Научная статья на тему 'Педагогические цели социального проектирования как метода обучения'

Педагогические цели социального проектирования как метода обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1040
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стенина Татьяна Львовна

В статье осуществлен анализ теоретических представлений о проектной деятельности, в том числе концепций социального проектирования. Выделена основная педагогическая цель соци2 ального проектирования, сформулированы условия организации образовательного пространства, способствующие реализации собственной «Я2концепции».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические цели социального проектирования как метода обучения»

Стенина Т.Л.

Ульяновский государственный технический университет E-mail: stl@ulstu.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ

В статье осуществлен анализ теоретических представлений о проектной деятельности, в том числе концепций социального проектирования. Выделена основная педагогическая цель социального проектирования, сформулированы условия организации образовательного пространства, способствующие реализации собственной «Я-концепции».

Ключевые слова: социальное проектирование, метод проектов, педагогическая технология.

Для характеристики состояния проблемы социального проектирования с акцентом на ее социально-педагогическом аспекте необходимо исследовать возможности использования накопленного опыта и теоретических разработок в области изучения педагогического проектирования.

Цель нашей работы — путем исследования общего и частного в методе проектов в школьном образовании и социальном проектировании в вузе определить компетенции и комплексные свойства личности, формирующиеся в процессе проектной деятельности. Исследование позволит выявить перспективы развития знаний, умений и навыков, полученных в ходе проектного обучения в школе, в практической социально-проектной деятельности студентов вуза.

В контексте новой личностно-ориентированной парадигмы образования наиболее важным критерием качества образования является личностное развитие субъекта образования, при этом основную роль здесь, безусловно, играют содержание и технологии обучения. В центре внимания ученых и педаго-гов-практиков находится проектное обучение в значении нового витка педагогических, социальных, культурных достижений.

Перед социальным проектированием как методом обучения ставятся цели способствовать самореализации и рефлексии участников проекта, развивать значимость коллективной работы, формировать коммуникативные навыки.

Известно, что западная педагогика связывала метод проектов с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским педаго-

гом и философом Дж. Дьюи [3] и его последователем В.Х. Килпатриком [5]. Метод проектов был призван сформировать у учащихся личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, необходимых им в жизни. Для этого необходимо выявить проблему, взятую из реальной жизни, знакомую и значимую для ученика, для решения которой ему необходимо приложить полученные, а также приобрести новые знания. Таким образом, работа над решением проблемы на основе совместной деятельности учителя и ученика приобретает контуры проектной деятельности. Анализ зарубежного опыта применения метода проектов в образовательной деятельности, основанного на гуманистическом подходе к образованию, показал, что с помощью проектной деятельности решались задачи рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. Ведущая идея данной научной школы строилась по принципу «Все из жизни, все для жизни».

Внимание отечественных педагогов метод проектного обучения привлек в начале XX века практически в одно время с разработками американских педагогов. Метод проектов рассматривался в работах С.Т Шацкого [11], П.П. Блонского [1], П.Ф. Каптерева [4] как одно из средств развития отдельных качеств личности, однако отсутствие полных научных разработок по реализации метода проектов в образовательной деятельности привело к тому, что в 30-е годы произошел отказ от данного метода.

На протяжении длительного периода до 90-х годов XX столетия метод проектов в оте-

чественной системе образования практически не применялся, велись отдельные научные разработки, в которых исследовались методы проблемного и поискового обучения. Эти работы послужили основой для дальнейших изысканий в данной проблемной области и по-своему актуализировали тематику: из идеи свободного воспитания метод проектов трансформировался в интегрированный компонент структуры системы образования. Однако при всех изменениях и трансформациях цели реализации метода проектов в основном остались прежними - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, умение практически применять их, развивать рефлекторное мышление.

Необходимость определения теоретических и методологических основ институционализации социального проектирования в контексте педагогики обусловила изучение его современных организационных форм и обращение к проблеме дефинирования данного понятия в рамках инноватики как одного из направлений теории систем и процессного подхода. В идеях А.И. Пригожина [5] о цикличности в эволюции социальных новшеств, о новом витке инновационной спирали содержится вывод о том, что на современном этапе развития России вновь актуализировались педагогические идеи и инновации С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, А.В. Сухомлинского.

Осуществленный анализ теоретических представлений о проектной деятельности позволяет констатировать, что к началу XXI века в отечественной педагогической науке сложилась научно обоснованная проектная парадигма. Концептуальные основы ее составили положения философии образования, определяющей его ценности и смыслы, общая методология проектирования, устанавливающая цели и средства данной деятельности, а также практика образования, отражающая современное состояние образовательной сферы.

