Научная статья на тему 'Проектирование системы профессиональной подготовки специалиста сферы информационного бизнеса: культурологический подход'

Проектирование системы профессиональной подготовки специалиста сферы информационного бизнеса: культурологический подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СПЕЦИАЛИСТА / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ КОММЕРЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ БИЗНЕС / МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ / INFORMATION BUSINESS / METHODS OF DESIGNING EDUCATIONAL SYSTEMS / TRAINING OF COMMERCIAL SPECIALISTS / PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL CULTURE OF A SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молоткова Н. В.

Исследуется проблема разработки методологического аппарата проектирования системы профессиональной подготовки специалистов сферы информационного бизнеса с позиций системного, культурологического и личностно-деятельностного подходов. Автор рассматривает вопросы обеспечения качества образовательных услуг в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing of the System of Professional Training of a Specialist in the Area of Information Business: Cultural Approach

The problem of development of methodological basis for designing the system of professional training of specialists in the sphere of information business from the view of system, cultural and personal activity approaches is investigated. The author deals with the problems of providing the quality of educational service in up-to-date conditions.

Текст научной работы на тему «Проектирование системы профессиональной подготовки специалиста сферы информационного бизнеса: культурологический подход»

ББК У9(2)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ ИНФОРМАЦИОННОГО БИЗНЕСА: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Н.В. Молоткова

Кафедра «Технология и организация коммерческой деятельности», ТГТУ Представлена членом редколлегии профессором В. Ф. Калининым

Ключевые слова и фразы: профессиональное образование; профессиональная культура специалиста; подготовка специалистов коммерции; информационный бизнес; методология проектирования образовательных систем.

Аннотация: Исследуется проблема разработки методологического аппарата проектирования системы профессиональной подготовки специалистов сферы информационного бизнеса с позиций системного, культурологического и личностно-деятельностного подходов. Автор рассматривает вопросы обеспечения качества образовательных услуг в современных условиях.

Развитие науки и техники, значительная модернизация технологий производства, коренное изменение технологий организации и ведения бизнеса - все это объективные факторы, характеризующие современную социально-экономическую ситуацию как в мире, так и в нашей стране. Переход к новому этапу развития производства, обусловленный интеграционными процессами и внедрением новых технологий ведения бизнеса, динамикой социально-экономических процессов, вызывает в условиях рыночной экономики крупные изменения в структуре и содержании профессиональной деятельности специалистов. Процессы интеграции, проявляющиеся во всех сферах жизнедеятельности человека, ведут к существенным изменениям характера и содержания труда, совмещению профессий и специальностей, возникновению новых, универсальных, интегрированных профессий. Такой объективный фактор развития мирового сообщества как информатизация порождает не только особые условия реализации профессиональной деятельности специалистов во всех областях общественной жизни, но выступает основой развития существующих и появления новых сфер бизнеса.

В обществе постиндустриального типа доминантами становятся специальные знания и технологии, т.к. именно они определяют ведущие направления, стратегию и тактику общественного и экономического развития. В процессе становления и развития рыночных структур и институтов возрастает роль информации в координации рыночных механизмов, обеспечении эффективной работы отдельных агентов рынка, повышении степени надежности принимаемых решений.

Основными потребителями экономической информации являются субъекты различных сфер бизнеса, следовательно, сама информация превращается в уникальный фактор производства. В результате формируется особая сфера рынка -информационный бизнес, функцией которого является производство информации и оказание информационных услуг. Субъектами информационного бизнеса ста-

новятся как обычные посредники, такие как брокеры, дилеры и т.д., так и специализированные фирмы - маркетинговые, аудиторские, информационно-аналитические центры и т.д. Как подчеркивает в своем исследовании А.Л. Денисова [1], информационный бизнес производит особый рыночный продукт - информационный ресурс, который способствует повышению эффективности как производственного, так и рыночного механизма и тем самым увеличивает богатство общества.

