Научная статья на тему 'Формирование профессионального мышления менеджера-экономиста'

Формирование профессионального мышления менеджера-экономиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
451
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FORMATION OF PROFESSIONAL MIND / TRAINING MANAGERS / ECONOMIC MANAGER / MANAGER / MANAGEMENT ACTIVITY / UNDERGRADUATE DEGREE IN ECONOMICS / FURTHER HIGHER EDUCATION / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ / ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ / МЕНЕДЖЕР-ЭКОНОМИСТ / РУКОВОДИТЕЛЬ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ЭКОНОМИКА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафаргалиев Эрнст Раисович

Цель. В фокусе авторского научного интереса находится подготовка управляющих кадров через дополнительное, второе образование с опорой на базовое образование по определённому направлению. Метод или методология проведения работы. Данная статья опирается на такие методы исследования, как анализ нормативных документов, контент-анализ документов и баз данных, кабинетное исследование по анализу вторичных источников информации. Результаты. В статье отмечается востребованность квалифицированных управленцев на рынке труда. Указывается необходимость более качественной подготовки менеджеров в вузе, так как процесс формирования профессионального мышления менеджеров отличается высокой степенью сложности. Менеджер со знаниями и умениями в конкретной области не может обладать универсальными характеристиками. Его профессиональное мышление должно быть подготовлено к высокоэффективной и плодотворной работе, решению специфических проблемных задач, так как необходимо устранить недостаток знаний в профессиональной области. На основании изложенного сделано заключение, что профессиональная подготовка менеджеров-экономистов в вузах должна проходить на основе полученного образования по направлению экономика и не может выступать в качестве первого или основного образования для будущего управленца. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в ходе разработке основных профессиональных общеобразовательных программ при подготовке управленческих кадров, подготовки в вузе будущих менеджеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL MIND OF ECONOMIC MANAGERS

Purpose. The author’s scientific interests are focussed on training managerial staff through further education based on their undergraduate degree in their field of study. Methodology. This paper uses the following research techniques: study of regulatory documents, analysis of the contents of documents and databases, desk review of secondary data. Results. The paper mentions high market demand for qualified managers. It highlights the necessity of better preparation of managers in universities as formation of professional mind of a manager is an extremely difficult process. A manager, who is knowledgeable and skilful in a certain field, cannot possess universal characteristics. Professional mind of a manger is not prepared to highly effective and productive work, to solving unique problems. Hence, a lack of professional knowledge should be eliminated. Therefore, it can be concluded that economic managers should be further educated in universities provided they have a degree in “Economics”. Managerial training cannot be first or mainstream education of future managers. Practical implications. The research results can be used in the development of the basic professional educational programs at management training.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионального мышления менеджера-экономиста»

DOI: 10.12731/2218-7405-2016-11-91-101 УДК 378.1

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

менеджера-экономиста

Сафаргалиев Э.Р.

Цель. В фокусе авторского научного интереса находится подготовка управляющих кадров через дополнительное, второе образование с опорой на базовое образование по определённому направлению.

Метод или методология проведения работы. Данная статья опирается на такие методы исследования, как анализ нормативных документов, контент-анализ документов и баз данных, кабинетное исследование по анализу вторичных источников информации.

Результаты. В статье отмечается востребованность квалифицированных управленцев на рынке труда. Указывается необходимость более качественной подготовки менеджеров в вузе, так как процесс формирования профессионального мышления менеджеров отличается высокой степенью сложности. Менеджер со знаниями и умениями в конкретной области не может обладать универсальными характеристиками. Его профессиональное мышление должно быть подготовлено к высокоэффективной и плодотворной работе, решению специфических проблемных задач, так как необходимо устранить недостаток знаний в профессиональной области. На основании изложенного сделано заключение, что профессиональная подготовка менеджеров-экономистов в вузах должна проходить на основе полученного образования по направлению экономика и не может выступать в качестве первого или основного образования для будущего управленца.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в ходе разработке основных профессио-

нальных общеобразовательных программ при подготовке управленческих кадров, подготовки в вузе будущих менеджеров.

Ключевые слова: формирование профессионального мышления; подготовка менеджеров; менеджер-экономист; руководитель; управленческая деятельность; базовое образование по направлению экономика; дополнительное высшее образование.

FORMATION OF PROFESSIONAL MIND OF ECONOMIC MANAGERS

Safargaliev E.R.

Purpose. The author's scientific interests are focussed on training managerial staff through further education based on their undergraduate degree in their field of study.

Methodology. This paper uses the following research techniques: study of regulatory documents, analysis of the contents of documents and databases, desk review of secondary data.

