Научная статья на тему 'Повышение конкурентоспособности студентов технических вузов через формирование необходимых компетенций'

Повышение конкурентоспособности студентов технических вузов через формирование необходимых компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСКНИК / GRADUATE / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / TECHNICAL COLLEGE / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / COMPETITIVENESS INCREASE / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCES / ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PERSONAL COMPETENCES / COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шемшурина С.А.

В статье рассматриваются современные подходы к вопросу формирования ключевых компетенций выпускников технических вузов на примере внедрения активных форм и методов обучения, тесной интеграции учебно-воспитательного процесса и научнопроизводственной сферы, а также новых и эффективных форм организации самостоятельной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шемшурина С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASE OF COMPETITIVENESS OF STUDENTS OF TECHNICAL COLLEGES THROUGH FORMATION OF NECESSARY COMPETENCES

In article modern approaches to a question of formation of key competences of graduates of technical colleges on the example of introduction of active forms and methods of training, close integration of teaching and educational process and the scientific production sphere, and also new and effective forms of the organization of independent work of students are considered.

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентоспособности студентов технических вузов через формирование необходимых компетенций»

УДК: 378.14

ББК: 74.485

Шемшурина С.А.

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ НЕОБХОДИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Shemshurina S.A.

INCREASE OF COMPETITIVENESS OF STUDENTS OF TECHNICAL COLLEGES THROUGH FORMATION OF NECESSARY COMPETENCES

Ключевые слова: выпускник, компетенции, компетентность, технический вуз, формирование, повышение конкурентоспособности, профессиональные компетенции, личностные компетенции.

Keywords: graduate, competences, competence, technical college, formation, competitiveness increase, professional competences, personal competences.

Аннотация: в статье рассматриваются современные подходы к вопросу формирования ключевых компетенций выпускников технических вузов на примере внедрения активных форм и методов обучения, тесной интеграции учебно-воспитательного процесса и научно- производственной сферы, а также новых и эффективных форм организации самостоятельной работы студентов.

Abstract: in article modern approaches to a question offormation of key competences of graduates of technical colleges on the example of introduction of active forms and methods of training, close integration of teaching and educational process and the scientific production sphere, and also new and effective forms of the organization of independent work of students are considered.

В окружающем нас современном мире за последнее время произошли и продолжают происходить глобальные изменения. Рынок труда становится более жестким, заставляя подкреплять высшее образование дополнительным образованием, направленным на углубление или специализацию знаний и умений.

В соответствии с Федеральным законом РФ « Об образовании в Российской Федерации», вступившим в силу с 1 сентября 2013 года, высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации1.

Кадровый потенциал рассматривается ведущими компаниями как один из важнейших факторов эффективного развития.

В разделе 6.2 «Человеческие ресурсы» стандарта ISO 9001 сформулированы общие требования к персоналу: «6.2.1 Общие положения. Персонал, выполняющий работу, влияющую на качество продукции, должен быть компетентным в соответствии с полученным образованием, подготовкой, навыками и опытом».

Стандарт четко обозначает значимость компетентностных качеств персонала. С точки зрения подготовки кадров, речь идет о

1 Федеральный закон от 12 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р://минобрнауки.рф/документы/2974.

формировании интеллектуального ресурса персонала организации, основанном на четко обозначенных требованиях к качеству и кругу компетенций молодых специалистов.

Решение вышеизложенной проблемы нашло свое отражение в активном применении в последние годы компетентностного подхода к результатам высшего образования как дальнейшего развития, обобщения и синтеза ранее осваиваемых отечественной высшей школой систем-но-деятельностного, личностно-деятельностного, ценностного и иных подобных подходов к формированию результатов и содержания образования. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации отечественных ученых (В.И. Бай-денко, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, Ю.Г. Татур, А.И. Субетто, В.Д. Шадриков и др.) и зарубежных исследователей.

В чем заключается разница между понятиями «компетенция» и «компетентность»? А.В. Хуторской следующим образом разделяет эти понятия. С его точки зрения, компетенция входит в состав компетентности. Компетентность - это владение человека соответствующей компетенцией, включая его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетенция - наперед заданное требование (норма) к образовательной подготовке, а компетентность - уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств).