В целом экономика России находится на пути становления рыночных отношений. Такая ситуация характеризуется достаточной степенью незрелости рыночных агентов и неполнотой развития рыночных структур, и, как следствие, наблюдается качественная неготовность ряда хозяйственных структур воспринимать информационный ресурс в качестве рыночного механизма, недооценивается роль и значение информации, отсутствует культура работы с информацией. В силу того, что информатизация охватывает всю сферу рыночных отношений, информация выступает составной частью рыночного механизма, поэтому важнейшей задачей современного российского общества является формирование единого информационного пространства, адекватного современным рыночным отношениям. Единое информационное пространство выступает неким механизмом, обеспечивающим информационное взаимодействие хозяйствующих субъектов, причем уровень сформированности информационного пространства является индикатором зрелости рыночной инфраструктуры [1].

С учетом сказанного первоочередной задачей является кадровое обеспечение сферы информационного бизнеса, от решения которой напрямую зависит дальнейшее становление и развитие информационного бизнеса как сферы предпринимательской деятельности.

Отмечая высокую динамичность и технологичность данной сферы деятельности, подчеркнем, что охватить все категории специалистов, задействованных в процессе производства информационного продукта, его распространения и оказания информационных услуг в рамках единой образовательной программы невозможно, так как организация информационного бизнеса предполагает совместные усилия менеджеров, маркетологов, логистов, коммерсантов, программистов, финансистов, экономистов, социологов, аналитиков и пр. Выход видится в разработке методологии проектирования профессиональной подготовки специалистов сферы информационного бизнеса, отражающей возможности решения проблемы подготовки кадров с учетом тенденций развития информационного бизнеса, специфики профессиональной деятельности в данной сфере и условий ее реализации, выделяя в структуре и содержании подготовки инвариантную и вариативные составляющие.

Отмечая специфичность профессиональной деятельности специалиста сферы информационного бизнеса, нельзя рассматривать ее в отрыве от социокультурного, интеллектуального и нравственного потенциала личности, интегрированных в понятиях общей и профессиональной культуры. Выступая субъектом культуры, специалист является ее носителем, так как результаты его деятельности ложатся в основу социально-значимого опыта. Таким образом, в процессе организации профессиональной подготовки специалиста сферы информационного бизнеса необходимо акцентировать внимание на формирование высокого уровня его общей и профессиональной культуры, на формирование и развитие потребностей в постоянном профессиональном развитии, что является гарантом успешности и эффективности его деятельности в современных условиях.

Несмотря на достижения теории и практики в области исследования общих закономерностей развития высшей школы, совершенствования и модернизации системы высшего профессионального образования (труды С.И. Архангельского,

В.П. Беспалько, А.Л. Денисовой, В.Н. Елютина, С.И.Зиновьева, Л.Ф. Колосникова, И.Я. Конфедератова, Н.В. Кузьминой, А.Г. Молибога, В.А. Сластенина, В.Н. Столетова, Н.Ф. Талызиной, В.И. Турчонка, Ф.Р. Филиппова и др.), приходится констатировать, что вопросы проектирования системы профессиональной подготовки специалистов сферы информационного бизнеса с позиций формирования профессиональной культуры требуют дополнительного исследования.

Проблеме изучения сущности профессиональной культуры специалиста посвящены исследования многих ученых. Так, например, вопросы изучения педагогической культуры освещаются в работах А. В. Барабанщикова, Е. В. Бондарев-ской, М.Я. Виленского, Г.В. Звездуновой, И.Ф. Исаева, В.А. Комелиной, В.В. Краевского, Н.В. Кузьминой, Е.А. Левановой, Л.А. Машиной, А.И. Мищенко, Е.Г. Силяевой, В.А. Сластенина, Н.Л. Шеховской, С.Н. Щербаковой и др. Существующие трактовки понятия профессиональной культуры показывают, что носителями культуры выступают как общности людей, так и отдельные личности, но в любом случае культура является признаком высокого развития деятельности. Рассматривая общность людей, мы говорим о результате деятельности, совокупности достижений общества, а при рассмотрении культуры отдельной личности акцент делается на самом процессе (высокое развитие деятельности, умение).

Культура, выступая в качестве «универсальной» характеристики деятельности, предопределяет направленность того или иного вида деятельности, ее ценностных типологических особенностей и результатов, определяет наиболее приоритетные, необходимые виды деятельности и способы ее осуществления. В исследовании процесса формирования профессиональной культуры специалиста именно деятельностный аспект является определяющим. Это положение подтверждает анализ работ ряда авторов (К. А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, М.С. Каган, Э.С. Маркарян, В. Д. Шадриков и др.).

