Научная статья на тему 'Проектирование результатов обучения с использованием модифицированной таксономии Блума'

Проектирование результатов обучения с использованием модифицированной таксономии Блума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2486
384
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование результатов обучения с использованием модифицированной таксономии Блума»

Теория и методика обучения и воспитания

77

Следует подчеркнуть, что игры нужно проводить с самого начала обучения, иначе не удастся добиться желаемых результатов из-за «барьера», возникающего при такой форме общения.

Конечно, здесь важна роль учителя. Он должен быть всегда корректен и вежлив, ведь сама личность учителя играет большую роль. Именно педагог создаёт атмосферу на уроке. Обязательно должны присутствовать уважение и доверие к каждому ученику. Плюс тщательное планирование урока с обязательным использованием технических средств обучения.

Список литературы:

1. Вербицкая М.В. Книга для учителя. 3 класс. - 2013.

2. Вербицкая М.В. Кника для учителя. 4 класс. - 2014.

3. Мильруд Р.П., Суворова Ж.А. Рабочие программы (ФГОС) английский язык. Предметная линия учебников «Звёздный английский».

4. Шевелёва И.Н. Nsportal.ru. - 2013.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДИФИЦИРОВАННОЙ ТАКСОНОМИИ БЛУМА

© Бабикова Н.Н.*

Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, г. Сыктывкар

В статье рассматривается проблема проектирования результатов обучения в вузе в условиях перехода от обучения, ориентированного на преподавателя, к студенто-центрированному обучению.

На примере дисциплины «Информационные системы в экономике» рассмотрена трансформация традиционных формулировок результатов обучения в терминах «знает», «умеет», «владеет» в рекомендуемую системой ECTS современную форму «активный глагол + объект изучения + способ демонстрации достижения».

Ключевые слова проектирование результатов обучения; система ECTS; студенто-центрированное образование; модифицированная таксономия Блума.

Российские вузы предоставляют выпускникам возможность получить Европейское приложение к диплому (Diploma Supplement). Этот официальный документ разработан для выпускников вузов стран, присоединив-

* Доцент кафедры Информационных систем Института точных наук и информационных технологий, кандидат педагогических наук.

78

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

шихся к Болонскому процессу, целью которого является создание единого европейского пространства высшего образования.

В Европейском приложении к диплому указываются результаты обучения с учетом национальной и европейской систем оценки знаний, при этом трудоемкость дисциплин, выраженная в академических часах, переводится также в систему ECTS (European Credit Transfer System) - европейскую систему переноса кредитов (зачетных единиц).

В официальном документе «ECTS: user guide. 2015» декларируется сту-денто-центрированное образование, которое определяется как «процесс качественной трансформации студентов и других учащихся в среде обучения, ориентированной на развитие их самостоятельности и навыков критического мышления посредством подхода, основанного на результатах обучения» (перевод автора) [6]. Результаты обучения связаны с достижениями студентов, а намерения преподавателя выражаются в целях обучения.

Краткое описание дисциплины, ее цели и результаты предъявляются студентам в самом начале обучения, а в идеале студент имеет возможность ознакомиться с ними до начала обучения. Это особенно важно в случае дисциплин по выбору Более того, согласно «ECTS: users guide. 2015» результаты обучения формулируются преподавателем с привлечением студентов и других участников.

В государственных стандартах высшего образования требования к результатам освоения основных программ бакалавриата задаются перечнем общекультурных и профессиональных компетенций. В разделе требований к условиям реализации программ сказано: «В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП» [1].

Традиционная разработка рабочей программы дисциплины (модуля) начинается с определения содержания курса (дидактических единиц). Преподаватели выбирают содержание, планируют методы преподавания, а затем оценивают насколько хорошо это содержание студентами усвоено.

Рассмотрим традиционные формулировки результатов обучения для дисциплины «Информационные системы в экономике» (табл. 1). Первые два пункта кратко перечисляют содержание лекционного курса и практических занятий, третий пункт соответствует темам лабораторных работ, четвертый пункт объединяет весь курс.

