УДК- 378.14
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА КАК ОРИЕНТИР ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Н.В.Фомин
Автором доказывается, что компетентностная модель конкурентоспособного специалиста должна являться основным ориентиром организации работы образовательного учреждения высшего профессионального образования, соответствующего требованиям, предъявляемым к современному специалисту в условиях социально-экономических изменений в и развития рыночных отношений. Среди профессиональных компетенций автор особо выделяет практико-ориентированный интеллект, критичность ума, способность принимать ответственные решения, самостоятельность и творчество, ориентация на эффективность и качество, информационная культура, коммуникативность, способность к сотрудничеству, рефлексивная культура.
Ключевые слова: компетентностная модель конкурентоспособного специалиста, профессиональные компетенции, инновационно-профессиональная культура, модернизация профессионального образования, профессиональный профиль, профессиональная мобильность.
Требования к современному специалисту обусловлены социально-экономическими изменениями в нашем обществе и развитием рыночных отношений. Поэтому для развивающейся экономики России особое значение приобретает качественная подготовка специалистов в высшем учебном заведении. Ведь именно высшая школа закладывает фундамент профессии, формирует менталитет профессиональной деятельности, расширяет профессиональный профиль, развивает творческие способности, обеспечивает профессиональную мобильность и конкурентоспособность. Почему? Потому что здесь не только дают знания, но и воспитывают. Потому что здесь срабатывает эффект погружения во все проблемы профессиональной деятельности, потому что здесь действует фактор времени (5 лет обучения), способствующий формированию установок и определению типа профессионального мышления, потому что здесь наилучшим образом формируется система знаний. Наконец, базовое образование - это не только специальные дисциплины, это и гуманитарная подготовка и самое главное - фундаментальная подготовка по специальности. Фундаментальная подготовка определяет возможность и реальность стратегического мышления, способность предвидеть.
На наш взгляд главной целью и ориентиром высшего профессионального образования должно стать:
формирование социально и профессионально-активной личности, обладающей высокой компетентностью, мобильностью и профессионализмом;
развитие комплекса качеств современного специалиста, профессионального мышления, социальной и профессиональной ответственности;
формирование в человеке потенциала саморазвития и самосовершенствования, а в обществе человеческого капитала;
развитие сбалансированной общекультурной, специальной и конкретно-практической подготовки профессионала
Исходя из этого, мы рассматриваем высшее образование как последовательное и предсказуемое формирование таких качеств человека, которые определяют эффективность и качество его профессиональной деятельности. Это не просто знания и навыки, хотя они играют сегодня очень большую роль в профессиональной деятельности. Но это еще и культура и потенциал саморазвития, и обостренные чувства социальной
ответственности - полный комплекс тех черт личности, которые превращают профессиональную деятельность в общественное благо.
Многие исследователи отмечают, что ключевым звеном инновационно-профессиональной культуры специалиста является профессиональная компетентность, так как она позволяет ему успешно участвовать в труде и выполнять различные виды профессиональной деятельности. «Профессиональная компетентность синтезирует в себе широкую гамму знания и практического действия, отражает степень сформированности и выраженности профессиональной культуры и определяет результаты не только приоритетной деятельности, но и всего труда.
Профессиональная подготовленность специалиста включает такие сформировавшиеся и успешно реализуемые особенности, как целостно-концептуальный подход к профессии, аксиология в труде (признание его ценности), оптимальная технологичность в выполнении обязанностей функций, служебная этичность, владение приемами психофизиологической регуляции, самоорганизации и саморазвития» [2.С. 154].
На наш взгляд, одной из характерных черт профессиональной компетентности человека является повышение роли субъекта в социальных преобразованиях, способного не только действовать внутри наличной социальной структуры, но и способного ее изменять, усовершенствовать, способного понимать динамику процессов развития и воздействия на их ход.
Рассмотрим более подробно, какие качества необходимо формировать будущему специалиста, чтобы обеспечить возможность реализовывать свой личностный и профессиональный потенциал, одновременно удовлетворяя потребности общества. По мнению экспертов [3, с. 304], решение этого вопроса лежит в двух плоскостях:
определения требования к будущему специалисту со стороны самой личности, отдельных хозяйственных субъектов, государства и общества;
выбора продуктивных образовательных технологий, соответствующих этим требованиям.
Мы солидарны с мнением известного ученого-педагога Д.В. Чернилевского, считающего, что подход к подготовке специалиста с точки зрения рыночной экономики дает основание исследовать комплекс качеств будущего специалиста, который бы позволял ему с учетом коньюктуры рынка труда, собственных возможностей и потребностей эффективно конкурировать и реализовывать свой потенциал.
Согласно Д. В. Чернилевского, оптимальное сочетание профессионализма и универсализма может обеспечить личности и будущему специалисту конкурентоспособность на рынке труда.
