Научная статья на тему 'СИСТЕМА ПЕРМАНЕНТНОГО ОБУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ СТАНЦИИ СКОРОЙ И НЕОТЛОЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ИМ. А.С. ПУЧКОВА - ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ИНТЕГРАЦИИ "ФОРМАЛЬНОГО" И "НЕФОРМАЛЬНОГО" НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СИСТЕМА ПЕРМАНЕНТНОГО ОБУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ СТАНЦИИ СКОРОЙ И НЕОТЛОЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ИМ. А.С. ПУЧКОВА - ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ИНТЕГРАЦИИ "ФОРМАЛЬНОГО" И "НЕФОРМАЛЬНОГО" НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
149
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MEDICAL AND PHARMACEUTICAL EDUCATION / SPECIALIST POSTGRADUATE EDUCATION / CONTINUING MEDICAL EDUCATION / MANAGEMENT OF MEDICAL ORGANIZATION / HEALTHCARE MANAGEMENT IN PUBLIC ADMINISTRATION / МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ / НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕНЕДЖМЕНТ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Плавунов Н.Ф., Логвинова О.В., Хисамов А.Б., Колесник А.В., Бузин А.Г.

Представлен краткий анализ опыта разработки и внедрения инновационного образовательного проекта - системы перманентного обучения медицинских работников в крупной медицинской организации Москвы. Описаны основные характеристики проекта, его применение как мультиинструмента в структуре современной системы управления медицинской организацией в условиях модернизации сферы профессионального медицинского образования. Приведенная в статье информация может быть полезна специалистам в области организации здравоохранения, менеджмента медицинских организаций, а также профессионального медицинского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Плавунов Н.Ф., Логвинова О.В., Хисамов А.Б., Колесник А.В., Бузин А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERMANENT EDUCATION SYSTEM AT PUCHKOV EMERGENCY MEDICAL UNIT - AN INNOVATIVE PROJECT INTEGRATING "FORMAL" AND "INFORMAL" CONTINUING MEDICAL EDUCATION OF MEDICAL STAFF

The study presents a brief analysis of the experience in development and implementation of an innovative educational project - the permanent education system of a large medical facility in Moscow. It describes project basic features, its application as a multifunctional instrument of medical organization management in the environment of modernization of professional medical education. We suppose the information given may be useful for specialists in healthcare management in public administration, management of medical organizations and professional medical education.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ПЕРМАНЕНТНОГО ОБУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ СТАНЦИИ СКОРОЙ И НЕОТЛОЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ИМ. А.С. ПУЧКОВА - ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ИНТЕГРАЦИИ "ФОРМАЛЬНОГО" И "НЕФОРМАЛЬНОГО" НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

DOI: 10.26347/1607-2502202009-10068-076

СИСТЕМА ПЕРМАНЕНТНОГО ОБУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ СТАНЦИИ СКОРОЙ И НЕОТЛОЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ИМ. А.С. ПУЧКОВА - ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ИНТЕГРАЦИИ «ФОРМАЛЬНОГО» И «НЕФОРМАЛЬНОГО» НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Представлен краткий анализ опыта разработки и внедрения инновационного образовательного проекта — системы перманентного обучения медицинских работников в крупной медицинской организации Москвы. Описаны основные характеристики проекта, его применение как мультиинструмента в структуре современной системы управления медицинской организацией в условиях модернизации сферы профессионального медицинского образования. Приведенная в статье информация может быть полезна специалистам в области организации здравоохранения, менеджмента медицинских организаций, а также профессионального медицинского образования.

Ключевые слова: медицинское и фармацевтическое образование, повышение квалификации специалистов, непрерывное медицинское образование, менеджмент медицинской организации, организация здравоохранения

Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.

Финансирование: исследование не имело спонсорской поддержки.

Для цитирования. Н.Ф. Плавунов, О.В. Логвинова, А.Б. Хисамов, А.В. Колесник, А.Г. Бузин, Н.Н. Камынина. Система перманентного обучения медицинских работников Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова — инновационный проект интеграции «формального» и «неформального» непрерывного медицинского образования. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2020; 9-10: 68-76. DOI: 10.26347/1607-2502202009-10068-076.