Понятие «компетенция» не имеет однозначного определения. Сложность состоит не только в отыскании подхода к определению понятия, но и понимании универсальности общего понятия, возможности его применить к описанию характеристик человека в различ-

ных сферах деятельности, а следовательно необходимости выделить особенности, присущие каждой из отдельно взятых областей.

Компетенции широкого спектра использования, обладающие определенной универсальностью, широко получили название «ключевых». Одни и те же ключевые компетенции обеспечивают продуктивность различных видов деятельности. Ключевым компетенциям большое внимание уделяют западные исследователи.

Профессиональные компетенции - готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также самооценивать результаты своей деятельности.1

Среди профессиональных компетенций следует различать базовые общепрофессиональные и профилированные (специализированные, предметные) компетенции.

Выделяют также академические компетенции, которые интерпретируются как владение методологией и терминологией, свойственными отдельной области знаний, понимание действующих в ней системных взаимосвязей и осознание их аксиоматических пределов.

Обобщая разные точки зрения, можно сделать вывод, что компетентность - это владение соответствующими знаниями, умениями, навыками, способами деятельности. Она может быть достигнута в процессе деятельности. Важную роль в достижении компетентности играет субъективный фактор - личностные качества, стремления, интересы.

Компетенция - это совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности в определенной предметной области, наличие полномочий, функций.

Компетенция позиционируется как требование к образовательной подготовке и является основой для дальнейшего развития компетентности.

Российские вузы ориентированы на компетентностную модель образования с 2011 года, что существенно изменило систему подготовки специалистов. В связи с этим измене-нилось не только содержание подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, но и формы организации учебного процесса, в которых предусматривается усиление роли и постоянной оптимизации самостоятельной работы студентов. В этой связи важное значение приобретает разработка организационно-методического инструментария формирования компетенций, который будет направлен повышению конкурентоспо-

1 Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. - М., 2005.

собности выпускников высших учебных заведений на рынке труда, более быстрой их адаптации к современным условиям .

Компетентностный подход не ориентирован на усвоение студентом отделенных друг от друга знаний и умений, а требует овладения знаниями в комплексе. В основе отбора новых методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании.

Традиционные методы обучения не всегда в состоянии сформировать уровень компетентности студентов, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Цель образования - формирование ключевых компетенций.

В рамках проекта EUR-ACE (EURopean ACcredited Engineer) профессиональными организациями ряда европейских стран под руководством FEANI в 2004-2005 гг. были разработаны EUR-ACE Framework Standards for Accreditation of Engineering Programmes, которые конкретизируют и усиливают требования к профессиональным и личностным компетенциям выпускников инженерных программ первого и второго циклов2:

1) знания FC:

- естественнонаучные и математические знания, лежащие в основе инженерной деятельности в определенной сфере;

- системные профессиональные знания в данной области инженерных наук; междисциплинарные знания в широком контексте инженерной деятельности.

SC:

- глубокие принципиальные знания в определенной сфере инженерной деятельности;

- знания о новейших достижениях в определенной области техники и технологий);

2) инженерный анализ FC:

- применение знаний для идентификации, постановки и решения инженерных задач с использованием известных методов и приемов;

- использование знаний для анализа продуктов инженерной деятельности, процессов и методов;

- способность осуществлять выбор и применение соответствующих аналитических методов и методов математического моделирования. SC:

- решение неизвестных ранее инженерных задач в условиях неопределенности и

2 EUR-ACE (EURopean ACaedited Engineer): http://www.feani.org/EUR_ACE/EUR_ACE_Main_Page.htm

конкуренции; постановка и решение инженерных задач в новых возникающих сферах специализации;

- использование знаний для создания концептуальных инженерных моделей, систем и процессов;

- применение инновационных методов для решения инженерных задач;

3) инженерное проектирование FC:

- способность применять инженерные знания для разработки и реализации проектов, удовлетворяющих заданным требованиям;

- знание методов проектирования и способность использовать их на практике.