В «ECTS: users guide. 2015» приводится ряд рекомендаций по формулированию результатов обучения. В том числе: «Широко использовать способ формулирования учебных результатов, основанных на трех взаимосвязанных элементах: 1. Использовать активный глагол для обозначения того, что студент знает и способен выполнить (например, выпускник способен «описать», «выполнить», «сделать вывод», «дать оценку»); 2. Точно определить,

Теория и методика обучения и воспитания

79

к чему этот результат относится - объекту или умению (например, способен объяснить «функционирование аппаратуры компьютера», или способен презентовать «проект гостиной»); 3. Детально определить каким способом студент продемонстрирует достижение заданного результата (например, «способен выполнить обзор наиболее часто используемых в электротехнике материалов» или «разработать исследовательский проект с использованием современных научных методов»)» (перевод автора) [6].

Таблица 1

Направление подготовки 080100 «Экономика». Курс 3, семестры 5,6. Лекций 18, практических занятий 16, лабораторных работ 36.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Р1 1) Иметь представление: • об истории и основных тенденциях развития информационных технологий и систем;

Р2 Р3 Р4 Р5 Р6 2) Знать: • обеспечивающие подсистемы ИС; • классификации ИС и ЭИС по различным признакам; • основные стадии и этапы жизненного цикла ЭИС; • интернет-технологии в бизнесе; • угрозы безопасности, основные методы и средства обеспечения безопасности информации в ЭИС;

Р7 Р8 3) Уметь: • использовать современные тиражируемые программные продукты офисного назначения; • строить графические модели бизнес-процессов;

Р9 4) Владеть: • терминологической базой, необходимой для эффективного взаимодействия экономистов со специалистами по компьютерным технологиям.

Именно такой способ написания целей и результатов обучения был предложен американским психологом Б. Блумом еще в 1956 году. Таксономия Блума представляет классификацию и категоризацию познавательных процессов и предлагает готовую структуру и список соответствующих глаголов. За долгие годы использования таксономии Блума ее полезность подтверждена практикой.

Советские и российские педагоги подвергали таксономию Блума во многом справедливой критике. Например, критике подвергалось смешение в одной классификации трех групп, обозначающих различные виды знания (knowledge, comprehension, application), и трех групп, обозначающих мыслительные процессы (analysis, synthesis, evaluation).

Оригинальная таксономия Блума подвергалась ревизии и за рубежом. Американские преподаватели Л. Андерсон и Д. Кратволь предложили модифицированный вариант таксономии. Модифицированный вариант представляет собой двумерную классификацию в виде таблицы [8]. В строках перечислены различные виды знания, а в столбцах указаны уровни познавательных процессов (табл. 2). В ячейках предполагается записывать резуль-

80

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

таты обучения, при этом столбец (категория когнитивных процессов) определяет глагол, а строка (категория знаний) определяет существительное или словосочетание, необходимые для записи результата в форме «активный глагол + объект изучения».

Зарубежными авторами разработаны и другие варианты таксономий. Например, таксономия SOLO (Structure of the Observed Learning - структура наблюдаемых результатов обучения) Дж. Биггса и К. Коллиса. Авторы предлагают рассматривать декларативные и функциональные знания. Классификация когнитивных процессов содержит четыре уровня: моноструктурный, полиструктурный, уровень связей и отношений, уровень абстрагирования и создания нового [5].

Таблица 2

Таблица модифицированной таксономии Блума (перевод автора) [8]

ё о с 2. Понимает 3. Применяет 4. Анализирует 5. Оценивает 6. Создает

А. Фактические знания

B. Системные знания

C. Процедурные знания

D. Метакогнитивные знания

Чошанов М.А. в статье [2] рассматривает некоторые таксономии, используемые в США: В. Герлаха и А. Салливана (базируется на концепции учебного поведения), А. де Блокка (построена на основе деятельности преподавателя), Дж. Гилфорда (классифицирует цели в области формирования и развития интеллектуальных способностей учащихся), Р. Гейджна и М. Меррилла (интегрирует различные области учебно-познавательной деятельности обучаемых). Чошанов пишет: «Если в образовательной триаде «цель - процесс (средства) - результат» советские и российские исследователи наибольшее внимание уделяли процессу обучения, то американские педагоги достаточно досконально исследовали крайние звенья этой цепочки» [2].

Зарубежные таксономии технологичны: предлагают набор активных глаголов для каждой категории познавательных процессов, примеры формулировок целей и результатов обучения для различных дисциплин. Преподаватель может выбрать ту таксономию, которая ближе к его стилю преподавания.

Рассмотрим особенности применения модифицированной таксономии Блума (далее МТ Блума) для трансформации традиционных результатов обучения (табл. 1) в новую форму.

