Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ СЕРВИСНОЙ КОМПАНИИ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ СЕРВИСНОЙ КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ / СТРУКТУРА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ / КОММУНИКАЦИИ / BUSINESS PROCESS / EFFICIENCY / STRATEGY / STRUCTURE / DESIGN / TECHNOLOGY / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рябова Е.А.

В статье рассматривается сущность систематизации бизнес-процессов организации. Показано, что ошибки, которые совершают компании, связаны не с процессами, а с отдельными структурами и задачами. Формирование бизнес-процессов уничтожает старые структуры, меняя их системой деловых бизнес-процессов, повышающих эффективность деятельности компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING THE SYSTEM OF BUSINESS PROCESSES OF THE SERVICE COMPANY

The essence of systematization of business processes of the organization is considered in the article. It is shown that mistakes made by companies are not connected with processes, but with separate structures and tasks. Formation of business processes destroys old structures, changing their system of business business processes that increase the efficiency of the company's activities.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ СЕРВИСНОЙ КОМПАНИИ»

УДК 33.338

Рябова Е.А. студент 4 курса

кафедра «Сервис, туризм и индустрия гостеприимства» научный руководитель: Бородай В.А., д.с.н.

профессор

кафедра «Сервис, туризм и индустрия гостеприимства» Донской государственный технический университет (ДГТУ)

Россия, г. Ростов-на-Дону ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ СЕРВИСНОЙ КОМПАНИИ

Аннотация: В статье рассматривается сущность систематизации бизнес-процессов организации. Показано, что ошибки, которые совершают компании, связаны не с процессами, а с отдельными структурами и задачами. Формирование бизнес-процессов уничтожает старые структуры, меняя их системой деловых бизнес-процессов, повышающих эффективность деятельности компании.

Ключевые слова: Бизнес-процесс, эффективность, стратегия, структура, проектирование, технологии, коммуникации.

Ryabova E.A., student, 4year Department "Service, Tourism and Hospitality Industry" Don State Technical University (DSTU) Russia, Rostov-on-Don Scientific adviser: Borodai V.A., Ph.D., professor Department "Service, Tourism and Hospitality Industry" Don State Technical University (DSTU) Russia, Rostov-on-Don DESIGNING THE SYSTEM OF BUSINESS PROCESSES OF THE

SERVICE COMPANY

Annotation: The essence of systematization of business processes of the organization is considered in the article. It is shown that mistakes made by companies are not connected with processes, but with separate structures and tasks. Formation of business processes destroys old structures, changing their system of business business processes that increase the efficiency of the company's activities.

Keywords: Business process, efficiency, strategy, structure, design, technology, communication.

Суть формирования бизнес-процессов состоит в том, чтобы достичь положительных результатов в экономической деятельности компании [1]. Применение данной методики носит глобальный характер, т. е. происходит осмысление деятельности фирмы и придания ей четкого системного характера, который приводит к повышению основных показателей

эффективности. Такими показателями являются качество продукции, стоимость, уровень обслуживания и темпы.

Сущность систематизации бизнес-процессов заключается в том, чтобы все начать с нуля. Нужно по-новому, свежим взором взглянуть на компанию и проанализировать структуру деятельности компании, чтобы в корне улучшить предоставляемый продукт или услугу, и, соответственно, угодить клиенту [2].

В определении деловых процессов, происходящих в компании ключевым словом является понятие «бизнес-процесс». Процесс - это, прежде всего, ход действий, движение, изменение системы. Бизнес-процесс - это действия компании, направленные на создание продукта или услуги, удовлетворяющих потребности клиента. То есть главным является именно результат, который потребитель ожидает получить.

Это понятие самое важное, что должно усвоить руководство организации. Так как, не уловив сути бизнес-процессов, нельзя понять всю сущность реинжиниринга, что приводит впоследствии к неудачному опыту внедрения данной методологии.

Ошибки, которые совершают компании, состоят в том, что они ориентируются не на процессы, а на отдельные структуры и задачи [3]. Несомненно, по отдельности каждая задача и структура имеют свою ценность, но если потребитель не удовлетворен конечным результатом, то весь бизнес-процесс становится неэффективным.

Целесообразность формирования бизнес-процессов, необходимые условия и ожидаемый результат. Система бизнес процессов компании необходима и целесообразна, если:

- компания находится в крайне трудном состоянии на грани разорения. Причиной может стать менее качественное предоставление товаров и услуг или завышенные цены по сравнению с конкурентами [4];

- компания, у которой в настоящее время нет проблем, но в будущем прогнозируется появление трудноразрешимых проблем;

- компании-лидеры, которые с помощью данного метода нацелены получить еще большего результата.

