Литература
1. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты психологий войны и национализма. М.: Филос. о-во СССР, 1990. 240 с.
2. Волков Г.Н. Трудовые традиции чувашского народа: этнопедагогический очерк. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1970. 96 с.
3. Волков Г.Н. Этнопедагогическая пансофия / под общ. ред. Г.М. Борликова / Калм. гос. ун-т. Элиста, 2009. 576 с.
4. Калмыцкая биография академика Г.Н. Волкова: сб. материалов / отв. ред. Г.М. Борликов; Калм. гос. ун-т. Элиста, 2007. 288 с.
5. Соколов А.И., Федотов В.А. Регулятивная роль традиционных обычно-правовых норм в обществе / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола: Стриг, 2008.
6. Федотов В.А. Нравственные традиции этноса / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2003. 124 с.
ИГНАТЬЕВА АНИСИЯ ПАВЛОВНА - соискатель ученой степени кандидата педагогических наук кафедры педагогики и развития образования, Россия, Чувашский государственный университет, Чебоксары ([email protected]).
IGNATYEVA ANISIYA PAVLOVNA - a competitor of scientific degree of Pedagogical Sciences candidate of Pedagogy and Education Development Chair, Chuvash State University Russia, Cheboksary.
ФЕДОТОВ ВАСИЛИЙ АРТЕМЬЕВИЧ. См. с. 112.
УДК 378.016 : 005
Т.В. КИРИЛЛОВА, О.В. КИРИЛЛОВА, Э.Р. САФАРГАЛИЕВ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ
Ключевые слова: педагогическое проектирование, содержание образования, система обучения, менеджеры, педагогические условия.
Выявлены особенности образовательного процесса менеджеров в современных условиях. Рассмотрены различные аспекты проектирования содержания подготовки менеджеров с дополнительными направлениями. Представлена дифференцированная модель структуры деятельности менеджера.
T.V. KIRILLOVA, O.V. KIRILLOVA, E.R. SAFARGALIEV DESIGNING OF THE MAINTENANCE OF PREPARATION OF MANAGERS WITH ADDITIONAL DIRECTIONS Key words: pedagogical designing, contents of the formation, system of the education, managers, pedagogical conditions.
Particularities of the educational process of the managers are revealled In article in modern condition. The different aspects of the designing the contents of preparing the managers are Considered with additional directions. Will Presented differentiated model of the structure to activity of the manager.
В конце 90-х гг. предыдущего столетия начат процесс реформирования высшей профессиональной школы, необходимость которого обусловлена несоответствием прежнего её устройства изменившимся объективным условиям. В ходе реформы высшей профессиональной школы введена многоуровневая система подготовки специалистов, разрабатываются новые Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, предусмотрена гуманизация и гуманитаризация подготовки [3].
Цель современного высшего профессионального образования - не подготовка узких кадров для конкретной области деятельности, а развитие личности каждого выпускника, расширение его профессиональной и социальной компетентности и повышение общей культуры. В этих условиях главная задача высшей профессиональной школы - научить будущего выпускника учиться, ориентироваться в потоке постоянно меняющейся информации, научить его мыслить самостоятельно, критически и творчески.
Главной для высшей профессиональной школы становится задача - обеспечить соответствие содержания образования новым перспективам и приоритетам научно-технического, экономического и социального развития, ликвидировать противоречие между дисциплинарным характером обучения и междисциплинарным характером профессиональной деятельности, осложняющее формирование нестандартного мышления, широты взглядов, целостного содержания. Формирование нового спектра разнообразных предложений на рынке труда выявило то, что уровень подготовки менеджеров оказался существенно ниже требований, предъявляемых к ним современным уровнем экономики производства России во всех без исключения измерениях: техническом, правовом, социальном, психологическом, профессиональном. Появилась необходимость подготовки менеджеров с дополнительными направлениями. Таким образом, целью нашего исследования стало выявление и научное обоснование педагогических условий подготовки менеджеров с дополнительными направлениями в системе высших профессиональных учебных заведений.
