Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности будущих экономистов в условиях современного вуза'

Формирование профессиональной компетентности будущих экономистов в условиях современного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2382
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / MODEL / SYSTEM OF PREPARATION OF WOULD-BE ECONOMISTS / PROFESSIONAL COMPETENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова О. Г., Харитонова Л. А.

Обосновывается необходимость моделирования системы формирования профессиональной компетентности будущих экономистов, которая состоит из целого ряда взаимосвязанных компонентов: цели, закономерностей, принципов, задач, основных направлений, организационных форм, методов обучения и воспитания, средств, результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максимова О. Г., Харитонова Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCY OF WOULD-BE ECONOMISTS IN A MODERN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The article provides ground for the necessity to model the system of professional competency of would-be economists which includes a number of interrelated components: goal, regularities, principles, tasks, basic directions, organizational forms, methods of teaching and upbringing, means and the resulting component.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности будущих экономистов в условиях современного вуза»

УДК 330 : 378.016

О. Г. Максимова, Л. А. Харитонова

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

Обосновывается необходимость моделирования системы формирования профессиональной компетентности будущих экономистов, которая состоит из целого ряда взаимосвязанных компонентов: цели, закономерностей, принципов, задач, основных направлений, организационных форм, методов обучения и воспитания, средств, результата.

Ключевые слова: модель, система подготовки будущих экономистов, профессиональная компетентность.

Коренные социально-экономические преобразования, поворот России к демократии, правовому государству, рыночной экономике и обусловленные этими процессами преобразования в ведущих сферах общественной жизни вызвали необходимость кардинальных изменений в системе образования вообще и в системе высшего профессионального образования в частности.

По мнению многих ученых (Е. П. Белозерцев, Б. С. Гершунский, Э. Ф. Зеер [1], А. И. Иванов, В. А. Сластёнин [2], Г. П. Щедровицкий и др.), преобразования, происходящие в системе высшего профессионального образования, характеризуются изменениями парадигмы отечественного профессионального образования, возникновением его новых функций и тенденций подготовки специалистов, адаптированных к рынку труда [1].

Эти и другие объективные предпосылки, обусловившие процесс модернизации системы профессионального образования, привели к реорганизации системы подготовки специалистов высшей квалификации.

Требования к уровню подготовки выпускника по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии» определены Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, в котором указывается, что выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации.

Все требования к качеству профессиональной подготовки будущего экономиста имеют непосредственное отношение к уровню сформированности у него профессиональной компетентности.

В Педагогическом энциклопедическом словаре понятие «компетентность» определено как способность специалиста применять знания для решения практических задач в соответствии с его компетенцией, т. е. кругом полномочий, профессиональных обязанностей, вопросов (или за пределами этого круга), в которых данный человек достаточно сведущ, располагая необходимыми информацией и практическим опытом [3].

В настоящее время общество испытывает острую потребность в специалистах, способных поддерживать равные или более высокие, чем у конкурентов, профессиональные стандарты в условиях динамич-

ных рыночных отношений. Вместе с тем исследования ученых показали, что выпускники вузов в своем большинстве не готовы к работе в условиях перманентной неопределенности экономической действительности. Определенное количество молодых специалистов не способны к изменению профиля деятельности при изменившейся стратегии развития предприятия, технологиях, не в состоянии проявлять гибкость мышления в разрешении конкретных ситуаций, прогнозировать их возможные последствия. Поэтому в большинстве своем выпускники экономических факультетов не могут составить тот ресурс специалистов, который необходим для создания конкурентоспособных товаров и услуг.

Одной из причин сложившегося положения являются недостатки профессиональной подготовки, при которой студент выступает объектом процесса профессионального становления. В свете вышеизложенного необходимо выявить пути и средства, обеспечивающие становление будущего специалиста, привитие у него элементов функциональной грамотности и творческое использование полученных в вузе знаний в конкретных ситуациях профессионально-экономической сферы.

Опираясь на многочисленные исследования ученых (З. А. Решетова [4], М. Розенова [5], А. В. Петров [6], А. В. Петровский [7], К. К. Платонов [8] и др.) и материалы собственного исследования, мы разработали модель процесса формирования профессиональной компетентности у будущих экономистов, которая состоит из целого ряда взаимосвязанных компонентов: цели, закономерностей, принципов, задач, основных направлений, организационных форм, методов обучения и воспитания, средств, результата (см. схему).

Системообразующим компонентом разработанной нами модели является ее цель - совершенствование процесса формирования у будущих экономистов профессиональной компетентности в условиях современного вуза.

