Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования математической компетенции будущих экономистов'

Педагогические условия формирования математической компетенции будущих экономистов Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
247
76
Поделиться
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТИПОВАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА / ОБОБЩЕННЫЙ МЕТОД РЕШЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Байгушева Инна Анатольевна

Рассматривается проблема профессиональной направленности математической подготовки экономистов в высшей школе. Выделены педагогические условия формирования математической компетентности экономистов.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Байгушева Инна Анатольевна,

Pedagogical conditions of formation of the mathematical competence of future economists

There is covered the issue of a professional orientation of mathematical training of economists at the higher school. There are allocated pedagogical conditions of formation of mathematical competence of economists.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования математической компетенции будущих экономистов»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.147(3) ББК 74.5:65

Байгушева Инна Анатольевна

кандидат физико-математических наук, доцент

кафедра математики и методики её преподавания Астраханский государственный университет г. Астрахань Baygusheva Inna Anatolyevna Candidate of Physics and Mathematics, Associate Professor Department of Mathematics and methods of its teaching Astrakhan State University Astrakhan iabai@mail.ru

Педагогические условия формирования математической компетентности будущих экономистов Pedagogical conditions of formation of the mathematical competence of future economists

Рассматривается проблема профессиональной направленности математической подготовки экономистов в высшей школе. Выделены педагогические условия формирования математической компетентности экономистов.

There is covered the issue of a professional orientation of mathematical training of economists at the higher school. There are allocated pedagogical conditions of formation of mathematical competence of economists.

Ключевые слова: математическая компетентность, типовая профессиональная задача, обобщенный метод решения, педагогические условия формирования компетентности.

Key words: mathematical competence, typical professional task, generalized solving method, pedagogical conditions of formation of competence.

В соответствии с «Концепцией долгосрочного социально-экономического

развития Российской Федерации на период до 2020 года», повышение качества образования подразумевает решение приоритетных задач, среди которых -«обеспечение инновационного характера базового образования, реализация компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений» [1].

Поиск путей повышения качества подготовки будущих экономистов к практической профессиональной деятельности привел к созданию концепции профессионально направленной математической подготовки экономистов в высшей школе [2]. В рамках данной концепции под профессиональной направленностью математической подготовки будущих экономистов понимаем ориентацию математической подготовки в её целевом, содержательном и процессуальном аспектах на динамическое моделирование профессионального труда экономиста. Учебная деятельность студентов должна трансформироваться в профессиональную деятельность специалистов, что позволит преодолеть главную проблему высшего профессионального образования - обучение профессиональной деятельности средствами качественно иной учебной деятельности.

Таким образом, цель математической подготовки специалистов в области экономики заключается в формировании их математической компетентности как способности и готовности решать методами математики типовые профессиональные задачи. При этом под типовой профессиональной задачей экономиста (ТПЗ) мы понимаем цель, которую специалист в области экономики многократно ставит перед собой в процессе своей профессиональной деятельности.

На основании анализа квалификационных характеристик специалистов в области экономики и экспертных оценок были выделены пять ТПЗ экономистов, решение которых требует использования математических знаний. Это следующие задачи: 1) обработка экономической информации; 2) нахождение или оценка значений показателей, характеризующих экономическую деятельность; 3) выявление зависимости, её вида и свойств между параметрами экономической деятельности; 4) прогнозирование экономической деятельности; 5) планирование экономической деятельности, а также разработаны обобщенные методы их решения [2, с. 109-141].

В соответствии с поставленной целью математической подготовки её результатом являются студенты, овладевшие обобщенными методами решения ТПЗ с использованием математических знаний. Значит, учебный процесс дол-

жен быть организован так, чтобы знания, опорные для выполнения действий, входящих в содержание обобщенных методов ТПЗ, и сами эти методы стали предметом усвоения студентов, что позволит им подготовиться к будущей профессиональной деятельности. Нами разработана методика формирования обобщенных методов решения ТПЗ в процессе математической подготовки экономистов в вузе [3].

Выделим педагогические условия математической подготовки будущих экономистов в высшей школе, которые обеспечат реализацию её дидактических целей. Анализ педагогических исследований свидетельствует об отсутствии единого подхода к определению понятия «педагогические условия».

Ю. К. Бабанский под педагогическими условиями понимает «обстановку, при которой компоненты учебного процесса представлены в наилучшем взаимодействии и которая дает возможность учителю плодотворно работать, руководить учебным процессом, а учащимся - успешно трудиться» [4, с. 125].