SC:

- способность применять инженерные знания для принятия неизвестных ранее проектных решений, в том числе в смежных областях;

- творческий подход к разработке новых идей и оригинальных методов; способность использовать инженерное мышление для работы в сложных условиях технической неопределенности и недостаточности информации;

4) исследования FC:

- способность осуществлять поиск литературы и использовать базы данных и другие источники информации, планировать и проводить эксперименты, интерпретировать результаты и делать выводы;

- навыки работы в мастерской и лаборатории.

SC:

- способность идентифицировать, получать и размещать необходимые данные, планировать и проводить аналитические исследования, моделирование и эксперимент, критически оценивать данные и делать заключения, исследовать применение новых технологий в сфере своей инженерной деятельности;

5) инженерная практика FC:

- способность осуществлять подбор и использование необходимого оборудования, инструментов и методов, соединять теорию и практику для решения инженерных задач; знание технологий и методов эксперимента, а также ограничений их применения;

- осведомленность об этических, экологических и коммерческих последствиях инженерной практики.

SC:

- способность интегрировать знания из различных сфер инженерной деятельности для решения комплексных практических задач;

- глубокое понимание применимости технологий и методов инженерной практики с учетом их ограничений;

- знание этических, экологических и коммерческих ограничений в инженерной

практике;

6) личностные компетенции FC:

- способность эффективно работать индивидуально и как член команды, использовать различные методы эффективной коммуникации в профессиональной среде и социуме в целом;

- осведомленность в вопросах охраны здоровья, безопасности жизнедеятельности и законодательства в области ответственности за инженерные решения, в том числе в социальном и экологическом контексте;

- приверженность профессиональной этике, ответственности и нормам инженерной практики;

- осведомленность в вопросах проектного менеджмента и ведения бизнеса, таких как управление изменениями и менеджмент рисков;

- осознание необходимости и способность к самостоятельному обучению в течение всей жизни.

SC:

- выполнение всех критериев первого цикла на более высоком уровне требований;

- способность эффективно функционировать в качестве лидера группы, состоящей из специалистов разного уровня в различных областях профессиональной деятельности, работать в национальных и международных командах.

По мнению Е.Н. Огарева, компетентность - это категория оценочная, она характеризует человека как субъекта специализированной деятельности в системе общественного труда, она предполагает:

1) глубокое понимание существа выполняемых задач и проблем;

2) хорошее знание опыта, имеющегося в данной области, активное овладение его лучшими достижениями;

3) умение выбирать средства и способы действия, адекватные конкретным обстоятельствам места и времени;

4) чувство ответственности за достигнутые результаты;

5) способность учиться на ошибках и вносить коррективы в процесс достижения целей.

Важнейшими направлениями для интенсификации учебного процесса высшей школы являются индивидуализация обучения и развитие творческих компетенций будущих специалистов. Реализация вышеизложенной задачи происходит через компетентностный подход. Этому способствуют внедрение активных форм и методов обучения, тесная интеграция учебно-воспитательного процесса и научно- производственной сферы, а также поиск новых и эффективных форм организации самостоятельной работы студентов.

В сфере различных национальных систем инженерного образования существует принятая научная позиция: гибкое творческое мышление

инженера и качественная методологическая подготовка являются необходимыми условиями для формирования социально - профессиональной компетентности специалиста и повышения ее уровня в течение всего периода активной профессиональной жизни.

Основной, исходя из вышесказанного задачей самостоятельной работы, на наш взгляд, является формирование готовности (возможности и потребности) обучающихся к управлению собственной познавательной деятельностью в системе «информация - знание - информация».

Целью самостоятельной работы является, приобретения индивидуальных компетенций состоящих из знания, умений и навыков, опыта творческой и научно-информационной деятельности, развитие внутренней и внешней самоорганизации будущего специалиста, активно-преобразующего отношения к получаемой информации, способности выстраивать индивидуальную траекторию самообучения.

Соответственно главный признак самостоятельной работы состоит не в том, что студент занимается без непосредственного участия и помощи преподавателя, а в том, что в его деятельности сочетаются функция перевода информации в знания, умения и функция управления этой деятельностью.