В контексте нашего исследования мы придерживаемся рассмотрения профессиональной культуры специалиста как компонента общей культуры, проявляющегося в системе профессионально значимых качеств и специфике профессиональной деятельности. В качестве методологической основы изучения вопросов формирования профессиональной культуры специалиста мы рассматриваем работы И.Ф. Исаева, в которых профессиональная культура определяется как мера и способ творческой самореализации личности в разнообразных видах профессиональной деятельности и общения, направленной на освоение, передачу и создание ценностей и технологий [2].

Как показывают результаты исследования, в профессиональной деятельности специалиста сферы информационного бизнеса, связанной, в первую очередь, с работой с информацией, важен не только факт достижения поставленных целей, получения результатов, что является стандартными показателями уровня квалифицированного труда специалиста, но также пути и способы, приводящие к ним и обеспечивающие оптимальность осуществления процесса в современных условиях.

Мы считаем, что в профессиональной культуре специалиста особо выделяется информационно-технологическая составляющая, выступающая структурным компонентом информационной основы деятельности, обеспечивающим ее профессиональную направленность. Информационно-технологическая составляющая профессиональной культуры специалиста объединяет компоненты культуры (аксиологический, технологический и личностно-творческий) и обеспечивает их взаимосвязь и взаимообусловленность. В современных условиях уровень сформи-рованности информационно-технологической составляющей профессиональной культуры специалиста оказывает существенное влияние на уровень сформиро-ванности всех структурно-функциональных компонентов профессиональной культуры.

Приняв за основу положения ряда ученых (И.Ф. Исаев, И.Я. Лернер, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин, А.К. Маркова, В. Д. Симоненко и др.), в качестве основы объективной оценки высокого уровня сформированности информационно -технологической составляющей профессиональной культуры специалиста нами выделен ряд характеристик, отражающих особенности профессионального мышления, знаний и умений, а также профессионально важных качеств специалиста сферы информационного бизнеса. В качестве особенностей профессионального мышления специалиста выделены:

- мобильность мышления, то есть стремление к постоянному обновлению знаний, владению новой информацией для решения профессиональных задач в необходимых условиях;

- гибкость мышления, то есть умение применить тот или иной метод информационной преобразовательной деятельности для решения профессиональных проблем, наиболее подходящий к данным условиям; наличие опыта осуществления известных способов информационной преобразовательной деятельности, ориентация на поиск оптимальных средств обработки информации;

- системность мышления, то есть способность охватывать явления многоаспектно, структурно-функционально, способность выделять комплексы их взаимосвязанных информационных компонентов, что создает необходимые предпосылки для формирования адекватного знания для решения задач, знания о сферах приложения деятельности в условиях современной информационной среды;

- детерминизм мышления, то есть способность устанавливать причинноследственные информационные связи, определять логические и семантические информационные зависимости между объектами в системах;

- вероятностность мышления, то есть способность выявлять и прогнозировать альтернативы, разнообразные пути решения профессиональных задач на основе использования информационных технологий;

- аналитичность мышления, то есть способность производить различные виды информационного анализа, аналитической обработки информации, способность к информационному моделированию;

- перспективность мышления, то есть способность обозревать события в «зонах ближайшего развития», способность к антиципации;

- эвристичность мышления, то есть способность производить все процедуры творческих умственных действий по преобразованию профессиональной информации, способность ставить и проверять гипотезы, фильтровать альтернативы на основе разных критериев, генерировать информацию, делать обобщения, умение творчески подойти к решению профессиональных задач в новых условиях;

- критичность мышления, то есть способность оценивать информацию, сравнивать между собой рассматриваемые варианты решений с точки зрения их целесообразности и эффективности, среди множества возможных решений направленно выбирать наиболее оптимальное;

- креативность, то есть направленность на создание новой информации или трансформацию информации с целью придания ей новых качеств;

- профессиональная интуитивность мышления, то есть способность к быстрому, одномоментному принятию решения на основе имеющейся информации и с учетом предвидения дальнейшего развития ситуации без развернутого осознанного анализа;

- рефлексивность мышления, позволяющая осмыслить, осознать свои действия, опыт, знания, отношения, решения и поступки;

- проектность мышления, то есть обобщенное и опосредованное познание действительности, в ходе которого специалист использует научные, технологиче-

ские и другие знания для выполнения информационных проектов, от идеи до ее реализации.

