УДК 378
РОЛЬ ПРАКТИКИ ПРОБНЫХ УРОКОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОВ
Н.Е. Ларюшкина, АИ.Плотникова
Самарский государственный технический университет, филиал в г. Сызрани 446001, г. Сызрань, ул. Советская, 45 E-mail: [email protected]
Основной целью работы является анализ практики пробных уроков и ее результатов, а также рассмотрение ее роли в формировании профессиональных умений и компетент-ностей (педагогических и информационных) педагога профессионального обучения. В ходе исследований был выявлен перечень формируемых умений, педагогических и информационных компетентностей.
Ключевые слова: педагог профессионального обучения, практика пробных уроков, педагогическая компетентность, информационная компетентность, профессиональные умения.
Произошедшие в последнее десятилетие изменения в современной социальной, политической и экономической жизни общества не могли не вызвать изменений и в системе образования как составной его части. Рыночные отношения в стране, открытые границы и, как следствие, выход отечественных производителей на международный рынок выявили глобальную проблему - отсутствие профессиональных компетенций и знаний в области проектирования, обеспечения и мониторинга качества в соответствии с мировыми стандартами. Подготовка преподавателей политехнических и специальных дисциплин и мастеров производственного обучения для профессиональных учебных заведений, сложившаяся к настоящему времени, является самостоятельной отраслью образования и представляет собой систему организованных определенным образом компонентов (содержание, структурно-организационные формы, методы обучения и т.д.), отбор и селекция которых осуществлялись на протяжении нескольких десятилетий.
Сегодня система профессионально-педагогического образования испытывает во многом те же трудности, что и вся образовательная система. Однако существование указанной отрасли образования на стыке собственно педагогического и специального - отраслевого (технического, экономического, медицинского и др.) образования привносит дополнительные сложности в решение задач ее реформирования и модернизации. Система профессионально-педагогического образования, осуществляющая подготовку преподавателей общетехнических и специальных дисциплин и мастеров (инструкторов) производственного обучения, в своем становлении как самостоятельной отрасли образования прошла длинный и сложный путь [3].Профессионально-педагогическое образование в нашей стране обеспечивают профессионально-педагогические вузы, техникумы и колледжи. Под профессионально-педагогическим образованием ведущими исследователями в этой области
Надежда Евгеньевна Ларюшкина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и управлениясоциальными системами.
Анастасия Ивановна Плотникова, инженер информационно -вычислительного центра.
понимается особый вид образования, связанный с реализацией профессиональных образовательных программ в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования и преследующих цель подготовки педагогических кадров для этих образовательных подсистем. Е.В. Ткаченко так определяет основные задачи и приоритетные направления деятельности в системе профессионально-педагогического образования: «Непосредственная задача ППО - обеспечение профессионально-образовательных учреждений такими специалистами, которые в состоянии организовать и осуществлять необходимую фундаментальную, общетехнологическую и специальную подготовку по актуальным направлениям и профессиям. Одновременно с этим стоит задача формирования такой общественно значимой личности, которая могла бы проводить эффективную деятельность в сфере профессионального образования (термин «профессиональное образование» стал охватывать подготовку специалистов всех уровней, от квалифицированных рабочих до специалистов с высшим образованием), личности, способной удовлетворить потребности обучаемых на любой ступени непрерывного образования и профессионального пути, обеспечивала бы профессиональное становление педагога и предпосылки саморазвития личности» [5].
Результатом процесса подготовки специалистов в системе профессионально-педагогического образования является компетентная, профессионально ориентированная личность, способная к самореализации. Педагог профессионального обучения получает системное образование, состоящее из трех интегрированных компонентов: психолого-педагогической, отраслевой подготовки и подготовки по рабочей профессии.
Психолого-педагогическая подготовка вооружает выпускника навыками самостоятельного проектирования учебного предмета, отбора его содержания и разработки методики обучения по этому предмету.Специфика отраслевой подготовки педагога состоит в том, что ему как педагогическому работнику придется организовывать и осуществлять производственное обучение учащихся на принципах сочетания его с производительным трудом без ущерба для образовательного процесса.При выполнении обязанностей мастера производственного обучения педагог должен иметь уровень квалификации по рабочей профессии, превышающий планируемый для выпускников начального и среднего профессионального обучения.