Анализ концепций и теоретико-методологических основ проектирования позволил синтезировать новые подходы к использованию метода проектов в обучении в разных областях гуманитарного знания. Разработанные теоретические основы педагогического

проектирования позволяют определить сущность, общие принципы и технологии проектной деятельности в контексте педагогического знания, сформулировать общие понятия: «образовательный проект», «педагогический проект», «метод проектов».

Педагогическое проектирование, являясь междисциплинарным феноменом, исследуется на основе культурологического, личностного, феноменологического подходов. Как процесс педагогическое проектирование исследуется с позиций системного и технологического подходов.

В современных педагогических исследованиях, например, в работах Е.С. Полат [8], проектная деятельность трактуется как интегративный вид деятельности, синтезирующий в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, коммуникативной деятельности: изучаются вопросы формирования инициативы в игре, в общественно полезной деятельности.

И.В. Никитина [6] в своем исследовании проектной деятельности как средства организации образовательной среды определяет учебный проект как дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Проектный метод характеризуется в педагогике как:

- личностно-ориентированный,

- деятельностный,

- обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности,

- построенный на принципах проблемного обучения,

- развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;

- формирующий навыки самостоятельной и мыслительной, практической и волевой сферах;

- воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу.

Е.С. Полат характеризует понятие «проект» следующим образом: «проект - это про-

тотип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях — план, замысел какого-либо действия» [8,14].

Симоненко В.Д. [10,3] дает следующее определение в контексте педагогического знания: «проектная деятельность - это деятельность по созданию изделий и услуг, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих общественную значимость. Проектность является определяющей стилевой чертой современного мышления, одним из важнейших признаков современной культуры, связанным с творческой деятельностью человека».

Для понимания того, как связаны метод проектов и социальное проектирование проведем анализ определений и входящих в них элементов определяемых педагогических технологий: целей, задач, этапов и их содержания.

Метод проектов как и социальное проектирование в настоящее время получил «второе дыхание». Актуальность применения этих педагогических технологий объясняется процессами модернизации, происходящими в обществе, и в частности в образовании. Идеи применения проектного подхода возродились в деятельности С.С. Гиля [1], по воспитанию молодых людей как социально ответственных и культурно развитых граждан страны, внедрение социального проектирования в учебный курс «Граждановедение» для старшеклассников находим у В.П. Пахомова [7].

С точки зрения дидактики метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным надлежащим образом. С этих позиций метод проектов имеет четкую направленность на результат, который можно получить при решении той или иной значимой проблемы, осмыслить и применить в реальной практической деятельности. Для того чтобы достичь результата необходимо дать учащимся навыки самостоятельного мышления, поиска и решения проблемы, навыки прогнозирования, умения устанавливать причинно-следственные связи, привлекая для этой цели знания из разных областей.

В контексте дидактического аспекта проектирования в центре внимания исследователей находится педагогический процесс как таковой, условия его эффективности, возможные формы взаимодействия субъектов процесса, стратегии и тактики принятия решений по реализации процесса: проектируются нововведения в технологиях, формах организационного взаимодействия субъектов образования, педагогические ситуации и дидактические средства.

Рассматривая метод проектов как педагогическую технологию, Е.С. Полат отмечает, что метод проектов предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути [8]. По мнению ученого, метод проектов содержит в себе совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для учащегося [там же]. Данное определение имеет общие грани с определением технологии социального проектирования.

Анализируя подходы к социальному проектированию: объектно-ориентированный, проблемно-ориентированный, субъектноориентированный (тезаурусный), мы выделили как основу определение процесса социального проектирования как вида сознательной деятельности по решению той или иной социально значимой проблемы.

В качестве образовательной деятельности социальное проектирование служит, прежде всего, развитию личности обучаемых, формированию их профессиональных качеств.

Также как в методе проектов главной педагогической целью социально-проектной деятельности является формирование комплексных свойств личности, компетенций, включающих взаимосвязанные знания, умения, ценностные установки, а также готовность мобилизовать их при необходимости, развитие проектировочных, рефлексивных и гносеологических способностей.

В процессе проектной деятельности наиболее эффективно формируются умения, свидетельствующие о позитивной роли проектирования в развитии личности:

- исследовательские (умение осмыслить задачу, умение генерировать идеи, выдвигать

гипотезы, изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение искать информацию и добывать знания; умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение проектировать процесс);

- коммуникативные (умение вступать в диалог; умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; владение монологической речью; умение презентовать идею и варианты решения поставленных проблем).

В соответствии с поставленными задачами используются методы обучения, способствующие организации и реализации проектной деятельности, активизирующие творческое мышление, помогающие выработать умение решать новые проблемы и способствующие более продуктивной умственной деятельности и целенаправленному сознательному поиску решения проблемы, созданию идеального образа и его объективизации в реальном продукте.