Студент получает субъективное знание, отбирая, анализируя, синтезируя, классифицируя в соответствии со своими индивидуальными потребностями информацию, которая содержится в научных документах.

В настоящее время отчетливо осознаваемой студентами целью самостоятельной работы является, по нашим наблюдениям, приобретение индивидуального знания. Даже при написании творческой работы (реферата, доклада, курсовой работы) большинство из них смысл ее видят в углублении собственного знания по определенной проблеме. Важно, чтобы еще на вузовской скамье будущие специалисты-профессионалы осознали свою индивидуальную ответственность за качественное и количественное содержание той информации, которую они предлагают для распространения.

С учётом вышесказанного, самостоятельная работа студентов может включать в себя:

- подготовку к аудиторным занятиям и выполнение соответствующих заданий;

- самостоятельную работу над отдельными темами учебных дисциплин в соответствии с учебными планами;

- подготовку к практикам и выполнение предусмотренных ими заданий;

- выполнение письменных контрольных и курсовых работ;

- подготовку ко всем видам контрольных испытаний, в том числе к экзаменам и зачетам;

- подготовку к выполнению выпускной

дипломной работы;

- участие в работе спецсеминаров;

- работу в студенческих научных обществах;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- участие в научной и в научно -методической работе кафедр;

- участие в научных и научно-практических конференциях.

Известно, что соотношение времени на аудиторную и самостоятельную работу должно составлять 1:3,5; оно основывается на огромном дидактическом потенциале самостоятельной работы студентов. Для повышения эффективности необходимо соответствующее учебно-методическое обеспечение. Учебно-методические и учебные материалы, разрабатываемые с учетом специфики самостоятельной работы студентов, должны отвечать следующим требованиям:

- содержать рекомендации по срокам, объему и качеству усвоения материала с указанием учебных и научных изданий, используемых в этих целях;

- включать вопросы для самоконтроля, проверочные тесты, контрольные задания, а также примеры оформления самостоятельной письменной работы;

- должны оформляться таким образом, чтобы узловые моменты текста (идеи, концепции и т. п.) были выделены.

Самостоятельная работа также включает как воспроизводящие, так и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной деятельности студентов: репродуктивный (тренировочный); реконструктивный и творческий, поисковый.

Тренировочные самостоятельные работы выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т.д. Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ закрепление знаний, формирование умений, навыков.

В ходе реконструктивных самостоятель-ных работ происходит перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться рефераты.

Творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские задания, курсовые и дипломные работы).

Для успешного осуществления самостоятельной работы студентов необходимы:

1) комплексный подход к организации самостоятельной работы по всем формам аудиторной работы;

2) сочетание всех уровней (типов) самостоятельной работы;

3) обеспечение контроля за качеством выполнения (требования, консультации).

Рассмотрим опыт использования основных принципов и методов самостоятельной работы студентов в Тюменском государственном нефтегазовом университете на примере дисциплины «физика». Преподавание физики в технических вузах проходит на первых курсах обучения. Учитывая, что в последние годы ухудшилась подготовка абитуриентов в школе, упала мотивированность студентов к образованию, очень важным аспектом деятельности преподавателя становится организация самостоятельной работы студента.

Традиционная система организации учебного процесса с эпизодическим контролем и напряженной сессией не способствует формированию мотивации у вчерашних школьников к самостоятельной регулярной учебной деятельности. В этом плане рейтинговая система оценки знаний, используемая в Тюменском государственном нефтегазовом университете с 2004 года, оказывается более привлекательной для студентов, поскольку позволяет им получить фундаментальные знания и оценку по дисциплине, даже не сдавая экзамен в период сессии.

Важной частью рейтинговой системы является планирование самостоятельной работы студента над курсом, осуществляемой в соответствии с рейтинг-планом, в котором преподаватель представляет шкалу оценок по всем видам работ.

Не вызывает сомнений, что для успешной реализации принципов рейтинговой системы необходимо систематически осуществлять текущий контроль самостоятельной работы студентов.