В исследовании проверялась следующая гипотеза: подготовка менеджеров с дополнительными направлениями будет эффективной, если: во-первых, в основу проектирования содержания подготовки менеджеров с дополнительными направлениями положена прогнозная, инвариантная модель менеджера, отражающая интегративную сущность основного и дополнительного направлений профессиональной подготовки; во-вторых, разработана модель профессиональной подготовки менеджеров с дополнительными направлениями; в-третьих, выявлена и реализуется система критериев, позволяющая адекватно оценить уровень сформированности разнородных интегрированных профессиональных знаний, умений и качеств, соответствующих дополнительному направлению профессиональной подготовки менеджера и расширяющих рамки основной специальности.
Использование в нашем исследовании методологии проектирования дает возможность глубже изучить процесс профессиональной подготовки менеджеров с дополнительными направлениями. Главным качеством, которое придает проектная методология профессиональной деятельности, является научное обоснование детерминации профессиональной подготовки менеджеров в целях расширения социальной области их использования.
Педагогическое проектирование развивается в области содержания профессионального образования, и, в частности, проектирования учебных курсов, комплексных, интегративных и профессиональных задач. При этом оно вбирает в себя многие продуктивные идеи, принципы, процедуры социального проектирования.
Осознанное, целенаправленное осуществление проектировочной деятельности предполагает четкое представление ее структуры, объекта, предмета, средств. В нашем исследовании объектом проектирования выступает прогнозная, инвариантная модель менеджера, отражающая модели его деятельности и подготовки, являющаяся основой для организации текущей и перспективной деятельности вуза [3].
Предметом проектирования является информационная модель, построенная на целой совокупности исходных данных: различных факторов, условий и линий их взаимосвязи и взаимодействия. Информационная модель в процессе проектирования меняет свои свойства и характеристики, трансформируясь в прогнозную модель менеджера с дополнительными направлениями.
В процессе проектирования использовались следующие средства: сбор и обработка исходной информации; обобщение ее в различной форме; исходные условия; квалификационные характеристики; программы, схемы, диаграммы, таблицы, расширяющие сферу моделирования, помогающие производить совершенствование моделей, проверку их адекватности; поиск прак-
тических решений; диагностирование факторов, влияющих на определение значимых квалификационных требований к современному менеджеру. Педагогическое проектирование выполняет следующие базовые функции: методологическую функцию проектирования, социальную, мировоззренческую, культурологическую, интегративную, воспитательную. Наиболее значимой для данного исследования представляется социальная и воспитательная функции проектирования содержания профессионального образования.
Социальная функция призвана обеспечивать его соответствие педагогическим, научным, социокультурным условиям развития сообщества; удовлетворение потребностей менеджера с дополнительными направлениями; удовлетворение потребностей личности менеджера в приобретении специальности в выбранной области деятельности; подготовку нового поколения менеджеров с высокой профессиональной компетенцией, способных к активной, творческой, профессиональной и социальной деятельности.
Социальная функция проектирования содержания профессионального образования обусловливает его зависимость от смены приоритетов и становления нового образовательного идеала, каковым выступает в новом тысячелетии уже не просто «человек образованный», а «человек культуры».
Переход к новой личностной парадигме - ведущая тенденция современного культурно-образовательного пространства, детерминирующего все процессы социализации. В структурном отношении культурно-образовательное пространство личности менеджера можно представить как пересечение четырех сфер: материальной, информационной, организационной и личностной.
Социальная функция проектирования дополнительных направлений профессиональной подготовки менеджеров ориентирует ее на овладение не только знаниями, способами решения профессиональных задач, творческим опытом, но и опытом «быть личностью». Имеется в виду опыт выполнения специфических личностных функций (избирательности, рефлексии, смыслоопределения, самореализации, социальной ответственности и др.). Личностный опыт - весьма специфический компонент содержания профессиональной подготовки менеджеров.
Поворот образования к личности, вызванный глобальными процессами гуманизации и демократизации социума, кризисами в сфере экологии и социализации человека, сделал актуальным исследование содержания профессиональной подготовки менеджеров с дополнительными направлениями в личностно-ориентированных образовательных системах.
Социальная функция ориентирует на будущее, предопределяя, в рамках своих возможностей, качество подготовки менеджеров, уровень их духовного, нравственного, интеллектуального, физического развития и в конечном итоге - потенциал общества, цивилизации в целом.
Следующей немаловажной и базовой функцией проектирования содержания профессионального образования является воспитательная функция.
