Научная статья на тему 'Активная жизненная позиция, ее формирование у студенческой молодежи'

Активная жизненная позиция, ее формирование у студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5171
404
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНОСТЬ / АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ / STUDENT''S YOUTH / ACTIVITY / ACTIVE LIVING POSITION / PERSONALITY / FORMATION OF AN ACTIVE LIVING POSITION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васильева Любовь Егоровна, Кириллова Ольга Васильевна

Предложен анализ факторов и необходимых средств повышения эффективности процесса нравственного воспитания, достижения прогресса в формировании активной жизненной позиции личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Васильева Любовь Егоровна, Кириллова Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVE LIVING POSITION, ITS FORMATION AT STUDENT'S YOUTH

The analysis of factors and necessary means of increase of efficiency of process of moral education, achievement of progress in formation of an active living position of the personality is offered.

Текст научной работы на тему «Активная жизненная позиция, ее формирование у студенческой молодежи»

Таким образом, подростковый возраст является важнейшим в формировании этнической идентичности как ядра этнического самосознания и во многом обуславливает прохождение всех последующих стадий.

Достигнутый на этапе подросткового возраста этнический статус чаще всего остается неизменным на протяжении всей жизни человека [5. С. 322].

Литература

1. Дагбаева С.Б. Этническая социализация молодого поколения в изменяющемся мире // Гуманитарный вектор. 2012. № 1 (29). С. 240-246.

2. Зинурова Р.И. Этнос и личность: психология и педагогика: учеб. пособие: в 2 ч. Казань: АСО (КСЮИ), 2005. Ч. 2. 192 с.

3. Кравченко А.И. Культурология: учеб. пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2002. 496 с.

4. МудрикА.В. Социализация в смутное время. М.: Просвещение, 1991. 80 с.

5. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия, 2006. 608 с.

6. Тесленко А.Н. Педагогика и психология социализации личности: учеб. пособие. Астана: ЕАГИ, 2011. 375 с.

7. Туроу Л. Будущее капитализма: как экономика сегодняшнего дня формирует мир завтрашний / пер. с англ. А.И. Федорова. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999. С. 185-222.

8. Федорова С.Н. Этнокультурное развитие детей. Психолого-педагогической сопровождение: учеб. пособие. М.: ФОРУМ, 2011. 176 с.

9. Хузиахметов А.Н. Социализация и индивидуализация личности школьника. Казань: Дом печати, 1998. 290 с.

АБУЛГАЗИМОВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ. См. с. 104.

КИРИЛЛОВА ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и развития образования, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (kirilovi@lenta.ru).

KIRILLOVA OLGA VASILYEVNA - doctor of pedagogical sciences, professor of Pedagogics and Education Development Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 371 ББК 74

Л.Е. ВАСИЛЬЕВА, О.В. КИРИЛЛОВА

АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ,

ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Ключевые слова: активность, активная жизненная позиция, личность, студенческая молодежь, формирование активной жизненной позиции.

Предложен анализ факторов и необходимых средств повышения эффективности процесса нравственного воспитания, достижения прогресса в формировании активной жизненной позиции личности.

L.E. VASILYEVA, O.V. KIRILLOVA ACTIVE LIVING POSITION, ITS FORMATION AT STUDENT'S YOUTH

Key words: activity, active living position, personality, student's youth, formation of an active living position.

The analysis of factors and necessary means of increase of efficiency of process of moral education, achievement of progress in formation of an active living position of the personality is offered.

Понятие «активность» используется в различных сферах науки как самостоятельно, так и в качестве дополнительного в различных сочетаниях. Например, такие как: активный элемент системы, активист, активность личности, активный человек, активная жизненная позиция. Понятие активности приобрело в итоге такой широкий смысл, что его использование требует уточнений.

Словарь русского языка даёт общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося. В литературе и бытовой

речи понятие «активности» часто употребляется как синоним понятия «деятельности». В физиологическом смысле понятие «активности» традиционно рассматривается как всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика. Как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. Как свойство живых организмов реагировать на внешние раздражения. Активность при этом соотносится с деятельностью, обнаруживаясь как её динамическое условие, как свойство её собственного движения. У живых существ активность изменяется в соответствии с эволюционными процессами развития. Активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями [6. С. 631].

