Научная статья на тему 'Этнические традиции в творческом наследии академика Г. Н. Волкова'

Этнические традиции в творческом наследии академика Г. Н. Волкова Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
976
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС / ТРАДИЦИЯ / ЦЕННОСТИ / ПАНСОФИЯ / ОБЩЕСТВО / ETHNIC / TRADITION / VALUE / PANSOPHIA / SOCIETY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Игнатьева Анисия Павловна, Федотов Василий Артемьевич

Традиции этноса рассматриваются как отражение социальной действительности, специфически практически – духовная связь между людьми, их отношение к ценностям культурного мира. Показывается место этнических традиций в пансофии академика Г.Н. Волкова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC TRADITIONS IN THE CREATIVE HERITAGE ACADEMICIAN G.N. VOLKOV

Ethnic traditions are considered to be as a reflection of social reality as a specific practical spiritual connection between people, their attitude to the cultural value​. The place of ethnic traditions is shown in the pansophy of the Academician G.N. Volkov.

Текст научной работы на тему «Этнические традиции в творческом наследии академика Г. Н. Волкова»

ПЕДАГОГИКА

УДК 37.01:39] (092 Волков (470.344))

А.П. ИГНАТЬЕВА, В.А. ФЕДОТОВ

ЭТНИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ АКАДЕМИКА

Г.Н. ВОЛКОВА

Ключевые слова: этнос, традиция, ценности, пансофия, общество.

Традиции этноса рассматриваются как отражение социальной действительности, специфически практически - духовная связь между людьми, их отношение к ценностям культурного мира. Показывается место этнических традиций в пан-софии академика Г.Н. Волкова.

A.P. IGNATYEVA, V.A. PEDOTOV ETHNIC TRADITIONS IN THE CREATIVE HERITAGE ACADEMICIAN G.N. VOLKOV Key words: ethnic, tradition, value, pansophia, society.

Ethnic traditions are considered to be as a reflection of social reality as a specific practical spiritual connection between people, their attitude to the cultural value. The place of ethnic traditions is shown in the pansophy of the Academician G.N. Volkov.

Волков Геннадий Никандрович (1927-2010) - знаковая фигура нашего времени. Выдающийся учёный, основатель этнопедагогики как науки, заслуженный деятель науки РФ, он оставил нам в наследство более 800 научных монографий, книг и статей. Влияние научной школы Г.Н. Волкова распространяется по всей России, ближнему и дальнему зарубежью. В России практически нет ни одного высшего специального педагогического учебного заведения, где бы не знали эт-нопедагогических трудов Г.Н. Волкова, не следовали бы основным направлениям его научной школы, не преклонялись бы перед его личностью.

Академик Г.Н. Волков начинал научно-творческую деятельность с исследования этнокультурных традиций чувашского народа и сделал много уникальных и серьёзных научных открытий. В их числе мы можем назвать известные постулаты: «Без памяти исторической - нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности - нет личности, без личности - нет народа как исторической личности» [4. С. 68]. Эта до предела сжатая «формула» состоит из нескольких аксиом, в каждой из которых заложен очень глубокий смысл. Образуется своего рода полный священный цикл из семи жизненно важных составляющих. При этом традиции оказываются объединяющим началом, определяющим центром, ядром для священной семерки: историческая память сохраняет традиции, воспитание и культура составляют традиционную культуру воспитания; самостоятельные, вечные, общие человеческие ценности, духовность - вершина традиционной словесности, человеческих исканий смысла жизни.

Система традиций этноса, как мера человеческого освоения природной и социальной среды, представляет собой осмысление картины мира. В системе мира они, как ценностные ориентации человеческого бытия, делают мир «своим», очерчивают пределы полноценной, осмысленной, разумной жизни; узаконивают, санкционируют те действия, которые служат целям упрочения и дальнейшего устойчивого развития социальной системы. Они удерживают образцы мысли и поведения своих предков, выполняя основные их функции в жизнедеятельности этноса, приобщают новое поколение к духовным и материальным ценностям предков, принципам освоения бытия на основе их смыслоне-сущих образований. Освоение человеком природного и социального бытия не происходит стихийно, само по себе. Оно осуществляется только в процессе активной трудовой деятельности человека. Эту общеизвестную в наши дни

истину наши предки осознавали по-особенному. По мнению Г.Н. Волкова, они из поколения в поколение передавали трудовые навыки, традиции, которые помогали им в освоении жизненного пространства и благодаря которым картина мира «работала» ради их благополучия [2. С. 18].