Для успешной реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- формирование у будущих экономистов соответствующих (теоретических и технологических) знаний, социальных, познавательных, организационных и спе-

Задачи:

- формирование у будущих экономистов соответствующих знаний, социальных, познавательных, организационных и специальных способностей, позволяющих им успешно осуществлять профессиональную деятельность;

- формирование у них умений и навыков, раскрывающих содержательную сторону профессиональной деятельности;

- организация соответствующей учебнопрофессиональной среды средствами современных информационных

и педагогических технологий;

- выработка у будущих экономистов потребности в саморазвитии профессиональной компетентности;

- осуществление мониторинга процесса формирования профессиональной компетентности у будущих экономистов

Модель процесса формирования профессиональной компетентности у будущих экономистов в условиях современного вуза

Закономерности: Принципы:

- обусловленность процесса формирования - системности;

профессиональной компетентности у будущих - целостности;

экономистов социально-экономическими пре- - гуманизации;

образованиями и реформированием системы - культуросо-

высшего профессионального образования; образности;

- зависимость данного процесса от специфики - оптимального

будущей профессиональной деятельности и сочетания общих,

требования общества к экономистам; групповых, инди-

- обусловленность эффективности формирова- видуальных форм

ния профессиональной компетентности у бу- организации учеб-

дущих экономистов при наличии в вузе опре- ного процесса;

деленных педагогических условий; - профессиональ-

- соотнесенность технологии формирования ной мобильности;

профессиональной компетентности с этапами - прочности овла-

профессионального становления личности дения профес-

студента; сиональными

- соотношение процесса формирования про- компетенциями

фессиональной компетентности и индивиду- и др.

ального опыта будущих экономистов, их по-

требности в саморазвитии и т. д.

циальных способностей, позволяющих им успешно осуществлять профессиональную деятельность;

- формирование у них умений и навыков, раскрывающих содержательную сторону профессиональной деятельности;

- организация соответствующей учебно-профессиональной среды средствами современных информационных и педагогических технологий;

- выработка у будущих экономистов потребности в саморазвитии профессиональной компетентности;

- осуществление мониторинга процесса формирования профессиональной компетентности у будущих экономистов.

Важными компонентами разработанной нами модели процесса формирования профессиональной компетентности у будущих экономистов являются закономерности и принципы.

К основным закономерностям, которые необходимо учитывать при организации данного процесса, относятся:

- обусловленность процесса формирования профессиональной компетентности у будущих экономистов социально-экономическими преобразованиями и реформированием системы высшего профессионального образования;

- зависимость данного процесса от специфики будущей профессиональной деятельности и требования общества к экономистам;

- обусловленность эффективности формирования профессиональной компетентности у будущих экономистов при наличии в вузе определенных педагогических условий;

- соотнесенность технологии формирования профессиональной компетентности с этапами профессионального становления личности студента;

- соотношение процесса формирования профессиональной компетентности и индивидуального опыта будущих экономистов, их потребности в саморазвитии.

Из всего разнообразного спектра принципов профессионального обучения нами были выделены принципы, позволяющие отразить зависимость объективных закономерностей учебного процесса от целей обучения будущих экономистов. Поэтому основными, на наш взгляд, являются принципы: системности; целостности; гуманизации; культуросообразности; оптимального сочетания общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса; профессиональной мобильности; прочности овладения профессиональными компетенциями и др.

Опора на компетентностный подход к конструированию модели процесса формирования профессиональной компетентности у студентов и следование логике исследования позволили раскрыть главную составляющую разработанной нами модели - основные направления содержания этой работы в условиях современного вуза.

Рассматривая содержание профессионального образования через призму компетентностного подхода, Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк [1] раскрыли содержание основных единиц профессионального образования, которыми, по их мнению, должны овладеть в ходе обучения в вузе будущие экономисты (см. таблицу).

В соответствии с характеристикой содержания основных единиц профессионального образования, данной вышеуказанными учеными, мы выделили следующие основные направления процесса формирования профессиональной компетентности:

- вооружение будущих экономистов теоретическими и технологическими знаниями в процессе изучения ими всех учебных дисциплин, определенных Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии»;

- формирование социальных компетенций - способности к сотрудничеству, ведению дискуссий, восприятию критики, готовности к согласованным действиям, направленным на достижение поставленных целей, и др.;

- формирование познавательных компетенций -способности к систематизации, оценке учебно-профессиональной информации, самостоятельной идентификации собственных образовательных потребностей и др.;

- формирование организационных компетенций -способности и готовности самостоятельно организовывать учебную и профессиональную деятельность на основе ее планирования и оценки;

- формирование специальных компетенций - способности самостоятельно решать учебные и профессиональные задачи в конкретной практической ситуации на основе полученных знаний с соблюдением соответствующих норм.