Н.Ф. Плавунов1'2, О.В. Логвинова1'3, А.Б. Хисамов1, А.В. Колесник1, А.Г. Бузин1,4, Н.Н. Камынина5

1ГБУМосквы «Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова» Департамента здравоохранения города Москвы, Москва, Россия

2 ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени

А.И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва, Россия

3 ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва, Россия

4 ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва, Россия

5 ГБУ Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы», Москва, Россия

PERMANENT EDUCATION SYSTEM AT PUCHKOV EMERGENCY MEDICAL UNIT -AN INNOVATIVE PROJECT INTEGRATING «FORMAL» AND «INFORMAL» CONTINUING MEDICAL EDUCATION OF MEDICAL STAFF

The study presents a brief analysis of the experience in development and implementation of an innovative educational project — the permanent education system of a large medical facility in Moscow. It describes project basic features, its application as a multifunctional instrument of medical organization management in the environment of modernization of professional

Prof. Nikolay Plavunov1'2, Olga Logvinova1'3, Artem Khisamov1, Andrey Kolesnik1, Alexey Buzin1'4, Natalia Kamynina5

1 Puchkov Emergency Medical Unit, Moscow, Russia

2 Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry, Moscow, Russia

medical education. We suppose the information given may be useful for specialists in healthcare management in public administration, management of medical organizations and professional medical education.

Keywords: medical and pharmaceutical education, specialist postgraduate education, continuing medical education, management of medical organization, healthcare management inpub-lic administration

Authors declare no conflicts of interests. Funding: the study had no funding.

For citation: Plavunov N.F., Logvinova O.V., Khisamov A.B., Kolesnik A.V., Buzin A.G., Camynina N.N. The permanent education system of A.S. Puchkov Station for emergency and urgent medical care — an innovative project integrating «formal» and «informal» continuing medical education of medical personnel. Health care Standardization Problems. 2020; 9-10: 68-76. DOI: 10.26347/1607-2502202009-10068-076.

3 Russian Medical Academy of Continuous Professional Education, Moscow, Russia

4 Pirogov Russian National Research Medical University, Moscow, Russia

5 Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department, Moscow, Russia

Планируя разработку собственного инновационного образовательного проекта — проектирование и создание системы перманентного обучения, руководство Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова» Департамента здравоохранения города Москвы (СС и НМП им. А.С. Пучкова) исходило из следующих базовых предпосылок и положений.

Одной из наиболее актуальных задач организации и развития отечественной сферы здравоохранения необходимо отнести ее обеспечение квалифицированными кадровыми ресурсами. Подобная задача стоит как на федеральном уровне, так и на уровне региональном, да и никогда не сходит с повестки дня руководителей непосредственно медицинских организаций страны. Практически всегда эта задача стоит рядом с необходимостью развития кадрового потенциала, повышения уровня профессиональной компетенции медицинских работников, что лежит в основе устойчивого функционирования и перспективного развития отдельных медицинских организаций и системы здравоохранения в целом.

Наглядной иллюстрацией служит тот факт, что основная задача федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» — обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами, включая внедрение системы непрерывного образования медицинских работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) [1].

Ключевой программный нормативный документ, регламентирующий непрерывное медицинское и фармацевтическое образование (Концепция развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 г.), базируется на том, что в современном обществе профессиональная деятельность, связанная с повышенным уровнем ответственности перед гражданином и обществом, требует от представителей профессии постоянного совершенствования своих профессиональных навыков. Непрерывность обучения диктуется увеличением на фармацевтическом рынке числа высокоэффективных лекарственных средств, появлением высокотехнологичных методов диагностики и лечения заболеваний, требующих высокой квалификации врачей, развитием информационно-коммуникационных технологий, позволяющих популяризировать дистанционные и электронные виды образования, осуществлять обмен опытом с коллегами и внедрение клинических рекомендаций непосредственно во время практической деятельности врачей, и может быть обеспечена в современных условиях персонализацией образовательной траектории, возможностью выбора обучающимися различных образовательных мероприятий, использованием электронного обучения (ЭО), дистанционных и симуляционных технологий, стажировок, тьюторства [2].

