Научная статья на тему 'Дидактические основы проектирования системы профессиональной подготовки специалистов по организации и безопасности движения'

Дидактические основы проектирования системы профессиональной подготовки специалистов по организации и безопасности движения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / DIDACTIC GROUNDS OF TRAINING / ORGANIZATION AND SAFETY OF TRANSPORTATION / ORGANIZATION OF PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молоткова Н. В., Хренников А. О.

Выполнен анализ системы организации и безопасности движения и ее кадрового обеспечения, выявлен ряд существенных противоречий при организации профессиональной подготовки специалистов, разработаны дидактические основы проектирования системы профессиональной подготовки специалистов по организации и безопасности движения в условиях технического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Es ist die Analyse des Systems der Organisierung und der Sicherheit des Verkehrs und seines Stammpersonals erfüllt. Es ist eine Reihe von wesentlichen Widersprüchen bei der Organisierung der Berufsvorbereitung der Fachmänner gezeigt. Es sind didaktische Grundlagen der Projektierung des Systems der Berufsvorbereitung der Fachmänner in Organisierung und Sicherheit des Verkehrs unter den Bedingungen der technischen Hochschule erarbeitet.Est accomlie la commande sur lanalyse du système de lorganisation et de la sécurité de la circulation sur les routes, de recrutement des cadres; est montrée une série de contradictions significatives au cours de lorganisation de la formation professionnelle des spécialistes; sont élaborés les fondements de la conception du système de la formation professionnelle des spécialistes de la sécurité de la circulation sur les routes dans les conditions de létablissement technique denseignement supérieur.The analysis of the system of organization and safety of transportation and its staff maintenance is completed. The number of significant contradictions in the organization of professional training is revealed. Didactic grounds for designing the system of professional training in organization and safety of transportation in technical university are developed.

Текст научной работы на тему «Дидактические основы проектирования системы профессиональной подготовки специалистов по организации и безопасности движения»

УДК 656.08

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Н.В. Молоткова1, А.О. Хренников2

Кафедры: «Технология и организация коммерческой деятельности» (1), «Механизация сельского хозяйства» (2), ТГТУ

Представлена членом редколлегии профессором В.И. Коноваловым

Ключевые слова и фразы: дидактические основы обучения; организация и безопасность движения; организация профессиональной подготовки.

Аннотация: Выполнен анализ системы организации и безопасности движения и ее кадрового обеспечения, выявлен ряд существенных противоречий при организации профессиональной подготовки специалистов, разработаны дидактические основы проектирования системы профессиональной подготовки специалистов по организации и безопасности движения в условиях технического вуза.

Проектирование системы подготовки специалистов в сфере организации и безопасности движения ориентировано на учет специфики его будущей профессиональной деятельности и условий, в которых она реализуется, и направлено, в первую очередь, на решение экстроспективных задач (от системы к среде), от частного к общему. Это обусловлено тем, что развитие системы подготовки специалистов определяется не столько внутренними противоречиями самой системы, вызванными закономерностями развития системы в целом и отдельных ее элементов, но и внешним воздействием (изменениями социально-экономической и политической ситуации в обществе, растущими личностными потребностями обучающихся, реструктуризацией рынка труда и занятости и пр.).

Учитывая тот факт, что проектируемая система должна обеспечить подготовку специалистов, характеризующихся полифункциональностью деятельности в сфере организации и безопасности дорожного движения, важно знать не только сущность и внутреннюю структуру учебного процесса, но и глубинные закономерности, как исходные основания системы принципиальных положений, отражающих содержание, методы и организацию данного процесса.

Для понимания роли обучения, как средства развития и формирования личности и разработки его теоретических основ, большое значение имеет то, что этот процесс не сводится только к овладению обучающимися знаниями, выработке практических умений и навыков, а также способов творческой деятельности, он оказывает более широкое развивающее и формирующее влияние на личность.

Очевидным является то, что любой учебный процесс должен строиться грамотными в этой области специалистами, в соответствии с методологией и дидактическими основами организации образовательного процесса.

Целесообразно, в первую очередь, обратиться к знаниям о сущности, содержании, структуре обучения, его законах и закономерностях, выраженное в виде норм деятельности, регулятивов для практики, то есть принципов обучения.

Рассматриваемый элемент дидактической среды становится более весомым ввиду его противоречивости, которая раскрывается по мере углубления в их содержание и раскрытие закономерных связей, которые они отражают.

Характерными примерами реализации принципов в деятельности проектируемой модели специалиста могут служить: переход от конкретного описания к обобщению, от объяснения к прогнозу в принципе научности обучения; соотношение элемента и системы в принципе системности; движение от чувственного восприятия к абстрактному мышлению в принципе наглядности.

Реализация методических принципов должна предусматривать сохранение их специфичности, то есть отражать особый характер связей именно внутри дидактической системы. Таким образом, отождествляется концепция реализации дидактических принципов при проектировании системы профессиональной подготовки специалистов.

