Научная статья на тему 'Кредитная технология обучения как основа проектирования результатов образования'

Кредитная технология обучения как основа проектирования результатов образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1073
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / КРЕДИТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ИЗМЕРЕНИЯ ТРУДОЕМКОСТИ / ПЛАНИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / COMPETENCE MODEL / ESIGNING OF EDUCATIONAL RESULTS / CREDIT TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наркозиев Аманбек Карашович

В Международном университете Кыргызстана в соответствии с принципами внедрения кредитной технологии обучения в учебный процесс разработана компетентностная модель выпускника. Считается, что профессиональные образовательные программы должны быть четко определены на основе разработанной компетентностной модели выпускника и должны сохранять открытость к изменениям. Высшая школа должна учить студентов готовности жить и работать в постоянно меняющемся мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наркозиев Аманбек Карашович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Credit technology as the basis for designing the educational results

The experience of International University of Kyrgyzstan in introducing the competence model and designing the educational results based on the principles of credit technology is described.

Текст научной работы на тему «Кредитная технология обучения как основа проектирования результатов образования»

Образование за рубежом

143

А.К. НАРКОЗИЕВ, доцент, вице-президент Международный университет Кыргызстана

Кредитная технология обучения как основа проектирования результатов образования

В Международном университете Кыргызстана в соответствии с принципами внедрения кредитной технологии обучения в учебный процесс разработана компетентно-стная модель выпускника. Считается, что профессиональные образовательные программы должны быть четко определены на основе разработанной компетентностной модели выпускника и должны сохранять открытость к изменениям. Высшая школа должна учить студентов готовности жить и работать в постоянно меняющемся мире.

Ключевые слова: проектирование образовательных программ, кредиты как инструмент измерения трудоемкости, планирование результатов обучения, компетент-ностная модель выпускника, образовательная технология, результаты обучения.

В 2009 г. в Кыргызстане произошли два

знаковых для высшего образования события: во-первых, утверждено положение «Об организации учебного процесса на основе ECTS в вузах Кыргызской Республики», и, во вторых, Президентом Кыргызской Республики одобрен национальный проект «Образование ».

Согласно государственному образовательному стандарту (ГОС) высшего профессионального образования (ВПО) основная образовательная программа (ООП) определяется как «совокупность учебно-методической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса по данному направлению подготовки». При этом кредиты как инструмент измерения трудоемкости освоения студентами учебных программ рассматриваются в контексте формирования единого европейского пространства высшего образования и представляют собой процедуру количественной оценки трудозатрат студента в процессе изучения конкретного учебного курса. Таким образом, в системе ECTS академический годкак единица измерения ассоциируется с определенным объемом работы, который, в свою очередь, делится на определенные порции - кредиты [1].

В национальном проекте «Образование» заложена современная мировая практика проектирования образовательных программ,

основанная на планировании результатов обучения (оШеоте Ъа$ей\ получившая название «компетентностный подход». При этом компетенция определяется как«способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для реализации успешной профессиональной деятельности» [2].

В то же время использование кредитов для оценки трудоемкости освоения ООП также соответствует мировой практике и способствует интеграции отечественного высшего образования в международное образовательное пространство. Таким образом, в систему ВПО Кыргызстана были внедрены две новые и существенные инновации: компетентностный подходи ECTS.

На первый взгляд эти два новшества никак не связаны между собой. Но при их совместном применении можно достичь максимального эффекта, если в основу проектирования образовательных программ изначально будет положена кредитная оценка компетенций выпускников в качестве планируемых результатов обучения, и лишь затем последует «назначение» кредитов дидактическим единицам ООП, обеспечивающим достижение этих результатов [3]. При решении данной проблемы все участники процесса модернизации высшего образования Кыргызстана исходили из того, что профессиональное развитие личности представляет собой системное явление, отвечающее индивидуальным особен-

144

Высшее образование в России • № 3, 2010

ностям студента и обеспеченное надежным инструментарием измерения трудозатрат студентов на овладение профессиональной программой. Представляется, что для получения принципиально нового качества проектирования ООП «компетентностный подход» и «кредиты» должны быть тесно увязаны друг с другом. При этом каждый кредит должен формировать специфическую функцию будущей профессиональной деятельности выпускника вуза. Формирование обобщенных образовательных модулей призвано было сделать более прозрачной взаимосвязь между заявленными вузом компетенциями выпускников и организацией учебного процесса. Для этого нужен новый поход к проектированию и реализации образовательных программ.