Таким образом, руководители и менеджмент медицинских организаций стоят перед лицом указанных выше вызовов в области кадрового обеспечения и развития в условиях активного процесса модернизации профессионального ме-

дицинского и фармацевтического образования, а также реформирования процедуры допуска специалистов к медицинской и фармацевтической деятельности.

С момента начала разработки проекта и до настоящего времени не найдены публикации, содержащие аналогичные практики крупных медицинских организаций как города Москвы, так и страны. В связи с чем нам представляется целесообразным поделиться как опытом разработки, так и предварительным анализом процесса внедрения в работу созданной системы.

СС и НМП им. А.С. Пучкова сейчас — это одна из крупнейших медицинских организаций в сфере скорой и неотложной медицинской помощи. Общее количество сотрудников СС и НМП им. А.С. Пучкова превышает 11,2 тыс. человек, из них более 10,8 тыс. — медицинские работники. Масштаб подобного порядка в значительной степени и определяет важность для организации построения эффективной модели подготовки медицинских работников, основанной на сочетании инициативы специалиста и активной роли организации в планировании и реализации подготовки работника.

Переходя к предмету настоящей статьи — освещению структуры и основных характеристик нашего проекта, необходимо отметить, что представляемая конфигурация организационных и образовательных мероприятий и инструментов развернута на базе медицинской организации, осуществляющей обучение. То есть, в организации, имеющей действующую лицензию на осуществление образовательной деятельности и осуществляющей ее как минимум в качестве дополнительного вида деятельности. Отсутствие данной возможности будет накладывать на организацию ограничения в возможности проводить самостоятельную реализацию дополнительных образовательных программ, опорное для проекта мероприятие.

Система перманентного обучения СС и НМП им. А. С. Пучкова спроектирована и разработана как комбинирующая элементы «формального», «неформального» и «самообразования» система мер для обеспечения непрерывного повышения уровня профессиональной компетенции медицинского персонала Станции посредством предоставления возможности поэтапного и (или) одновременного освоения различных видов об-

разовательных программ и курсов, модулей и мероприятий, приобретение профессиональных знаний, умений, навыков, с учетом имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности.

Собственная система СС и НМП им. А.С. Пуч-кова принципиально базируется на идеологии непрерывного медицинского образования, являющейся в последнее время устойчивым трендом в сфере здравоохранения [2—4], развивая и углубляя ее применение в рамках отдельной медицинской организации. Отметим, что собственный проект СС и НМП им. А.С. Пучкова никоим образом не имеет целью в той или иной мере заменить мероприятия или систему, внедряемую на федеральном уровне. Наоборот, дополняя имеющиеся на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения Российской Федерации (НМО) образовательные активности, собственными авторскими разработками, мы имеем возможность значительно более оперативно отвечать на актуальные потребности в информировании и/или обучении работников, возникающие в конкретной медицинской организации. На данный момент использование Портала НМО Министерства здравоохранения Российской Федерации как глобального агрегатора профессиональной медицинской образовательной активности, уже в полной мере осуществляется СС и НМП им. А.С. Пучкова в части реализации собственных дополнительных профессиональных программ (ДПП) повышения квалификации (ПК).

Представляемая система состоит из комплекса образовательных элементов и мероприятий (отражающего основные направления развития специалиста, заложенные в Концепции НМО), в числе которых:

— элементы «формального» образования, такие как:

1) самостоятельная реализация дополнительных профессиональных образовательных программ (программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки), в том числе с частичным или исключительным использованием ДОТ и/или ЭО;

— регулярное повышение квалификации путем освоения дополнительных профессиональных образовательных программ во внешних образовательных организациях; элементы «нефор-

План обучения медицинского персонала в системе перманентного обучения во II полугодии 2019 года

Июль | Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Сердечно-легочная реанимация (видеоподобие, нормативные документы и методические материалы)