В. И. Андреев определяет педагогические условия как «обстоятельства процесса обучения и воспитания, являющиеся результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, организационных форм обучения для достижения дидактических целей» [5, с. 67].

Н. А. Бурмистрова под педагогическими условиями формирования профессиональной компетентности специалиста понимает «совокупность мер, ориентированных на повышение качества подготовки выпускников к будущей профессиональной деятельности» [6, с. 21].

В рамках настоящего исследования под педагогическими условиями формирования математической компетентности будущих экономистов будем понимать специально созданные обстоятельства процесса обучения математике в высшей школе, способствующие овладению студентами обобщенных методов решения ТПЗ экономиста. Эти обстоятельства зависят, прежде всего, от преподавателей математических дисциплин, но также и от преподавателей профильных дисциплин, администрации вуза, материально-технического обеспечения

учебного процесса, социального и экономического окружения образовательного учреждения и т. п.

Укажем наиболее важные из педагогических условий, выделенных нами в качестве обстоятельств математической подготовки экономистов в вузе.

1. Интеграция математической и информационной подготовки путем реализации межпредметных связей в процессе решения типовых профессиональных задач с использованием математических знаний.

Условие обусловлено глобальной информатизацией общества и, как следствие, высоким темпом перехода экономики на широкое использование вычислительной техники и средств телекоммуникаций, что ориентирует систему высшего экономического образования на изменение требований к профессионально-математической подготовке выпускников. Как показывает проведенное нами исследование, в настоящее время специалисты, работающие в различных отраслях экономики, при решении типовых профессиональных задач (ТПЗ) используют специализированные пакеты прикладных математических программ.

В своей профессиональной деятельности экономисты применяют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), в основном, в следующих качествах:

• инструментальное средство решения профессиональных задач;

• средство презентации результатов профессиональной деятельности;

• средство хранения профессиональной информации;

• средство коммуникации в профессиональной сфере;

• средство учебно-методического обеспечения повышения профессиональной квалификации.

В учебной деятельности будущие экономисты используют ИКТ, как инструментальное средство решения задач, как средство презентации результатов учебной деятельности, как средство учебно-методического обеспечения учебной деятельности и контроля результатов данной деятельности.

ГТЧ V/ ^ О

Традиционно в российской высшей школе компетенции, связанные с использованием ИКТ, формировались при обучении информатике. Однако, опыт применения ИКТ в качестве инструментального средства решения ТПЗ, требующих использования математических знаний, может быть получен только в системе математической подготовки специалиста. Поэтому часть учебных занятий по математическим дисциплинам полезно организовать в форме лабораторных работ в компьютерных классах и обеспечить их проведение учебно-методическими материалами.

2. Специальная подготовка преподавателей математических дисциплин к организации формирования обобщенных методов решения типовых профессиональных задач в процессе математической подготовки экономистов в вузе.

Необходимость такой подготовки преподавателей, независимо от их педагогического стажа и квалификационного уровня, обусловлена тем, что деятельность по формированию обобщенных методов решения ТПЗ экономиста является для них новой и требует дополнительных знаний и умений.

Готовность преподавателей к реализации концепции профессионально направленной математической подготовки экономистов в вузе имеет два аспекта. Во-первых, они должны сами владеть обобщенными методами решения ТПЗ экономистов и, во-вторых, должны владеть методикой обучения студентов обобщенным методам решения ТПЗ экономистов и быть готовы к её использованию в целях совершенствования учебного процесса и достижения современных образовательных результатов.

Следовательно, преподавателю математической дисциплины необходимо не только соответствовать требованиям ФГОС ВО по направлению «Экономика» к кадровому обеспечению учебного процесса, но и обладать следующими специальными компетенциями:

• осознает необходимость математических знаний для осуществления профессиональной деятельности экономиста;

• владеет обобщенными методами решения ТПЗ экономиста;

• способен выбирать определенные типы профессиональных задач экономиста при изучении конкретных модулей математической дисциплины;

• способен разрабатывать системы псевдопрофессиональныех задач определенного типа для решения в рамках учебных модулей;

• способен выделять математические знания учебных модулей, необходимые для решения конкретных ТПЗ экономистов;

• способен разрабатывать методы решения конкретных ТПЗ экономиста, опираясь на обобщенные методы решения задач этого типа;

• владеет методикой обучения студентов обобщенным методам решения ТПЗ экономистов на всех этапах этого процесса.