Теория и методика обучения и воспитания

81

Первую фразу «В результате освоения дисциплины студент должен:» в соответствии с современным компетентностным подходом следует заменить на «В результате успешного изучения дисциплины студент будет способен:». Сама эта фраза требует написания результатов обучения в более точной форме. Нельзя сказать: «Студент будет способен иметь представление, знать или уметь».

Проанализируем результаты обучения, сопоставив их категориям МТ Блума, используя описание категорий (табл. 3). Результаты анализа представлены в табл. 4.

Таблица 3

Уровни познавательных процессов в модифицированной таксономии Блума (перевод автора) [8]

Категория Варианты перевода Описание

Remember: Recognizing (identifying) recalling (retrieving) Помнит, хранит в памяти: Узнает, распознает, идентифицирует, осознает вспоминает, воспроизводит восстанавливает в памяти Извлекает из долговременной памяти релевантные сведения

Understand: Interpreting Exemplifying Classifying Summarizing Inferring Comparing Explaining Понимает: Интерпретирует, толкует, объясняет, переводит (устную речь) иллюстрирует, показывает на примере, выражает в форме... классифицирует, систематизирует, организует суммирует, подводит итог, резюмирует строит заключение, делает выводы сравнивает, проводит параллели объясняет, поясняет, разъясняет Определяет значение (понимает смысл) учебных заданий: устных, письменных, графических

APPly: Executing Implementing Применяет: Осуществляет, реализует (доводит до конца) (задача как упражнение) Выполняет, обеспечивает выполнение (задача как проблема) Выполняет, реализует или использует процедуру в заданной ситуации

Analize: Differentiating Organizing Attributing Анализирует: Дифференцирует, различает, проводит различия Находит, приводит в порядок, связывает, систематизирует, упорядочивает, структурирует Относит к чему-либо Разбивает материал на составные части и определяет, как они связаны между собой и влияют на общую структуру или цель

Avaluate: Checking Critiquing Оценивает: Сопоставляет, сравнивает Рецензирует, критикует, пишет критический отзыв Высказывает мнение, проводит рассуждения, основанные на критериях и стандартах

Create: Generating Planning Producing Создает: Генерирует Планирует, проектирует, разрабатывает Производит, изготавливает, синтезирует, создает Собирает элементы в новое, согласованное целое или создает оригинальный продукт

Анализ результатов обучения с использованием МТ Блума показывает, что все запланированные результаты находятся в первых трех столбцах, относящихся к начальным уровням когнитивных процессов.

82

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

Таблица 4

1. Помнит 2. Понимает 3. Применяет 1 я § 1 5. Оценивает 6. Создает

А. Фактические знания Р1

B. Системные знания Р2 Р3, Р4, Р5, Р6 Р9

C. Процедурные знания Р7, Р8

Использование МТ Блума при проектировании результатов обучения позволяет, в том числе, сконцентрироваться на включении в формулировки комплексных уровней познавательных процессов («анализирует», «оценивает», «создает»).

Перейдем к формулировке результатов обучения в новой форме «активный глагол + объект изучения + способ демонстрации достижения». При этом будем использовать список рекомендуемых для различных уровней когнитивных процессов активных глаголов МТ Блума [3, 4, 7, 8].

В табл. 5 представлены новые формулировки результатов обучения. В табл. 6 показано соответствие результатов обучения таблице таксономии.

Таблица 5

В результате успешного изучения дисциплины студент будет способен:

Р1 Дать характеристику основных этапов и тенденций развития информационных технологий и систем

Р2 Описать обеспечивающие подсистемы ИС

Р3 Классифицировать ЭИС в соответствии с уровнем управления, характером обработки информации, степенью интегрированности и архитектурой системы

Р4 Объяснить роль специалистов управления в реализации каждого этапа жизненного цикла ЭИС

Р5 Оценить возможности электронного бизнеса и электронной коммерции для обеспечения конкурентных преимуществ в современной экономике

Р6 Выполнить анализ угроз безопасности в конкретной бизнес-ситуации и предложить методы и средства обеспечения безопасности информации

Р7 Создать базу данных с использованием СУБД Access и управлять данными в среде Excel и Access

Р8 Построить модель предметной области с использованием графических нотаций (IDEF0, DFD, ERD, UML)

Р9 Сопоставить значение использования ЭИС для достижения основных целей предприятий и организаций (крупных, средних, малых)

Четыре результата (Р1, Р2, Р4, Р7) остались на своих позициях. Остальные результаты переместились в область категорий, соответствующих более высокому уровню когнитивных процессов. Например, результат Р3 перешел из категории «понимает» в категорию «анализирует». Студент не просто должен знать (перечислить, назвать) изученные классификации, но и уметь:

Теория и методика обучения и воспитания

83

во-первых, определить принадлежность конкретной ИС к тому или иному классу (проанализировать ситуацию, выделить существенные признаки, провести различия); во-вторых, для конкретной бизнес-ситуации подобрать подходящий тип ЭИС и обосновать свой выбор.