В последнее время получил подтверждение факт того, что усвоение современного научного знания возможно лишь с усвоением современных средств и способов его получения. За счет резкого повышения теоретического уровня знаний укрепляется тенденция развития той стороны деятельности, которая определяется как поиск нового знания, стремление к самопознанию, сближение деятельности с методами научного поиска.

Результаты исследования позволили сделать вывод, что существенные изменения претерпевает сама система действий специалиста по представлению и преобразованию информации, то есть информационная и технологическая функции. Происходит их совершенствование за счет внедрения новых источников, новых способов, новых средств получения, обработки и представления информации.

При работе с информацией, как и в научной, творческой, исследовательской деятельности, объемно превалируют операционально-логические структуры (отбор, анализ, сравнение, синтез), обобщение, классификация, содержательное обогащение, конкретизация, уточнение изучаемого, вывод по аналогии, комбинирование, ассоциация. Таким образом, основным видом деятельности специалиста сферы информационного бизнеса можно объективно считать аналитикосинтетическую деятельность.

Приняв за основу уровни сформированности профессиональной культуры педагога, выделенные И.Ф. Исаевым, В.А. Сластениным, нами исследованы основные характеристики уровней сформированности информационно-технологической составляющей профессиональной культуры специалиста сферы информационного бизнеса (адаптивный, репродуктивный, эвристический и креативный).

Адаптивный уровень характеризуется неустойчивым отношением к реалиям современной информационной среды. Цели и задачи информационноаналитической деятельности специалистом определены в общем виде и не являются ориентиром профессиональной деятельности. Система информационнотехнологических знаний сформирована на уровне осведомленности и не является основой при решении профессиональных задач. Информационно-технологическая готовность определяется в основном относительно успешным решением задач практической направленности, воспроизводящим собственный предшествующий опыт и опыт коллег. Деятельность строится по заранее отработанному алгоритму.

Репродуктивный уровень проявляется в тенденции к устойчивому ценностному отношению к информационной реальности. Специалистом более высоко оцениваются возможности использования информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности, появляется стремление к их всестороннему овладению с целью оптимизации процесса решения профессиональных задач. Творческая активность проявляется в рамках воспроизводящей деятельности, но с элементами поиска нестандартных решений.

Эвристический уровень характеризуется большей целенаправленностью, устойчивостью, осознанностью путей, средств и способов осуществления информационной деятельности при решении профессиональных задач. В структуре профессионального мышления превалирует рефлексия, осуществляется перенос и трансформация полученных знаний на практическую деятельность с учетом ситуации. Профессиональная деятельность характеризуется инновационностью, внедрением новых технологий ведения бизнеса в практику работы. На высоком уровне находятся как умения работать с профессиональной информацией на новой технологической основе (освоены основные способы и средства аналитикосинтетической обработки информации, ее представления на основе современных средств информационных и коммуникационных технологий).

Креативный уровень характеризуется высокой степенью результативности информационной деятельности специалиста, мобильностью знаний, стимулирующей переход к устойчивой готовности к профессиональной деятельности в условиях современной информационной среды. Отмечается наличие в мышлении системности, гибкости, креативности. Информационно-технологическая готовность приобретает целостный и завершенный характер. Особое место в деятельности занимают аналитико-синтетические операциональные умения. У специалиста отмечается высокий уровень профессиональной рефлексии и творческой самостоятельности, что создает условия для эффективной самореализации индивидуально-психологических, интеллектуальных возможностей личности.

Таким образом, в процессе формирования информационно-технологической составляющей профессиональной культуры специалист должен не только получить знания и опыт реализации основных профессиональных функций в конкретной информационной инфраструктуре, но и научиться оптимально использовать новые средства и современные технологии для решения профессиональных задач. Именно с этих позиций должны быть пересмотрены структура и содержание профессиональной подготовки специалистов данной сферы бизнеса.