Стоит отметить, что принципы отражают направление, стратегию практических действий преподавателя и обучающихся по достижению гармонии, синтеза противоположных начал. Источник этой направленности принципов является следствием выражения объяснительной и прогностической функций педагогических законов, которые отражают объективные, внутренние, существенные и относительно стойкие связи педагогических явлений, способствующих управлению профессиональной деятельностью, предвидению результатов того или иного управленческого решения, направленного на оптимизацию содержания, форм, средств и методов организации учебного процесса.

При разработке теоретических основ организации данного учебного процесса, в деятельности преподавателя нельзя ограничиваться только раскрытием процессуальной стороны вооружения обучающихся знаниями, практическими умениями, необходимо также глубоко исследовать те дидактические условия, которые способствуют реализации развивающего потенциала обучения.

Для организации учебного процесса необходимо хорошо знать те структурные внутренние компоненты, из которых он состоит, и реализующиеся через обучающую деятельность педагога, которая заключается в:

- определении целей и задач учебной деятельности;

- формировании потребности в знаниях и мотивов учебной деятельности;

- определении содержания материала, подлежащего усвоению обучающимися;

- организации учебно-познавательной деятельности по овладению обучающимися изучаемым материалом;

- придании учебной деятельности обучающихся эмоционального характера;

- регулировании и контроле учебной деятельности обучающихся;

- оценивании результатов учебной деятельности обучающихся.

Поскольку, как отмечалось выше, обучение направлено на образование личности и органически связано с ним, то большую значимость в среде дидактических условий приобретает определение содержания учебного процесса.

Понимая под содержанием учебного процесса «систему научных знаний и связанных с ними практических умений, которыми необходимо овладеть обучающимся, и которые способствуют развитию их умственных и творческих способностей» [9], необходимым условием дидактической среды является разработка тех исходных теоретических идей адекватных современному состоянию науки, на основе которых должно определяться содержание предметной области.

Учитывая полиморфность знаний, составляющих профессиональную культуру специалиста по организации и безопасности дорожного движения, личностные особенности и качества будущего специалиста, а также задачи и цели образовательного процесса, осуществляется разработка теоретических и методических основ организации процесса подготовки специалиста данного профиля, определяется содержание изучаемых предметных областей, происходит выбор форм и

методов обучения. В частности, происходит логическое структурирование предметной области с выделением основных разделов, затем устанавливаются содержательные центры в рамках данного раздела, выделяются основные понятия, главные идеи, а также определяются внешние и внутренние связи между теориями, законами и фактами.

Условия реализации дидактических условий в рамках данного образовательного процесса требуют умелого использования разнообразных форм организации учебного процесса, их постоянного совершенствования.

Разрабатывая аспекты формирования организационных форм образовательного процесса в контексте нашего исследования, следует обратиться к истокам форм организации обучения на понятийном уровне.

Применительно к обучению, форма - это специальная конструкция процесса обучения, характер которой детерминирован содержанием образовательного процесса, а также методами, приемами и средствами обучения. Следовательно, форму организации обучения надо понимать как конструкцию циклов процесса обучения, отражающих систему устойчивых связей самих циклов и связей компонентов внутри каждого цикла образовательного процесса.

Форма организации обучения, как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с факторами определяющими специфику данного образовательного процесса при подготовке специалистов в сфере организации и безопасности дорожного движения, в частности количественным и качественным показателями контингента обучающихся, а также временные рамки.

Специфика профессиональной деятельности преподавателя, осуществляющего подготовку водительского персонала, отражает основополагающие признаки выбора методов и приемов обучения, такие как:

- цели обучения;

- особенности содержания изучаемых дисциплин;

- специфику методики преподавания конкретной изучаемой дисциплины;

- временные рамки учебного процесса;

- возрастные особенности обучающегося контингента;

- уровень подготовленности обучающихся;

- материальную оснащенность учебных организаций.

Учитывая вышеизложенные аспекты, целесообразно применить в данном образовательном процессе систему дидактических методов предложенных

В. А Онищуком, детерминированную дидактическими целями и задачами образовательного процесса, согласно которой выделяются пять основных методов обучения:

1 Коммуникативный метод, способствующий усвоению готовых знаний, основывающийся на изложении преподавателем нового материала (в том числе проблемное изложение) и восприятии его обучающимися. Данный метод также представляет симбиоз общепринятых вербальных методов обучения: эвристическая и проблемно-поисковая беседы, самостоятельная работа обучающихся с учебным материалом и т. п.

2 Познавательный метод обучения предполагает восприятие, осмысление и запоминание обучающимися новых знаний через реализацию наглядно-аналитической и наглядно-исследовательской деятельностей обучающихся.

3 Преобразовательный метод целевыми установками обеспечивает трансформацию усвоенных обучающимися знаний в творческое применение умений и навыков посредством практической деятельности обучающихся.

4 Систематизирующий метод обучения способствует обобщению и систематизации знаний, умений и навыков обучающихся, их координации.

5 Контрольный метод выявляет качества усвоенных знаний, умений и навыков, предполагает также их коррекцию.