Results. The paper mentions high market demand for qualified managers. It highlights the necessity of better preparation of managers in universities as formation ofprofessional mind of a manager is an extremely difficult process. A manager, who is knowledgeable and skilful in a certain field, cannot possess universal characteristics. Professional mind ofa manger is not prepared to highly effective and productive work, to solving unique problems. Hence, a lack of professional knowledge should be eliminated. Therefore, it can be concluded that economic managers should be further educated in universities provided they have a degree in "Economics". Managerial training cannot be first or mainstream education of future managers.

Practical implications. The research results can be used in the development of the basic professional educational programs at management training.

Keywords: formation of professional mind; training managers; economic manager; manager; management activity; undergraduate degree in Economics; further higher education.

Введение

Человек, его личность, взаимоотношения, возникающие между людьми для достижения поставленных целей, являются центральными фигурами в концепции управления организацией. Организации относятся к специфическому виду систем, целевых социальных общностей и объединяют воедино различные процессы, подсистемы, ресурсы. Человек является самым ценным ресурсом организации и в то же время наиболее сложным в управлении. Ведь каждый человек неповторим и имеет особенности отличающие его от других. Отношения людей в самой организации протекают по линии субъект-субъектных и субъект-объектных. Это значит, что любая организация представляет собой единство двух подсистем управления: управляемой и управляющей [3, с. 16].

Под объектом управления следует понимать отдельного человека, структуру организации либо организацию в целом, на которых направлено управляющее действие. Субъект управления — орган либо лицо, осуществляющее управляющее действие. «Управление — цель, люди, процессы и инструменты» [6]. На высшем уровне руководства находятся первые лица — руководители организации, осуществляющие управление через постановку целей и разработку способов их достижения. В зависимости от поставленных целей определим субъект-объектный вид отношений в деятельности организации как манипуляцию, а субъект-субъектный как сотрудничество и соуправление.

В 2015 году на экономическом форуме в Давосе были представлены результаты опроса, проведённые международным экспертным Советом по России «Неизвестная Россия: энергия предпринимателей». Согласно полученным данным 30% опрошенных считают главными барьерами для развития бизнеса нехватку квалифицированных кадров. Отвечая на другой вопрос, в чём секрет успеха, руководители называли опять человеческие ресурсы: кадры и профессиональная команда являются главными факторами успеха бизнеса у 59% опрошенных [2].

В настоящее время складывается ситуация нехватки руководящих кадров на различных уровнях управления: от топ-менеджеров до руко-

водителей функциональных подразделений и линейных менеджеров. На руководящую должность могут выдвигаться люди с незначительным опытом работы, при этом учитывается образование. Личность руководителя определяет эффективность и успех в системе управления. В итоге, главным фактором, влияющим на принятие решения о том, подходит ли данный человек на должность руководителя, становится не стаж его работы, а полученное образование. Образование становится элементом инвестиции человека в свой будущий капитал.

Поэтому остро встаёт вопрос: «Где брать высококвалифицированных и грамотных руководителей?». Обучение в вузе является одним из этапов становления личности, её профессионализации. Приходится констатировать тот факт, что сегодняшние выпускники вузов не готовы к своей профессиональной деятельности [5, с. 156]. Поэтому очень актуальной является проблема образования менеджеров в вузах, подготовки будущих руководителей, настоящих профессионалов, принимающих самостоятельные решения в нестандартных условиях.

Обзор иностранной и отечественной литературы

Для начала определим профессиональное мышление как преобладающее использование принятых именно в данной профессиональной области приёмов решения проблемных задач, способов анализа проблемных ситуаций [8, с. 13-14]. Анализ научной литературы показывает, что существуют теоретические предпосылки, на которые можно опереться при изучении рассматриваемой проблемы. Так, сущность профессионального мышления, специфика его функционирования и структура рассматривается такими учёными как Б.Ф. Теплов, А.А. Баталов, З.А. Решетова, Е.А. Климов, К.М. Романов и др. Управленческая деятельность менеджеров исследовалась А.Г. Ковалевым, Б.Д. Парыгиным, К.К. Платоновым, А.Л. Свинциц-ким, Л.И. Уманским, А.А. Добряков, В.Г. Пузиков, В.Г. Ромик и др. Прослеживается научный интерес к деятельности руководителя в экстремальных ситуациях (В.Г. Зазыкин, И.В. Перминова, A.M. Се-мочкин, Е.Д. Климова), проблеме психологической готовности к ней (А.А. Деркач, О.Б. Дмитриева, А.А. Тетерин). Интересны труды

современных зарубежных учёных в области управления, таких как Ицхак Адизес, Трейси Брайана, П. Друкер, С. Кови, рассматривающие менеджмент как личностную характеристику.