Актуальность поставленной проблемы обусловлена и существующими противоречиями в системе профессиональной подготовки специалиста. К основным из них мы относим противоречия между перспективными потребностями регионального рынка труда в специалистах сферы информационного бизнеса и сложившейся практикой профессиональной подготовки. Немаловажно рассогласование между системой профессиональных задач, опосредованных социальным заказом и спецификой самой сферы информационного бизнеса, и уровнем готовности специалиста к профессиональной деятельности в условиях современной информационной среды. В современных условиях, условиях конкурентной среды, условиях информатизации и глобализации; личностные потребности, обусловленные, с одной стороны, уровнем развития науки, техники и технологии, с другой - технологиями ведения бизнеса в современной информационной среде, находятся в противоречии с реальной возможностью их удовлетворения в условиях системы высшего профессионального образования.

С целью разрешения выявленных противоречий отдельного научного исследования требует проблема создания методологического аппарата разработки педагогических средств и условий организации системы профессиональной подготовки специалиста сферы информационного бизнеса. С учетом высокой интеллектуализации и технологичности данной сферы особую значимость приобретает вопрос подготовки специалистов сферы информационного бизнеса в условиях высшей школы. Исследование позволило нам сделать обоснованный вывод, что процесс профессиональной подготовки специалиста сферы информационного бизнеса в условиях высшей школы будет эффективней, если методической основой проектирования данного процесса выступают тенденции становления и развития информационного бизнеса в России; системный мониторинг реальных и перспективных потребностей регионального рынка труда в специалистах данной сферы; структурно-функциональный анализ профессиональной деятельности специалиста с позиций культурологического подхода, лежащий в основе моделирования структуры профессиональной деятельности специалиста.

При этом важно, что технология организации подготовки специалиста должна строиться с учетом современного уровня развития технологий ведения бизнеса, реализации целевых установок на каждом этапе подготовки, направленности подготовки на формирование интеллектуальных инструментальных средств познания и организации информационных процессов с целью принятия профессиональных решений.

В основе исследования методологии проектирования системы подготовки нами рассматриваются законы и закономерности общей теории систем, положения личностно-деятельностного и культурологического подходов, обеспечивающие определение и взаимосвязь компонентов методической системы подготовки и достижение заданного уровня сформированности информационнотехнологической составляющей профессиональной культуры специалиста.

Данный подход позволяет разработать и теоретически обосновать методологию проектирования системы профессиональной подготовки специалиста сферы информационного бизнеса, определяющую вопросы кадрового обеспечения информационного бизнеса в современных условиях.

Список литературы

1. Денисова А.Л. Качество информационных услуг: монография. - М., 1998.

2. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы / Московский пед. гос. ун-т им. В.И. Ленина, Белгородский гос. пед. ун-т им. М. С. Ольминского. - Москва-Белгород, 1993. - 219 с.

Designing of the System of Professional Training of a Specialist in the Area of Information Business: Cultural Approach

N.V. Molotkova

Department “Technology and Organization of Commercial Activity", TSTU

Key words and phrases: information business; methods of designing educational systems; training of commercial specialists; professional education; professional culture of a specialist.

Abstract:The problem of development of methodological basis for designing the system of professional training of specialists in the sphere of information business from the view of system, cultural and personal activity approaches is investigated. The author deals with the problems of providing the quality of educational service in up-to-date conditions.

Projektierung des Systems der Berufvorbereitung des Fachmanns auf dem Gebiet des Informationsbusinefi

Zusammenfassung: Es wird das Problem der Ausarbeitung des methodo-logischen Projektierungsapparats des Systems der Berufvoibereitung der Fachleute auf dem Gebiet des Informationsbusinefi von den Standpunkte der Systemen, kulturologi-schen und personlich-wirksamen Einstellungen untersucht. Der Autor betrachtet die Fragen der Gewahrleistung der Qualitat der Bildungsdienste in heutigen Bedingungen.

Conception du systeme de la formation professionnelle du specialiste de la sphere du business informationnel: approche culturologique

Resume: On etudie le probleme de l’elaboration methodologique de la conception du systeme de la formation professionnelle des specialistes de la sphere du business informationnel du point de vue des approches systematique, culturologique et individuelle-creative. L’auteur examine les problemes de l’assurance de la qualite des services d’enseignement dans les conditions actuelles.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.