Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ АСПЕКТОВ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ АСПЕКТОВ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ОБУЧЕНИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Левина И.А.

Совершенствование системы медицинского образования и кадрового обеспечения является одним из приоритетных направлений развития здравоохранения, предусматривающее постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации медицинских работников. Построение индивидуальной траектории обучения подразумевает формирование образовательного пути при освоении новых знаний, совершенствование общих и профессиональных компетенций с учетом национальных, федеральных и региональных проектов в области здравоохранения, а также профессиональных стандартов и образовательных потребностей специалистов и их работодателей. В материале представлены результаты анкетирования главных и старших медицинских сестер с целью эффективного проектирования индивидуальных образовательных траекторий специалистов со средним медицинским образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Левина И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING THE CONTENT ASPECTS OF LIFELONG MEDICAL EDUCATION AIMED AT THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL OPPORTUNITIES OF SPECIALISTS WITH A SECONDARY MEDICAL EDUCATION

Improving the system of medical education and staffing is one of the priority areas for the development of healthcare, which provides for the constant improvement of the professional level and expansion of the qualifications of medical workers. Building an individual learning path implies the formation of an educational path when mastering new knowledge, improving general and professional competencies, taking into account national, federal and regional projects in the field of healthcare, as well as professional standards and educational needs of specialists and their employers. The material presents the results of a survey of chief and senior nurses in order to effectively design individual educational trajectories for specialists with secondary medical education.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ АСПЕКТОВ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ»

УДК 614.2:37.022:61 DOk10.24075ZMTCPE.2022.005

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ АСПЕКТОВ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Левина И.А.1

Аннотация

Совершенствование системы медицинского образования и кадрового обеспечения является одним из приоритетных направлений развития здравоохранения, предусматривающее постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации медицинских работников. Построение индивидуальной траектории обучения подразумевает формирование образовательного пути при освоении новых знаний, совершенствование общих и профессиональных компетенций с учетом национальных, федеральных и региональных проектов в области здравоохранения, а также профессиональных стандартов и образовательных потребностей специалистов и их работодателей. В материале представлены результаты анкетирования главных и старших медицинских сестер с целью эффективного проектирования индивидуальных

образовательных траекторий специалистов со средним медицинским образованием.

Ключевые слова

индивидуальная траектория обучения, непрерывное образование, программы повышения квалификации, образовательные мероприятия

1 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Свердловский областной медицинский колледж»

Для корреспонденции: Левина Ирина Анатольевна, somk@somkural.ru

В соответствии со Стратегией развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года одним из приоритетных направлений является совершенствование системы медицинского образования и кадрового обеспечения системы здравоохранения, предусматривающее, в том числе, постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации медицинских работников.

Построение индивидуальной траектории обучения подразумевает формирование образовательного пути при освоении новых знаний, умений, общих и профессиональных компетенций.

Проектирование содержательных

аспектов программ, реализуемых через Портал непрерывного медицинского образования (НМО), учитывает: национальные и федеральные проекты, региональные программы, порядки оказания медицинской помощи, клинические рекомендации и квалификационные требования. При разработке программ повышения квалификации также учитываются профессиональные стандарты, новые нормативные документы в сфере здравоохранения и заявки работодателей1.

При проектировании содержательных аспектов образовательных мероприятий учитываются потребности специалистов со средним медицинским образованием, а также требования работодателей.

С целью изучения особенностей построения индивидуальных образовательных траекторий проведено анкетирование 138 главных и старших медицинских сестер.

Возрастной состав респондентов составил от 44 до 50 лет. Стаж профессиональной деятельности у 85 % респондентов составил от 15 до 25 лет.

В процессе проведенного исследования установлено, что 78% респондентов считают, что медицинский работник должен постоянно совершенствовать свои профессиональные знания, регулярно выделяя время на формальное и неформальное образование.

Основными источниками получения новой профессиональной информации являются: освоение программ ДПО (49% опрошенных), посещение образовательных мероприятий (35%), а также самостоятельное изучение медицинской литературы и интернет-ресурсов (16%).

Недостаточное количество программ повышения квалификации, представленных на Портале НМО в рамках специальностей, отмечают 32% респондентов.

1 Доклад Минздрава России о реализации Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 г. № 254. URL: https://minzdrav. gov.ru/documents/9648-doklad-o-realizatsii-strategii-razvitiya-zdravoohraneniya-v-rossiyskoy-federatsü-na-period-do-2025-goda-

utverzhdennoy-ukazom-prezidenta-rossiyskoy-federatsii-ot-6-iyunya-2019-g-254 (дата обращения: 04.03.2022).

Необходимость ежегодной разработки индивидуальных траекторий обучения и их утверждения у главных или старших медицинских сестер с учетом плана-графика дополнительного профессионального обучения специалистов со средним медицинским образованием на базе колледжа, а также тематик и графика проведения образовательных мероприятий отметили 72% респондентов.

Для проектирования программ повышения квалификации, реализуемых через Портал НМО, методистами Свердловского областного медицинского колледжа был составлен стандартный шаблон и подготовлены методические рекомендации для разработчиков.

Все программы обучения строятся по модульному принципу. Программы проходят рецензирование общественного профессионального сообщества, ведущих практикующих специалистов в сфере здравоохранения и своевременно

актуализируютсявсоответствиисизменяющимися нормативно-правовыми актами.

Всего за период с 2019 по 2021 год через Портал НМО прошли обучение 25268 медицинских работников.

В рамках неформального образования проводятся образовательные мероприятия в онлайн- и оффлайн-форматах. Количество участников за 2021 год составило 17302 человек. С февраля 2022 года проводятся образовательные мероприятия, аккредитованные в системе непрерывного образования, в которых приняли участие 2800 медицинских работников.

В настоящее время отсутствуют четкие рекомендации по освоению программ дополнительного профессионального

образованию через портал НМО. Специалисты испытывают затруднения при составлении плана обучения на пятилетний период. Зачастую специалисты осваивают программы одной направленности (например, несколько программ по коронавирусной инфекции или инфекционной безопасности).

Существует необходимость в разработке федеральных рекомендаций по составлению индивидуальной траектории обучения по специальностям, в которых будет обозначен конкретный объем часов на освоение программ за 5-летний период: повышение квалификации, образовательные мероприятия,интерактивныеобразовательные модули.

DESIGNING THE CONTENT ASPECTS OF LIFELONG MEDICAL EDUCATION AIMED AT THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL OPPORTUNITIES OF SPECIALISTS WITH A SECONDARY MEDICAL EDUCATION

Levina I.A.1

Abstract

Improving the system of medical education and staffing is one of the priority areas for the development of healthcare, which provides for the constant improvement of the professional level and expansion of the qualifications of medical workers. Building an individual learning path implies the formation of an educational path when mastering new knowledge, improving general and professional competencies, taking into account national, federal and regional projects in the field of healthcare, as well as professional standards and educational needs of specialists and their employers. The material presents the results of a survey of chief and senior nurses in order to effectively design individual educational trajectories for specialists with secondary medical education.

Keywords

individual learning trajectory, continuous education, advanced training programs, educational activities

1 State budgetary professional educational institution «Sverdlovsk Regional Medical College» For correspondence: Levina Irina Anatolyevna, somk@somkural.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.