Сердечно-легочная реанимация (практические занятия) Бронхиальная астма (видеоподобие)

Использование медицинской аппаратуры (видеопособие, инструктивные материалы) Неотложные состояния при сахарном диабете (видеопособие)

Использование медицинской аппаратуры (практические занятия)

Взаимодействие бригад (видеопособие) Диагностика заболеваний органов дыхания (аудиокурс, методические материалы) Диагностика и оказание медицинской помощи пациентам с пневмонией (видеопособие)

Диагностика заболеваний органов дыхания (практические занятия)

Рожистое воспаление (видеопособие, методические материалы) Острые хирургические заболевания органов брюшной полости (видеолекция, нормативные документы и методические материалы)

Преэклампсия (видеопособие) Диагностика острых хирургических заболеваний органов брюшной полости (практические занятия)

Тромбоэмболия легочной артерии (видеопособие)

Медицинская этика и деонтология (презентация,изучение методических материалов) Пациентоориентированность(презентация)

Рис. 1. Пример полугодового учебного плана для медработников подстанций скорой медицинской помощи и отделений неотложной медицинской помощи (выездной медперсонал) СС и НМП им. А. С. Пучкова

мального» образования и «самообразования», такие как:

1) регулярное, в соответствии с индивидуальным планом, освоение авторских тематических образовательных курсов, модулей, школ и мероприятий, в том числе с частичным или исключительным использованием ДОТ и/или ЭО;

2) обучение и тренинги в симуляционных центрах (как собственном, так и иных образовательных организаций);

3) формирование профессиональных навыков через наставничество (тьюторство);

4) участие в организуемых профессиональным и образовательным сообществом съездах, конгрессах, конференциях, мастер-классах;

5) информационно-образовательная поддержка с использованием электронных информационных и библиотечных систем.

Основой проекта является индивидуальный учебный план, формируемый на полугодие для каждого медицинского работника. В настоящее время профиль индивидуального учебного плана определяется на основе направлений выполняемых трудовых функций и носит групповой характер (профили для выездного медицинского персонала, консультативно-диспетчерских служб, и т.п.). Вместе с тем возможности системы позволят в перспективе перейти к введению индивидуальных образовательных траекторий, реали-

зуя, таким образом, стратегию персонифицированного обучения. Индивидуальный учебный план и разделы, обязательные или рекомендованные для изучения, могут быть дополнены самим медицинским работником в зависимости от индивидуальных образовательных потребностей или введены организацией для обязательного изучения в связи с производственной необходимостью. Пример полугодового учебного плана для медицинских работников подстанций скорой медицинской помощи и отделений неотложной медицинской помощи представлен на рис. 1.

Как уже отмечалось, опорным элементом внедренного образовательного проекта является «формальное» образование — самостоятельная реализация ДПП ПК, а также обучение медицинских работников по ДПП ПК в иных образовательных организациях. Собственные программы разрабатываются по направлениям и профилям работы СС и НМП им. А.С. Пучкова.

В целях интеграции дополнительного профессионального образования, реализуемого СС и НМП им. А.С. Пучкова, с проектом отработки моделей непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения Российской Федерации, ряд ДПП Станции направляются на оценку и утверждение для включения в перечень ДПП на портале НМО http://edu.rosminzdrav.ru.

В настоящее время в перечень ДПП ПК на портале НМО включены практически все ДПП ПК, реализуемые Станцией.

Вторым по значимости элементом системы перманентного обучения Станции являются мероприятия «неформального» образования и «самообразования»: тематические образовательные или информационные курсы и модули (включающие как теоретическую подготовку, ко -торая может осуществляться дистанционно, так и практическую), а также отдельные электронные информационные/образовательные ресурсы, размещенные для дистанционного освоения в собственной электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС) — образовательном портале СС и НМП им. А.С. Пучкова.

Структура мероприятий «неформального» образования системы перманентного обучения СС и НМП им. А. С. Пучкова, а также соответст-

вующих им электронных информационных/образовательных ресурсов на образовательном портале Станции представлена в таблице.