Исследование показало, что понятие конкурентоспособности специалиста практически не разработано в отечественной педагогике. Понятие "конкурентоспособности" специалиста, с нашей точки зрения, обладает достаточной степенью конструктивности и может быть положено в основу проектирования всей образовательной деятельности. Мы считаем, что за основополагающие качества следует принять:
профессиональную компетентность и мобильность;
целеустремленность, настойчивость в достижении цели и преодолении препятствий;
способность делать выбор и принимать ответственные решения;
трудолюбие, ориентация на эффективность и качество;
творческое отношение к делу, способность к инновационной деятельности;
независимость и самоуверенность;
стремление быть информированным;
системное видение проблемы;
способность к риску;
способность убеждать и устанавливать связи;
способность к непрерывному профессиональному росту, саморазвитию и самосовершенствованию;
разносторонние знания современной науки, техники и технологий; профессионально-нравственную активность и гражданственность. Конкурентоспособность специалиста, по нашему мнению, ассоциируется с успехом как в профессиональной, так и личностной сферах. Рыночным сообществом востребован специалист, способный адаптироваться к современным технологиям производства, легко переходить от одного вида труда к другому, обладающий знаниями, умениями и способностями, необходимыми для широкого круга профессий. В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» [1. С. 4] подчеркивается, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Современному производству нужен специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструкторским и духовно-личностным опыта. Эффективность современного производства, согласно В.П.Щетинину, в решающей мере зависит от инициативы и творческого отношения к нему со стороны всех его участников: рабочих, инженеров, менеджеров. Каждый из них должен быть не только квалифицированным пользователем непрерывно обновляющихся технических устройств и технологий, но и постоянно заниматься их совершенствованием, искать принципиально новые, все более плодотворные технологии, организационные, экономические и социальные решения.
Современное производство, считает В.П. Щетинин [4. С. 17]., диктует высокий уровень образования, знаний, культуры, профессионального мастерства. Сегодня профессионалу уже недостаточно владеть практическими умениями, навыками и обладать сноровкой. Это должен быть компетентный специалист творчески воплощающий эти требования в практической деятельности. К тому же следует отметить, что систематическое обновление технологий и техники требует соответствующих научных знаний, навыков и технологической готовности к принятию решений и действиям в нестандартных условиях, творческого, инициативного подхода к делу, умения взять на себя ответственность за принимаемые решения.
Проведенное исследование позволило нам разработать компетентностную модель конкурентоспособного специалиста (таблица 1).
Таблица 1.
Компетентностная модель конкурентоспособного специалиста
Профессиональные компетенции Индикаторы качества
Проблемность мышления Умение выявлять возникающие в профессиональной деятельности проблемы, идентифицировать, выделять их основные характеристики, осуществлять поиск адекватных средств их решения
Системное мировоззрение Способность к целостному восприятию объектов в их структурно-функциональной зависимости, всестороннее и целостное восприятие, осознание и анализ профессиональной ситуации в её реальном развитии, в широком взаимодействии с другими явлениями,
Практико- ориентированный интеллект Умение производить отбор, создавать и эффективно использовать интеллектуальные стратегии для проектирования целостной модели решения профессиональных проблем. Способность к многокритериальность постановке и решению задач
Критичность ума Умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения, доказывать истинность своих суждений, представлять разумные и обоснованные аргументы, демонстрировать логические суждения
Способность принимать ответственные решения Способность принимать независимые и продуманные решения в стандартных и нестандартных ситуациях, уметь распределять ресурсы для реализации поставленных целей. Умение совмещать при необходимости управленческие и исполнительские функции, нести ответственность за качество результатов труда
Профессиональная мобильность, динамизм, гибкость Умение быстро адаптироваться при изменении производственной ситуации за счет владения «экстрафункциональными и полипрофессиональными» (Г.М. Романов) знаниями и способностями. Гибкое поведение в условиях неопределенности профессиональной ситуации, непредсказуемости её развития. Психологическая готовность к новому виду профессиональной деятельности или к перемене места жительства
Самостоятельность и творчество Способность генерировать новые идеи, самостоятельно решать проблемы через реализацию творческих идей на практике. Быть готовым к технико-технологическим инновациям и социально-экономическим изменениям
Целеустремленност ь и настойчивость Умение ясно выражать свои цели, иметь стратегическое видение, ставить и корректировать краткосрочные задачи. Настойчивость в достижении целей и преодолении препятствий. Умение менять стратегии, чтобы достичь цели
Способность к риску Умение пойти на риск, отдавать предпочтении ситуации умеренного риска, оценивать её, предпринимать действия, чтобы уменьшить риск или контролировать результаты
Профессиональная компетентность Владение профессиональными знаниями и опытом организации производства в условиях многоукладной экономики, методами создания наукоемкой, конкурентоспособной продукции. Освоение перспективных наукоемких энерго- и ресурсосберегающих технологий, наиболее эффективных форм организации и экономического стимулирования производства. Способность доводить профессиональные знания до уровня творческого применения в каждом конкретном случае в изменчивых условиях среды и производства
Ориентация на эффективность и качество Умение находить способы производить продукцию качественнее и дешевле, стремление достичь совершенства, улучшить стандартные эффективности
Информационная культура Умение грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые для решения профессиональной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, аргументировать выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем. Владение новыми информационными технологиями и иностранными языками