Существование традиций - необходимое условие нормального этнического самочувствия, ибо традиции - это иммунная система этноса. Нет традиций - нет народа, так как все его этническое своеобразие закодировано в национальных традициях едва ли не так же, как и в языке. Этим и объясняется то, почему понятие «традиция» наряду с исторической памятью занимает лидирующее положение в постулатах академика Г.Н. Волкова.

Обязательным условием существования традиции является неразрывная связь поколений. Стоит заметить, что особая ответственность за сохранение и передачу традиций и языка лежит на старшем поколении: именно оно отвечает за живучесть и угасание традиций, а также за развитие и забвение языка. Эту мысль академик Г.Н. Волков в монографии «Этнопедагогическая пансофия» выразил следующим образом: «...чтобы судить об уровне этнопе-дагогических знаний, порой приходится идти от результатов воспитания к его истокам и попытаться проникнуть в тайны воспитания, которые удивительным образом сказываются в воспитанниках и их творениях. При этом правомерно исходить из очевидной истины: развитие культуры возможно только в условиях преемственности поколений, в условиях передачи культурных ценностей из поколения в поколение» [3. С. 35].

Традиции содержат в себе правила и нормы поведения людей. Социальные нормы выражают общественную необходимость, требования общества к поведению человека представляют собой «сгусток» общественной воли, поэтому выступают в качестве регуляторов жизнедеятельности людей. Они выступают в качестве идеалов, т.е. моделей должного, задающего конечные ориентиры индивидуальной деятельности данного конкретного субъекта.

Люди в своей повседневной жизнедеятельности в связи с теми или иными событиями, фактами всегда испытывают какое-то определенное состояние сознания, т.е. одобряют или осуждают, радуются или грустят, принимают или отвергают и т.д. Они, испытывая то или иное состояние сознания, свои или чужие поступки сверяют с социальными нормами, традициями и общественным мнением, существующими в данном коллективе или этносе в целом. В образе жизни наших предков эти нормы соблюдались и выполнялись в качестве неписаного закона.

Из всех этнических традиций, по мнению академика Г.Н. Волкова, важнейшими являются традиции воспитания; в конечном счете они и определяют любые другие традиции, в том числе - и в решающих областях общественной жизни. Традиции определяют стабильность и надежную преемственность в жизни общества, в жизни народа. К оценке выдающейся роли традиций можно было бы применить формулу А.С. Макаренко, расширив её: «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиции» [4. С. 63]. Это справедливо и в отношении этносов этих традиционных, исторических коллективов.

Несомненно, каждому человеку, обществу в целом, любому народу совершенно необходимо иметь меру инновационности и традиционности в отношениях к окружающему и ценить традиции как выражение обобщенного опыта жизни своих предков. Благодаря традициям происходит преодоление срока жизни одного поколения, распространение способа действий, выверенного одним поколением, на жизнедеятельность последующего, поддержание стабильности сообщества индивидов: народ, нация, страна - это живой организм, но он не рождается каждый раз заново с новым поколением, а продолжает жить в поколениях, входящих в жизнь и уходящих из нее индивидов. Без

прошлого у сообщества не может быть и будущего, «предсказуемость» прошлого (а вернее, точность и справедливость его оценок) позволяет более уверенно двигаться в будущее.

Этнопедагогическими Г.Н. Волков называет национально ориентированные традиции воспитания. При этом он исходит из того, что человек входит в человечество через национальную индивидуальность. «Национальный человек - больше, чем просто человек, в нем есть разные черты человека вообще, и еще есть черты индивидуально-национальные» [1. С. 73]. Вероятно, вполне правомерен и параллельный перенос: национальное воспитание -больше, чем просто воспитание, в нем есть разные черты воспитания вообще и еще есть черты индивидуально-национальные. Сказанное справедливо в отношении и педагогических традиций: скорее всего этнопедагогические традиции больше, чем просто педагогические, ибо воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое.

