Научная статья на тему 'Проектирование содержания сквозных междисциплинарных комплексов для формирования отличительной компетентности педагогов профессионального обучения'

Проектирование содержания сквозных междисциплинарных комплексов для формирования отличительной компетентности педагогов профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СКВОЗНЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАДАНИЯ / TEACHERS’ COMPETENCE / INFORMATION COMPETENCE / DISTINCTIVE COMPETENCE / INTERDISCIPLINARY COMPLEXES / SPECIAL COMPLEX TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларюшкина Надежда Евгеньевна

В статье рассмотрены этапы проектирования сквозных междисциплинарных комплексов для формирования отличительной компетентности педагогов профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ларюшкина Надежда Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN OF THE CONTENT OF INTERDISCIPLINARY COMPLEXES FOR THE DEVELOPMENT OF DISTINCTIVE TEACHERS’ COMPETENCE OF VOCATIONAL TRAINING

The stages of design of interdisciplinary complexes for the development of distinctive teachers’ competence of vocational training are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Проектирование содержания сквозных междисциплинарных комплексов для формирования отличительной компетентности педагогов профессионального обучения»

УДК 378

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ СКВОЗНЫХ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ КОМПЛЕКСОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОТЛИЧИТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Н.Е. Ларюшкина1

Самарский государственный технический университет, филиал в г. Сызрани 446001, г. Сызрань, ул. Советская, 45 E-mail: larushkina02@mail.ru

В статье рассмотрены этапы проектирования сквозных междисциплинарных комплексов для формирования отличительной компетентности педагогов профессионального обучения.

Ключевые слова: педагогическая компетентность, информационная компетентность, отличительная компетентность, сквозные междисциплинарные комплексы, специальные комплексные задания.

Качественная подготовка бакалавров в вузе не может быть обеспечена без использования современной технологии, четко определяющей образовательные ориентиры, учебные цели, содержание обучения, пути достижения заранее запланированных результатов и оперативную обратную связь с целью своевременной коррекции учебного процесса [1]. Для достижения диагностично поставленных целей необходимо разработать соответствующее содержание. Психологическим обоснованием разработки содержания профессионально-педагогического образования, личностного развития будущего педагога профессионального обучения являются ведущие идеи отечественной психологической науки: понимание проявления психики через деятельность, признание социальной природы психической деятельности и деятельности внешней практической.

На основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 «Профессиональное обучение (по отраслям)» (квалификация (степень) бакалавр) [2] были разработаны сквозные междисциплинарные комплексы (СМК) и специальные комплексные задания (СКЗ) для этого направления на основе компетентностного и интегративного подходов [4].

На исходной позиции осуществляется проектирование нового содержания учебных дисциплин, когда преподаватели отражают в нем возможность формирования базовых компетенций и их диагностики. При этом все проектирование осуществляется с позиций системной подготовки конкурентоспособного и компетентного специалиста. Таким образом, содержательные основы как часть методологических основ направляются на отбор критериев выделения в учебных дисциплинах профессионально значимой доминанты и проектирования этапов усвоения содержания учебных дисциплин. Командный подход, суть которого заключается в создании команды преподавателей, готовящих педагогов профессионального обучения и объединенных решением проблемы повышения качества подготовки выпускников, позволяет строить перспективу учебного процесса через решение одной важной стратегиче-

1 Надежда Евгеньевна Ларюшкина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика и управление социальными системами».

ской задачи - достижение конкурентоспособности и компетентности выпускников. Команда преподавателей поддерживает контакты с работодателями, учитывая их требования к личности выпускника, что обеспечивается социальным партнерством с рядом базовых учебных заведений начального и среднего образования и предприятий, испытывающих потребности в выпускниках университета.

