE ACTIVE CITIZENSHIP OF SCHOOL STUDENTS

The article considers the technology of socio-cultural project development, goals and objectives of socio-cultural and cultural-educational projects in the context of the priority directions of Strategy of Education in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Социально-культурный и культурно-просветительский проект как возможность для формирования активной гражданской позиции школьника»

му продвижению к лидерству, созданию возможностей для развития способностей быстро адаптироваться, социализироваться и побеждать в конкурентных отношениях.

1. Казаченок Ю. В. Построение содержания учебных занятий на основе сотрудничества со структурами занятости как педагогическое условие формирования конкурентоспособности выпускника вуза // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Секция «Образование. Педагогические науки». Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2012. № 14(273). С. 6-79.

УДК 371

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ

И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА

В статье рассматривается технология социально-культурного проектирования, цели и задачи социально-культурных и культурно-просветительских проектов в контексте решения приоритетных направлений Стратегии воспитания в РФ.

Ключевые слова: социально-культурное проектирование, культурно-просветительская деятельность, гражданская позиция.

Приоритетной задачей Российской Федерации, согласно Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 г., является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины [1, с. 1].

Особое внимание уделяется развитию активной гражданской позиции школьника в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей, поддержке ученического самоуправления для подготовки школьников к жизни в обществе.

Организация социокультурной внеурочной деятельности направлена на удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом. Современный педагог способствует решению многих социальных проблем с помощью вовлечения учащихся в социально значимые проекты, организации коллективных творческих дел социального значения, проводя просветительскую работу со всеми субъектами образования. Социально-культурная деятельность - это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личнос-

2. Пикулева О. А. Социальная психология самопрезентации личности : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2014. 45 с.

3. Захарова И. Б. Социально-педагогическое ориентирование личности студента на успешную самопрезентацию в образовательном процессе : автореф.дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2003. 23 с.

© Казаченок Ю. В., 2016

В. В. Лоренц V. V. Lorents

SOCIO-CULTURAL AND CULTURAL-EDUCATIONAL PROJECTS AS AN OPPORTUNITY TO FORM THE ACTIVE CITIZENSHIP OF SCHOOL STUDENTS

The article considers the technology of socio-cultural project development, goals and objectives of socio-cultural and cultural-educational projects in the context of the priority directions of Strategy of Education in the Russian Federation.

Keywords: socio-cultural project development, cultural-educational activities, citizenship.

ти и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Формами социокультурной деятельности являются также тематические вечера, читательские конференции, устные журналы, кинолектории, общественные и любительские объединения по интересам и т. п. Большое место в социокультурной деятельности занимает художественная самодеятельность, клубная работа, любительские театры и др.

В педагогической науке и практике отмечаются следующие особенности социокультурной деятельности, лежащие в основе проектирования различных программ и проектов социального значения. Это деятельность, которая:

- осуществляется в свободное время;

- отличается свободой выбора, добровольностью, активностью;

- характеризуется многообразием видов;

- наличием большого количества институтов, создающих условия для ее осуществления (школа, музей, библиотека, клуб, театр и пр.)

Социокультурная деятельность характеризуется гуманистическим, культурологическим и развивающим характером, выполняет развивающие, информационно-просветительские, культурно-творческие и оздоровительные

функции. Особое значение в развитии личности детей и подростков социокультурная деятельность приобретает тогда, когда она целенаправленно проектируется педагогом. В социально-педагогической литературе отмечено, что задачами социально-культурного проектирования являются:

- создание условий для развития социокультурного субъекта (личности, общности, общества в целом);

- самореализация человека в основных сферах его жизнедеятельности путем оптимизации его связей с социокультурной средой, разрешения или минимизации проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности;

- активизация совместной деятельности людей по поддержанию культурной среды, ее конструктивному изменению собственными усилиями;

- обеспечение благоприятных условий для саморазвития культурной жизни посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания и поддержки исторически сформировавшихся и новых социокультурных технологий, элементов, явлений [2, с. 8].