Воспитательная функция проектирования содержания профессионального образования в современных условиях сведена почти на нет. Прежде всего, это связано с тем, что государство потеряло интерес к идеологии и воспитательной деятельности. Это, безусловно, неверно. Профессионализма и мобильности недостаточно для менеджера развитого цивилизованного общества. Необходимы нравственность, соблюдение норм морали, общая и профессиональная культура, высокая порядочность и честность. Все это необходимые условия профессиональной и социальной деятельности менеджера в правовом государстве.
Воспитательная функция в широком понимании призвана - обеспечивать социально-целесообразное содержание процесса профессиональной подготовки менеджера с учетом специфики его взаимодействия с трудовым коллективом.
Она обеспечивает мотивационную направленность содержания, ориентирует на создание такого модуля содержания профессиональной подготовки, который способствует формированию личности менеджера как членов общества.
В широком плане любого профессионально-компетентного менеджера характеризует совокупность следующих качеств: интериоризация социальных норм и ценностей, нравственная, эстетическая, физическая, профессиональная воспитанность, единство слова и дела, постоянное самовоспитание.
С учетом социальной и воспитательной функций можно дать графическое представление о процессе проектирования содержания профессиональной подготовки менеджера с дополнительными направлениями (рисунок).
СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА (ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ)
Основное
направление
профессиональной
деятельности
Поля профессиональной
1 деятельности, цели и задачи
Дополнительные
направления
профессиональной
деятельности
Закономерности и тенденции развития профессиональной деятельности менеджера (прогностическая модель)
Общедидак-
тические
Принципы
проекти- ^
р-1
проекти-
рования
Уровни и этапы проектирования содержания профессиональной подготовки менеджеров с дополнительными направлениями
Этап предметнопрофессионального анализа ИПД
Этап целевого анализа ИПД
Этап мотивационного анализа ИПД
Этап сравнительного анализа ИПД
Этап операционного анализа ИпД
О
о
Общецелостное
теоретическое
представление
Нормативное
представление
О
Учебно-методическое
представление
Экспериментальный учебный процесс и корректировка
Реальный учебный процесс
СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРА С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ
Процесс проектирования содержания профессиональной подготовки менеджера с дополнительными направлениями
При проектировании важно четкое представление будущей структуры профессиональной деятельности, существенно расширяющей объект, предмет,
средства проектирования дополнительных направлений профессиональной подготовки менеджеров. Дополнительные направления в профессиональной подготовке менеджеров интегрируют однородные и разнородные поля профессиональной деятельности. Их отличают широкий диапазон выполнения профессиональных задач, разнообразие выполняемых функций, видов деятельности (социально-педагогическая, социально-психологическая, управленческая, лингвистическая) и расширение функциональных единиц проектирования.
При проектировании дополнительных направлений профессиональной подготовки менеджеров необходимо учитывать закономерности и тенденции развития профессиональной деятельности. Мы выделяем их в такой последовательности:
- ускоренное развитие интеллектуальных возможностей в образовательном процессе будущих менеджеров и отставание в формировании чувства долга, ответственности, которые могут вести к девальвированию моральных ценностей (честность, справедливость, доброта) и формированию отрицательных (цинизм, жестокость, нравственная и духовная черствость), снижению культуры межличностных отношений, снижению социальной активности, падению чувств патриотизма и гуманизма;
- характер деятельности менеджера в равной мере обусловлен степенью его профессионализации и социальными мотивами, приоритетами и ценностями профессионального труда, так как процесс деятельности всегда несет в себе многие признаки субъекта профессиональной деятельности: отношение к профессиональному труду; его целям и средствам, уровень профессиональной компетентности - степень знаний, навыков и умений. Перечисленные признаки отражают уровень профессионализации субъекта деятельности. Но было бы не совсем верным утверждать, что характер деятельности прямо детерминирован только уровнем профессионализации субъекта, так как, например, феномены отношений личности обусловлены в основном только социальными факторами. Вот почему возникает необходимость использовать категорию социальной профессионализации;