К достоинствам разработанной и внедренной системы следует отнести ее практикоориентиро-ванность и значительную долю обучения с применением симуляционных технологий и практической подготовки.

Именно возможность оперативно создать и предложить сотрудникам определенный тематический курс или образовательный/информационный материал, в том числе для освоения с применением ДОТ, дает организации значительную степень свободы при встрече с необходимостью оперативно познакомить работников с актуальной информацией по профильным и смежным направлениям деятельности.

На нашем примере продемонстрируем, что это могут быть: ставшие актуальными вопросы

Структура мероприятий системы перманентного обучения СС и НМП им. А. С. Пучкова, а также соответствующих им электронных информационных/образовательных ресурсов

Категория мероприятий системы перманентного обучения

Вид электронных информационных и/или образовательных ресурсов

Нормативные документы

Учебные и методические пособия

Школы главных внештатных специалистов

Сердечно-легочная реанимация

Обеспечение проходимости верхних дыхательных путей

Обеспечение сосудистого доступа

Родовспоможение

Медицинское оборудование и аппаратура

Иные мероприятия, в т.ч. тематические по производственной необходимости

Федеральные законы, отраслевые нормативные правовые акты, инструктивно-методические материалы по вопросам оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи.

Локальные нормативные акты Станции (приказы, распоряжения, информационные письма).

Библиотека сотрудника Станции. Учебные и методические пособия в электронной форме.

Видеолекции, вебинары главных внештатных специалистов.

Теоретический курс с промежуточным контролем. Практический курс (отработка навыков) со сдачей зачета по проведению сердечно-легочной реанимации в симуляци-онном центре Станции/учебном классе подстанции.

Теоретический курс с промежуточным контролем. Практический курс (отработка навыков) со сдачей зачета по проведению интубации трахеи, коникотомии и пр. в симу-ляционном центре Станции/учебном классе подстанции.

Теоретический курс с промежуточным контролем. Практический курс (отработка навыков) со сдачей зачета по проведению сосудистого и внутрикостного доступа в си-муляционном центре Станции/учебном классе подстанции.

Теоретический курс с промежуточным контролем. Практический курс (отработка навыков) со сдачей зачета в симуляционном центре Станции/учебном классе подстанции.

Теоретический курс с промежуточным контролем. Практический курс (отработка навыков) со сдачей зачета по применению медицинской аппаратуры в симуляционном центре Станции/учебном классе подстанции.

Тематические электронные информационных и/или образовательные ресурсы, курсы, интерактивные информационно-образовательные модули, онлайн-школы и круглые столы СС и НМП им. А.С. Пучкова и т.п.

инфекционной безопасности в отношении отдельных инфекций; оперативная модификация тактики оказания скорой и/или неотложной медицинской помощи; изменения в порядках и алгоритмах оказания медицинской помощи по определенным специальностям и направлениям; изменения в оснащении медицинским оборудованием/инструментарием рабочих мест медицинских работников, относящихся к выездному персоналу; обновления программного обеспечения, применяемого на рабочих местах персонала консультативно-диспетчерских служб разного уровня, врачебных консультативных пультов, мобильных устройств выездного персонала, и т.д. Таких поводов возникает на регулярной основе множество в любой медицинской организации, не обязательно работающей в сфере скорой и неотложной медицинской помощи.

С самого начала ставка была сделана на приоритет в структуре созданной системы перманентного обучения СС и НМП им. А.С. Пучкова интерактивных педагогических технологий, как при проектировании традиционных ДПП, так и при создании отдельных образовательных курсов, модулей, электронных информационных и/или образовательных ресурсов.

В рамках созданной системы получила новый вектор развития и прошла существенную модернизацию существовавшая на Станции практика поддержки сотрудников по ключевым специальностям, а также молодых специалистов. Эта категория мероприятий включает следующие направления. На постоянной основе проводятся «Школа инсульта», «Школа неотложной кардиологии», «Школа неотложной педиатрии», «Школа акушерства и гинекологии», «Школа терапевта», руководимые главными внештатными специалистами СС и НМП им. А. С. Пучкова по соответствующему профилю. Одной из наиболее значимых считаем работу «Школы молодого специалиста», обязательной для каждого сотрудника, принятого на работу в СС и НМП им. А. С. Пучкова на должности медицинских работников.