В основе технологии социально-культурного проектирования лежит проблемно ориентированный анализ ситуации. Учитывая, что все проекты и программы представляют собой относительно самостоятельную, законченную и логически выстроенную последовательность мероприятий и акций, ориентированных в конечном счете на разрешение (или оптимизацию) проблем, характерных для определенных социальных групп, первым шагом в цепочке задач, решаемых в процессе разработки проекта, является анализ проблем, содержание которых в дальнейшем определяет всю логику проектирования. Поэтому доминирующим принципом разработки любого типа программ, независимо от их характера и радиуса действия, является проблемно-целевая ориентация - принцип, практическая реализация которого обеспечивает ряд дополнительных технологических достоинств и возможностей. Знание реальных проблем позволяет:

- точно определить области проектной деятельности (или приоритетные направления социально-культурного проектирования), определить аудиторию проекта (социальную категорию или общность людей - носителей проблем);

- квалифицированно разработать содержательную часть программы, т. е. сформулировать цели и задачи, определить виды социально-культурной деятельности, которые в рамках проекта рассматриваются в качестве средства решения проблем;

- определить социальные силы, заинтересованные в реализации проекта (силы поддержки, потенциальных и реальных партнеров, источники финансирования).

Последнее обстоятельство очень важно не только с позиции реальности осуществления проекта, но и с точки зрения эффективности культурной политики - ее важнейшим условием является отражение проблем в структурах власти. Принцип проблемно-целевой ориентации социально-культурных программ технологически обеспечивается методом проблемно-ситуационного анализа, суть которого составляет диагностика социально и личностно значимых проблемных ситуаций на различных уровнях функционирования социокультурного субъекта. Основными категориями про-

блемно-ситуационного подхода являются: ситуация, проблема, проблемная ситуация, социокультурная ситуация, среда обитания человека, образ жизни.

В практике разработки социально-культурных проектов выделяют следующие [3, с. 276].

Социально-культурные проекты историко-культурной направленности, осуществляющиеся в форме общественного объединения, могут решить целый ряд социально-культурных проблем и педагогических задач (восстановление и развитие культурно-исторической среды обитания, ценностей и традиций, воспитание молодежи на основе непосредственного контакта с историей и культурой, формирование социально и граждански активной личности, творческое освоение исторического и культурного опыта). Особое место в сфере исторической культуры занимают проекты и программы, ориентированные на проблемы и интересы конкретной этнической группы. В зависимости от идеи проекта, его аудиторию могут составить представители различных этнических групп, имеющие специфические социокультурные проблемы.

Смысл оздоровительных программ, осуществляемых на базе культурно-досуговых учреждений, заключается в том, чтобы предоставить человеку дополнительные условия для достижения физического и психического благополучия, обеспечить широкий выбор программ физкультурно-оздоровительной ориентации, сформировать навыки самостоятельного обеспечения нормальной жизнедеятельности организма.

Социально-педагогические проекты ориентированы на нравственное совершенствование личности, они должны способствовать ликвидации образовавшегося в обществе дефицита позитивных социальных отношений, распространять и утверждать этику ненасильственного и бесконфликтного решения социальных и личностных проблем.

Проблемное поле социально-психологической культуры включает в себя: социально-психологическую неадаптиро-ванность, рост межэтнической напряженности, взаимонепонимание и неприятие этнокультурных различий.

В области проектирования, связанного с исторической культурой и культурной политикой, рассматриваются наиболее актуальные проблемы, свидетельствующие о неблагополучии общества в отношении к собственной истории: утрата исторической преемственности духовно-нравственных идеалов, отсутствие интереса к культурному наследию, к национальным формам культурного творчества и т. д.

Проекты и программы в сфере профессиональной культуры могут быть классифицированы следующим образом и, соответственно, решать различные задачи, например:

- образовательные и профориентационные, ориентированные на формирование личности, стремящейся к максимальной реализации интеллектуальных, эмоциональных и творческих возможностей в трудовой деятельности. Процесс обучения в рамках такого проекта должен по возможности дополнять и компенсировать издержки школьного образования, охватывая все сферы человеческой жизнедеятельности: труд, отдых, семью, профессию, досуг и т. д.;

- социально-реабилитирующие (например, программа для пожилых людей, способствующая освоению какой-либо новой для них профессий);

- профессионально-адаптирующие (профессиональные клубы, создающие условия для наиболее полного самовыражения личности специалиста, реализации творческого потенциала человека в рамках основной профессии, формирования профессиональной этики);

- профессионально-компенсирующие (в этом случае программа выступает в качестве средства решения проблем, вызванных отсутствием условий для самореализации в рамках основного вида деятельности).