Активность личности [от лат. activus - деятельный] - форма проявления активности, выражающаяся в волевых актах и личностном самоопределении и обусловленная представлением о себе самом как о «субъекте - причине» того, что происходит и должно происходить в окружающем мире. Более того, согласно концепции персонализации, «активность личности проявляется также в том, что своими поступками и деяниями личность «продолжает» себя в других людях, приобретая в них свою «отраженность». В отличие от общественно значимых, однако стандартизированных актов поведения человека, активность личности характеризуется тем, что человек поднимается над стандартом, реализуя неординарные усилия для достижения общественно заданной цели и/или действуя надситуативно, то есть за пределами своих исходных побуждений и целей» [2].

К.А. Абульханова-Славская считает, что активность личности, отражаясь в жизненной позиции и формируя ее творческое отношение к учению, труду в целом и к профессиональной деятельности в частности, не только определяет осуществление субъектом своего жизненного пути, но и ведет к осознанию и выработке совокупности критериев оценки своих способностей, притязаний, реальных достижений в профессиональной деятельности. Будучи активной в профессии, личность реализует свои потребности в деятельности, в общении, в самовыражении и самоосуществлении, разрешая противоречия, возникающие во взаимодействии с жизнью, ее обстоятельствами и условиями [3].

Студенчество представляет собой социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций [1. С. 29].

К основным составляющим активной жизненной позиции студенческой молодежи Э.Ф. Шакирова относит: индивидуально значимые ценности; гуманистические, деловые и гражданские качества, составляющие основу социальной активности; оценочно-эмоциональное отношение к явлениям социальной действительности, отдельным действиям и поступкам; отношение к общественно значимой деятельности [5].

На формирование и укрепление жизненной позиции студенческой молодежи оказывает свое воздействие совокупность объективных и субъективных факторов. Их влияние на личность регулируется деятельностью социальных институтов, которые осуществляют нравственное воспитание. Организация воспитательного процесса предусматривает: определение целей воспитания; установление исходного состояния объекта воспитания; программу воздействий; получение информации о состоянии данного объекта воспитания и т.д.

Д.В. Сочивко с соавт. [4. С. 186-193] выявляет факторы, совокупность которых влияет на формирование и укрепление жизненной позиции студенческой молодежи.

Факторы, влияющие на формирование и укрепление активной жизненной позиции студенческой молодежи

Положительные факторы: стабильность общественных отношений. Упорядоченность социальной жизни; наличие гуманистических начал (традиций, обычаев) в социуме; забота о человеке, интерес к нему, его жизни со стороны общества; просоциальная ориентация отношений; социальные условия, стимулирующие стремление личности утвердиться в позитивной роли; сдержанность и благоразумие, способность не создавать конфликтные ситуации и с достоинством из них выходить; отношения оптимизма; прозрачность отношений на основе правовых и моральных приоритетов; выявление причин и ликвидация объективных и субъективных факторов недовольства жизнью; наличие лидеров, обладающих гуманистической мотивацией поведения; наличие групп с положительной (гуманистической) направленностью; наполнение личности позитивным социальным опытом взаимодействия; адаптация к позитивным социальным ценностям, нормам и отношениям; наличие подлинно коллективистских отношений; отсутствие барьеров для общения; отношения децентрации, самоотдачи и любви к человеку; высокий уровень развития нравственного сознания личности; духовность и душевность в отношениях в процессе улучшения материальных условий существования; наличие религиозных убеждений; участие в создании благоприятных условий жизни совместно с другими людьми; нравственная воспитанность, осознание границ собственных прав и свобод, самокритичность, склонность к осознанию собственной вины перед другими людьми; конструктивизм в отношениях, принятие других людей, признание их прав, личного достоинства и жизни как неприкосновенной ценности, способность к сотрудничеству; позитивная социальная активность, активность психических процессов, положительно направленная воля; знание основ права, правовая грамотность и культура поведения; признание самостоятельности других людей, свободы их выбора, ценности их жизненного опыта и индивидуальных особенностей жизни; признание самостоятельности других людей, свободы их выбора, ценности их жизненного опыта и индивидуальных особенностей жизни; самостоятельность, наличие собственного мнения, позитивной воли, способность принимать решения и действовать, достигая цели; поддержание, развитие и восстановление физического, психического и морального здоровья личности.