Приведем краткое описание основных элементов 1Т-инфраструктуры проекта. При планировании проекта мы постарались на основе взвешенного подхода осуществить оптимальный подбор общепризнанных и высокоэффективных инстру-

ментов поддержки и реализации образовательного процесса.

При планировании и учете «формального» образования (повышение квалификации по ДПП) сотрудников, а также иной образовательной активности («неформальное» и «самообразование») сотрудников применяется решение, в основе которого лежит система управления базами данных (СУБД) на базе кроссплатформенного приложения для разработки реляционных баз данных FileMaker Pro.

Для целей информационно-образовательной поддержки сотрудников и обучающихся, с использованием передового набора образовательных и информационных технологий, создана электронная информационно-образовательная среда СС и НМП им. А.С. Пучкова — образовательный портал Станции, размещенный в сети Интернет (https://mos03education.ru).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В составе ЭИОС СС и НМП им. АС. Пучкова: гибкое персонализированное решение на базе широко распространенной LMS1 Moodle; конструктор электронных курсов iSpring Suite; интегрированный сервис веб-конференцсвязи на основе платформы BigBlueButton; интеграция с сервисом онлайн-трансляций на базе видеохостинга Vimeo.

Благодаря примененной комбинации технологий, доступ к личному кабинету и большинству информационно-образовательных ресурсов Образовательного портала Станции возможен как со стационарных/портативных Windows- или MacOS-устройств (десктоп-компьютеры или ноутбуки), так и с большинства мобильных устройств на платформе Android или iOS (планшеты, смартфоны).

В качестве системы для поддержки обучения была выбрана широко распространенная среда LMS Moodle. Отличительной особенностью данного продукта является открытый исходный код и возможность настройки его под нужды организации, осуществляющей обучение. Данная платформа хорошо подходит как для задач образовательных учреждений, учебных центров, так и для корпоративного обучения.

Еще одним элементом ЭИОС СС и НМП им. А.С. Пучкова является сервис web-конференций.

1 Learning management system — система управления обучением.

16000 14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0

Всего зарегистрированных пользователей 14732

Количество курсов

140 120 100 80 60 40 20

2018

2018

2018

Рис. 2. Динамика количества зарегистрированных пользователей и размещенных на образовательном портале электронных образовательных курсов (данные за 2020 г. — по состоянию на 01.06.2020)

12000

10000

8000

6000

4000

2000

□ Среднее количество пользователей на курсе

□ Среднее количество пользователей, освоивших курс

10014 9959

2018

2019

2020

Рис. 3. Динамика активности зарегистрированных пользователей образовательного портала (данные за 2020 г. — по состоянию на 01.06.2020)

Сервер web-конференций развернут с использованием платформы BigBlueButton, полностью настроен под нужды Станции и интегрирован в образовательный портал Станции. Данный ресурс позволяет проводить образовательные мероприятия с опосредованным контактом преподавателей и обучающихся — вебинары, видеолекции, осуществлять опрос и проверять знания непосредственно во время лекций.

С целью проведения мероприятий со значительно большим охватом участников (общестанционных мероприятий) или для неограниченного круга лиц, СС и НМП им. А.С. Пучкова развернут сервис онлайн-трансляций на базе видеохостинга Утео. Сочетанное применение технологических решений, имеющихся в распоряжении Станции, позволяет на регулярной основе проводить образовательно-информацион-

ные мероприятия с охватом значительной части сотрудников.

С начала штатной работы проекта и в течение 2019 г. в рамках системы перманентного обучения в ЭИОС СС и НМП им. А.С. Пучкова было размещено 49 курсов для дистанционного обучения. Значительное количество курсов — с выходным контролем в форме дистанционного тестирования. Среднее количество пользователей, успешно освоивших курс в 2019 г. — 8144 человека. К настоящему времени в ЭИОС СС и НМП им. А.С. Пучкова более 14 000 зарегистрированных пользователей, на портале размещено более 100 курсов — электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, отдельные разделы/модули ДПП или ДПП в полном объеме для реализации исключительно с применением ДОТ или ЭО. Динамика развития ресурсов образовательного портала Станции и статистика его использования представлена на рис. 2, 3.