В качестве примера проекта можно привести проектирование и реализацию социокультурного проекта, осуществленного в сельской местности.

Социально-культурный проект «Детский уличный союз».

Цель - создание условий для приобретения юными жителями села опыта созидательной жизни через организацию детского движения в районном центре Нововаршав-ка (Омская область).

Задачи:

- объединение сельского сообщества на основе совместной деятельности по преобразованию поселка и использование созидательного потенциала сельской среды в воспитании растущего человека;

- привлечение внимания органов местного самоуправления и общественности к проблемам воспитания детей;

- нравственное оздоровление сельской среды;

- овладение учащимися новыми видами деятельности (проектирование, исследование, конструирование и т. д.).

Основными направлениями реализации данной программы являются: разработка и осуществление детских проектов: «ЛУЧ» (Лучшая Улица Человеку); музей «Сельский школьник»; «Село как школа»; эвриканская программа «ЭВН» и «Эврика-Медиа» и пр.; установление гражданского диалога с сельским сообществом: ежегодный сход детских уличных команд с представителями властных структур, жителями села; встречи с почетными гражданами села, уроки в «семейных гнездах», на завалинке; круглые столы с приглашением руководителей различного ранга; использование средств массовой информации (школьно-сельская газета, районная газета, местное телевидение и т. д.).

В рамках осуществления детского социально-культурного проекта «ЛУЧ» планировалось участие многих детских уличных команд, каждая из которых должна была обозначить проблемы своей улицы. В практике осуществления проекта эти проблемы выявились в большом количестве бродячих кошек и собак, захламленности территории вокруг некоторых домов, обилии сорняков по обочинам дороги, наличии людей преклонного возраста, нуждающихся в помощи, отсутствии детских игровых площадок и т. д.

Реализация социокультурного проекта позволила основательно решить накопившиеся в Нововаршавке социальные проблемы и проблемы сельского благоустройства за счет собственных ресурсов жителей улицы, привлечения к ним властей и предпринимателей, освещения организации работы над проектом местных СМИ.

В социально-педагогической литературе практика проектирования социально-культурных программ рассматривается в последовательности этапов их разработки.

Первый этап - диагностический. Главное его содержание составляет всесторонний анализ ситуации и выявле-

ние наиболее актуальных и типичных проблем, требующих социокультурных решений.

В рамках проектирования данный этап является основополагающим. Это обусловлено тем, что, как уже отмечалось, социально-культурная программа не простой набор мероприятий, а представляет собой систему форм, методов, различных акций и организационных структур, взаимоувязанных единой целью и ориентированных на решение определенного рода проблем.

Второй этап - нормативно-прогнозный. Он предполагает предвидение, вероятностные суждения о состоянии ситуации в будущем, о перспективах ее развития как при условии сохранения имеющихся тенденций и стихийного развития соответствующих процессов, так и в том случае, если они будут изменены в желаемом направлении в результате управленческого решения или реализации того или иного социально-культурного проекта.

Третий этап - концептуальный. Его суть заключается в том, что на основе анализа проблем, характеризующих ситуацию, определяются приоритетные направления социально-культурного проектирования и формулируются перспективные цели, связанные с решением основного круга проблем.

Четвертый этап - проектно-планирующий. Как уже отмечалось, основой проектирования социокультурной программы служит определенная концепция приоритетных направлений, разработанная на предыдущем этапе. Поэтому следующий после концептуального - проектно-планирующий этап проектирования призван осуществить переход от общей концепции приоритетных направлений социокультурной деятельности к планированию конкретных мероприятий и действий по их осуществлению.

Пятый этап - исполнительско-внедренческий - определение содержания и создание условий его реализации. То есть воплощение в жизнь того проекта и плана, которые были разработаны на предыдущем этапе.

Шестой этап - контрольно-коррекционный, на котором обобщаются и анализируются промежуточные результаты реализации программы в целом и отдельных ее элементов, учитывается их социальная эффективность и производятся соответствующие корректирующие действия [2, с. 8].