- менеджер, попадая в новую нормативную социальную среду, вынужден соотносить свой потенциал профессиональной деятельности с требованиями, которые предъявляются к этой деятельности (профессиональная адаптация). Профессиональное становление менеджера в самом общем виде имеет дискретно-ступенчатый характер. Но на каждой стадии его развития имеют место адаптационные процессы. Они, в первую очередь, должны оптимизировать взаимодействие в звене «требования - деятельность». Другими словами, каждый менеджер, попадая в новую ценностно-нормативную среду, вынужден соотносить свой потенциал профессиональной деятельности с требованиями, которые предъявляются для ведения этой деятельности. Очевидно, что в этих условиях многие менеджеры чувствуют себя не вполне уверенно при выполнении различных деятельностных функций. Наибольшие трудности в современных условиях испытывают менеджеры, выполняющие управленческие, социально-педагогические и социально-психологические функции;
- менеджер выполняет определенные функции в психолого-педагогической практике под доминирующим влиянием комплекса мотивов, которые и привносят субъектный характер в любой процесс деятельности. Каждый менеджер на индивидуальном уровне оценивает свою деятельность и имеет к ней в большей или меньшей степени определенные претензии. В связи с этим эффективность деятельности менеджера во многом зависит от его отношения к труду и тех ценностей, которыми он руководствуется, участвуя в социально-практическом процессе, т.е. здесь превалирует социальная мотивация. На начальном этапе про-
фессионального становления менеджера может наблюдаться рассогласование в том, что занимаемый менеджером профессиональный статус не содержит в себе соответствующих социальных гарантий обеспечения благ и социальной защищенности, которые могут формировать у него неправильный стереотип отношения к профессиональной деятельности. Итак, субъективная ценностномотивационная направленность менеджера и комплекс стереотипных феноменов, привнесенных в его сознание процессом социальной профессионализации, может оказывать существенное воздействие на его деятельность [1].
Очевидно, что все выделенные закономерности оказывают существенное влияние на процесс профессионализации менеджера. Но необходимо подчеркнуть, что наиболее эффективную объективизацию эти закономерности получают тогда, когда они проходят через конкретную профессиональную деятельность менеджера, не вступая в противоречия ни с уровнем его компетентности, ни с требованиями, к ней предъявляемыми, ни с объективными социальными условиями этой деятельности.
Таким образом, процесс проектирования содержания как педагогическое условие подготовки высокопрофессионального менеджера с дополнительными направлениями должен базироваться на полном представлении будущей структуры профессиональной деятельности, закономерностях и тенденциях её развития.
Педагогическое проектирование содержания профессионального образования менеджеров с дополнительными направлениями можно рассматривать как комплексную деятельность в единстве управленческой, научноисследовательской, нормотворческой и экспериментально-корректировочной сторон. Эта деятельность направлена на достижение планируемых преобразований в иерархии уровней системы содержания высшего образования, упорядочение и развитие проектируемых объектов.
В основе проектирования содержания подготовки и процесса выбора дополнительных направлений лежат социальная и воспитательная функции. Их реализация обеспечивает социокультурную и компетентностную направленность данного процесса посредством интеграции однородных и разнородных полей профессиональной деятельности.
Литература
1. Дружилов С.А. Индивидуальный ресурс человека как основа становления профессионализма. Воронеж: Научная книга, 2010. 260 с.
2. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования: учеб. пособие. СПб.: Просвещение, 2005. 236 с.
3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы [Электронный ресурс]. 11Р1_: http://mon.gov.ru/press/news/8286.
4. Кочнев А.М. Проектирование и реализация подготовки специалистов двойной компетенции в техническом вузе: дис. ... докт. пед. наук. Казань, 1998. 408 с.
КИРИЛЛОВА ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии, Чувашский республиканский институт образования, Россия, Чебоксары ([email protected]).
KIRILLOVA TATYANA VASILYEVNA - doctor of pedagogical sciences, professor of Pedagogical and Psychologies Chair, Chuvash Republican Institute of Education, Russia, Cheboksary.
КИРИЛЛОВА ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и развития образования, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
KIRILLOVA OLGA VASILYEVNA - doctor of pedagogical sciences, professor of Pedagogic and Education Development Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
САФАРГАЛИЕВ ЭРНСТ РАИСОВИЧ - аспирант, Камская государственная инженерноэкономическая академия, Россия, Набережные Челны ([email protected]).
SAFARGALIEV ERNST RAISOVICH - post-graduate student, Kama State Engineering-Economic Academy, Russia, Naberezhnye Chelny.