Таким образом, представленный нами проект базируется на широко известных образовательных системах — классические образовательные программы «формального» образования (ДПП ПК), на которых выросло не одно поколение медиков, другие обучающие мероприятия различных форматов (представляющие «неформальное» и «самообразование»), применение кото -рых достаточно распространено, в том числе и с применением ряда ДОТ. Тем не менее, составляющий суть проекта комплекс апробированных и широко применяемых на практике образовательных методик, технологий и инструментов, именно в такой конфигурации и с показанным масштабом и уровнем вовлечения сотрудников медицинской организации является, на наш взгляд, в определенной мере инновационным.

При этом система имеет значительный потенциал для перспективного развития. Она свободно настраивается и масштабируется, обладая значительной свободой, позволяющей реализовать гибкий подход к формированию образовательных траекторий.

Представленный проект дает медицинской организации достаточно мощный инструментарий для кадрового развития, увеличивая потенциал уверенной встречи современных вызовов в сфере здравоохранения. Вместе с тем система представляет и медицинскому работнику значи-

0

0

тельно больше возможностей и выбора при планировании собственного профессионального развития.

В ближайшее время нами будет продолжена начатая данной статьей серия публикаций, в которой постараемся более подробно осветить как особенности системы, так и полученный при реализации проекта опыт. Надеемся, что он будет полезен профильным специалистам и готовы к диалогу по практическим вопросам поднятой тематики.

ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES

1. Паспорт национального проекта «Здравоохранение» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. N 16). Доступно по: https://base.garant.ru/72185920/. Ссылка активна на 18.05.2020. [Passport of the Healthcare national project (approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects, Minutes No. 16 of December 24, 2018)]. Accessed 18.05.2020. https://base.garant.ru/72185920/. Russian.

2. Приказ Минздрава России от 21.11.2017 № 926 «Об утверждении Концепции развития непрерывного меди-

цинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года». Доступно по: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 287002/ Ссылка активна на 18.05.2020. [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 926 on 21.11.2017 «On the approval of the Concept for the development of continuous medical and pharmaceutical education in the Russian Federation until 2021»]. Accessed 18.05.2020. http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_287002/. Russian

3. Балкизов З.З., Природова О.Ф., Семенова Т.В., Сизова Ж.М. Переход на новую систему допуска к медицинской деятельности: аккредитация и непрерывное медицинское образование. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2016; 4(26): 12—18. Balkizov ZZ, Prirodova OF, Semenova TV, Sizova ZhM. [Transition to the new system of medical care work presentation: accreditation and continuing medical education]. Medical Education and Professional Development. 2016; 4(26): 12—18. Russian.

4. Улумбекова Г.Э., Балкизов З.З. Непрерывное медицинское образование в России: что уже сделано и пути развития. ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2016; 3-4(5-6): 37—49. Ulumbekova G.E., Balkizov Z.Z. [Continuing medical education in Russia: what is already made and what are the path of development]. ORGZDRAV: News, Views, Education. 2016; 3-4(5-6): 37—49. Russian.

Поступила / Received: 01.06.2020 Принята к опубликованию / Accepted: 13.07.2020

Сведения об авторах:

Плавунов Николай Филиппович — д-р мед. наук. профессор, главный врач, ГБУ Москвы «Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова» Департамента здравоохранения города Москвы; заведующий кафедрой скорой медицинской помощи лечебного факультета, ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Тел. +7 (495) 620-40-60. E-mail: info@mos03.ru. ORCID iD 0000-0002-1296-1760.

Логвинова Ольга Валентиновна — канд. мед. наук, заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом, ГБУ Москвы «Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова» Департамента здравоохранения города Москвы; доцент кафедры медицинского права, общественного здоровья и управления здравоохранением, ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Тел. +7 (495) 620-40-60. E-mail: logvinova.mos03@gmail.com. ORCID iD 0000-0002-5239-9346.