Этнопедагогические традиции определяются сущностными характеристиками традиционной культуры воспитания. Г.Н. Волков подчёркивает самые главные из сущностных свойств.

Во-первых, этнопедагогика, традиционная культура воспитания - это педагогика национального спасения. Ни один из депортированных народов, несмотря на жесточайшую антинациональную политику, дискриминацию, геноцид, не исчез: в большей или меньшей степени все народы сохранили язык, обычаи, даже свои этнопедагогические традиции. Элементы народных воспитательных традиций, хотя и ограниченно, действовали в семье, т.е. были своего рода закрытой системой. В условиях демократии этнопедагогические традиции могут стать со временем открытой системой, и их созидательная, конструктивная роль еще более возрастет в жизни народов.

Во-вторых, этнопедагогические традиции - это традиции всеобщей мудрости воспитания, скорее всего это не этнические, а полиэтнические традиции, ибо их естественное назначение - постоянное инициирование многостороннего диалога культур.

В-третьих, этнопедагогические традиции - это воспитательные традиции всеобщей любви. Что такое воспитание в конечном счете? Пример и любовь. На примере и любви, без преувеличения, могут быть достигнуты все или почти все цели воспитания.

В-четвертых, этнопедагогические традиции свободны, независимы от посредников, они дают непосредственный выход к воспитуемому, каждый их носитель свободен, что гарантирует естественность воспитания. В конечном итоге этнопедагогика оказывается самой естественной и жизнеспособной среди наук о воспитании и образовании.

В-пятых, этнопедагогические традиции ориентированы на индивидуум, на личность, они персонифицированы, персонализированы, они биографичны, автобиографичны и все время апеллируют к воспоминаниям.

В-шестых, этнопедагогические традиции - это живая душа системы народного воспитания, её трепетное сердце.

В-седьмых, этнопедагогические традиции, всегда являясь по сути полиэтническими, возникшими, развивающимися и существующими на основе многостороннего диалога культур, дают надежный, уверенный выход к глобальной, всемирной, общечеловеческой системе воспитания, открывая путь к сердцам и душам людей и народов: чтобы узнать народ, надо знать его традиционную систему воспитания. Поэтому-то этнопедагогические традиции сплачивают, объединяют народы, сохраняя целостность страны. Особенно они важны для такой многонациональной, поликонфессиональной страны, как Российская Федерация [4. С. 66-67].

Содержательную сторону этнопедагогических традиций можно отчетливо представить себе по идеалу совершенного человека как традиционной цели народного воспитания, по традиционным средствам народной педагогики (сказки, загадки, пословицы, песни, считалки и др.), по невероятному многообразию приемов воспитания (совет, завет, угроза, намек, попрек, благопо-желания, благодарность, предупреждение, предуведомление, замечание, поощрение, наказание, благословение, проклятие, заповедь, проповедь, моленье, молитва и т.п. - свыше пятидесяти наименований). Все они традиционны и несут на себе этнопедагогическую нагрузку.

Традиционная культура воспитания созидательна, спасительна для всех других сфер культуры, она организующая, объединяющая, стимулирующая сила для совокупной, общей культуры, она стержневой элемент во всей человеческой жизнедеятельности. С этими суждениями созвучны слова Г.Н. Волкова. «Этнопедагогическая пансофия, отмечает он, сейчас становится одной из ключевых сфер исследований, от которой во многом зависит как общий прогресс человеческого познания, формирование всесторонне развитой личности, так и подъем экономики и культуры. Никакая культура немыслима вне воспитания, ни одна высокая культура не может возникнуть и существовать независимо от высокой педагогической культуры, без соответствующей культуры воспитания. Следовательно, уровень народной культуры в какой угодно области непременно свидетельствует и о соответствующем уровне педагогической культуры народа. Это объективная закономерность» [3. С. 36].