Отрицательные факторы: социальные кризисы в обществе; отсутствие стереотипа гуманистических или устойчивые стереотипы антигуманных отношений (традиций, обычаев) в социальной среде; безразличие к человеку со стороны общества, социума; антисоциальная ориентация отношений; отсутствие возможности актуализироваться в позитивной социальной роли; обязательность реагирования на оскорбление; социальная напряженность; Социальная несправедливость; личная неудовлетворенность социальной жизнью; лидеры, проявляющие антигуманную мотивацию в поведении, отношении к людям; наличие групп с отрицательной (антигуманной) направленностью; негативная социализация личности; негативная адаптация личности; отсутствие дружеских отношений; невозможность интегрироваться с окружающими; эгоцентрическая ориентация отношений; низкий уровень развития нравственного сознания личности; низкий уровень духовности, преобладание грубого материализма, прагматизма; ориентация на получение выгоды любым путем; пренебрежение к нормам общественной морали, нравственности, наглость, бесстыдство; неприязнь, враждебность, открытое покушение на права, достоинства, материальное и физическое благополучие личности; инертность; низкий

уровень развития, искаженность правосознания; отсутствие уважения к другим людям; конформизм; плохое личностное здоровье.

В настоящее время задача формирования активной жизненной позиции студенческой молодежи неизмеримо усложнилась. Сейчас отчетливо выступают две характерные позиции современных молодых граждан России. Первая основывается на принципе самосовершенствования, упорного труда, самоотдачи в выбранной сфере деятельности; вторая - на псевдопринципе: добиваться успеха, жизненных благ любой ценой.

Основной массе молодежи нашей страны свойственно стремление к самостоятельности, самоутверждению, что проявляется в их делах, поступках, увлечениях, стремлении раскрыть свои способности, дарования, приносить пользу Родине, людям и находить в этом смысл и радость в жизни.

Мы считаем, что необходимы следующие педагогические условия, обеспечивающие успешное формирование активной жизненной позиции у студенческой молодежи в процессе профессиональной подготовки: организация воспитательного процесса на основе научно обоснованной модели формирования активной жизненной позиции у студенческой молодежи, включающей в себя цель, задачи, принципы, содержание, формы, методы, средства достижения цели, критерии, уровни и результат проводимой работы; вовлечение студентов в разнообразную социально ценную и социально активную деятельность в учебно-воспитательном пространстве вуза; обеспечение оптимального соотношения педагогического руководства и самоуправления в жизнедеятельности студентов; осуществление индивидуального и дифференцированного подходов к формированию у студентов активной жизненной позиции; решение вопросов организации процесса нравственного воспитания: определение цели воспитания, программ деятельности воспитателей и воспитуемых, организация обратной связи и системы стимулирования, корректирование деятельности воспитуемых и, наконец, организация самовоспитания - необходимые средства повышения эффективности процесса нравственного воспитания, достижения прогресса в формировании активной жизненной позиции личности.

Литература

1. ЛисовскийВ.Т., Дмитриев А.В. Личность студента. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. 184 с.

2. Словарь / под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон: энциклопедический словарь: в 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2006. 176 с.

3. Совместная деятельность: методология, теория, практика / кол. авт.; под ред. А.А. Журавлева и др. М.: Наука, 1988. 229 с.

4. Сочивко Д.В., Полянин Н.А. Молодежь России: образовательные системы, субкультуры, исправительные учреждения: учеб. пособие. М.: МПСИ, 2009. 268 с.

5. Шакирова Э.Ф. Сравнение выраженности характеристик социальной активности студентов в условиях педагогического колледжа // Психологическая наука и образование. 2008. № 5. С. 26-37.

6. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. М.: Академия, 1996. 1254 с.

ВАСИЛЬЕВА ЛЮБОВЬ ЕГОРОВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, Россия, Чебоксары (abiturient21@yandex.ru).

VASILYEVA LYUBOV EgOrOVNA - candidate of pedagogical sciences, assistant professor of Foreign Languages Chair, Chuvash State Agricultural Academy, Russia, Cheboksary.

КИРИЛЛОВА ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА. См. с. 111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.