Научная статья на тему 'Концепция математической подготовки экономистов к решению типовых профессиональных задач'

Концепция математической подготовки экономистов к решению типовых профессиональных задач Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
262
62
Поделиться
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЭКОНОМИСТОВ / ТИПОВАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО НАПРАВЛЕННАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Байгушева Инна Анатольевна

Рассматривается актуальная проблема повышения качества высшего экономического образования в процессе обучения математике. Представлена концепция математической подготовки экономистов к решению типовых профессиональных задач.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Байгушева Инна Анатольевна,

The concept of mathematical training of economists to the decision typical professional tasks

There is covered the urgent issue of improvement of quality of the higher economic education in process of the mathematical training. There is suggested the concept of mathematical training of economists to the decision typical professional tasks.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Концепция математической подготовки экономистов к решению типовых профессиональных задач»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 378.147(3)

ББК 74.5:65

Байгушева Инна Анатольевна

кандидат физико-математических наук, доцент

кафедра математики и методики её преподавания Астраханский государственный университет г. Астрахань Baygusheva Inna Anatolyevna Candidate of Physics and Mathematics,

Associate Professor Department of Mathematics and methods of its teaching Astrakhan State University Astrakhan iabai@mail.ru

Концепция математической подготовки экономистов к решению типовых профессиональных задач The concept of mathematical training of economists to the decision

typical professional tasks

Рассматривается актуальная проблема повышения качества высшего экономического образования в процессе обучения математике. Представлена концепция математической подготовки экономистов к решению типовых профессиональных задач.

There is covered the urgent issue of improvement of quality of the higher economic education in process of the mathematical training. There is suggested the concept of mathematical training of economists to the decision typical professional tasks.

Ключевые слова: математическая компетентность экономистов, типовая профессиональная задача, профессионально направленная математическая подготовка.

Key words: mathematical competence of economists, typical professional task, professionally oriented mathematical training.

Необходимость разработки концепции математической подготовки экономистов в вузе обусловлена следующими факторами:

• требованиями рыночной экономики, которые определяют государственный заказ на повышение качества подготовки экономистов;

• снижением качества школьного математического образования;

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

• важным значением математическом подготовки в системе высшего экономического образования на современном этапе;

• сменой образовательной парадигмы отечественного высшего образования: от классической «знаниевой» к «компетентностной»;

• переходом высшего профессионального образования на многоуровневую систему подготовки специалистов;

• развитием информационных технологий, внедрением во все сферы жизни и экономики компьютерной техники;

• выявленными недостатками в реализации профессиональной направленности математической подготовки будущих экономистов в вузах.

Профессиональную направленность математической подготовки будущих экономистов мы рассматриваем как путь повышения качества высшего экономического образования. Изучение профессионально-прикладных аспектов математики является традиционным в вузе. Анализ существующих концепций, имеющих отношение к реализации принципа профессиональной направленности при обучении математике в высшей школе, позволяет сделать вывод о том, что в них решены важные вопросы теоретического и практического характера.

Однако, в настоящее время, остаётся целый ряд проблем, затрудняющих практическую реализацию профессиональной направленности математической подготовки экономистов в вузе:

1. Принятие компетентностного подхода в качестве одного из основных направлений модернизации российской системы образования в отсутствие общепринятого понимания содержания понятия «математическая компетентность специалиста» как провозглашенной цели математической подготовки в вузе.

2. Отсутствие полной обоснованной системы обобщенных видов деятельности (типовых задач) по математике, адекватных будущей профессиональной деятельности специалистов в области экономики, и методики их формирования.

3. Недостаточность существующих учебно-методических средств обучения математике студентов экономических специальностей вузов, обеспечивающих условия реализации принципа профессиональной направленности математической подготовки будущих экономистов.

4. Отсутствие критериев оценки качества математической подготовки экономистов в вузе.

Для успешного внедрения профессионально направленного обучения математике в высшей школе требуется безотлагательное решение поставленных проблем. Нами предложена концепция формирования обобщенных методов решения типовых профессиональных задач в процессе математической подготовки экономистов в вузе [1], обеспечивающая теоретическое обоснование и путь практической реализации перехода от заявленной в Федеральном государственном образовательном стандарте по направлению «Экономика» [2] модели специалиста к профессионально компетентному специалисту.