Исследования ученых показали, что формирование профессиональной компетентности у будущих экономистов напрямую зависит от правильного выбора форм, методов и средств организации учебного процесса.

Из всего спектра организационных форм обучения, имеющихся в арсенале педагогической науки, нами были выбраны формы обучения, максимально подходящие для осуществления педагогической деятельности на экономических факультетах вузов в рамках компетентностного подхода.

К ним мы относим:

- формы обучения: лекции, практические занятия, учебные конференции, экскурсии, педагогическая практика, курсовые и дипломные работы, самостоятельная работа студентов и т. д.;

- формы контроля, учета и оценки знаний, умений и навыков: зачеты, экзамены, защита курсовых и дипломных работ и др.;

Характеристика содержания основных единиц профессионального образования с позиции

компетентностного подхода

Базовые компетентности Социально-профессиональные компетенции Ключевые квалификации

Общекультурные

Осведомленность об особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека, отдельных народов; знание опыта прошлых поколений, культурного наследия, выдающихся исторических личностей в сфере науки, культуры и производства Наличие сформированной социальной картины мира; понимание национально-культурной специфики общения; глубокое погружение в современную культуру страны; способность к межкультурному взаимодействию; уважение прав и свобод человека и т. д. Толерантность, космополизм, гуманность, общая культура и др.

Компетентность в бытовой и культурнодосуговой сфере; знание правил личной гигиены; внутренняя экологическая культура; знание правил безопасной жизнедеятельности; половая грамотность и т. п. Способность к организации досуга, направленного на личностное развитие в процессе самообразования; осмысление и понимание экологических проблем, стоящих перед человечеством; сформированная внутренняя экологическая культура; понимание гендерных различий и целого ряда других социальных проблем Нравственная культура, экологичность, справедливость и др.

Социальные

Знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства; знания в сфере гражданско-общественной деятельности (права потребителя, покупателя); правовая и экономическая грамотность Умение проводить анализ ситуации на рынке труда, учитывать в действиях личную и общественную выгоду; признание этических норм и руководство ими во взаимоотношениях с окружающими людьми и др. Предприимчивость, гражданская и юридическая ответственность, патриотизм и др.

Знание необходимых норм и правил поведения; риторическая грамотность; владение техникой аргументации и ведения спора; осведомленность относительно способов учебного сотрудничества, технологий разрешения конфликтных ситуаций и т. д. Понимание актуальных проблем социальной политики государства на современном этапе, осознание социальных аспектов межличностного и делового взаимодействия; овладение принятыми в обществе нормами делового общения; целесообразное использование понятийно-категориального аппарата и средств общения, соблюдение речевой дисциплины; наличие эмоциональной устойчивости в ситуации социальнопрофессиональной напряженности, умений гасить конфликты; проявление терпимости к мнению других; умение осуществлять прогноз межсубъектных отношений; наличие умений межсубъектного взаимодействия в ходе профессиональной деятельности Эмоциональная устойчивость, рефлексивность и др.

Учебно-познавательные

Осведомленность относительно приемов действий в нестандартных ситуациях, эвристических методов решения проблем Способность к самостоятельному решению возникающих нестандартных задач; мобильность принятия решений в нестандартных ситуациях Kpeaтивнocть

Осведомленность о различных способах размещения и использования ресурсов; усвоение способов приобретения знаний из различных источников информации; знание основ рациональной организации учебной деятельности; освоение основ организации исследовательской деятельности; знание социально-экономических аспектов научных исследований, их применения в народном хозяйстве и последствий использования достижений науки Владение алгоритмом процесса сбора и обработки информации; наличие умений по получению и структурированию найденной информации; осуществление рационального планирования исследовательской деятельности; использование математической статистики для анализа данных о различных аспектах экономической и финансовой деятельности Информационная мобильность

Орг аниз анионные

Знание принципов временного менеджмента, планирования дня; владение умениями планировать временный режим работы Способность к организации и контролю своей деятельности, самооценка; способность корректировать и менять траекторию личностного развития; способность к обобщению результатов, выявлению ошибок, осуществлению и корректировке планов; способность противостоять неуверенности и неопределенности Самоменеджмент, организованность

