Научная статья на тему 'Проектирование содержания подготовки будущего учителя на основе принципа самоорганизации'

Проектирование содержания подготовки будущего учителя на основе принципа самоорганизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА / ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА / САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ СИСТЕМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / EDUCATIONAL SYSTEM / TEACHER EDUCATION / TEACHER TRAINING / SELF-ORGANIZATION / DEVELOPING SYSTEM / OPEN SYSTEM / SELF-ORGANIZING SYSTEM / PROFESSIONAL COMPETENCE / PERSONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кекеева Зинаида Очировна

В статье рассматриваются вопросы проектирования содержания педагогического образования на основе принципа самоорганизации будущего учителя в культурно-образовательном пространстве университета. Рассмотрены теоретические проблемы создания целостной многосторонней интегрирующей образовательной системы, которая способствует саморазвитию всех подструктур и факторов среды профессиональной подготовки учителя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кекеева Зинаида Очировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teachers-to-be training content projecting based on the self-organization principle

The article covers the problems of design of the content of pedagogical education based on the principle of self-organization of the future teacher in cultural and educational space of the university. The theoretical problems of creating a coherent multilateral integrative educational system that promotes self-development of all substructures and environmental factors in teacher training are considered

Текст научной работы на тему «Проектирование содержания подготовки будущего учителя на основе принципа самоорганизации»

РОБЛЕМЫ И РЕСУРСЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

З. О. Кекеева

(Элиста)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПА САМООРГАНИЗАЦИИ

В статье рассматриваются вопросы проектирования содержания педагогического образования на основе принципа самоорганизации будущего учителя в культурно-образовательном пространстве университета. Рассмотрены теоретические проблемы создания целостной многосторонней интегрирующей образовательной системы, которая способствует саморазвитию всех подструктур и факторов среды профессиональной подготовки учителя

Инновационные преобразования в начале XXI столетия внесли коренные изменения в традиционную систему образования в Российской Федерации, способствовали процессу диверсификации образовательных систем и появлению многообразных образовательных маршрутов в стратегии развития содержания образования. В связи с этим происходит переосмысление роли личности учителя в пространстве воспитания и образования. По-новому ставится вопрос о системе профессиональной подготовки учителя и содержании педагогического образования. Личность учителя, его профессиональная компетентность, социальная зрелость и духовное богатство должны обеспечивать повышение качества и эффективность процесса обучения и воспитания. Определяющим критерием состояния и результативности процесса образования, его соответствия потребностям современного общества в формировании и развитии профессионально-личностной компетенции специалиста выступает качество профессиональной подготовки учителя [1].

К сожалению, сегодня наблюдается целый ряд противоречий между фундаментальными возможностями системы педагогического образования в формировании личности с одной стороны, и, с другой стороны, сравнительно неэффективным использованием процесса проекти-

рования содержания образования на современном этапе перестройки всей общественной жизни в образовательном пространстве; отсутствием научно обоснованной целостной и прогнозируемой образовательной политики, основанной на идеях принципа самоорганизации образовательного пространства университета; доминированием узкопредметного подхода, относительного консерватизма; неизменности традиционной концепции оценки качества образования в подготовке учителя в условиях многообразия и взаимодействия с другими культурами, народами, странами.

Необходимость создания целостной интегрирующей многосторонней образовательной системы, способствующей саморазвитию всех подструктур и факторов среды, актуализирует принцип самоорганизации в подготовке будущего педагога в культурно-образовательном пространстве.

Самоорганизация - интегральная совокупность природных и социально приобретенных свойств, воплощенная в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения и реализуемая в упорядоченности деятельности и поведения. Это показатель личностной зрелости. Первым признаком высокой самоорганизации следует считать активное самоосознание себя как личности. И если процесс самовоспита-

ния преимущественно направлен в будущее, то самоорганизация предполагает, что этот процесс происходит в настоящее время. Одним из показателей развития самоорганизации является соответствие жизненных выборов (профессии, друзей и т. д.) индивидуальным особенностям личности [2].

В конце ХХ века система образования оказалась под воздействием сильнейших флуктуаций внешнего мира (экономических, политических, социальных, технологических), нарушивших ее равновесие. Сегодня уже невозможно вернуться к прежнему, устойчивому состоянию, т. к. для этого надо было бы заново строить замкнутую систему. Привычный же и хорошо отлаженный механизм в новых условиях открытой системы действовать уже не может. Самоорганизация же

- это возможность добиться максимального эффекта при наименьших затратах энергии, времени, материалов; это правильное использование времени с наибольшим результатом; это ясное представление цели, смысла, порядка выполнения, приоритетов работы.