Таким образом, деятельность педагога профессионального образования является полифункциональной и предполагает интеграцию как общепедагогической, так и профессиональной культуры [2].
Формирование перечисленных компонентов происходит на теоретическом уровне, но основная их часть формируется на практике. Поэтому целью данной работы является анализ профессиональной практики и ее результатов, а также рассмотрение роли каждого вида практики в формировании профессиональных умений и компетентностей (педагогических и информационных)педагога профессионального обучения.
В Самарском государственном техническом университете, филиал в г. Сызрани, профессиональная практика студентов по специальности 050501 «Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии)» является составной частью учебного процесса и имеет целью закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе обучения, приобретение необходимых компетенций и умений практической работы по специальности.
Профессиональная практика проводится в соответствии с ГОС ВПО и имеет свою специфику. Она включает следующие виды:
— психолого-педагогическая практика;
— практикапробных уроков.
Психолого-педагогическая практика (6 недель) проводится с целью включения студента в целенаправленный учебно-воспитательный процесс; приобретения педагогической компетентности, умений и навыков, формирования методической рефлексии; приобретения навыков самостоятельных психолого-педагогических исследований. Ее результатами являются формирование системных представлений о педагогической деятельности; углубление и закрепление теоретических знаний по педагогике, психологии и частным методикам; начало формирования педагогического «Я».
Практика пробных уроков(5 недель) проводится с целью формирования у студентов педагогических и информационных компетентностей, а также личностного отношения к педагогическому труду. В результате прохождения практики предполагается овладение методом наблюдения, некоторыми приемами и средствами проведения уроков (занятий), навыками руководства познавательной деятельностью учащихся в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями[4].
В процессе обучения и педагогических практик студент как будущий педагог профессионального обучения должен овладеть следующими видами деятельности:
— формулирование диагностических целей;
— разработка информационной основы обучения;
— прогнозирование результатов;
— принятие решений;
— организация исполнения;
— коммуникация;
— контроль и оценка результатов, коррекция учебного процесса.
Именно в ходе практики начинается формирование практиканта как преподавателя, практика вскрывает успехи и недочеты теоретической подготовки студен-та.Поэтомустоит остановиться на анализе результатов последней из них, а именно практики пробных уроков.
Для определения роли практики пробных уроков был проведен ряд исследований, в ходе которых мы смогли определить уровень умений до и после прохождения практики. Для проведения исследования студентам перед прохождением практики были выданы листы самооценки, в которых необходимо было оценить уровень своих умений по шкале от 0 до 3, где 0 — не овладел умением, 1 — овладел умением в минимальной степени, 2 — овладел умением в средней степени и 3 — овладел умением в высокой степени [1]. По завершении практики этим же студентам снова были выданы листы самооценки, в которых респондентам снова предстояло оценить уровень своих умений. В результате соотнесения полученных итогов получена диаграмма (см. рисунок).
^ 4 ^ $ # # & ^
Уровень умений до и после прохождения практики:
ППУ - проектировочно-прогностические умения; ОУ - организаторские умения;
МУ - методические умения; ДУ - диагностические умения; ЗУ - защитные умения;
КУ - коммуникативные умения; ИУ - исследовательские умения;
ПУ - прикладные умения
В результате исследований был также установлен перечень профессиональных компетенций, которые были сформированы именно благодаря практике пробных уроков. Респондентами были отмечены такие профессиональные компетентности, как педагогическая и информационная.
Педагогическая компетентность - готовность формировать знания, умения и способы действий по общетехническим и специальным дисциплинам соответствующего профиля (отрасли); реализовать практическое(производственное) обучение в учебных-мастерских и на предприятиях при подготовке рабочих специалистов; развивать ПВК и ПК личности современного рабочего; вести научно-исследовательскую (организация опытно-экспериментальной работы по проблемам профессионального образования, техники и производства в соответствующей отрасли), производственно-технологическую (самостоятельное выполнение профессиональных действий, связанных с управлением, обеспечением и участием педагога и мастера производственного обучения в учебно-производственном процессе, через организацию производительного труда учащихся в учебных мастерских и на производстве) деятельность, профессиональное обучение (по рабочей профессии), осуществлять выбор методик и дидактического обеспечения профессионального обучения.