Необходимые условия для формирования и описания бизнес-процессов предприятия:

- ресурсы;

- участие руководства;

- мотивация;

- участие сотрудников;

- коммуникации;

- технологическая поддержка;

- использование экспертизы.

Первоочередной составляющей для введения процесса улучшения состояния предприятия являются, безусловно, ресурсы [5]. Нельзя

рассчитывать на внутренние ресурсы компании, для данного проекта обязательно должен быть выделен бюджет.

Не менее важной составляющей также является участие руководства в намеченном проекте. Руководитель должен быть компетентен в вопросе формирования и описания бизнес-процессов, чтобы избежать ошибок в перестройке и суметь правильно мотивировать сотрудников предприятия.

Мотивация должна быть точно определена. У руководителя не может быть сомнений в этом проекте, он должен быть твердо уверен в успехе достижения результативности и эффективности процесса [6].

Еще одним необходимым условием формирования бизнес-процессов является участие сотрудников компании. Следует должным образом объяснить для чего это делается, на что направлен данный процесс, и какие новые полномочия они обязаны исполнять, чтобы достичь конечной цели.

Коммуникации, технологическая поддержка и использование экспертизы при правильном подходе и использовании могут оказать незаменимую помощь в процессе формирования бизнес-процессов [7].

Чтобы руководитель и сотрудники могли четко разобраться в системе работы, нужно выделить основные методы формирования бизнес-процессов:

- ориентация на бизнес-процесс, т. е. не зацикливание на каких-то узких спектрах, а сосредоточение на процессе в целом;

- ориентация на прорыв в своей сфере деятельности;

- отказ от старых традиций и правил компании;

- использование информационных технологий;

Если грамотно работать и с умом применять все методы формирования бизнес-процессов, то можно добиться следующих результатов:

- улучшение качества определенного направления деятельности организации;

- приток клиентов;

- формирование профессионально компетентных сотрудников, реализующих себя в конкретной области [8];

- переход к информационным технологиям;

- мониторинг бизнес-процесса организации.

Этапы формирования бизнес-процессов. Формирование бизнес-процессов организации состоит из нескольких этапов:

1) Создание проекта и выделение подпроцессов.

2) Обратный (ретроспективный) инжиниринг.

3) Прямой инжиниринг.

4) Внедрение разработанного проекта.

Этап 1: Создается образ видения новой организации, и выделяются подпроцессы. Компания устанавливает определенные цели, задачи и конечный результат, которого желает достичь [9].

Этап 2: Применяют обратный (ретроспективный) инжиниринг. Обратный инжиниринг - анализ нынешней организации, исследование ее

документации для того чтобы понять принцип работы и провести оценку эффективности данной компании. Исследуются вопросы значимости процессов. Определяются процессы, не функционирующие должным образом, осуществление которых происходит с наибольшими трудностями. Проводят анализ процессов и находят те, которые можно максимально перепроектировать и осуществить.

Этап 3: Включает в себя прямой инжиниринг. Прямой инжиниринг -разработка проекта новой организации. На этом этапе происходит создание бизнес-процессов, которые будут эффективны с точки зрения производительности и в конечном счете приведут к желаемому результату. Кроме того, для новых бизнес-процессов разрабатывается поддерживающая информационная система [10]. Подбираются участники формирования бизнес-процессов. Оптимальное количество сотрудников, включенных в будущий проект, около 5-7 человек плюс коммуникатор. Роль коммуникатора состоит в том, чтобы обеспечивать связь между руководством и участниками проекта. Он проводит тренинги для сотрудников, воплощая идеи лидера.

Если в компании разрабатывается несколько разных проектов, то дополнительно требуется нанять координатора, который будет поддерживать связь между участниками всех проектов реинжиниринга. Если проектов немного, то коммуникатор может исполнять обязанности координатора.

Как правило, разрабатывается два варианта моделей бизнес-процессов:

- Идеальная модель - то, к чему необходимо стремиться в перспективе.

- Реальная модель - то, чего можно достичь с учетом своего бюджета.

Этап 4: Внедрение разработанного проекта. На этом этапе приводят в

действие новые бизнес-процессы, тестируется поддерживающая информационная система, получают результаты эффективности и сопоставляют их с заданными целевыми результатами с учетом издержек [11].

Следует отметить, что перечисленные этапы можно выполнять не последовательно, а частично параллельно. Кроме того, не исключено повторение некоторых этапов.

