Научная статья на тему 'Проектирование содержания подготовки будущего экономиста на основе принципа самоорганизации'

Проектирование содержания подготовки будущего экономиста на основе принципа самоорганизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА ЭКОНОМИСТОВ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / РАЗВИВАЮЩАЯ СИСТЕМА / ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА / САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ СИСТЕМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / EDUCATIONAL SYSTEM / ECONOMISTS EDUCATION / ECONOMISTS TRAINING / SELFORGANIZATION / DEVELOPING SYSTEM / OPEN SYSTEM / SELFORGANIZING SYSTEM / PROFESSIONAL COMPETENCE / PERSONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казаков Г. В., Виноградова М. В., Коломок О. И.

Рассматриваются вопросы проектирования содержания профессиональной подготовки будущего экономиста на основе принципа самоорганизации в культурно-образовательном пространстве вуза. Анализируются теоретические проблемы создания целостной многосторонней интегрирующей образовательной системы, которая способствует саморазвитию всех подструктур и факторов среды профессиональной подготовки экономиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMISTSTOBE TRAINING CONTENT PROJECTING BASED ON THE SELFORGANIZATION PRINCIPLE

The article covers the problems of design of the content of vocational training based on the principle of selforganization of the future economists in cultural and educational space of the university. The theoretical problems of creating a coherent multilateral integrative educational system that promotes selfdevelopment of all substructures and environmental factors in economists training are considered

Текст научной работы на тему «Проектирование содержания подготовки будущего экономиста на основе принципа самоорганизации»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ^^^_ ^^ И^?ИХОЛОГИЧЕСКИЕ^НАУКИ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ЭКОНОМИСТА НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПА САМООРГАНИЗАЦИИ

Г.В. КАЗАКОВ, М.В. ВИНОГРАДОВА

13.00.08 — теория и методика профессионального образования

[email protected]

Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор

О.И. КОЛОМОК

Аннотация. Рассматриваются вопросы проектирования содержания профессиональной подготовки будущего экономиста на основе принципа самоорганизации в культурно-образовательном пространстве вуза. Анализируются теоретические проблемы создания целостной многосторонней интегрирующей образовательной системы, которая способствует саморазвитию всех подструктур и факторов среды профессиональной подготовки экономиста.

Ключевые слова: педагогическая система, экономическое образование, подготовка экономистов, самоорганизация, развивающая система, открытая система, самоорганизующаяся система, профессиональная компетентность, личностная компетентность.

ECONOMISTSTOBE TRAINING CONTENT

PROJECTING BASED ON THE SELFORGANIZATION PRINCIPLE

G.V. KAZAKOV, M.V. VINOGRADOVA

The summary. The article covers the problems of design of the content of vocational training based on the principle of selforganization of the future economists in cultural and educational space of the university. The theoretical problems of creating a coherent multilateral integrative educational system that promotes selfdevelopment of all substructures and environmental factors in economists training are considered.

Key words: educational system, economists education, economists training, selforganization, developing system, open system, selforganizing system, professional competence, personal competence.

Инновационные преобразования в начале XXI в. внесли коренные изменения в традиционную систему образования в России, способствовали процессу диверсификации образовательных систем и появлению многообразных образовательных маршрутов в стратегии развития содержания образования. Определяющим критерием состояния и результативности процесса образования выступает качество профессиональной подготовки будущего специалиста [1].

Необходимость создания целостной интегрирующей многосторонней образовательной системы, способствующей саморазвитию всех подструктур и факторов среды, актуализирует принцип самоорганизации в подготовке будущего экономиста в культурно образовательном пространстве.

Самоорганизация — интегральная совокупность природных и социально приобретенных свойств,

воплощенная в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения и реализуемая в упорядоченности деятельности и поведения. Это показатель личностной зрелости. Первым признаком высокой самоорганизации следует считать активное самосознание себя как личности. И если процесс самовоспитания преимущественно направлен в будущее, то самоорганизация предполагает, что этот процесс происходит в настоящее время. Одним из показателей развития самоорганизации является соответствие жизненных выборов (профессии, друзей и т.д.) индивидуальным особенностям личности [2].