Характеристикипедагогической компетентности:
- готовность использовать знания основных требований, содержания методики организации и проведения профессиональной подготовки;
- готовность применять методические разработки использования компьютерных технологий к условиям реального учебного процесса в образовательном учреждении начального и среднего профессионального образования;
- готовность проводитьтеоретические и экспериментальные исследования использования компьютерных технологий в учебном процессе;
- готовность использовать формы, средства и методы педагогической деятельности;
— готовность использовать современные психологические, педагогические и компьютерные технологии в учебном процессе;
— готовность разрабатывать содержание образования (планировать и проводить различные типы и виды занятий по теоретическому и производственному обучению, разрабатывать и применять комплексы дидактических средств обучения, программные продукты для усовершенствования учебного процесса и т.д.).
Информационная компетентность — способность ориентироваться в информационном потоке: умение находить и систематизировать различные источники информации по определенному критерию,использовать рациональные способы получения, преобразования, систематизации и хранения информации, актуализировать ее в необходимых ситуациях интеллектуально-познавательной деятельности; владение в совершенстве информационно-коммуникационными и мультимедийными технологиями, способностькритического отношения к информации.
Характеристики информационной компетентности:
— готовность получать знания (работа с учебной, научной и справочной литературой, со средствами массовой информации, обработка информации);
— способность выбирать источники и отбирать из них необходимую информацию (составление плана, структурирование материала, логичное и аргументированное изложение информации);
— готовность понимать ситуацию (понимание смысла вещей и явлений, анализ причин происходящих явлений, выявление отношенияодного явления кдругим);
— готовность оперировать данными (сбор, копирование и передача сведений, организация рабочего места для работы с данными, умение писать деловые письма, тезисы, аннотации, отчеты);
— способность и готовность обрабатывать информацию на компьютере (владение компьютерными методами обработки текстовой, графической, числовой и мультимедийной информации, коммуникационными технологиями и методами защиты информации, языком программирования высокого уровня, умением разрабатывать собст-венныеинформационные продукты).
Исходя из полученных данныхможно с уверенностью сказать, что прохождение студентами, обучающимися по специальности 050501 «Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии)», практики пробных уроков существенно влияет на формирование у них знаний, умений, навыков и профессиональных компетентностей и обеспечивает их конкурентоспособность на рынке труда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Горшенина М.В.,Плетнева О.В., Ларюшкина Н.Е.Педагогический практикум. — Самара:
Самар. гос. техн. ун-т, 2006. — 123 с.
2. Ларюшкина Н.Е. Проектирование содержания и технологии подготовки педагогов
профессионального обучения заданного уровня качества //Известия Самарского
научного центра Российской академии наук. — 2008. — №7. — С.29 — 36.
3. Егоров В.В.,Скибицкий Э.Г., Храпченков В. Г. Педагогика высшей школы: учеб. пособие.
— Новосибирск: САФБД, 2008. — 260 с.
4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.
050501 — Профессиональное обучение (по отраслям). — М.: Высшая школа, 2005.— 15с.
5. Ткаченко ¿'..Й.Профессионально-педагогическое образование России. Организация и содержание: Монография. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. -15,3 п.л.
Поступила в редакцию 21.10.2013; в окончательном варианте 21.10.2013
UDC378
THE ROLE OF PRACTICE OF TRIAL LESSONS IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL ABILITIES AND COMPETENCIES OFFUTURE TEACHERS N.E.Laryushkina, A.I.Plotnikova
SamaraStateTechnicalUniversity, branch in Syzran 45, Sovetskaya st., Syzran, 446001 E-mail: [email protected]
The main objective of the work is the analysis of the practice of trial lessons and its results, and theconsideration of its role in the formation of professional abilities and competences (pedagogical and information) of teachers in the fieldof vocational training.In thecourse of theresearch the list of abilities, pedagogical and information competenceswas formed. Key words: teacher of vocational training, practice of trial lessons, pedagogical competence, information competence, professional abilities.
Original article submitted 21.10.2013; revision submitted 21.10.2013
Nadezhda E. Larushkina (PhD), Associate Professor, department of Pedagogics and the management of social systems.
AnastasiaI. Plotnikova, Engineerofcomputercenter.