Традиции этноса возникают как специфическая практически-духовная связь между людьми в силу священного отношения к таким ценностям природного и культурного мира, которые являются смыслонесущими образованиями во имя социального и человеческого согласия. В них также накапливается информация и ценности, которые становятся атрибутами человеческих потребностей. В конкретно-исторических условиях бытия этноса формирование и вся последующая история традиции связаны со стремлением к удовлетворению жизненно важных и судьбоносных традиционных потребностей, которые ему необходимы для полноценного существования во времени и в пространстве.

Академик Г.Н. Волков отмечает, что в любой и каждой науке чрезвычайно важно накопление как можно большего объема информации, ибо от этого зависит состояние науки. В устном народном творчестве, в его обычаях, обрядах, традициях заключен колоссальный объем педагогической информации. Поэтому вполне естественно, что исследование национальных традиций в состоянии дать такой мощный поток научной информации, ибо традиции -один из ведущих этнопедагогических инвариантов, один из главных факторов народного, национального воспитания [3. С. 33-34].

Этнические традиции связаны с нашим сознанием, поэтому хранение, воспроизводство и передача исторического человеческого опыта другому поколению немыслимы без этой связи. Однако существование традиций этноса связано не только с областью сознания. Они также влияют на явления социальной политики. Этнические традиции возникают в ходе общественной деятельности и являются необходимой составной частью образа жизни людей. Они, с одной стороны, существуют в деятельности, с другой - являются отражением реальных условий жизни народа. В условиях, когда отсутствовали иные механизмы удержания, хранения и передачи коллективного опыта, единственным способом общения людей и сохранения культурных ценностей были этнические традиции, в которых происходило закрепление накопленного опыта, воспроизведение «идеальной программы» жизнедеятельности человека. Традиции этноса, овладев чувствами, психикой, умами масс, стано-

вятся силой как в формировании нового, так, нередко, и в торможении старого. Этнические традиции складываются в мощный социальный институт, составляющий важную часть социальной среды и человеческой культуры в целом.

Традиционное также старо, как, пожалуй, человеческое общество. Уходя своими корнями в самую толщу веков, пробиваясь сквозь пласты истории, традиции этноса становятся вечными спутниками людских сообществ, сопровождают их во времена эволюционного движения и в эпохи, которые мы по праву называем переломными. И разные толки на тот счет, что на таких витках сложного и противоречивого процесса тема традиционализма отступает на задний план, сдает свои позиции под натиском все сокрушающих на своем пути перемен, необоснованны. Перелистывая страницы истории, выбирая новые пути, человечество, подобно летописцу, никак не может позволить себе перечеркнуть что-то существенное из прошлого, просто обойти его, не задумавшись над тем, как оно отзовется на его настоящем и будущем.

Система традиций любого народа - результат длительного исторического развития. Через эту систему каждый народ воспроизводит самого себя как этнос, свою духовную и материальную культуру, свой характер и психологию, т.е. присущий только ему образ жизни. Предположим, что в силу социальных потрясений дети утратили связь времен и добрые традиции прошлых поколений. Но восстановление этой связи - процесс сложный и длительный. Поэтому в прошлые времена соблюдение и хранение традиций считалось делом исключительно священным. Их специфика выражается в том, что они связаны с социальной практикой и проявляются в образе жизни людей.

Субъектом образа жизни выступают большие социальные общности со стороны их «образа мыслей», их субъективной реакции на объективную действительность в виде обусловленных реальностью концепций жизни, жизненных программ, планов, ценностных ориентаций и интересов, стиля жизни индивидов, для которых социальные общности образуют важнейшее условие жизнедеятельности. Объективные условия жизни выступают как важная характеристика образа жизни. Условия образа жизни - это природные условия, состав народонаселения, а также материально-производственные, социально-экономические, социально-политические и социально-культурные особенности жизни. Стабильность условий жизнедеятельности субъекта характеризует устойчивость его образа жизни.

Образ жизни - это способ осуществления жизнедеятельности людей и включения их в систему общественных отношений. Наши предки посредством традиций включались в систему общественных отношений, подчиняя свое поведение определенным эталонам и нормам жизнедеятельности, существующим в их образе жизни. Они представляют собой специфическую форму воспроизводства образа жизни людей, прежде всего их нравственных и эстетических идеалов и образцов поведения во всех сферах человеческой деятельности.

