Научная статья на тему 'К вопросу о формировании профессиональной педагогической информационной компетентности бакалавра профессионального образования профиля «Информатика и вычислительная техника»'

К вопросу о формировании профессиональной педагогической информационной компетентности бакалавра профессионального образования профиля «Информатика и вычислительная техника» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костенко И. Е.

Рассматривается процесс формирования профессиональной педагогической информационной компетентности бакалавра профессионального образования профиля «Информатика и вычислительная техника». Приводится описание сущности выделенных этапов и определяется, за счёт чего будет происходить формирование соответствующей профессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костенко И. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании профессиональной педагогической информационной компетентности бакалавра профессионального образования профиля «Информатика и вычислительная техника»»

УДК 371.321.5

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФИЛЯ «ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

© 2012 И. Е. Костенко

канд. пед. наук, доцент каф. методики преподавания информатики и информационных технологий, e-mail: IEKostenko@mail.ru

Курский государственный университет

Рассматривается процесс формирования профессиональной педагогической информационной компетентности бакалавра профессионального образования профиля «Информатика и вычислительная техника». Приводится описание сущности выделенных этапов и определяется, за счёт чего будет происходить формирование соответствующей профессиональной компетентности.

Ключевые слова: информационная компетентность, информационная подготовка бакалавра профессионального обучения.

В настоящее время основу содержания профессионального образования составляет компетентностный подход. Выделяются две группы компетенций: общие (универсальные) и профессиональные (предметно-специализированные) [Стуф 2012]. Профессиональная компетенция предполагает, что специалист владеет знаниями и опытом в области своей профессиональной деятельности.

Применительно к педагогической деятельности и с учетом происходящей сейчас информатизации образования современные ученые, раскрывая понятие профессиональной компетенции, выделяют в её структуре информационную сферу. В работе Л.Б. Сенкевич [2005] предлагается понимать данную сферу как совокупность информационных процессов, информационных взаимодействий и информационной деятельности в рамках выполнения своих профессиональных обязанностей.

Вопросам совершенствования информационной подготовки будущих педагогов посвящено множество работ [Магомедов 2009, Муртузалиева 2011, Старцева 2008 и др.]. В частности, Е.В. Андропова анализирует педагогические условия оптимизации профессиональной подготовки будущего учителя на основе применения информационно-педагогических технологий [Андропова 2003]. Е.В. Крутова предлагает выделять в процессе формирования информационной компетентности учителя-предметника любого профиля 3 этапа:

1. На первом этапе подготовки учителей в вузе формируется базовый уровень информационной компетентности. В рамках общепрофессиональных дисциплин и дисциплин предметной подготовки приобретаются знания, умения и навыки, формируемые в процессе обучения и самообучения информатике и информационным технологиям.

2. На втором этапе происходит развитие информационной компетентности, где формируется способность к выполнению педагогической деятельности с помощью информационных технологий. В связи с этим в учебный план педвуза вводятся такие курсы, которые ориентируют студентов на применение информационных технологий в

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

своей предметной области. Каждый курс должен иметь практическую направленность и носить предметно-ориентированный и междисциплинарный характер.

3. Заключительным этапом является становление информационной компетентности будущих учителей, которое происходит в дальнейшем в их профессиональной деятельности при использовании информационных технологий [Крутова 2008: 11].

Для будущих педагогов профессионального обучения, подготовка которых является целью бакалавриата по направлению 051000 «Профессиональное обучение» профиля «Информатика и вычислительная техника», данные этапы требуют уточнения. Рассмотрим подробно, насколько каждый из названных этапов соответствует современному состоянию системы образования.

Первый этап включает в себя формирование общих взглядов на роль информации и информационных процессов в обществе, а также выработку навыков применения ИКТ для решения самых разнообразных задач, с которыми человеку приходится сталкиваться в жизни. Именно этому и посвящен курс «Информатика и ИКТ», предусмотренный в среднем (полном) общем образовании, выпускники которого являются абитуриентами для системы высшего профессионального образования. Их знания, умения и навыки и являются базовыми для формирования базового уровня информационной компетентности будущего педагога профессионального обучения. Анализ стандарт среднего (полного) общего образования для базового уровня (как минимально возможного уровня освоения информатики и ИКТ), показывает, что полученная абитуриентом в школе информационная подготовка достаточно фундаментальна и состоит:

- из соответствующей системы базовых знаний,

- умений применять, анализировать и преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов с использованием ИКТ,

- опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной деятельности [ГОС 2005].

Также, анализируя обязательный минимум содержания основных образовательных программ, определенный в стандарте среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ, можно видеть, что предусмотрено освоение большого перечня программных систем общего назначения (операционные системы, файловые менеджеры, архиваторы, графические пакеты, текстовый и табличный процессоры и т.п.), всего более десяти видов. В итоге студенты первого курса уже имеют знания, умения и навыки, которые можно рассматривать как одну из составляющих базового уровня информационной компетентности будущего бакалавра профессионального обучения. Вузовская система подготовки не должна повторять школьную, она должна дополнять её за счёт знаний, умений и навыков, прививаемых специализированными дисциплинами основной образовательной программы бакалавриата и демонстрации примеров практического применения ИКТ в процессе их изучения. Поэтому можно предложить такую формулировку 1-го этапа процесса формирования информационной компетентности бакалавра профессионального обучения: «Формирование основ информационной компетентности бакалавра

профессионального обучения». Этап базируется на знаниях, умениях и навыках выпускника среднего (полного) общего образования. Основная образовательная программа бакалавриата по указанному профилю обеспечивает выполнение этого этапа за счет приобретения практического опыта применения ИКТ в гуманитарных, социальных, экономических, естественнонаучных и профессиональных

(информационных) дисциплинах [ФГОС ВПО 2009].