Характерной особенностью развивающихся систем является их способность к самоорганизации, которая проявляется в самосогласованном функционировании системы за счет внутренних связей с внешней средой. Рассматривая развитие как процесс самоорганизации системы, выделим в нем две основные фазы: адаптацию или эволюционное развитие и отбор. Самоорганизующиеся системы обладают механизмом непрерывной приспособляемости (адаптации) к меняющимся внутренним и внешним условиям, непрерывного совершенствования поведения с учетом прошлого опыта.

Постижение механизма самоорганизации стало одним из важнейших открытий ушедшего столетия. Самоорганизация - процесс, в ходе которого создаётся, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы. Процессы самоорганизации могут иметь место только в системах, обладающих высоким уровнем сложности и большим количеством элементов, связи между которыми имеют не жёсткий, а вероятностный характер. Свойства самоорганизации обнаруживают объекты самой различной природы: живая клетка, организм, биологическая популяция, биогеоценоз, человеческий коллектив и т. д. Процессы самоорганизации происходят за счёт перестройки существующих и образования новых связей между элементами системы. Отличительная особенность процессов самоорганизации - их целенаправленный, но вместе с тем и естественный, спонтанный характер: эти про-

цессы, протекающие при взаимодействии системы с окружающей средой, в той или иной мере автономны, относительно независимы от неё [3].

И. Стенгерс и И. Пригожин отмечают, что все процессы, протекающие в различных материальных системах, могут быть подразделены на два типа: во-первых, это процессы, протекающие в замкнутых системах, ведущие к установлению равновесного состояния, которое при определенных условиях стремится к максимальной степени неупорядоченности или хаоса, и, во-вторых, это процессы, протекающие в открытых системах, в которых при определенных условиях из хаоса могут самопроизвольно возникать упорядоченные структуры, что и характеризует стремление к самоорганизации. Характерной особенностью развивающихся систем является их способность к самоорганизации, которая проявляется в самосогласованном функционировании системы за счет внутренних связей с внешней средой [4].

Развитие самоорганизующейся системы может осуществляться двумя путями. При эволюционном, не требующим какого-либо управления, система спонтанно меняется (развивается) под воздействием сочетания внешних условий и внутренних тенденций. Второй путь, который можно назвать инициированным развитием, осуществляется в тех случаях, когда система должна существенно изменить свое состояние по воле какого-либо внешнего субъекта, или под воздействием существенных изменений внешней среды, или в результате накопившихся эволюционных изменений, также требующих существенных (качественных) изменений состояния системы.

Основными идеями принципа самоорганизации являются целостность, открытость, единство множеств, прерывность и непрерывность, нелинейность, интегративность, вариативность, эффективность, накопление информации и энергии. Рассмотрим эти идеи подробнее.

Открытость направлена на обмен системы информацией, отношениями, энергией, материалами с окружающей средой, обществом. Целостность обеспечивает во всей объединенной области более высокий темп развития: целое развивается быстрее составляющих его частей. При этом существенную роль играет согласованность действий, кооперация усилий для объединения в единое целое, что приводит к экономии материальных, духовных и других затрат. Нелинейность ориентирует на преодоление аддитивного подхода в процессе развития образовательной системы: сумма различных

воздействий не всегда равна их результату. Единство множеств обеспечивает создание целой сети дуальных позиций (не только противоположных, но дополняющих друг друга), в которой эффективно работает диалектический закон единства и борьбы противоположностей. Интегративность усиливает механизм взаимопроникновения и взаимодополнения, взаимодействия в развитии процессов самоорганизации и объединяет противоположности в единое целое, преодолевая неизбежные ограничения каждого подхода в отдельности. Вариативность предоставляет возможность выбора, замены жестких причинно-следственных отношений, изменение типов отношений. Взаимодействие саморазвивающейся системы обеспечивается диалектикой альтернативных возможностей, что позволяет реализовать на практике индивидуальные стили общения и сотрудничества. Эффективность предполагает совпадение (резонирование) внешних воздействий на систему с внутренними механизмами самоорганизации, что обеспечивают эффективность её развития. Зная механизмы самоорганизации, можно сознательно ввести в среду соответствующее воздействие именно в нужных местах и тем самым направить ее движение, но направить не куда угодно, а в соответствии с потенциальными возможностями самой среды.