Однако большинство трудов посвящённых проблеме подготовки менеджеров связывают с методикой подготовки и процессом обучения в вузе. Вне поля зрения остаётся, на наш взгляд, такой важный аспект как концепция подготовки, основа обучения менеджеров, а именно: подготовка менеджеров должна строиться на основе уже полученного образования по определённому направлению.

Постановка задачи

Профессиональное мышление не просто помогает применять знания, полученные в процессе обучения, оно определяет творческую деятельность руководителя, его изобретательность, способность к инновациям, а, следовательно, способствует дальнейшему эффективному развитию организации. Важность проблемы формирования профессионального мышления у обучающихся, её актуальность, определи цель настоящего исследования: обоснование необходимости подготовки управляющих кадров через второе или дополнительное образование с опорой на базовое образование, направленное на формирование профессионального управленческого мышления. Формирование профессионального мышления у будущих менеджеров в вузе позволяет повысить эффективность их профессиональной подготовки [10].

Описание исследования

В настоящее время подготовка менеджеров в вузах ведётся на двух уровнях: бакалавриат и магистратура, данная специальность довольно распространена и представлена во всех крупнейших российских вузах [9]. Анализ рынка труда указывает на востребованность и популярность менеджеров, позиции менеджеров по разным направлениям составляют от 40 до 60% вакансий [1]. Не смотря на то, что высококвалифицированные менеджеры нужны в различных отраслях народного хозяйства и бизнеса, в государственных структурах их подготовка относится к экономической специальности.

Здесь необходимо отметить, что тенденция современного развития экономики страны требует подготовки менеджеров и в других сферах, например, таких как медицина, педагогика, спорт.

Процесс формирования профессионального мышления менеджеров-экономистов отличается высокой степенью сложности. Он включает в себя: процесс обобщенного и опосредованного отражения профессиональной реальности; пути получения им новых знаний о разных сторонах труда и способах их преобразования; приемы постановки, формулирования и решения профессиональных задач; этапы принятия и реализации решений в профессиональной деятельности; приёмы целеобразования и планообразования в ходе труда; выработку новых стратегий профессиональной деятельности [8, с. 13-14]. Такое многообразие выполняемых функций должно опираться на базовое образование по определённому направлению. В данном случае мы говорим о концепции подготовки менеджере-экономисте, которая включает в себя следующие ключевые положения: 1) менеджер получил основное образование по направлению экономика; 2) была выявлена его готовность быть руководителем (этот момент раскрываем ниже); 3) менеджмент это второе или дополнительное образование.

Деятельность менеджера связана с постоянной необходимостью преодоления факторов включенности в управленческие связи, поиском нестандартных решений, новизной. При этом руководитель не может быть универсальным специалистом и принимать решения по всем сторонам сложного объекта. Даже в крупных организациях для принятия решения руководитель привлекает штабных специалистов (инженеров, экономистов, юристов). В частности, мы говорим о том, что студент, обучающийся в вузе по направлению экономика, получает базовые знания в данной области и становится в будущем экономистом. В дальнейшем при продвижении по карьерной лестнице возникает необходимость специальной подготовки экономиста к руководящей должности. Его основное профессиональное направление образования - экономика и необходимо проверить его готовность к управленческой деятельности [7]. Не каждый менеджер может обладать «чертами лидера», быть способным к управлению

и контролю за деятельностью организацией. В данном случае речь идёт о внутренней готовности человека к выполнению своих профессиональных обязанностей [13, 14]. Человек может быть морально и психологически не готовым взять на себя ответственность, которая возлагается на его плечи вместе с должностью [4, 11, 12]. Необходимо находить и отбирать таких людей, которые имеют склонность к управлению. Этот вопрос относится к области психологии и требует, на наш взгляд, более глубокой проработки. Но в данном случае мы говорим о подготовке менеджера с базовыми профессиональными знаниями: менеджер-экономист. Такой подход, на наш взгляд, должен применяться при подготовке руководителей и в других сферах деятельности: медицина, спорт, педагогика и др.

При этом можно выделить ряд принципов в концепции подготовки менеджера-экономиста. Первый принцип - профессионализм, который означает глубокое знание, а также владение практическими навыками в определённой области. Второй принцип - компетентность, подразумевающий знание предмета своей деятельности, наличие навыков в работе. Третий - развитие, это стремление к новому качеству, постоянное изучение и освоение передового опыта. И последний принцип - лидерство. Работник, продвигающийся по карьерной лестнице на руководящую должность должен обладать высоким уровнем психической деятельности, быть уверенным в себе, сильной личностью, способной повести за собой толпу.