Практическая деятельность педагога часто связана с организацией социокультурной и педагогической среды, стимулирующей развитие и саморазвитие школьника. Ведущими целями создания такой среды являются:

- включение учащихся в различного рода творческую деятельность с использованием форм социокультурной деятельности;

- формирование доминанты саморазвития и самосовершенствования личности;

- развитие социально-значимой субкультуры детей и подростков в рамках создания реального культуротворческого процесса;

- приобщение детей к сохранению природы и исторических памятников, к традициям и народным ремеслам;

- включение школьников в современные формы хозяйствования (участие в создании технических и коммерческих программ);

- организация культурно-досуговой деятельности в среде и др.

Вместе с тем создание социально-культурной среды связано с организацией различных видов просветительской деятельности, таких как педагогическое просвещение родителей, общественности.

Просветительская деятельность педагога может осуществляться в разной форме: лекции, лектории и педагогические клубы для родителей и общественности, беседы, семинары, выставки, участие в работе методических объединений и педагогических советов, организация конференций и выставок литературы и др.). Основной смысл просветительской работы - знакомство с современным состоянием педагогической науки, основными закономерностями и условиями развития человека. Просветительская деятельность педагога направлена на формирование представления о практической значимости педагогического знания и педагогической помощи формирующемуся человеку, а также на построение педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся.

При таком подходе к проектированию социально-культурной деятельности в образовательном учреждении главной задачей становится наполнение культурно-образовательного пространства жизнедеятельности всех субъектов образования новым содержанием, которое помогло бы фор-

мировать интересы к освоению новых видов социально-культурной деятельности, позволяющих заполнить досуг, расширить кругозор, адаптироваться к меняющемуся миру; повысить коммуникативную культуру личности, развить навыки творческого самовыражения и принятия решений, сформировать потребности в самореализации в социально значимых формах.

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http://government.ru/media/Tiles/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFn yHlBitwN4gB.pdf (дата обращения: 25.12.2015).

2. Орлова Э. А. Проблемно ориентированное социокультурное проектирование. Теория и методология // Теоретические основания культурной политики. М., Рос. ин-т культурологии, 2006.

3. Петрусевич А. А., Лоренц В. В. Практика современного образования: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2012. 300 с.

© Лоренц В. В., 2016

УДК 378.016: 821

ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СПОСОБ

ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ (на примере литературы Англии)

Статья посвящена проблеме формирования гуманистических ценностей будущих учителей на основе изучения художественной литературы. Предложены критерии гуманистической направленности литературного произведения. Автор анализирует возможности использования различных типов заданий для формирования системы ценностей будущих учителей в процессе изучения литературы Англии.

Ключевые слова: будущий учитель, гуманистические ценности, признак гуманистической направленности литературного произведения, литература Англии.

fl. C. Mau,bHO D. S. Matsko

STUDYING ENGLISH LITERATURE AS A MEANS OF FORMING HUMANISTIC VALUES OF WOULD-BE TEACHERS

The article deals with the problem of forming humanistic values of would-be teachers. The analysis of the basic categories helps the author to define the notion "humanistic values". The criteria of humanistic orientation of literary works are revealed in the article. The author analyzes the potential of different tasks for forming future teachers' set of values.

Keywords: would-be teacher, humanistic values, criteria of humanistic orientation of literary work, English Literature.

Развитие гражданского общества находится в прямой зависимости от его ценностной системы и ценностных ори-ентаций каждого человека. Конечной целью системы образования является воспитание интеллектуально развитой и духовно богатой личности. Достижение поставленной цели в значительной мере зависит от личности учителя, гуманистической направленности его профессиональной деятельности. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте указывается, что выпускник вуза должен осознавать значение гуманистических ценностей для развития современной цивилизации, уважать своеобразие иноязычной

культуры и ценностные ориентации иноязычного социума [1, с. 3]. Как следствие, проблема формирования гуманистических ценностей будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки приобретает особую актуальность.

Необходимость формирования гуманистических ценностей требует осмысления содержания этого понятия. В психолого-педагогической литературе гуманность трактуется как совокупность нравственно-психологических качеств, выражающая одну из важнейших характеристик направленности личности - направленности на отношение к человеку как к высшей ценности [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.