Хисамов Артем Борисович — заместитель главного врача по медицинской части, ГБУ Москвы «Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова» Департамента здравоохранения города Москвы. Тел. +7 (495) 620-40-60. E-mail: hisamoff@mail.ru. ORCID iD 0000-0003-4036-4565.

Колесник Андрей Владимирович — начальник учебно-организационного отдела, ГБУ Москвы «Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова» Департамента здравоохранения города Москвы. Тел. +7 (495) 620-40-60. E-mail: dr.kolesnik@me.com. ORCID iD 0000-0003-4672-8665.

Бузин Алексей Геннадиевич — ассистент кафедры пропедевтики внутренних болезней и лучевой диагностики лечебного факультета, ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации; методист учебно-организационного отдела, ГБУ Москвы «Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова» Департамента здравоохранения города Москвы. Тел. +7 (495) 620-40-60. E-mail: agbuzin@mail.ru ORCID iD 0000-0002-4523-7402.

Камынина Наталья Николаевна — заместитель директора по научной работе, ГБУ г. Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы». Тел. +7 (495) 530-12-89. E-mail: niiozmm@zdrav.mos.ru. ORCID iD 0000-0002-0925-5822.

About the authors:

Prof. Nikolay F. Plavunov — Sc.D. in Medicine, Chief Physician of the Puchkov Emergency Medical Unit; Head of the Department of emergency medical care, General Medicine Faculty, Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry. E-mail: info@mos03.ru. ORCID iD 0000-0002-1296-1760.

Olga V. Logvinova — Ph.D. in Medicine, Deputy Head for the Nursing Staff Management, Puchkov Emergency Medical Unit; Associate Professor, Department of medical law, public health and healthcare management, Russian Medical Academy of Continuous Professional Education. E-mail: logvinova.mos03@gmail.com. ORCID iD 0000-0002-5239-9346.

Artem B. Khisamov — Deputy Chief Physician for Medical Affairs, Puchkov Emergency Medical Unit. E-mail: hisamoff@mail.ru. ORCID iD 0000-0003-4036-4565.

Andrey V. Kolesnik — Head of the Educational and Management Department, Puchkov Emergency Medical Unit. E-mail: dr.koles-nik@me.com. ORCID iD 0000-0003-4672-8665.

Alexey G. Buzin — Assistant Professor, Department of Propaedeutics of Internal Diseases and Radiology Diagnostics, Medical Faculty, Pirogov Russian National Research Medical University; guideline developer, Educational and Management Department, Puchkov Emergency Medical Unit. Tel. +7 (495) 620-40-60. E-mail: agbuzin@mail.ru ORCID iD 0000-0002-4523-7402.

Natalia N. Kamynina — Deputy Director for Research, Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department. E-mail: niiozmm@zdrav.mos.ru. ORCID iD 0000-0002-0925-5822.

Обоснование личного участия авторов:

Плавунов Николай Филиппович — идеология и научно-методический бэкграунд проекта, планирование и управление реализацией проекта, анализ промежуточных результатов внедрения проекта.

Логвинова Ольга Валентиновна — идеология и научно-методический бэкграунд проекта, координация образовательной составляющей проекта, анализ промежуточных результатов внедрения проекта, подготовка публикаций.

Хисамов Артем Борисович — идеология и научно-методический бэкграунд проекта, координация административной составляющей проекта, анализ промежуточных результатов внедрения проекта, подготовка публикаций.

Колесник Андрей Владимирович — реализация образовательной составляющей проекта, планирование и формирование 1Т-инфраструктуры Системы перманентного обучения Станции, подготовка публикаций.

Бузин Алексей Геннадиевич — планирование и реализация образовательной составляющей проекта, планирование 1Т-инф-раструктуры Системы перманентного обучения Станции, подготовка публикаций.

Камынина Наталья Николаевна — идеология и научно-методический бэкграунд проекта, планирование реализации проекта, анализ промежуточных результатов внедрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.