Следовательно, руководитель - лицо, прошедшее особую подготовку и обладающий познаниями в определённой сфере деятельности (юриспруденция, медицина, управление, программирование), т.е. это менеджер со знаниями и умениями в конкретной области, в нашем случае, он не может обладать универсальными характеристиками.

В то же самое время программа обучения менеджеров включает в себя самые различные дисциплины: иностранный язык, маркетинг, психология, юриспруденция, бухгалтерский учёт, экономика и др. Происходит подготовка универсального специалиста, способного работать на любом предприятии, в любой организации, принимать участие в любых проектах и процессах. Однако в каждой области бизнеса су-

ществуют свои особенности, для принятия эффективных решений необходимы специфические знания. И профессиональное мышление менеджера в таких условиях не готово к высокоэффективной и плодотворной работе, решению специфических проблемных задач, так как необходимо устранить недостаток знаний в профессиональной области.

Заключение

Менеджер не может универсальным специалистом, и принимать решения по всем сторонам сложного объекта. Поэтому мы считаем, что профессиональная подготовка менеджеров-экономистов должна проходить на основе полученного образования по направлению экономика и не может выступать в качестве первого или основного образования. Будущий руководитель, проходя подготовку к управленческим процессам через дополнительное образование, формирует свои навыки, способности и умения менеджера уже на базе имеющихся специфических знаний. Мы можем говорить о концепции подготовки менеджера-экономиста, которая включает в себя следующие положения: 1) менеджер получил основное образование по направлению экономика; 2) выявлена готовность менеджера быть руководителем; 3) менеджмент — это второе или дополнительное образование.

Профессиональное мышление менеджера должно не просто быть направленным на применение знаний, полученных в ходе обучения, оно определяет творческую деятельность руководителя, его способность к инновациям, а, следовательно, выделим следующие принципы подготовки менеджера-экономиста: профессионализм, компетентность, развитие, лидерство, синергия. Формирование профессионального мышления менеджеров-экономистов необходимо осуществлять через функции управления, то есть совокупность таких видов деятельности, как планирование, организация, мотивация и контроль, осуществление которых обеспечивает эффективное функционирование организации.

Список литературы 1. Астрова Е. Менеджмент в вузах Санкт-Петербурга. URL: http://vuz.

edunetwork.ru/reviews/142 (дата обращения: 20.01.2016).

2. Бедарёва О. В России кадровая катастрофа: шесть ракурсов одной проблемы. URL: http://www.e-xecutrve.ru/career/hr-management/1952888-v-rossii-kadrovaya-katastrofa-shest-rakursov-odnoi-problemy (дата обращения: 22.01.2016).

3. Богунов Л.А. Функция управления в экономическом мышлении менеджера // Сибирская финансовая школа. 2015. N° 3 (110). С. 15-18.

4. Кови С. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности. [Пер. с англ.]; 5-е изд. М.: Альпина Паблишерз, 2010. 463 с.

5. Кочнева Е.М. Концептуальные основы подготовки студентов к проектированию будущей профессиональной деятельности. Н.Новгород: НГПУ им. К.Минина, 2013. 156 с.

6. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке [Пер. с англ.]; М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. 272 с.

7. Сафаргалиев Э.Р. Педагогические условия подготовки в вузе менеджеров-экономистов с дополнительными направлениями профессиональной деятельности: Дис. ... кандидата педагогических наук. Йошкар-Ола, 2012. 143 с. URL: http://www.dissercat.com/ content/pedagogicheskie-usloviya-podgotovki-v-vuze-menedzherov-ekonomrstov-s-dopolnrtelnymr-napravle.

8. Сафаргалиев Э.Р., Савицкий С.К., Сафаргалиева Д.Ф. Педагогические условия подготовки в вузе менеджеров-экономистов с дополнительными направлениями профессиональной деятельности: монография. Ульяновск: Зебра, 2015. 105 с.

9. Староверова Е. Какие российские вузы готовят самых успешных «белых воротничков» // www.Труд.ru: электронная газета, март 2010. URL: http://www.trud.ru/article/30-03-2010/239069_kuznitsa_ofisnyx_ kadrov.html (дата обращения: 20.01.2016).

10. Топузова А.Н. Формирование профессионального мышления у студентов управленческих специальностей в вузе: Дис. ... кандидата педагогических наук. Магнитогорск, 2004. 184 с.