Частые ошибки компаний во время формирования бизнес-процессов. Большинство компаний, проводя настройку своего бизнеса, часто терпят неудачу. Почему же это происходит, и какие ошибки совершают организации при формирования бизнес-процессов, представлены далее:

Нежелание выходить из зоны комфорта и небольшие амбиции руководства [12]. Случаются такие ситуации, когда менеджеры не хотят рисковать и тратить много, отказываются от перестройки организации, чтобы получить результат эффективности на 10-20% больше текущего. Такое поведение приводит к тому, что существующий бизнес-процесс усложняется, и появляются первые трудности. Обычно при первых потерях

и невозможности решить проблемы, компании заканчивают процесс реинжиниринга с неудачным опытом. Если же успех все-таки достигается, то для дальнейших продвижений просто не хватает мотивации и работники снова возвращаются к старым методам работы, то есть в свою прежнюю зону комфорта.

Менеджеры среднего уровня не могут оценить весь процесс в целом. Они хорошо ориентируются и решают узконаправленные задачи своего подразделения, а взглянуть и оценить сильные и слабые стороны бизнеса в целом менеджеры такого уровня не могут.

Организация отказывается от кардинальной перестройки и только частично улучшает свою деятельность. Недостаточное вложение инвестиций в проект формирования бизнес-процессов [13]. Данному проекту должно быть уделено основное внимание. Во-первых, должен быть выделен отдельный бюджет, а во-вторых, на него должны быть выделены самые ответственные сотрудники. Его нельзя проводить параллельно с другими мероприятиями, на фоне других программ.

Ошибки руководства в управлении персоналом. Руководство должно предвидеть то, что могут быть ущемлены чьи-то права и предотвратить сопротивление к новым перестройкам системы.

Несистемный подход к перепроектированию. Организации сосредотачиваются только на перепроектировании процессов, в то время, как должны учитывать изменения в перепроектировании организационных структур, работ, системы управления и оценок.

Отличия методики формирования бизнес-процессов организаций от других методов по улучшению бизнеса.

Формирования бизнес-процессов не является реструктуризацией или сокращением кадров [14]. В данном случае формирования бизнес-процессов отличает то, что меньшими затратами можно получить гораздо больший результат, за счет резкого скачкообразного прорыва предприятия в своей сфере. А за счет формирования системы бизнес-процессов и оптимизации кадров можно получить большее за меньшие ресурсы.

Формирование бизнес-процессов не следует путать с реорганизацией. В реорганизации изменяют организационную структуру, а в формировании бизнес-процессов меняют именно структуру процессов.

Формирования бизнес-процессов не означает улучшение качества. Улучшение качества предусматривает повышение эффективности в рамках уже существующих программ просто улучшая их. А формирования бизнес-процессов компаний не улучшает существующие процессы, а заменяет их новыми процессами, чтобы достигнуть прорыва.

Преимущества и недостатки формирования бизнес-процессов бизнеса.

Преимущества формирования бизнес-процессов бизнес-процессов очевидны: происходит не просто улучшение деятельности организации в некоторых подразделениях на 10-20%, а улучшается состояние компании в целом [15]:

- повышается скорость функционирования предприятия;

- возрастает конкурентоспособность;

- формируется высококвалифицированный персонал;

- переход к информационным технологиям, что упрощает документооборот;

- снижаются издержки производства;

- повышается мотивация труда сотрудников и качества их работы. Недостатки формирования бизнес-процессов:

- длительность процесса функционирования предприятия;

- большие затраты на проект;

- из-за ущемления прав сотрудников, напряженная психологическая обстановка;

- высокий процент неудачного опыта при реализации данного метода. Тем не менее, несмотря на высокий процент неудачного опыта в

формировании бизнес-процессов есть примеры компаний, которые достигли прорыва при правильном подходе и переосмыслении своего бизнеса. Такими примерами являются IBM Credit Corporation, Kodak, Ford Motor Company. Российскими примерами удачного опыта формирования бизнес-процессов являются компании ООО «ЭКСО», ООО Международные полиграфические системы «ИПРИС».

Подводя итог, следует сказать, для формирования бизнес-процессов не важно, что компания имеет в настоящий момент. Для этого метода основополагающим является конечный результат [16]. Несмотря на весомые недостатки в формировании бизнес-процессов, достоинств гораздо больше. Данный метод может кардинально изменить весь бизнес в целом, уничтожить старые структуры, заменив их системой деловых бизнес -процессов, повышающих эффективность деятельности компании.

Использованные источники:

1. Бородай В.А., Минасян Л.А. Алгоритм моделирования управленческих решений в условиях неопределенности // Современные научные исследования и разработки. 2018. № 3 (20). С. 134-138.