В отличие от традиционного образования, стимулирующего репродуктивный тип обучения, структура проектной деятельности полностью повторяет структуру любой деятельности человека — от замысла, планирования, выбора цели, средств, методов до конечного результата, который оценивается в различных социокультурных контекстах. Значимость работы над проектом, при условии его успешности и значимости для социума, подкрепляется общественным признанием, чувством сопричастности к результатам, вовлечением в процесс взаимодействия при работе над проектом своих способностей и навыков, полученных в учебном процессе.

Цели проектного обучения становятся достижимыми при условии особой организации образовательного пространства, влияющей на разные аспекты и стороны личности, создающей условия для появления у нее мотива к са-моизменению, личностному росту, способности к реализации собственной «Я-концепции», для освоения интеллектуальных средств познания и исследования мира. Одним из показателей развития личности выступает овладение субъектами проектирования такими мыслительными операциями как: синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование. Наиболее существенным становится появление потребности,

интереса, мотива к личностному росту, изменению себя, развитию эмоционально-образной сферы, приобретению опыта эмоционально— ценностных отношений. По мнению И.В. Никитиной использование проектной деятельности в качестве механизма преобразования образовательной среды способствует формированию мотивационных, эмоциональных, интеллектуальных и личностных особенностей субъектов образовательного процесса. Убежденность в значимости и способности к успешной деятельности повышает гармоничность внутреннего мира и уровень социально-психологической адаптации [6].

В современной педагогике определены следующие методы обучения проектной деятельности: вербальный метод; демонстрация; практический метод; метод наблюдения; самостоятельная работа с информацией; метод упражнений; исторический метод. Данные, определенные нами методы, соответствующим образом влияют на технологии обучения.

Последователи научной школы В.И. Сло-бодчикова развивают представление о процессе проектирования на основе выделенных ими базовых этапов, концептуализируя то общее дело, которое совершается в некотором социокультурном пространстве. Концепция представляет собой совокупность разнопрофессиональных, разнопредметных взглядов на исходный замысел (идею) и разнопозиционных отношений к нему; программирование совокупности видов деятельности в своей логической и временной последовательности, имеющих как основу предшествующую концептуальную разработку; планирование действий по реализации проекта.

К использованию социального проектирования как педагогической технологии имеет смысл предъявлять требования, соотносимые с использованием метода проектов в образовании:

- наличие социально значимой проблемы, для решения которой требуются интегрированные знания;

- высокая значимость (практическая, теоретическая, познавательная) предполагаемых результатов;

- самостоятельная деятельность субъектов проектирования (индивидуальная, парная, групповая).

Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: выявление проблемной ситуации, целеполагание, формирование задач, направленных на решение проблемы, определение необходимых ресурсов, описание технологии и последовательности действий, оценка и оформление результатов, выявление перспектив проекта, выдвижение новых проблем исследования.

Краткий сравнительный анализ показывает, что в свою очередь, этапы проектирования, выделяемые в методе проектов и в социальном проектировании также однородны по содержанию (табл. 1).

В поддержку выявленной нами взаимосвязи метода проектов и социального проектирования выступает и аргумент, основанный на философско-методологическом анализе образования Г.П. Щедровицкого [12] определяющий последнее как социокультурный феномен. В соответствии с этим утверждением, можно сказать, что метод проектов как педагогическая технология опирается на систему ценностей и социальных условий. В свою очередь, в основу социального проектирования положена проблемная социально-значимая ситуация, содержащая ценностные ориентации той или иной социальной группы, страта.

Таким образом, сравнительный анализ реализации метода проектов в образовании и социального проектирования показал значительное совпадение целей, задач, этапов и их

Таблица 1. Сравнение содержания этапов проектирования метода проектов в обучении и социального проектирования

Этап Метод проектов Социальное проектирование

1 Погружение в проект Анализ социальной проблемной ситуации, выявление проблемного поля

2 Формирование замысла Генерирование идеи, постановка цели и задач проекта

3 Организация деятельности Календарное и сетевое планирование деятельности по проекту. Анализ слабых и сильных сторон проекта

4 Осуществление деятельности Реализация проекта

5 Презентация результатов Анализ результатов. Формирование отчетной документации. Планирование перспектив развития проекта

содержания, что позволяет нам утверждать, что, несмотря на имеющиеся различия в подходах, метод проектов, учебный проект, входящие в объем понятия «проектная деятельность», располагая различными возможностями для развития и самореализации субъекта проектирования, являются одним из этапов в развитии личности на пути к социальному проектированию, к формированию проектной культуры и получению управленческих навыков.