В качестве теоретической основы для поиска перспективного направления реализации принципа профессиональной направленности математической подготовки будущих экономистов мы выбрали идею Н. Ф. Талызиной: «При разработке целей обучения конкретному предмету, прежде всего, необходимо выделить основную систему задач, для решения которых готовится обучаемый» [3, с. 275]. Главным достоинством этой идеи является преемственность целей разного уровня, обеспечивающая их синтез, и изначальная прямая связь целей с содержанием обучения. Это достигается за счет синтетического описания целей и содержания обучения на языке задач, которые должен уметь реи гтч ^

шать будущий специалист. Такой подход базируется на психологической теории деятельности и методе планомерного формирования умственных понятий и действий, который предполагает, что знания служат отправной точкой и результатом деятельности. Отсюда знания не составляют самостоятельного элемента целей образования. Характеристики и свойства знаний определяются ха-

рактером и свойствами той деятельности, в ходе которой они сформировались. Структурной же составляющей самой деятельности является задача.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

К основным положениям концепции можно отнести следующие:

1. Имеется обширная интегральная содержательная база (на уровне понятий, уровне методов и уровне моделей) в области математики и экономической теории для построения профессионально направленной методической системы математической подготовки экономистов в вузе.

2. Принцип профессиональной направленности (ориентацию математической подготовки в её целевом, содержательном и процессуальном аспектах на динамическое моделирование профессионального труда экономиста) является системообразующим в дидактике математической подготовки экономистов в вузе, остальные дидактические принципы группируются вокруг него, наполняются новым смыслом и обеспечивают целостность всей методической системы.

3. Структура методической системы математической подготовки экономистов в вузе состоит из пяти взаимосвязанных компонентов, каждый из ко-

торых должен соответствовать определенному перечню дидактических принципов:

• цели обучения (принцип соответствия модели специалиста; принцип единства общекультурной, развивающей, воспитывающей и образовательной функций математической подготовки; принцип иерархичности);

• содержание обучения (принцип согласованности с целями обучения; принцип научности; принцип фундаментальности; принцип системности знаний);

• методы обучения (принцип доступности; принцип мотивационной обеспеченности учебной деятельности; принцип первичности метода познания; принцип творческой самореализации);

• организационные формы обучения (принцип непрерывности; принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной

деятельности; принцип блочно-модульной структуры; принцип многоуровнево-сти);

• средства обучения (принцип осуществления межпредметных свя-

зей; принцип контекстности; принцип наглядности; принцип инновационности).

4. Проблему реализации принципа профессиональной направленности можно решить, если цели математической подготовки экономистов в вузе представить в виде системы типовых профессиональных задач экономиста и обобщенных методов их решения.

5. Цель математической подготовки будущих специалистов в области экономики в вузе - сформировать математическую компетентность экономиста. Под математической компетентностью экономистов мы будем понимать способность и готовность решать методами математики типовые профессиональные задачи и повышать свою профессиональную квалификацию. Типовая профессиональная задача - это цель, которую специалист многократно ставит перед собой в процессе своей профессиональной деятельности.

6. Система типовых профессиональных задач экономистов состоит из следующих пяти задач:

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

1) сбор и обработка экономической информации;

2) нахождение или оценка значений показателей, характеризующих экономическую деятельность;

3) выявление зависимости, её вида и свойств между параметрами экономической деятельности;

4) прогнозирование экономической деятельности;

5) планирование экономической деятельности.

7. Для достижения цели необходимо так организовать процесс обучения математике, чтобы знания, опорные для выполнения действий, входящих в содержание обобщенных методов решения типовых профессиональных задач, и

сами эти методы стали предметом специального усвоения студентами, что позволит подготовить их к будущей профессиональной деятельности.

8. Овладение обобщенными методами решения типовых профессиональных задач предполагает, что выделить их должны сами студенты.