В каждой из учебных дисциплин выделяются учебные элементы (УЭ), наиболее способствующие подготовке специалиста, формированию необходимых компетенций и компетентностей. Члены команды, определяющие возможности учебных дисциплин (УД), осуществляют эту деятельность в рамках непрерывного процесса профессионализации с первого по четвертый курс. Для этого формируемые компетенции заносятся в специальные матрицы, в столбцах которых указываются учебные дисциплины, способствующие их формированию. При соотнесенности строк и столбцов матрицы ставится «+» в случае, если конкретные компетенции могут быть сформированы средствами соответствующей учебной дисциплины. Анализ материалов системной матрицы позволяет оптимизировать процесс формирования компетентного и конкурентоспособного выпускника.

Каждым членом команды высказываются предложения и рекомендации по способам формирования компетенций в разных дисциплинах для получения гарантированного результата профессиональной подготовки. Преподаватели определяют совокупность дидактических, методических, воспитательных условий, обеспечивающих формирование профессионально значимых качеств, профессиональных компетенций и их мониторинга: каждый преподаватель становится ответственным за качество подготовки специалиста. Содержание подготовки педагогов профессионального обучения должно учитывать структуру современного высшего педагогического и технического образования, отношение общества к вопросу информатизации и т.д.

В целях оптимального распределения компетенций для каждой учебной дисциплины заполняется матрица компетенций. Матрица показывает, что все блоки компетенций интегрированы в содержание дисциплин и являются результатом всесторонней подготовки. Элементы содержания (компетенции) проходят сквозной линией через все УД, получая каждый раз конкретное преломление.

В качестве содержания обучения выступает учебная информация, интегрированная в сквозные междисциплинарные комплексы (СМК) и специальные комплексные задания (СКЗ), обеспечивающие в совокупности потенциальные возможности усвоения определенной системы знаний, овладения определенной системой умений и навыков, формирования определенных мировоззренческих, гражданских и профессионально значимых качеств личности. В свернутом виде содержание обучения предстает в виде обязательного минимума учебных дисциплин (УД) и учебных элементов (УЭ) в образовательном стандарте, в виде учебного плана, более развернуто оно представлено в учебных программах, наиболее полно раскрывается в содержании учебных пособий, дидактических материалах, в сообщении учебной информации преподавателем. В нашем случае при формировании отличительной системной педагогически-информационной компетентности интегрировались 2 блока дисциплин (дисциплины отраслевой подготовки и общепрофессиональные дисциплины). Так как цели проектирования содержания и технологии подготовки ППО реализуются в виде содержания подготовки педагогов профессионального обучения, а содержание, в свою очередь, реализуется в виде учебных дисциплин (УД), появляется необходимость в сквозных междисциплинарных комплексах, состоящих из дисциплин общепрофессионального и специального циклов (рис. 1).

Общепрофессиональный цикл Специальный цикл

Общепрофессиональные Дисциплины отраслевой

дисциплины

1. Введение в профессионально-педагогическую деятельность

2. Возрастная физиология и психофизиология

3. Общая психология

4. Психология профессионального образования

5. История педагогики и философия образования

6. Общая и профессиональная педагогика

7. Педагогические технологии

8. Методика профессионального обучения

9. Методика воспитательной работы

10. Методика профессионального обучения

11. Методика обучения информационным технологиям

12. Психолого-педагогическая диагностика

13. Технология дистанционного обучения. Педагогический менеджмент

14. Менеджмент качества образовательных услуг. Оценка качества образовательных услуг

15. Проектирование комплексов дидактических средств

Сквозной межд комплекс, ф педагогическую (исциплинарный ормирующий компетентность

1 г

Педагогическая компетентность

Необходимость создания специальных комплексных заданий (СКЗ)