Коммуникативные способности Владение технологией и конкретными навыками общения, ведения переговоров. Умение строить межличностные отношения. Умение понимать и принимать цели, мотивы и установки партнеров по общению. Готовность к позитивному межличностному общению. Проявлять терпимость к инакомыслию
Сотрудни-чество Умение быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных командах и ситуациях. Умение использовать продуктивные стратегии для влияния и убеждения людей, а также деловые и личные контакты как средство достижения своих целей, уметь легко предотвращать или умело выходить из конфликтных ситуаций. Уметь воспринимать мир и людей в контексте общечеловеческих ценностей
Способность к самообучению и саморазвитию Способность самостоятельно приобретать необходимые знания из различных источников, критически их осмысливать, умело применять на практике для разрешения возникающих проблем. Стремление реализовать себя полностью в личностном и профессиональном плане. Способность добиваться во всех сферах жизнедеятельности максимального социально-экономического и морально-нравственного эффекта
Рефлексивная культура
Способность осознавать и освобождаться от стереотипов непродуктивного личностного опыта и деятельности путем их переосмысления и выдвижения благодаря этому инновационных подходов, ведущих к разрешению проблем. Вхождение в рефлексивную позицию, адекватное и критическое оценивание эффективности/неэффективности своих действий и действий партнеров, осмысление создаваемого результата совместной деятельности
Из приведенной компетентностной модели конкурентоспособного специалиста можно сделать вывод, что необходима существенная модернизация содержания и структуры профессионального образования в соответствии с требованием основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, государственной службы, общества в целом, в соответствии с актуальными и перспективными запросами современной жизни. Мы считаем, что в качестве основного фактора обновления профессионального образования должны выступать запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориального рынков труда, а также перспективные потребности их развития.
Анализ теоретических источников позволил нам выделить основные направления совершенствования высшего профессионального образования:
1. Высшее образование должно обеспечить новый уровень качества подготовки специалистов, сформировать у них целостное представление о современной естественнонаучной картине мира, заложить научный фундамент для оценки профессиональной деятельности, способствовать творческому развитию личности и правильному выбору индивидуальной жизненной стратегии.
2. В содержании образования должны преобладать фундаментальные знания: от 50 до 70% (в зависимости от выбранной специальности), являющиеся базой для формирования общей и профессиональной культуры, быстрой адаптации к изменяющимся условиям профессиональной деятельности. Фундаментальные знания должны включать методологию системы образования и воспитания, законы природы и общественного развития, а также сумму точных, логически увязанных закономерностей, лежащих в основе организационно-технологических действий будущего специалиста. Содержание образования должно быть адекватно перспективам социально-экономического и научно-технического развития.
3. На кафедрах в вузах должны получить развитие преимущественно фундаментальные и приоритетные прикладные исследования. Учебный процесс в вузах должен строиться на базе научных разработок, изобретений и открытий, полученных учеными в лабораториях, технопарках, исследовательских центрах. Большинство преподавателей и студентов одновременно с обучением должны работать в лабораториях в качестве научных сотрудников.
4. Оптимизация методов обучения, активное использование инновационных педагогических технологий: технологий открытого образования, кейс-технологий, проектных технологий, технологий проблемного обучения, интерактивных технологий, технологий обучения в сотрудничестве, обеспечивающих подготовку специалистов с учетом коньюктуры рынка, большую свободу выбора обучающимися образовательного маршрута в соответствии с их способностями, наклонностями, интересами.
5. Радикальное улучшение материально технической базы профессиональных учебных заведений, включение их в глобальную сеть Интернет и локальные информационные сети, оснащение лабораторий и кафедр современным оборудованием, приборами, материалами, что обеспечит как повышение качества учебного процесса, так и поддержку вузовской науки.
6. Интеграция университетской, академической и отраслевой науки. Углубление в высшей школе интеграционных и междисциплинарных программ, соединение их с прорывными высокими технологиями.
7. Сформировать финансово-экономический механизм ресурсной поддержки сферы образования, адекватно природе образовательной деятельности, предполагающей творчество и насыщенной творчеством, связанной с воспроизводством культуры в новом поколении людей.
The author proves that the competence model of the competitive specialist should be the basic guideline of the organizational management of an educational institution of higher vocational training meeting the requirements demanded of a modern specialist under the conditions of social and economic changes and developments of market relations. Among professional competences the author especially singles out the practice-oriented intellect, criticality of mind, ability to make important decisions, independence and creativity, focus on efficiency and quality, informational culture, communicativeness, ability to cooperation, reflective culture.
The Key words: competence model of the competitive specialist, professional competences, innovational-professional culture, vocational training modernization, a professional profile, professional mobility.
Список литературы
1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Инновации в образовании, 2002, №3
2. Психология и педагогика /Под. Ред. С.А. Абульхановой - Славской, Н.В. Васиной, Л.Г. Лаптева и В.А. Сластенина. М.: Совершество. 1998
3. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе - М.: ЮНИТИ, 2006
4. Щетинин В. П. Образование в контексте теории человеческого капитала // Педагогика. 2003 №6
Об авторе
Н.В. Фомин - канд. пед. наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г.Петровского, bryanskgu@ mail.ru.