Специальные

Информационно-технологическая грамотность Владение информационно- техническими средствами обеспечения деятельности (компьютер, факс, Интернет и пр.); владение технологиями обработки информации, обучающими программами, компьютерными словарями, справочниками и др. Профессиональная мобильность

Знание основ измерительной деятельности; владение приемами получения и обработки данных и т. п. Владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и других методов познания в области экономики и финансов Технологичность

Знание профессионального этикета; осведомленность относительно рационального использования природных ресурсов и т. д. Умение ориентироваться в профессиональной этике; способность к рационализации технологических процессов и др. Профессиональная нормативность, социально- профессиональная ответственность

- формы организации научно-исследовательской работы: студенческое научное общество, научные конференции, олимпиады, конкурсы профессионального мастерства и др.

Компетентностный подход предполагает использование всех вышеперечисленных организационных форм обучения на традиционных для высшей школы лекциях, практических занятиях, учебных конференциях, экскурсиях, различных видов практиках, при написании курсовых и дипломных работ, а также в процессе самостоятельной работы студентов.

Организуя учебный процесс с позиции требований компетентностного подхода, в ходе обучения целесообразно использовать и дидактические игры, которые таят в себе большое количество резервных возможностей, позволяющих:

- активизировать и интенсифицировать процесс обучения, так как они достаточно сильно стимулируют мотивы учебной деятельности студентов;

- воссоздать межличностные отношения, ситуации принятия коллективных решений, смоделировать реальные условия общественной жизни или профессиональной деятельности;

- в широких пределах варьировать проблемность, трудность, сложность учебного материала, включенного в ситуацию игровой деятельности;

- гибко сочетать разнообразные приемы и методы обучения и учения: от репродуктивных до проблемных;

- моделировать практически любой вид профессиональной деятельности.

Важной организационной формой обучения является практика. Подразделяясь на ознакомительную, учебно-производственную и преддипломную, прак-

тика предполагает формирование профессиональных умений и навыков в производственных условиях в процессе профессиональной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среди основных организационных форм, широко используемых в вузе, большое значение для эффективности процесса обучения, формирования у будущих экономистов профессиональной компетентности имеет самостоятельная работа студентов. Осуществляясь под «прямым или косвенным руководством преподавателя, она способствует созданию благоприятных условий для самостоятельного выполнения студентами различного вида заданий с целью развития у себя знаний, умений, навыков и личностных качеств»

[9].

Другими организационными формами обучения являются формы контроля, учета и оценки знаний. При их умелом использовании преподавателям предоставляется возможность вовремя реагировать на неуспеваемость студентов, корректировать учебный процесс для достижения лучшего результата.

К данным формам мы относим зачеты, экзамены, защиту курсовых и дипломных проектов. Так, зачет выступает в качестве формы итогового контроля знаний по результатам изучения учебной дисциплины. Экзамен, выступая в форме итогового контроля знаний, проводится по результатам изучения раздела или всего курса и, как правило, в устной или письменной формах.

Курсовое и дипломное проектирование, направленное на самостоятельное решение студентами целого комплекса учебно-методических, научных, творческих и других, объединенных общей тематикой, задач также помогает выработке профессиональной компетентности будущих экономистов. Курсовое и

дипломное проектирование осуществляется под руководством научного руководителя, как правило, имеющего ученую степень.

Следующими организационными формами обучения будущих экономистов являются формы организации научно-исследовательской работы. К ним необходимо отнести участие студентов в работе студенческого научного общества, в научных конференциях, предметных олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства и др.

В основу процесса формирования профессиональной компетентности у будущих экономистов в высшем учебном заведении мы положили следующую классификацию методов обучения, данную И. Я. Лернером и М. Н. Скаткиным:

- информационно-рецептивный,

- репродуктивный,

- проблемного изложения,

- эвристический,

- исследовательский [10].

В профессиональной педагогике методы воспитания классифицируются как методы:

- организации коллектива,

- убеждения,

- стимулирования.

Методы организации коллектива подразделяются на ряд методов. Среди них важными являются: дисциплина, самообслуживание, соревнование и самоуправление. Данные методы во взаимодействии друг с другом позволяют сформировать коллектив студен-тов-экономистов, привить им умения коллективного сотворчества.

Методы убеждения (информация, поиск, дискуссия, взаимное просвещение) способствуют выработке у будущих специалистов в области экономики гуманистических взглядов и личных убеждений путем взаимного просвещения, участия в дискуссиях, конференциях и др. Убеждаясь в правоте сказанного, студенты формируют свою систему взглядов на мир, общественные и социальные отношения. Убеждение как метод находит свою реализацию в процессе образовательной деятельности будущих экономистов на занятиях по всем предметам учебного плана.