подготовки

1. Информатика

2. Языки и системы программирования

3. Информатика

4. Компьютерная графика и графические системы

5. Арифметические и логические основы цифровых автоматов

6. Объектно-ориентированные технологии

7. Компьютерное моделирование

8. Компьютерные коммуникации и сети

9. Мультимедиа

10. Вычислительные машины и системы

11. Компьютерные коммуникации и сети

12. Web-дизайн

13. Автоматизация программирования

14. Базы данных и управление ими

15. Педагогические программные средства

16. Операционные системы

17. Искусственный интеллект

18. Педагогические программные средства

19. Защита сетевых информационных систем

20. Администрирование в информационных системах

21. Диагностика информационных систем. Тестирование компьютерных систем

Сквозной междисциплинарный комплекс, формирующий информационную компетентность

Информационная компетентность

Конкурентоспособный и компетентный специалист Рис. 1. Содержание подготовки педагогов профессионального обучения

Сквозные междисциплинарные комплексы (СМК) разрабатываются для каждого курса на основе интеграции выбранных экспертным путем дисциплин, изучаемых в соответствии с образовательным стандартом, в соответствии с развиваемыми базовыми компетенциями, профессионально значимыми компетентностями и отличительной системной педагогически-информационной компетентностью (СПИК). В нашем случае будут рассматриваться два СМК в соответствии с двумя формируемыми компетентностями: педагогической СМКП и информационной СМКИ (рис. 2) [4].

Специальные комплексные задания (СКЗ)

Рис. 2. Сквозные междисциплинарные комплексы по формированию отличительной системной педагогически-информационной компетентности

Качественная подготовка специалистов профессионального обучения не может быть достигнута без четко поставленных целей обучения, так как именно они определяют основные компоненты процесса обучения - содержание, методы, средства, технологии - и их взаимосвязь.

Нужно выделить из каждой дисциплины от 3 до 5 наиболее значимых учебных элементов, способных формировать необходимую компетентность, и приписать им двойные индексы УЭ у, где \ - номер учебной дисциплины, ] - номер УЭ в ней. Для формирования отличительной СПИК используются 15 общепрофессиональных дисциплин и 24 дисциплины отраслевой подготовки.

В процессе обучения и педагогических практик студент как будущий педагог профессионального обучения должен овладеть следующими видами деятельности:

- формулирование диагностических целей;

- разработка информационной основы обучения;

- прогнозирование результатов;

- принятие решений;

- организация исполнения;

- коммуникация;

- контроль и оценка результатов, коррекция учебного процесса [3].

Показатели, которые составляют набор профессиональных компетенций педагога профессионального обучения, могут быть оценены с помощью экспертных технологий и анализа специальных комплексных заданий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гервальд И.В. Проектирование и реализация компетентностно-ориентированной технологии подготовки воспитателя в социально педагогическом колледже: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тольятти, 2002. - 25 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 «Профессиональное обучение (по отраслям)», квалификация (степень) «бакалавр». - Министерство образования и науки Российской Федерации, приказ от 22 декабря 2009 г. № 781.

3. Осоргин Е.Л. Преемственность подготовки специалистов в профессионально-педагогическом колледже и вузе: дис. ... канд. пед. наук. - Тольятти, 1996. - 153 с.

4. Сыротюк С.Д. Проектирование модульных междисциплинарных комплексов для профессиональной подготовки инженера (на примере специальности 340100 «Управление качеством»): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тольятти, 2005. - 25 с.

Поступила в редакцию 29.03.2013. В окончательном варианте 29.03.2013.

UDC378

DESIGN OF THE CONTENT OF INTERDISCIPLINARY COMPLEXES FOR THE DEVELOPMENT OF DISTINCTIVE TEACHERS' COMPETENCE OF VOCATIONAL TRAINING

N.E. Laryushkina

Syzran Department of Samara State Technical University 45 Sovetskaya str., Syzran, 446001 E-mail: larushkina02@mail.ru

The stages of design of interdisciplinary complexes for the development of distinctive teachers ' competence of vocational training are considered in the article.

Key words: teachers ' competence, information competence, distinctive competence, interdisciplinary complexes, special complex tasks.

Original article submitted 29.03.2013. Revision submitted 29.03.2013.

N.E. Laryushkina, candidate of pedagogics, associate professor, Department of Pedagogics and Management of Social Systems, Syzran Department of Samara State Technical University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.