Проектирование ООП по кредитной технологии для оценки компетенций выпускников состоит из двух частей. В первой части осуществляется подготовка исходных данных для проектирования ООП и планирование ее качества. На втором - собственно проектирование программы, оценка ее качества и разработка учебно-методической документации. Считается, что профессиональные образовательные программы должны четко соответствовать разрабатываемой компетентностной модели выпускника и сохранять открытость к изменениям. В основу языка описания компетенций, формируемых (приобретаемых) в процессе обучения и являющихся результатом реализации и освоения образовательной программы, В.И. Байденко [3] предложил положить модель оценки обучения, известную как таксономия Блума (Bloom’s Taxonomy). Последняя состоит из трех перекрывающихся сфер: когнитивной, психомоторной и эмоциональной. Необходимость создания таксономии Блум объяснял существующими в образовании несоответствиями между тем, на что нацелена образовательная программа, чему на самом деле студенты получают возможность научиться, и тем, чему они фактически будут обучены. В настоящее время на основе данной таксономии выделяют уровни усвоения, описания, понимания,

применения приобретенных знаний и навыков. Оценка проводится при помощи специально отобранных слов, ориентирующих студентов на деятельностный подход к достижению результатов образования.

Приведем пример. Возьмем среднестатистического студента, имеющего осознанную мотивацию к обучению и хорошие показатели в учебе, и рассмотрим результаты его учебной деятельности, посещаемость, уровень выполнения учебныхзаданий. Для сравнения возьмем студента европейского или американского вуза. Его основные показатели окажутся намного выше. Примерно такая же картина будет наблюдаться во всех вузах стран СНГ за исключением некоторых вузов Москвы и крупных научнообразовательных центров. Т еперь рассмотрим случай, когда наш студент учится в одном из европейских или американских вузов: его мотивация и активность в овладении образовательной программой резко повышается. Напрашивается вопрос: почему? Ответ лежит на поверхности: когда наш абитуриент поступает в вуз, он знает, кем он хочет стать, а что он должен для этого знать, определяет преподаватель.

Если сделать обзор современной литературы по этой проблеме, получается следующая картина. Проектирование образовательной программы складывается из следующих этапов:

1) определение целей образовательной программы;

2) разработка структуры образовательной программы;

3) кредитная оценка модулей образовательной программы;

4) выбор образовательных технологий;

5) планирование организации учебного процесса;

6) оценка достижения результатов обучения по программе.

Представленный алгоритм проектирования образовательных программ является удобным инструментом для разработки ГОС ВПО. Но чтобы достичь максимального эффекта, нужно изначально определить технологию оценки компетенций выпуск-

Образование за рубежом

145

ников в качестве планируемых результатов обучения, т.е. сформулировать наши ожидания от студентов (какие способности в использовании знаний и умений, а также личные и специальные навыки они должны продемонстрировать).

Как свидетельствует приведенный выше пример, чтобы мотивация и активность студента в овладении образовательной программой резко повысились, нужно заложить в ООП «документ-договор» междустудентом и преподавателем по наделению их определенными полномочиями, для того чтобы они могли уметь соотносить свои опыт и знания с реальной жизнью. Студенты должны уметь использовать свои знания в новых ситуаци-яхбез какой-либо подсказки со стороны преподавателя и реализовывать абстрактное знание в практической жизни. Оценка результативности учебной деятельности студентов при такой организации учебного процесса не может ограничиваться обычными способами: опросом, традиционным тестированием и т.п. Для оценивания необходимо инициировать ситуацию демонстрации применения чего-либо.

В соответствии с изложенными установками в Международном университете Кыргызстана (МУК) была разработана модель образовательной программы, в основу которой был положен проект учебного плана конкретного направления подготовки бакалавров.

Студент, завершивший полный курс обучения по данному направлению, должен быть способен осуществлять профессиональную деятельность в сферах, определенных Государственным образовательным стандартом. Для достижения названных целей в нашем университете проводились научно-практические исследования, направленные на определение основных этапов усвоения знаний, использование наиболее эффективных технологий и методов тренингового обучения. В соответствии с требованиями современной дидактики МУК предложил оригинальную образовательноинформационную систему обучения с целью стимулирования научной и учебной де-

ятельности преподавателей и студентов и увеличения интеллектуального потенциала всех участников учебного процесса, включая управленческий персонал.