Самоорганизация — это возможность добиться максимального эффекта при наименьших затратах энергии, времени, материалов; правильное использование времени с наибольшим результатом; ясное

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

представление цели, смысла, порядка выполнения, приоритетов работы. Особенностью развивающихся систем является их способность к самоорганизации, которая проявляется в самосогласованном функционировании системы за счет внутренних связей с внешней средой. При рассмотрении развития как процесса самоорганизации системы выделим две основные фазы: адаптацию, или эволюционное развития, и отбор. Самоорганизующиеся системы обладают механизмом непрерывной приспособляемости (адаптации) к меняющимся внутренним и внешним условиям, непрерывного совершенствования поведения с учетом прошлого опыта.

В результате анализа работ А.Н. Леонтьева, С.А. Рубинштейна, К.Маркса, Б. Парыгина, Р.С. Немова, Й. Шульпетера универсальным видом экономической деятельности выделяется предпринимательство. Это осуществление организационной инновации в целях извлечения прибыли. Оно констатирует три необходимых элемента: организационные действия, инициирование изменений и денежный доход как цель и критерий успеха.

Вместе с изменениями в социальной базе предпринимательства происходит расчленение предпринимательской деятельности на следующие виды деятельности:

® финансовую — финансист есть поставщик капитала;

® маркетинговую — поставщик нового знания;

экспертную для людей с юридическим или экономическим образованием, предполагающую организационно-правовые формы для создания или трансформации организации — поставщик организационной схемы;

деятельность менеджера, выстраивающую структуру внутренних и внешних связей новой организации, — поставщик управленческих технологий.

Экономисты, как правило, определяют предпринимательство безлично — как функцию, необходимую для успешного экономического развития.

Экономическая деятельность основана на экономических действиях. Как и любую другую деятельность, ее побуждает мотивация. Всякая экономическая активность людей осуществляется в конечном счете во имя реализации их потребностей, которые можно определить как необходимость и возможность приобретения, сохранения и использования разных благ — экономических и неэкономических, материальных и нематериальных. Если некое благо оказы-

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

вается значимым, желаемым для человека, оно превращается в стимул — внешний объект стремления, актуализированную потребность. Когда импульс стремления к этому объекту проходит через сознание человека, стимул перерастает в мотив — внутреннее побуждение к действию.

Сложный характер хозяйственных мотивов человека вызывается тем, что выполняя, казалось бы, чисто экономические функции, он выступает одновременно как продукт, носитель и творец культуры. Экономическую деятельность можно представить как обмен действиями, которые осуществляются на началах возмездности и эквивалентности в целях максимизации полезности хотя бы для одного, а в идеале — для всех участников этого обмена.

Таким образом, для того чтобы система профессиональной подготовки экономиста была более действенной на основе принципа самоорганизации в культурно-образовательном пространстве вуза, являющегося системообразующим фактором развития качественно новой образовательной системы, необходимо определить особенности формирования профессионально-личностной компетентности экономистов и механизмы ее развития в культурно образовательном пространстве вуза.

Проектирование содержания экономического образования на основе принципа самоорганизации способствует созданию необходимых условий для саморазвития будущих финансистов, менеджеров, бухгалтеров и осуществления мониторинга процесса личностно-профессионального саморазвития субъектов культурно-образовательного пространства, организации педагогически целесообразной деятельности, а также создания ситуаций свободного выбора индивидуальных путей личностно-профессиональ-ного саморазвития, видов и способов их взаимодействия и т.д.

Литература

1. Мареев В.И., Мкртчян Н.М. Современные подходы к модернизации высшего педагогического образования // Известия Южного федерального университета. 2008. № 8. С. 13—26.

2. Халанская В.А. Активные методы обучения как фактор самоорганизации личности студентов // Субъект образования как самоорганизующаяся система : сб. науч. тр. сотрудников кафедры психологии / под ред. Н.В. Поддубного, В.В. Гребневой. Белгород, 2005. С. 324—341.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.