11. Adizes Ichak. Leading The Leaders: How To Enrich Your Style of Management andHandle People Whose Style Is DifferentFrom Yours. Santa Barbara: The Adizes Institute Publishing. 2004, 65 р.

12. Adizes Ichak. Why You Cannot Be One and What To Do About It. Santa Barbara: The Adizes Institute Publishing, 2004. 79 p.

13. Tracy Brian. Maximum Achievement Goal Planner. Success Library, 1995. 83 p.

14. Tracy Brian. Speak to Win. Success Library, 2008. 208 p.

References

1. Astrova E. Menedzhment v vuzakh Sankt-Peterburga [Management of St. Petersburg universities]. http://vuz.edunetwork.ru/reviews/142 (accessed January 20, 2016).

2. Bedareva O. V Rossii kadrovaya katastrofa: shest'rakursov odnoyproblem [The Russian personnel disaster: six angles of a problem.]. http:// www.e-xecutive.ru/career/hr-management/1952888-v-rossii-kadrova-ya-katastrofa-shest-rakursov-odnoi-problemy (accessed January 22, 2016).

3. Bogunov L.A. Sibirskayafinansovaya shkola [Siberian financial school], 2015, no 3 (110), pp. 15-18.

4. Kovi S. Sem 'navykovvysokoeffektivnykh lyudey:Moshchnye instrumen-ty razvitiya lichnosti [Seven Highly Effective People Skills: Powerful Personality Development]. Moscow: Al'pina Pablisherz, 2010, p.

5. Kochneva E.M. Kontseptual'nye osnovypodgotovki studentov kproek-tirovaniyubudushcheyprofessional'noydeyatel'nosti [Conceptual bases of preparation of students to design future careers]. Nizhny Novgorod: NGPU im. K.Minina, 2013, 156 p.

6. Druker P.F. Zadachi menedzhmenta v XXIveke [Management Challenges in the XXI century]. Moscow: Izdatel'skiy dom «Vilyams», 2004, 272 p.

7. Safargaliev E.R. Pedagogicheskie usloviyapodgotovki v vuze menedzhe-rov-ekonomistov s dopolnitel 'nymi napravleniyami professional 'noy deyatelnosti [Pedagogical conditions of training in high school managers-economics with additional areas of professional activity]. Yoshkar-Ola, 2012, 143 p. http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-uslovi-ya-podgotovki-v-vuze-menedzherov-ekonomistov-s-dopolnitel-nymi-napravle.

8. Safargaliev E.R., Savitskiy S.K., Safargalieva D.F. Pedagogicheskie usloviya podgotovki v vuze menedzherov-ekonomistov s dopolnitel'nymi napravleniyami professional'noy deyatel'nosti [Pedagogical conditions

of training in high school managers-economics with additional areas of professional activity]. Ulyanovsk: Zebra, 2015, 105 p.

9. Staroverova E. www.Trud.ru: elektronnayagazeta [www.Trud.ru: electronic newspaper], Mart 2010. http://www.trud.ru/article/30-03-2010/239069_ kuznitsa_ofisnyx_kadrov.html (accessed January 20, 2016).

10. Topuzova A.N. Formirovanie professional'nogo myshleniya u studen-tov upravlencheskikh spetsial'nostey v vuze [Formation of professional thinking at students of administrative specialties in high school]. Magnitogorsk, 2004, 184 p.

11. Adizes Ichak. Leading The Leaders: How To Enrich Your Style of Management andHandle People Whose Style Is Different From Yours. Santa Barbara: The Adizes Institute Publishing. 2004, 65 р.

12. Adizes Ichak. Why You Cannot Be One and What To Do About It. Santa Barbara: The Adizes Institute Publishing, 2004. 79 р.

13. Tracy Brian. Maximum Achievement Goal Planner. Success Library, 1995. 83 р.

14. Tracy Brian. Speak to Win. Success Library, 2008. 208 р.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Сафаргалиев Эрнст Раисович, доцент, канд. педагогических наук Набережночелнинский институт Казанского федерального университета

пр. Сююмбике, 10а, г. Набережные Челны, Республика Татарстан, 423812, Российская Федерация 927242@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR Safargaliev Ernst Raisovich, Docent, Candidate of Pedagogical Science

Kazan Federal University - Naberezhnye Chelny Institute

10a, pr. Syuyumbike, Naberezhnye Chelny, Republic of Tatarstan,

423812, Russian Federation

927242@mail.ru

SPIN-code: 4067-7216

ResearcherID: P-5361-2015

Scopus Author ID: 55935013500

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.