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. № 4 (24). Т. 2

Костенко И. Е. К вопросу о формировании профессиональной педагогической информационной компетентности бакалавра профессионального образования

профиля «Информатика и вычислительная техника»

Однако на практике приходится сталкиваться с тем, что уровень подготовки студентов 1 курса существенно различается. Поэтому в системе подготовки бакалавра необходимо предусмотреть спецкурсы или курсы по выбору, посвященные освоению ИКТ, входящих в содержание школьного курса информатики. Это следующие программные средства: табличный и текстовый процессоры, графический пакет для обработки растровой графики, система управления базой данных, средства создания Web-ресурсов. В данный перечень нецелесообразно включать освоение работы в графической операционной системе, так как в настоящее время практически все студенты имеют в своем распоряжении персональные компьютеры дома. То же можно сказать и относительно основ работы в Интернете.

Второй этап является прерогативой системы вузовской подготовки бакалавра, хотя некоторые представления о педагогическом использовании ИКТ студенты получают ещё в школе, наблюдая способы применения ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности. Эти представления не систематизированы, отрывочны, в значительной степени различны у разных студентов. Во многом они зависят от уровня информатизации учебного процесса учебного заведения, в котором учился ранее студент. В настоящее время этот уровень сильно различается, так как информатизация учебных заведений общего образования началась сравнительно недавно.

В зависимости от профиля вузовской подготовки бакалавра профессионального обучения содержание и сущность второго этапа будут различаться. Для профиля «Информатика и вычислительная техника» можно предложить такую формулировку данного этапа: «Становление педагогической составляющей информационной

компетентности бакалавра профессионального обучения». Он формирует навыки осуществления педагогической деятельности с помощью ИКТ и обеспечивается информационными дисциплинами основной образовательной программы бакалавриата, например «Информационные и коммуникационные технологии в образовании», «Педагогические программные средства», «Методика обучения информационным технологиям», некоторыми другими предметами и их учебными модулями. При этом будущие бакалавры приобретают навыки использования различных средств ИКТ в процессе производственного обучения и преподавания информатики в системе НПО и СПО.

Третий этап (заключительный) для современного педагога профессионального обучения начинается в рамках вузовской подготовки и распространяется на дальнейшую профессиональную деятельность. Сущность его для профиля «Информатика и вычислительная техника» можно выразить следующим образом: «Становление профессиональной информационной компетентности педагога

профессионального обучения». Этот этап начинается педагогической практикой, затем может продолжаться в рамках магистерской подготовки и завершается в ходе профессиональной педагогической деятельности. В большой степени его успешность зависит от уровня использования ИКТ в том учебном заведении, в которое приходит работать выпускник. Выполнение этого этапа обеспечивается

- накоплением учебных компьютерных материалов и методических приёмов их использования в учебном процессе (так называемая «методическая копилка»);

- совершенствованием педагогического мастерства за счёт активного участия в профессиональном сообществе (в том числе сетевом) с целью обмена опытом с коллегами.

Таким образом, процесс формирования профессиональной педагогической информационной компетентности бакалавра профессионального образования профиля «Информатика и вычислительная техника» можно представить в виде схемы.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

Школьный курс информатики и ИКТ

Профессиональная педагогическая деятельность

Этапы процесса формирования профессиональной педагогической информационной компетентности бакалавра профессионального образования профиля «Информатика и вычислительная техника»

Именно такой подход к процессу формирования профессиональной педагогической информационной компетентности бакалавра профессионального образования профиля «Информатика и вычислительная техника», по нашему мнению, наиболее отвечает современному состоянию практической работы педагога профессионального образования.

Библиографический список

Андропова Е. В. Педагогические условия оптимизации профессиональной подготовки будущего учителя на основе применения информационно - педагогических технологий в планировании учебного процесса: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 2003. 26 с.

ГОС среднего (полного) общего образования по информатике. Базовый уровень. М., 2005. 10 с.

Крутова Е. В. Формирование базового уровня информационной компетентности учителя математики: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 2008. 24 с.

Магомедов Ш. А. Системный подход в конструировании содержания подготовки будущего педагога профессионального обучения: на примере специализации

«Информатизация образования»: автореф. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2009. 28 с.

Муртузалиева А. С. Условия оптимизации алгоритмической подготовки будущего педагога профессионального обучения: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2011. 25 с.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. № 4 (24). Т. 2

Костенко И. Е. К вопросу о формировании профессиональной педагогической информационной компетентности бакалавра профессионального образования

профиля «Информатика и вычислительная техника»

Сенкевич Л. Б. Формирование информационной компетентности будущего учителя математики средствами информационных и коммуникационных технологий: автореф.дисс. ... канд. пед. наук. Тобольск, 2005. 26 с.

Старцева О. Г. Формирование профессионально важных качеств будущего педагога профессионального обучения средствами информационных технологий: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Уфа, 2008. 26 с.

Стуф А., Мартенс Р. Л., Мериенбер Д. Г. Что есть компетенция?

Конструктивистский подход как выход из замешательства: пер. с англ. [Электронный ресурс] URL: http://www.ht.ru/cms/component/content/article/1-aricles/426-1?directory=36 (дата обращения: 10.08.2012).

ФГОС ВПО по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям). М., 2009. 29 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.