Необходимо отметить важную особенность этнических традиций, выраженную в том, что они, как составная часть образа жизни, представляют собой целостную, коллективную или индивидуальную форму человеческой деятельности, в которой выражается идеологическое, нравственное или религиозное содержание. Все сказанное подтверждают мудрые суждения Г.Н. Волкова: «Этнопедагогическая пансофия - это универсальная, энциклопедическая педагогика всеобщей мудрости, всеобщей гармонии, всеобщей любви, всемирного диалога национальных культур, педагогика национального спасения, естественная педагогика, несущая на себе высокие ценности и сокровища древнейших достижений языческой религии народов мира, вплоть до включения в нее даже первобытной магии стотысячелетней давности» [2. С. 66].

Литература

1. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты психологий войны и национализма. М.: Филос. о-во СССР, 1990. 240 с.

2. Волков Г.Н. Трудовые традиции чувашского народа: этнопедагогический очерк. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1970. 96 с.

3. Волков Г.Н. Этнопедагогическая пансофия / под общ. ред. Г.М. Борликова / Калм. гос. ун-т. Элиста, 2009. 576 с.

4. Калмыцкая биография академика Г.Н. Волкова: сб. материалов / отв. ред. Г.М. Борликов; Калм. гос. ун-т. Элиста, 2007. 288 с.

5. Соколов А.И., Федотов В.А. Регулятивная роль традиционных обычно-правовых норм в обществе / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола: Стриг, 2008.

6. Федотов В.А. Нравственные традиции этноса / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2003. 124 с.

ИГНАТЬЕВА АНИСИЯ ПАВЛОВНА - соискатель ученой степени кандидата педагогических наук кафедры педагогики и развития образования, Россия, Чувашский государственный университет, Чебоксары ([email protected]).

IGNATYEVA ANISIYA PAVLOVNA - a competitor of scientific degree of Pedagogical Sciences candidate of Pedagogy and Education Development Chair, Chuvash State University Russia, Cheboksary.

ФЕДОТОВ ВАСИЛИЙ АРТЕМЬЕВИЧ. См. с. 112.

УДК 378.016 : 005

Т.В. КИРИЛЛОВА, О.В. КИРИЛЛОВА, Э.Р. САФАРГАЛИЕВ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ

Ключевые слова: педагогическое проектирование, содержание образования, система обучения, менеджеры, педагогические условия.

Выявлены особенности образовательного процесса менеджеров в современных условиях. Рассмотрены различные аспекты проектирования содержания подготовки менеджеров с дополнительными направлениями. Представлена дифференцированная модель структуры деятельности менеджера.

T.V. KIRILLOVA, O.V. KIRILLOVA, E.R. SAFARGALIEV DESIGNING OF THE MAINTENANCE OF PREPARATION OF MANAGERS WITH ADDITIONAL DIRECTIONS Key words: pedagogical designing, contents of the formation, system of the education, managers, pedagogical conditions.

Particularities of the educational process of the managers are revealled In article in modern condition. The different aspects of the designing the contents of preparing the managers are Considered with additional directions. Will Presented differentiated model of the structure to activity of the manager.

В конце 90-х гг. предыдущего столетия начат процесс реформирования высшей профессиональной школы, необходимость которого обусловлена несоответствием прежнего её устройства изменившимся объективным условиям. В ходе реформы высшей профессиональной школы введена многоуровневая система подготовки специалистов, разрабатываются новые Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, предусмотрена гуманизация и гуманитаризация подготовки [3].

Цель современного высшего профессионального образования - не подготовка узких кадров для конкретной области деятельности, а развитие личности каждого выпускника, расширение его профессиональной и социальной компетентности и повышение общей культуры. В этих условиях главная задача высшей профессиональной школы - научить будущего выпускника учиться, ориентироваться в потоке постоянно меняющейся информации, научить его мыслить самостоятельно, критически и творчески.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.