Методы стимулирования (требование, перспектива, поощрение, наказание, общественное мнение) предполагают воздействие на мотивационную сферу, в основе которого лежит формирование у обучающихся осознанных побуждений их жизнедеятельности.

Данные методы мы выбрали в качестве одного из компонентов модели процесса формирования профессиональной компетентности у будущих экономистов.

К компонентам модели процесса формирования профессиональной компетентности у будущих экономистов относятся и дидактические средства обучения.

Учеными выделяются дидактические средства обучения для преподавателя и для обучающихся. К первым относят предметы, используемые преподавателем в качестве средства реализации целей образования; ко вторым - индивидуальные средства обучающихся.

Все дидактические средства обучения ученые делят на две категории: статические и динамические. К статическим относятся:

- печатные текстовые средства - учебники, учебные пособия;

- простые визуальные средства - оригинальные предметы, модели, картины, таблицы, диаграммы, графики, муляжи, карты.

К динамическим средствам обучения ученые относят:

- механические визуальные средства - диски, эпидиаскоп и др.;

- аудиальные средства - проигрыватели, магнитофоны, радиоприемники;

- аудиовизуальные средства - телевизоры, кино-и видеокамеры, видеомагнитофоны, компьютеры;

- средства, автоматизирующие процесс обучения, -тренажеры, компьютеры и др. [11].

Перечисленные дидактические средства обучения в своей совокупности образуют единую целостность -учебно-методический комплекс, успешно работающий в условиях широкого использования новых информационных технологий.

Все элементы представленной нами модели процесса формирования профессиональной компетентности у будущих экономистов в условиях современного вуза взаимосвязаны и взаимообусловлены, что подтверждает ее целостность и системность.

Ожидаемый результат внедрения данной модели в учебный процесс экономического факультета высших учебных заведений - достаточно высокий уровень сформированности профессиональной компетентности у выпускников этого факультета.

Таким образом, разработанная нами модель процесса формирования профессиональной компетентности у будущих экономистов состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, имеет целостный и системный характер. Как показала опытно-экспериментальная работа, ее внедрение в учебный процесс экономических факультетов вузов позволит осуществлять профессиональную подготовку в соответствии с требованиями рынка труда.

Список литературы

1. Зеер Э. Ф. и др. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2005. 217 с.

2. Сластёнин В. А. Основные тенденции модернизации высшего образования // Педагогическое образование и наука. 2004. № 1. С. 43-49.

3. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2002. 528 с.

4. Решетова З. А. Психологические основы профессионального обучения. М.: Педагогика, 1982. 218 с.

5. Розенова М. Профессиональная компетентность и гуманитарные дисциплины // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 169-170.

6. Петров А. В. Профессиональная компетентность: понятийно-терминологические проблемы // Вестник высшей школы. 2004. № 10. С. 6-10.

7. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 255 с.

8. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Просвещение, 1984. 102 с.

9. Андреев В. И. Педагогика высшей школы. Казань: Центр инновационных технологий, 2005. 287 с.

10. Лернер И. Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. 64 с.

11. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие / под ред. В. Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2005. 202 с.

Максимова О. Г., доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой гуманитарных наук.

Чебоксарский институт экономики и менеджмента Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.

Ул. К. Маркса, 60, г. Чебоксары, Чувашская Республика, Россия, 428000.

E-mail: [email protected]

Харитонова Л. А., кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой французского языка.

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я Яковлева.

Ул. К. Маркса, 38, г. Чебоксары, Чувашская Республика, Россия, 428000.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 22.10.2009

O. G. Maksimova, L. A. Kharitonova

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCY OF WOULD-BE ECONOMISTS IN A MODERN HIGHER

EDUCATIONAL INSTITUTION

The article provides ground for the necessity to model the system of professional competency of would-be economists which includes a number of interrelated components: goal, regularities, principles, tasks, basic directions, organizational forms, methods of teaching and upbringing, means and the resulting component.

Key words: model, system of preparation of would-be economists, professional competency.

Maksimova O. G.

Cheboksary Institute of Economics and Management branch of Saint Petersburg State Politechnical University.

Ul. K. Marksa, 60, Cheboksary, Repubic Chuvashia, Russia, 42800.

E-mail: [email protected]

Kharitonova L. A.

Chouvash State Pedagogical University named after I. Y. Yakovlev

Ul. K. Marksa, 38, Cheboksary, Repubic Chuvashia, Russia, 42800.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.