9. Формирование математической компетентности должно осуществляться непрерывно в период обучения в вузе на четырех уровнях:

• адаптационный уровень осуществляется в рамках специального курса «Практикум по математике» посредством учебных задач курса математики средней школы;

• предметный уровень осуществляется в рамках математических учебных дисциплин посредством учебных задач;

• междисциплинарный уровень осуществляется в рамках математических, информационных и экономических дисциплин посредством псевдо-профессиональных задач;

• профессиональный уровень осуществляется в рамках специальных дисциплин, производственной практики и дипломного проектирования посредством профессиональных задач,

и должно быть доведено до уровня, когда типовые профессиональные задачи станут опорой для решения любых конкретных профессиональных задач экономиста.

10. Необходима организация специальной методической подготовки преподавателей математических дисциплин к реализации профессионально направленной математической подготовки экономистов в вузе.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Под педагогическими условиями реализации математической подготовки экономиста мы понимаем специально созданные обстоятельства процесса обучения математике в вузе, способствующие повышению качества его готовности к будущей профессиональной деятельности. Эти обстоятельства зависят, прежде всего, от преподавателя математической дисциплины, но также и от внешних факторов: преподавателей профильных дисциплин, администрации вуза,

материально-технического обеспечения учебного процесса, социального и экономического окружения образовательного учреждения и т. п. В соответствии с разработанной концепцией в качестве обстоятельств математической подготовки экономистов в вузе выделим следующие педагогические условия:

• ориентация математической подготовки в её целевом компоненте на решение профессиональных задач экономиста;

• интеграция математической и профессиональной подготовки путем реализации межпредметных связей в процессе решения типовых профессиональных задач с использованием математических знаний;

• разработка содержания учебно-методического комплекса по математическим дисциплинам, максимально ориентированного на реализацию целей профессионально направленной математической подготовки экономистов в вузе;

• активизация познавательной деятельности студентов за счет повышения её мотивации и задачного подхода;

• модульно-рейтинговая организация учебного процесса математической подготовки;

• разработка дидактических материалов по математике, отвечающих основным положениям концепции профессионально направленной математической подготовке экономистов в вузе;

• применение информационных технологий и интерактивных форм проведения аудиторных занятий;

• подготовка преподавателей к реализации концепции профессионально направленной математической подготовки экономистов в вузе;

• регулярное диагностирование уровня сформированности математической компетентности будущих экономистов как результата профессионально направленного обучения математике.

В процессе разработки концепции было организовано экспериментальное обучение студентов бакалавриата по направлению «Экономика» в рамках таких

математических дисциплин как «Линейная алгебра» и «Математический анализ» и разработано специальное учебное пособие [4]. Как показал анализ эффективности её реализации, студенты овладевают обобщенными методами решения типовых профессиональных задач экономиста на достаточно высоком уровне, что позволяет быстрее адаптироваться в профессиональной сфере.

Библиографический список

1. Байгушева, И. А. Профессионально направленная математичесая подготовка экономистов в вузе: монография [Текст] / И. А. Байгушева. -Астрахань: Астраханский государственный университет, 2013. - 172 с.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

2. ФГОС подготовки бакалавров по направлению «Экономика»/ URL: www.rea.ru/Main.aspx?page=UMO.

3. Талызина, Н. Ф. Пути разработки профиля специалиста [Текст] / Н. Ф. Талызина, Н. Г. Печенюк, Л. Б. Хихловский. - Саратов: СГУ, 1987. -176 с.

4. Пильтяй, Г. З. Математика для экономистов: учеб. пособие [Текст] / Г. З. Пильтяй, И. А. Байгушева, А. Р. Гайсина. - Астрахань, 2012. - 376 с.

Bibliography

1. Baygusheva, I. A. Professionally oriented mathematical training of

economists at a higher school: monograph [Text] / I. A. Baygusheva. - Astrakhan:

Astrakhan State University, 2013. - 172 p.

2. FSES of training of bachelors in the direction “Economics”: URL: www.rea.ru/Main.aspx?page=UMO

3. Talizina, N. F. The ways of specialist profile elaboration [Text] / N. F. Talizina, N. G. Pechenuk, L. B. Khihlovsky. - Saratov: SSU, 1987. - 176 p.

4. Pil’tyay, G. Z. Mathematics for economists: teaching aid [Text] / G. Z. Pil’tyay, I. A. Baygusheva, A. R. Gaysina. - Astrakhan, 2012. - 376 p.