В контексте проектируемой системы подготовки специалистов в сфере организации и безопасности дорожного движения данная система дидактических методов формирует в рамках каждого дидактического метода среду, обуславливающую реализацию сразу нескольких фундаментальных методов на основе синтеза их начал.

Оптимальное функционирование процесса управления учебной деятельностью обучающихся возможно только при умелом координировании организации и планировании образовательного процесса. Учитывая многогранность данного учебного процесса, планирование учебного процесса не должно позволять различным формам обучения идти в разрез друг с другом. Тем самым, на ранних стадиях организации и планирования учебной деятельности создаются все необходимые предпосылки для эффективного протекания учебного процесса адекватно поставленным целям.

Реализация аспектов воспитательной работы с уже сформировавшимся по возрастному критерию контингентом, предполагает ряд амбивалентных решений.

Обыденное сознание относится к «воспитанию» одиозно, потому что понимает под ним «нравоучение», «наставление», «нудное морализирование». При таком понимании человек использует слово «воспитание» как посягательство на его свободу. Утверждать, что личность на каком-то жизненном этапе окончательно состоялась невозможно, ибо динамика жизни, ход событий будут влиять на человека на протяжении всего жизненного цикла.

Учебный процесс, как обусловленная деятельность педагога и обучающихся, должен отражать условия формирования факторов, воздействующих на формирование личности, таких как фактор социальной среды и фактор собственной активности. Таким образом, говоря о воспитательной направленности образовательного процесса, мы подразумеваем условия реализации методов воспитания личности, как педагогическую проекцию объективных факторов социальной действительности, обладающих формирующим влиянием на личность.

Г оворя о гармоничном развитии личности, нельзя упускать тот факт, что понятие личность является полиморфным, с присущей ей возможностью совершенствования, а именно развитием самостоятельности и саморазвитием.

0 необходимости формирования самостоятельности обучающихся в процессе обучения К.Д. Ушинский писал: «...Должно постоянно помнить, что следует передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно приобретать новые познания.». Анализируя данное высказывание, учитывая факторы, способствующие повышению степени самостоятельности обучающихся, можно утверждать о превращении обучающихся в субъектов учебного процесса.

Таким образом, формирование самостоятельности обучающихся, создает предпосылки для развития у них творческих потенций, а также проявления данного качества в других видах деятельности.

Список литературы

1 Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1991. -322 с.

2 Беспалько, В. П. Элементы теории управления процессом обучения /

B.П. Беспалько. - М.: Высш. шк., 1971. - 288 с.

3 Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию /

C.И. Гессен. - М.: Просвещение, 1995. - 416 с.

4 Исаев, И.Ф. Теория и практика формирования профессиональнопедагогической культуры преподавателя высшей школы: моногр. / И.Ф. Исаев. -Белгород: Изд-во БГпИ, 199з. - 217 с.

5 Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2001. -176 с.

6 Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1985. - 289 с.

7 Молоткова, Н.В. Методические основы проектирования системы профессиональной подготовки специалиста сферы информационного бизнеса: моногр. / Н.В. Молоткова. - М.: Машиностроение, 2002. - 377 с.

8 Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 638 с.

9 Харламов, И.Ф. Педагогика: учебн. / И.Ф. Харламов. - Мн.: Университетское, 2002. - 560 с.

Didactic Grounds of Designing the System of Professional Training in Organization and Safety of Transportation

N.V. Molotkova1, A.O. Khrennikov2

Departments: “Technology and Organization of Commercial Activity” (1), “Mechanization of Agriculture” (2), TSTU

Key words and phrases: didactic grounds of training; organization and safety of transportation; organization of professional training.

Abstract: The analysis of the system of organization and safety of transportation and its staff maintenance is completed. The number of significant contradictions in the organization of professional training is revealed. Didactic grounds for designing the system of professional training in organization and safety of transportation in technical university are developed.

Didaktische Grundlagen der Projektierung des Systems der Berufsvorbe-reitung der Fachmanner in Organisierung und Sicherheit des Verkehrs

Zusammenfassung: Es ist die Analyse des Systems der Organisierung und der Sicherheit des Verkehrs und seines Stammpersonals erfullt. Es ist eine Reihe von we-sentlichen Widerspruchen bei der Organisierung der Berufsvorbereitung der Fachmanner gezeigt. Es sind didaktische Grundlagen der Projektierung des Systems der Berufsvorbereitung der Fachmanner in Organisierung und Sicherheit des Verkehrs unter den Bedingungen der technischen Hochschule erarbeitet.

Fondements dydactiques de la conception du systeme de la formation professionnelle des specialistes de la securite de la circulation sur les routes

Resume: Est accomlie la commande sur l’analyse du systeme de l’organisation et de la securite de la circulation sur les routes, de recrutement des cadres; est montree une serie de contradictions significatives au cours de l’organisation de la formation professionnelle des specialistes; sont elabores les fondements de la conception du systeme de la formation professionnelle des specialistes de la securite de la circulation sur les routes dans les conditions de l’etablissement technique d’enseignement superieur.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.