Например, большая часть теоретических вопросов рассматривается на лекциях, 10-15 % от общего числа лекций предлагается студентам для самостоятельного изучения.

Так, для самостоятельной работы над теоретическим материалом и для работы по индивидуальным планам на кафедрах филиала ФБГОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет» в г. Ноябрь-ске разработаны и изданы конспекты лекций, методические пособия, в которых изложены рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, подробно разбираются типовые задачи, а каждая тема заканчивается вопросами и тестами для самоконтроля.

Самостоятельная работа по лабораторному практикуму начинается с подготовки к занятию по методическому указанию к данной лабораторной работе, в котором имеются вопросы и контрольные тесты для защиты лабораторной работы с указанием литературы, рекомендуемой для подготовки к ее защите и проведению. Студентам также предлагается

самостоятельно сформулировать цели работы, кратко описать суть экспериментального метода, сделать вывод из полученных данных, ответить на поставленные вопросы и выполнить дополнительные задания.

Для реализации принципа самостоятельности и индивидуального подхода в обучении на кафедрах разработаны и используются методические пособия для выполнения семестровых заданий по всем дисциплинам учебного плана.

Таким образом, самостоятельная работа студентов является неотъемлемой составляющей образовательного процесса в вузе. Важно, чтобы студенты не просто приобретали знания, но и овладевали способами их добывания, т. е. развивались творческие способности студентов, их стремление к непрерывному приобретению новых знаний, а также учитывались приоритетность интересов студентов в самоопределении и самореализации.

Согласно выводам Э. Деминга существует четкая взаимосвязь качества продукции и экономических показателей работы организации от качества труда его персонала. Повышение удовлетворенности персонала приводит к повышению качества продукции и росту ее конкурентоспособности. Удовлетворенность персонала предприятия может быть оценена следующими показателями:

- уровень материального стимулирования, включая среднюю заработную плату исполнителей, надбавки, премии, приходящиеся на одного работника (руб.);

- рост квалификации и компетентности персонала;

- уровень морального стимулирования (баллы);

- уровень соответствия фактических показателей производственных и рабочих мест нормам охраны труда и безопасности работников предприятия (%).

В сфере различных национальных систем инженерного образования существует принятая научная позиция: гибкое творческое мышление инженера и качественная методологическая подготовка являются необходимыми условиями для формирования социально-профессиональной компетентности специалиста1 и повышения ее уровня в течение всего периода активной профессиональной жизни.

В филиале ТюмГНГУ в г. Ноябрьске с целью повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда подготовка студентов ведется с учетом требований к ключе-

1 Мартыненко Н.К. О подготовке специалистов нефтегазовой отрасли в рамках стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - Тольятти: ВУиТ, 2014. - № 3 (17).

вым компетенциям, предъявляемым потенциальными работодателями. В рамках заключенных договоров о сотрудничестве с предприятиями осуществляется взаимодействие по следующим направлениям: организация и

проведение экскурсий на производство согласно учебному плану, организация практик студентов, участие студентов филиала в научно-практических конференциях предприятий, участие в корпоративных мероприятиях.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Байденко, В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. - М., 2005.

2. Зимняя, И.А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». - М., 2005.

3. Мартыненко, Н.К. О подготовке специалистов нефтегазовой отрасли в рамках стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - Тольятти: ВУиТ, 2014. - № 3 (17).

4. Шевнина, Т.Е., Шемшурина С.А. Организация самостоятельной работы студентов в технических вузах / Научные труды Института непрерывного образования. - М., 2014. - № 4. -С. 130-134.

5. Шемшурина, С.А. Роль практики в процессе формирования ключевых компетенций будущего специалиста / Материалы региональной научно-методической конференции «Проблемы инженерного и социально-экономического образования в техническом вузе в условиях модернизации высшего профессионального образования. - Тюмень: РИО ФБГОУ ВПО ТюмГАСУ, 2012.

6. Федеральный закон от 12 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2974

7. EUR-ACE (EURopean ACcredited Engineer). - URL: http://www.feani.org/EUR_ACE/EUR_ ACE_Main_Page.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.