Для достижения поставленных целей в Астраханском государственном университете успешно реализуется курс повышения квалификации для преподавателей математических дисциплин, обучающих студентов экономических направлений подготовки.

3. Регулярное диагностирование уровня сформированности математической компетентности будущих экономистов как результата профессионально направленного обучения математике.

Мы рассматриваем педагогическое диагностирование как технологию управления качеством образования. Анализ научно-педагогической литературы показал, что в настоящее время отсутствует общепризнанный метод диагностирования уровня сформированности математической компетентности выпускника вуза. Вместе с тем, следует отметить наметившуюся тенденцию к интеграции различных подходов к оценке результатов образования, как на уровне методологического обоснования, так и на уровне практической реализации, являющуюся отражением интеграционных процессов в науке, экономике и образовании. Выбор интегративного подхода к оценке результатов обучения (Е. В. Земцова, И. А. Зимина, В. Н. Сагатовский, В. В. Сериков и др.) обусловлен не-

обходимостью реализации основных принципов оценивания - полноты и целостности.

На основе интегративного подхода мы разработали методику диагностирования сформированности математической компетентности экономиста, включающую следующие этапы.

1. Определение конкретных объектов оценивания, в качестве которых выступают компоненты математической компетентности экономиста (целевой, мотивационно-ценностный, инструментальный, личностный) [2, с. 103].

2. Определение содержания и результатов формирования компонентов математической компетентности на каждом из трех уровней формирования математической компетентности (дисциплинарном, междисциплинарном, профессиональном) [2, с. 108].

3. Разработка критериев оценивания сформированности содержания компонентов математической компетентности на каждом уровне формирования.

4. Придание каждому компоненту математической компетентности весового коэффициента на основе экспертных оценок.

5. Вычисление интегрального показателя сформированности математической компетентности на каждом уровне.

6. Определение этапов, задач и средств диагностирования сформиро-ванности математической компетентности экономиста в системе математической подготовки в вузе.

Как показывает практика обучения будущих экономистов в Астраханском государственном университете, соблюдение описанных выше педагогических условий реализации математической подготовки способствует успешному формированию математической компетентности выпускников.

Библиографический список

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года / URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/593274.

2. Байгушева, И. А. Профессионально направленная математическая подготовка экономистов в вузе: монография [Текст] / И. А. Байгушева. -Астрахань: Астраханский государственный университет, 2013. - 172 с.

3. Байгушева, И. А. Методика решения профессиональных задач в процессе математической подготовки экономистов в вузе [Текст] / И. А. Байгушева // Математика в образовании: сб. статей. Выпуск 9 / Под ред. И. С. Емельяновой. - Чебоксары: Изд. Чуваш. ун-та, 2013. - С. 107 - 114.

4. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1977. - 256 с.

5. Андреев, В. И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности: метод. пособие [Текст] / В. И. Андреев. - М.: Высшая школа, 1981. - 240 с.

6. Бурмистрова, Н. А. Методическая система обучения математике будущих бакалавров направления «Экономика» на основе компетентностного подхода: автореф. дис. ... д. п. н. [Текст]/ Н. А. Бурмистрова. - Краснорярск, 2011. - 40 с.

Bibliography

1. The concept of long-term social and economic development of the Russian Federation for the period to 2020 years / URL: http://www .zakonprost.ru/content/base/part/593274.

2. Baygusheva, I. A. Professionally oriented mathematical training of economists at a higher school: monograph [Text] / I. A. Baygusheva. - Astrakhan, 2013. - 172 p.

3. Baygusheva, I A. Methods of the solution of professional tasks in the course of mathematical training of economists in higher education institution / I. A. Baygusheva//Mathematics in education: collection articles. Release 9 / Ed. by I. S. Yemelyanova. - Cheboksary, 2013. - P. 107 -114.

4. Babansky, Yu. K. Training process optimization: all-didactic aspect [Text] / Yu. K. Babansky. - M., 1977. - 256 p.

5. Andreyev, V. I. Heuristic programming of educational and research activity: method. grant [Text] / V. I. Andreyev. - M., 1981. - 240 p.

6. Burmistrova, N. A. Methodical system of training in mathematics of future bachelors of the Economy direction on the basis of competence-based approach: Thesis of the PhD Dis. [Text] / N. A. Burmistrova. - Krasnoryarsk, 2011. - 40 p.