На основе базовых учебных планов в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами были созданы рабочие и индивидуальные учебные планы, введен в действие контролирующий график поэтапного освоения студентом каждой учебной дисциплины и определены критерии допуска студента по академическим эталонам к текущей и итоговой аттестации.

В сотрудничестве с Современной гуманитарной академией [4] нашим университетом была разработана дидактическая матрица, которая позволила осуществить поступательное движение системы высшего профессионального образования Кыргызстана в сторону её сближения с зарубежными образовательными системами. Этот технологический прорыв потребовал учета разновекторных факторов и труднопредсказуемых последствий.

При проектировании образовательной технологии, как показал наш опыт, необходимо соблюдение следующих условий:

1) индивидуализацияучебного процесса на основе результатов контроля и реализации личностно-ориентированных, т.е. развивающих, инновационных средств обучения;

2) получение объективной информации об уровне и качестве индивидуальных достижений студентов в целях коррекции учебного процесса, а также для выставления итоговых оценок при переходе на следующий курс обучения;

3) самоконтроль, самокоррекция и самооценка учебной деятельности студентов;

4) информационная поддержка мониторинга учебных достижений студентов в масштабе вуза по основным дисциплинам.

В процессе этой работы решались следующие задачи:

• формирование единых требований к выполнению учебных заданий, установление единых подходов к определению норм оценивания;

146

Высшее образование в России • № 3, 2010

• реализация методических функций контроля, расширение возможностей для совершенствования межпредметных и внут-рипредметных связей, отбора содержания по преподаваемой дисциплине;

• усиление мотивации студентов к учебной деятельности, формирование ответственности за ее результаты;

• получение актуальной информации о ритме работы каждого студента, объективность контроля.

Как выяснилось позже, успех функционирования спроектированной образовательной технологии зависел от выполнения следующих требований:

■ ориентация на подготовку конкурентоспособного компетентного специалиста, т.е. переход от объяснительно-иллюстративного обучения к проблемному;

■ замена информационной технологии обучения на деятельностную, моделирующую будущую профессиональную деятельность, в результате чего меняется роль преподавателя: он становится организатором и руководителем самостоятельной учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности студентов;

■ применение активных форм и методов обучения: информационно-развивающих, проблемно-поисковых и творчески-продуктивных (не только передача готовой информации, но и самостоятельное добывание знаний из литературы, работа с обучающей программой, с информационными базами данных).

Резюмируем вышесказанное. Конечным результатом педагогических технологий обучения являются компетенции. Компетенции и результаты образования рассматриваются как интегрирующие начала модели выпускника. Компетенции должны быть идентифицированы с помощью корректных процедур, их освоение должно оцениваться. Оценивающие технологии и сред-

ства призваны включать в себя индикаторы, которые можно измерить. В свою очередь, результаты обучения, достигнутые студентом за определенное время на конкретном этапе, оцениваются в кредитах. Кредит также представляет собой способ определения количественных результатов обучения - набора компетенций (что студент будет знать, понимать или чем способен будет владеть после завершения процесса обучения). Кредиты в ECTS могут быть получены только после выполнения требуемой работы и выставления оценки за достигнутые результаты обучения. Кредиты и образовательные модули выступают основой, обеспечивающей каждому студенту возможность приобретения компетентностей, компетенций, квалификаций, то есть профессионализма в ходе обучения. Итак, кредитное обучение - это педагогическая технология, основанная на компе-тентностном подходе. Представленная технологическая модель - это некий конструкт, который интегрируется в контекст вариативной организации практик подготовки специалистов.

Литература

1. Положение об организации учебного про-

цесса на основе ЕСТ8 в вузах Кыргызской Республики. Утверждено Приказом МОиН КР №824/1 от 6 августа 2009 г.

2. Чучалин А.И. Проектирование образова-

тельных программ на основе кредитной оценки компетенций выпускников // Высшее образование в России. 2008. № 10.

3. См.: Байденко В.И. Компетентностный под-

ход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Метод. пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.

4. См.: Карпенко М.П. Телеобучение. М., 2008.

NARKOZIEVA. CREDIT TECHNOLOGY AS THE BASIS FOR DESIGNING THE EDUCATIONAL RESULTS

The experience of International University of Kyrgyzstan in introducing the competence model and designing the educational results based on the principles of credit technology is described. Keywords; competence model, designing of educational results, credit technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.