2. Дудкина О.В., Бородай В.А. Альтернативы традиционным бизнес-решениям в выставочных форумах // Экономические исследования и разработки. 2018. № 4. С. 111-115.

3. Бородай В.А. Рыночные императивы потребительского поведения в XXI веке // В сборнике: Туризм и индустрия гостеприимства: Современное состояние и тенденции развития Материалы III-й Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, Донской государственный технический университет, Министерство культуры Ростовской области, Национальная академия туризма. 2017. С. 214-224.

4. Бондаренко О.В., Бородай В.А. Социальные коммуникации в сфере рыночного обмена // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008.

№ 2. С. 156-158.

5. Бородай В.А. Валидность методов управления в сервисной деятельности // В сборнике: Туризм и индустрия гостеприимства: Современное состояние и тенденции развития Материалы III-й Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, Донской государственный технический университет, Министерство культуры Ростовской области, Национальная академия туризма. 2017. С. 202-209.

6. Минасян Л.А. Россия в системе мирового туризма: тенденции развития // В сборнике: Туризм и индустрия гостеприимства: современное состояние и тенденции развития Международная научно-практическая конференция, в рамках XI Международного научно-технического форума ИнЭРТ-2014. Редакционная коллегия: Л.А. Минасян, А.А. Резванов, Л.Н. Казьмина, В.С. Макаренко . 2014. С. 23-36.

7. Бородай В.А. Маркетизация потребительских стандартов в современном обществе // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 2. С. 153-155.

8. Архипов П.И., Бородай В.А. Архитектура управленческой модели - выбор альтернативы // Экономические исследования и разработки. 2018. № 1. С. 3843.

9. Бородай В.А. Имплицитный характер функций организационного развития сервисных компаний // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 4 (98). С. 42.

10. Минасян Л.А., Дудкина О.В., Бородай В.А. Нарративные процедуры новой системы мотивации // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2018. № 3 (109). С. 15.

11. Бородай В.А. Социально-экономическое развитие туристских территорий - институциональные аспекты // Социально- экономические и технико-технологические проблемы развития сферы услуг. - Ростов-на-Дону: ЮжноРоссийский государственный университет экономики и сервиса. 2012. С. 11 -15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Экономика предприятия (организации): учебно-методическое пособие / Бородай В.А., Галенко Е.В., Дегтева Л.В., Димитриева Е.Н., Дугин А.Н. и др. -Нижний Новгород: издательство «Профессиональная наука», 2018. -501с.

13. Бородай В.А. Торговля в современном обществе: социально-институциональный анализ: моногр. - Ростов-на-Дону.: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. -332 с.

14. Минасян Л.А., Бородай В.А. Паллиативные проблемы синхронизации целей сервисной компании // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2017. № 5 (99). С. 3.

15. Бородай В.А. Нелинейность связи причины и следствия в современном бизнесе // В сборнике: Социально- экономические и технико-технологические проблемы развития сферы услуг Сборник научных трудов. Выпуск 12. Сер. "Социально-экономические и общегуманитарные проблемы

развития сферы услуг.Том 2 Социально-экономические проблемы развития сферы услуг" Под общей редакцией: Л.А. Минасян. Ростов-на-Дону, 2013. С. 35-39.

16. Минасян Л.А., Казьмина Л.Н., Дудкина О.В., Бородай В.А. Интенциональность потоков коллективной коммуникации в ивент-индустрии // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2018. № 6 (112). С. 34.

УДК: 372.862

Рязанова А.Р. студент магистратуры 2 курса Высшая школа информационных технологий и

автоматизированных систем Северный Арктический федеральный университет Российская Федерация, г. Архангельск О СРЕДЕ SCRATCH И ЕЁ ВОЗМОЖНОСТЯХ

Аннотация: в данной статье дается обзор визуальной событийно-ориентированной среды Scratch. Приведены примеры работы с этой средой. Статья имеет обзорный характер.

Ключевые слова: обучение программированию, среда Scratch, алгоритмика, объектно-ориентированная среда.

Ryazanova A.R. Student

2 year, Higher School of Information Technologies and Automated

Systems

Northern Arctic Federal University Arkhangelsk, Russian Federation ABOUT SCRATCH AND ITS FEATURES

Abstract: This article provides an overview of the visual event-oriented environment Scratch. Examples of work with this environment are given. The article is of an overview nature.

Key words: programming training, Scratch environment, algorithmics, object-oriented environment.

В Федеральном государственном стандарте общего образования среди предметных результатов освоения основной образовательной программы в предметной области «математика и информатика» названо «овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов». В рамках школьного курса информатики есть разделы по изучению программирования. Обычно они считаются наиболее сложными для освоения. При обучении детей программированию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.