ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Подготовка бакалавров педагогического образования к профессионально-педагогическому общению с
учащимися Кириллова О.В.
Кириллова Ольга Васильевна /Kirillova Olga Vasilyevna - доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики и развития образования
Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, Чебоксары
Аннотация: в статье обосновывается актуальность проблемы подготовки бакалавров педагогического образования к профессионально-педагогическому общению с учащимися. Рассматриваются трудности, возникающие в процессе общения молодых педагогов со школьниками.
Abstract: the article substantiates the relevance of the problem of bachelor teacher education to professional andpedagogical communication with students. Discusses the difficulties encountered in the process of communication of young teachers with students.
Ключевые слова: бакалавр педагогического образования, подготовка к профессионально-педагогическому общению с учащимися, готовность бакалавра педагогического образования к профессионально-педагогическому общению с учащимися. Keywords: bachelor of teacher education, preparation for professional pedagogical dialogue with the students, the willingness of bachelor of teacher education to professional and pedagogical communication with students.
Происходящие в нашей стране изменения, охватывают систему взаимоотношений людей в целом, и отношения в области образования в частности. Данные изменения ориентируют образовательное учреждение на формирование личности, которая умеет высказывать свое мнение, убеждать, аргументировать свои доводы, излагать свои мысли; уважительно относится к различным взглядам, точкам зрения.
Анализ практики, проведенный нами, показывает, что около70-80% начинающих учителей испытывают трудности в общении с учащимися, не всегда учитывают в коммуникативном процессе их индивидуально-возрастные особенности. Значительная часть учителей не понимает, какую роль играет педагогическое общение в учебно-воспитательном процессе. Они придерживаются авторитарного стиля руководства, ученик выступает для них как пассивный объект их педагогического воздействия.
В отношениях учителя и учащихся возникает немало противоречий и трудностей, основными причинами которых являются высокая впечатлительность, легкая ранимость, повышенная эмоциональность, недостаточная опытность детей и подростков, их склонность к поспешным выводам и обобщениям и многое другое. Каждому ребенку присущи неповторимые черты характера, сложившиеся в ходе его индивидуального развития. Учителю важно знать особенности типа нервной системы, умственные способности, увлечения, интересы, мотивы действий и поступков детей, а также их сильные и слабые стороны. Только опираясь на эти знания, педагог может разобраться в причинах, порождающих те или иные отклонения в характере и поведении учащегося; только глубокое проникновение в душу и сердце ребенка делает воспитание целеустремленным, организованным и управляемым.
Наличие недостатков, возникающих в процессе общения учителя и учеников, объясняется рядом причин, основными из которых являются оценочный консерватизм, устаревшие парадигмы и традиции, которые особенно сильны в области образования; имманентность общения учебно-воспитательному процессу, делающую его как бы само собой разумеющимся и не подлежащим особому изучению; сложность, разнофункциональность, интердисциплинарность общения, требующего для своего исследования комплексного, межпредметного подхода.
Оптимальное профессионально-педагогическое общение возможно только тогда, когда учитель владеет не только его научно-методическими основами, но и опирается в своей повседневной деятельности на нормы и правила педагогической морали, на педагогическую технологию. Мы считаем, что целенаправленную подготовку бакалавров педагогического образования к профессионально-педагогическому общению с учащимися необходимо осуществлять на этапе их обучения в вузе.
Профессионально-педагогическое общение рассматривается как система (приемы и навыки) органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых. Содержанием данного взаимодействия является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация отношений с помощью коммуникативных средств [1].
Мы под профессионально-педагогическим общением понимаем профессиональное общение, которое имеет определенные педагогические функции и направления деятельности. Это духовно-нравственный фон и научное содержание учебно-воспитательного процесса, где преобладающее значение имеют гуманность, душевная щедрость педагога, желание понять ученика и помочь ему [2].
Готовность бакалавра педагогического образовании к профессионально-педагогическому общению с учащимися проявляется в его владении педагогической технологией; в устойчиво-положительном отношении к учащимся, к педагогическому труду; в увлеченности своей работой; в стремлении к диалогу в общении со школьниками; во внимательном отношении к детям; в умении предъявлять прямые и косвенные педагогические требования; в сформированности чувства ответственности за свои действия, поступки и слова; в творческом отношении к своим профессиональным обязанностям; в наличии ряда профессиональных качеств: перцептивных, рефлексивных, проективно-конструкторских, управленческих, защитных, регулятивных; в наличии коммуникативных свойств (осознание норм и правил педагогической этики, своих профессиональных качеств; умение управлять настроением собеседника, преодолевать барьеры в общении, ориентироваться в целях и задачах партнера по общению и др.). Готовность к профессионально-педагогическому общению с учащимся включает также коммуникативную компетентность, речевую грамотность педагога, умение аргументировать свои доводы, убеждать, сдерживать свои излишние эмоции, сопоставлять факты при принятии педагогических решений.
Педагоги сегодня должны быть готовыми осуществлять профессионально-педагогическое общение со школьниками на основе гуманистических начал, предполагающих создание социально-психологической атмосферы взаимного доверия, взаимного сотрудничества, умение занимать определенные исходные позиции в общении с учениками. Первая позиция выражается в искренности, открытости чувств, мыслей, переживаний педагога. Эта позиция выступает как альтернатива сугубо ролевому, дистанционному поведению, типичному для преподавателя традиционной системы обучения. Вторая позиция основана на доверии к ученикам и проявляется в выражении внутренней уверенности в потенциальных возможностях обучающихся. Во многом она перекликается с педагогическим оптимизмом, опорой на положительные свойства ученика. Третья позиция основана на умении
педагога «постоять в чужих туфлях», т.е. посмотреть на все вокруг, в том числе и на себя, глазами учащихся, оценить их действия и поступки с детских, подростковых позиций. [2].
Мы считаем, что овладению бакалаврами педагогического образования профессионально-педагогическим общением способствует:
- наличие соответствующих личностных качеств (общительность, артистичность, остроумие и др.), коммуникативных и речевых способностей (легко вступать в контакт с незнакомыми людьми, прогнозировать и предупреждать назревающие конфликты и др.);
- умение создать атмосферу доверительности, вызвать к себе симпатию, проявлять активный интерес к детям, оперативно ориентироваться в педагогической действительности.
Формирование готовности к профессионально-педагогическому общению с учащимися у бакалавров педагогического образования может осуществляться на занятиях, входящих в состав разных циклов, прежде всего гуманитарного, социального и экономического и профессионального циклов, во время прохождения педагогической практики, где будущие педагоги получают возможность непосредственно пообщаться с обучающимися, с педагогическим коллективом, родителями.
Достижение высокого уровня готовности к профессионально-педагогическому общению у бакалавров педагогического образования предотвращает возможные трудности во взаимодействии со школьниками, позволяет создавать наилучшие психолого-педагогические, социальные условия для разностороннего развития дарований и способностей детей в учебно-воспитательном процессе.
Литература
1. Кан-КаликВ.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя / В. А. Кан-Калик. М.: Просвещение, 1987. 190 с.
2. Кириллова О.В. Теоретические и методологические основы профессионально-педагогического общения: диссертация ... доктора
педагогических наук: 13.00.01. Чебоксары, 1998. 403 с.