Таблица 6

1. Помнит 2. Понимает 3. Применяет 4. Анализирует 5. Оценивает 6. Создает

А. Фактические знания Р1

B. Системные знания Р2 Р4 Р3, Р6 Р5, Р9 Р8

C. Процедурные знания Р7

Формулировки результатов обучения диктуют соответствующие способы оценивания знаний студентов. Например, для оценки результатов, расположенных в первых двух столбцах табл. 6, достаточно тестов различного уровня сложности. Для проверки остальных результатов необходимы комплексные методы оценивания. В ячейки таблицы таксономии вместе с результатами обучения можно занести связанные с ними методы обучения и методы оценки знаний.

Таким образом, использование модифицированной таксономии Блума позволяет:

- ясно и лаконично представить структуру рассматриваемой дисциплины: сформулировать результаты обучения; классифицировать результаты обучения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- установить и проверить связь между результатами обучения, методами оценивания знаний и методами обучения.

Список литературы:

1. ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «БАКАЛАВР») [Электронный ресурс] // Официальный сайт Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина. - Режим доступа: http://www.syktsu.ru/about/information%20open-ness/standart_obrazovania/# (дата обращения: 01.09.2015).

2. Чошанов М.А. Обзор таксономии учебных целей в педагогике США [Электронный ресурс]. - Минск: Белорусская цифровая библиотека LIBRARY.BY. - Режим доступа: http://library.by/portalus/modules/shkola/read-me.php?subaction=showfull&id= 1191499418&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 13.09.2015).

3. Action Verb List - Suggested Verbs to Use in Each Level of Thinking Skills [Электронный ресурс] // Site of Kansas State University. - Режим дос-

84

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

тупа: http://www.k-state.edu/assessment/toolkit/outcomes/action.html (дата обращения: 11.09.2015).

4. Airasian P.W., Miranda H. The Role of Assessment in the Revised Taxonomy [Электронный ресурс] // Site of Iova State University. - Режим доступа: http://www.celt.iastate.edu/teaching-resources/elfective-practice/revised-blooms-taxonomy/ (дата обращения: 01.09.2015).

5. Biggs J. SOLO Taxonomy [Электронный ресурс] // Personal site of J. Biggs. - Режим доступа: http://www.johnbiggs.com.au/academic/solo-ta-xonomy/ (дата обращения: 21.09.2015).

6. ECTS Users’ Guide 2015 [Электронный ресурс] // Site of European Commission. - Режим доступа: http://ec.europa.eu/education/ects/users-guide/ assets/ects_users-_guide_web.pdf (дата обращения: 01.09.2015).

7. Mayer R.E. Rote Versus Meaningful Learning [Электронный ресурс] // Site of Iova State University. - Режим доступа: http://www.celt.iastate.edu/ teaching-resources/effective-practice/revised-blooms-taxonomy/ (дата обращения: 10.09.2015).

8. Krathwohl D.R. A revision of Bloom’s Taxonomy: An overview. - A taxonomy for learning, teaching, and assessing: A revision of Bloom’s Taxonomy of Educational Objectives (Complete edition). New York: Longman [Электронный ресурс] // Site of Northern Colorado University. - Режим доступа: http://www.unco.edu/cetl/sir/stating_outcome/documents/Krathwohl.pdf (дата обращения: 11.09.2015).

ПРОДУКТИВНЫЙ подход к формированию ПЕРЕВОДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

© Г абдуллина А.Ш.*

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

В данной статье рассмотрены современные методические направления по обучению письменному переводу на базе развития продуктивного подхода. Описаны и проанализированы традиционные методики обучения формирования переводческой компетенции. Данные методики обучения рассматриваются с точки зрения применения продуктивного обучения. Предложена методика обучения письменному переводу, которая направлена на формирование эффективных приемов работы, направленных на развитие умений самостоятельного овладения иностранным языком.

Аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.