Сегодня педагогическое образование является системообразующим фактором новых образовательных моделей. Принцип самоорганизации позволяет объемно и с различных сторон рассмотреть процесс формирования профессионально-личностной компетентности учителя, так как система педагогического образования формируется под влиянием экономических, социальных, демографических, этнокультурных и других факторов, действующих в регионе.

Принцип самоорганизации позволит многосторонне и качественно обновить содержание педагогического образования и технологическую систему подготовки будущих учителей в культурно-образовательном пространстве регионального университета. Проектирование содержания педагогического образования на основе принципа самоорганизации позволяет:

- рассматривать взаимодействие субъектов образования как открытую и саморазвиваю-щуюся систему с взаимодополняющими позициями;

- определять диалектику альтернативных возможностей изменения системы; изучать различные грани педагогической деятельности;

- формировать целостный процесс личностного и профессионального развития учителя.

В то же время разработка и реализация принципа самоорганизации культурно-образовательного пространства университета в ходе подготовки учителя может способствовать обновлению содержания педагогического образования и формированию профессионально-личностной компетентности учителя в новых социальных и экономических условиях. Под обновлением здесь следует понимать гуманитаризацию, личностно-смысловое наполнение содержания предметного образования, педагогиза-цию образовательной среды, многогранность проявления социокультурной сущности человека, регионализацию, развитие субъективной педагогической реальности, расширение границ личного опыта и т.д.

При этом культурно-образовательное пространство университета в регионе следует рассматривать как объективную педагогическую реальность образовательной системы, представляющую собой совокупность материальных, политических, идеологических и социально-психологических факторов, непосредственно взаимодействующих с личностью будущего учителя в процессе профессиональной подготовки в вузе и оказывающих влияние на формирование его профессионально-личностностной компетентности, способностей к самоопределению и саморазвитию.

Интегральной характеристикой профессио-нально-личностностной компетентности учителя является его способность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в педагогической деятельности. Использование знаний, жизненного опыта, ценностей учителя необходимо для его самоорганизации и развития.

Педагогическая деятельность - особый вид социальной деятельности в образовательном пространстве, направленный на усвоение содержания образования, развитие субъект-субъ-ектного взаимодействия учителя с обучающимися в специально организованном процессе познания с целью создания условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенной социальной роли в различных сферах бытия. Педагогическая деятельность является способом бытия педагогической реальности с подвижными и изменчивыми границами.

Необходимо, чтобы система профессиональной подготовки учителя в культурно-образовательном пространстве университета, интегрируясь с другими сферами жизни человека (профессиональной, трудовой, научной, учебно-познавательной, этнокультурной, общением),

обеспечивала возникновение нового качества содержания педагогического образования, которое понимается нами как потенциал научнопедагогических школ вуза; интеллектуальный ресурс образовательных традиций, культурной и этнической среды; ментальность региона; субъектное пространство будущего педагога; технологизация и диалогизация образовательного процесса; активные методы обучения и многое другое.

Таким образом, для того, чтобы система профессиональной подготовки учителя была более действенной на основе принципа самоорганизации в культурно-образовательном пространстве университета, являющегося системообразующим фактором развития качественно новой образовательной системы, необходимо разработать ее на всех уровнях (как минимум муни-

ципальном и региональном), определить особенности формирования профессионально-личностной компетентности педагогов и механизмы ее развития в культурно-образовательном пространстве университета.

Проектирование содержания педагогического образования на основе принципа самоорганизации способствует созданию необходимых условий для саморазвития будущих учителей и осуществления мониторинга процесса личностно-профессионального саморазвития субъектов культурно-образовательного пространства, организации педагогически целесообразной деятельности, а также создания ситуаций свободного выбора индивидуальных путей личностно-профессионального саморазвития, видов и способов их взаимодействия и т.д.

Литература

1. Мареев В. И., Мкртчян Н. М. Современные подходы к модернизации высшего педагогического образования // Известия Южного федерального университета. - 2008. - №8. - С.13-26.

2. Халанская В. А. Активные методы обучения как фактор самоорганизации личности студентов // Субъект образования как самоорганизующаяся система : сб. науч. тр. сотрудников кафедры психологии / под ред. Н. В. Поддубного, В. В. Гребневой. - Белгород: Поли-терра. - 2005. - С.324-341.

3. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. - М.: Наука, 1994. - 238 с.

4. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. - М., 1986. - 420 с.

5. Шаршов И. А. Профессионально-творческое саморазвитие: методология, теория, практика : моногр. - М. ; Тамбов, 2005. - 400 с.

6. Шендрик И. Г. Самореализация личности в контексте проектирования образования // Педагогика. - №4. - 2004. - с. 36-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.