В условиях построения в России гражданского общества формирование социальной активности и ответственности молодежи выступает как необходимый компонент стратегии дальнейшего развития. На первый план, таким образом, выступают организационнопедагогические условия овладения личностью проектной культурой, а именно: мотивация, комплексные педагогические мероприятия по организации инновационной образовательной среды, организация процесса проектирования как системообразующей деятельности. Немаловажным условием успешности реализации молодежных инициатив является заинтересованность и поддержка со стороны органов государственной и муниципальной власти, и в частности, органов, реализующих молодежную политику в регионах. Социальное проектирование, являясь по своей сути полисубъектным, должно быть обеспечено ценностно-смысловым самоопределением всех субъектов проектирования, другими словами, основой социального проектирования на региональном уровне должно стать социальное партнерство как государственнообщественный способ управления социальноэкономическим развитием региона. С позиции современного социального менеджмента социальное партнерство рассматривается как особый тип общественных отношений, обеспечивающий баланс реализации важнейших социально-экономических интересов основных групп общества.

В работах С.С. Гиля разработана педагогика поддержки социальных инициатив молодежи, изучены и предложены пути решения проблемы организации муниципальной системы социально-педагогической поддержки молодежных инициатив [1]. Гуманистический смысл социального проектирования состоит

в развитии творческого потенциала субъектов проектирования. Сегодня молодежь проявляет особую активность в решении собственных молодежных проблем: отдельные представители, молодежные объединения, организации, движения, а также управленческие структуры, в сферу ответственности которых входит реализация молодежной политики, предлагают свои инновационные пути решения. Государственная молодежная политика, осуществляемая в регионах, должна основываться на внедрении эффективных инновационных проектов, вовлечении молодежи практически во все сферы жизнедеятельности, формировании активной жизненной стратегии, осмыслении ее статусных позиций в обществе и активном участии в социальной инновационной проектной деятельности. Возможности проектирования как педагогической технологии позволяют сформировать некоторые личностные качества, которые развиваются только в деятельности и не могут быть усвоены вербально. Так реализация групповых проектов формирует такие элементы проектной куль-

туры как: умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты не только своей деятельности, но и деятельности каждого члена команды.

Подводя итог исследованию проектной деятельности как педагогической технологии, можно сделать вывод, что педагогической целью социального проектирования, так же как метода проектов является формирование комплексных свойств личности, компетенций, включающих взаимосвязанные знания, умения, навыки, ценности, установки, а также готовность мобилизовать их при необходимости, развитие проектировочных, рефлексивных и гносеологических способностей. Возрастающий уровень социальных инноваций требует от профессионалов освоения новых технологий управления,

наличие у специалиста навыков проектирования является существенным конкурентным преимуществом в условиях современного сложившегося рынка труда.

18.01.2011

Список литературы:

1. Блонский, П.П. Избранные педагогические произведения / П.П. Блонский. - М., 1964

2. Гиль, С.С. Педагогика поддержки инициатив молодежи / С.С. Гиль. - М., 2004

3. Дьюи, Дж. Школа и общество / Дж. Дьюи. - М., 1934. - 174 с.

4. Каптерев, П.Ф. Педагогический процесс / П.Ф. Каптерев. - СПб, 1905

5. Килпатрик, В.Х. Метод проектов / В.Х. Килпатрик. - Л.: Изд-во Брокгауз-Ефрон,1925. - 42 с.

6. Никитина, И.В. Проектная деятельность как средство организации образовательной среды: автореферат дисс. канд. пед. наук / Никитина И.В. - М., 2007, 24 с.)

7. Пахомов, В.П. Гражданское образование в России: новые подходы и региональный опыт. Всероссийская акция «Я — гражданин России!» (руководство для организаторов и методистов / В.П. Пахомов. - Самара, ООО «НТЦ», 2000. - 46 с.

8. Полат, Е.С. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Е.С. Полат. - М., 2000

9. Пригожин, А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики) / А.И. Пригожин. - М., 1989. - 123 с.

10. Симоненко, В.Д. Технологическая культура и образование (культурно-технологическая концепция развития общества и образования) / В.Д. Симоненко. - Брянск, 2001.

11. Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения Т.1,2. / С.Т. Шацкий. - М., «Педагогика», 1980

12. Щедровицкий Г.П. Деятельность проектирования и социальная система / Г.П. Щедровицкий, О.И. Генисаретский // Техническая эстетика. Труды ВНИИПЭ / 1990. Вып. 61; /. - М, (1967)

Сведения об авторе: Стенина Татьяна Львовна, проректор по работе с молодежью, доцент кафедры истории и культуры Ульяновского государственного технического университета, директор Малой академии государственного управления Ульяновской области, кандидат педагогических наук,

тел. 8-8422-77-83-34, e-mail: stl@ulstu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.