УДК 378.1, 37.075, 338
Кононова Ольга Витальевна
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток, Россия
Компетентностная модель выпускника как инструмент управления, контроля и оценки образовательных результатов ООП ВПО на базе ФГОС
Описывается теория и практика управления образовательной деятельностью университета в условиях перехода на стандарты нового поколения. Показывается ключевая роль компетентностной модели выпускника как образовательной инновации и инструмента управления процессом формирования и реализации основных образовательных программ.
Ключевые слова и словосочетания: компетентностная модель, компетенции, образовательные результаты, инновации в образовании.
Проблема качества образования и его значимости для общества всегда была и будет актуальной. Сегодня состояние профессионального образования в России характеризуется всеми признаваемой тенденцией к снижению уровня образовательных результатов, их практической ценности, определенной «оторванностью» от реального сектора экономики. Поэтому суть модернизации системы ВПО заключается в обеспечении качества образования в соответствии с Концепцией национальной политики России в области качества продукции и услуг, которая определяет, что «образовательные стандарты высшей школы должны быть приведены в соответствие требованиям настоящей Концепции» [1], учитывающей изменившиеся требования рынка труда к квалификации профессиональных кадров.
Данное требование нашло прямое отражение в ФГОС ВПО, что стимулировало вузы к пересмотру понимания качества обучения как такового, к активному поиску критериев и инструментов его оценки, а также принципов и подходов к организации образовательного процесса новой парадигмы и управления им. Изменения в содержании образования, в управлении образованием, в свою очередь, потребовали дополнительных усилий по информатизации деятельности вуза. Все разрабатываемые и внедряемые сегодня в вузах нововведения, безусловно, можно отнести к инновациям: организационным, управленческим, технологическим и образовательным,
знаменующим переход основных положений компетентностного подхода от стадии теоретического исследования к стадии реализации. Переход предполагает глубокие системные преобразования, затрагивающие все аспекты организации образовательного процесса: содержание, образовательные технологии, квалификацию преподавателей, оценивание, т.е. системную перестройку всего процесса вузовской подготовки для получения искомой цели образования - востребованного специалиста. Так, организационные инновации применительно к образовательной деятельности вуза обеспечивают непрерывность управления, максимальное использование интеллектуального потенциала, поощрение творческой инициативы кадрового состава, оптимальное использование ресурсов вуза, удовлетворение требований потребителей и заказчиков к качеству образовательной услуги. Образовательные инновации, выступая в качестве результатов деятельности профессорско-преподавательского состава вузов, позволяют выполнить требования ФГОС ВПО по созданию условий для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций выпускников к условиям их будущей профессиональной деятельности (п. 8.5 ФГОС ВПО), созданию и внедрению инновационных технологий обучения (п. 7.12 ФГОС ВПО).
С переходом на стандарты третьего поколения рядом УМО вузов (МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГУ им. М.В. Ломоносова, НИТУ МИСиС и др.) были предложены методические рекомендации и учебные пособия по проектированию ООП, реализующих ФГОС, хорошо разработана теория компетенций и компетентности в образовании. Одновременно прикладные разработки данного научного направления слабо отражены в научной литературе. Практически не описаны механизмы взаимодействия вуза и работодателя, условия и мотивация участия профессиональной среды в деятельности вуза, механизмы, инструменты и технологии оценки компетенций.
К актуальной теме исследований следует отнести и вопросы, связанные с проектированием структуры и требованиями к компетентностной модели выпускника (КМВ) на базе ФГОС ВПО, определяющей содержание профессиональной подготовки в терминах компетенций. Существует три основных подхода к пониманию структуры и содержания КМВ: по определению, принятому в ФГОС; с учетом структуры понятия «компетенция», принятого в общеевропейском проекте «TUNING»; по таксономии Б. Блума [2]. Необходимым качеством любой КМВ является её адекватность компетентностной модели специалиста (КМС) как совокупности востребованных рынком качеств, в том числе профессиональных компетенций.
В бизнес-среде компетентностная модель специалиста рассматривается как инструмент, используемый на всех ступенях работы с персоналом и, в первую очередь, для подбора персонала (КМС является набором критериев для отбора на должность), обучения персонала (КМС форми-
рует запрос к результатам обучения), аттестации персонала (КМС - набор критериев для оценки персонала). Интернет-глоссарий [3] дает следующее более полное определение модели специалиста - это построение обобщенного образа специалиста по конкретной профессии, включающего: профессиограмму, профессионально-должностные требования, квалификационный профиль (требования по разрядам и категориям) и психограмму, которую обычно составляют психологи. Таким образом, модель специалиста является отражением объема и структуры профессиональных и социально-психологических качеств, в совокупности представляющих его обобщенную характеристику как члена общества.
Модель выпускника - «это описание того, к чему должен быть пригоден специалист, к выполнению каких функций он должен быть подготовлен и какими качествами обладает» [4]. Следует отметить, что существует богатый опыт построения моделей выпускника (В.Е. Анисимов, Н.С. Пантина,
Н.Г. Печенюк, Е.Э. Смирнова, А.П. Сопиков, Н.Ф. Талызина, Г.И. Хмара и др.), в том числе вошедших в образовательные стандарты предшествующих поколений. Например, компетентностная модель 2006 года для направления «Туризм» по всем 3-м уровням профессиональной подготовки: магистр, специалист, бакалавр - впервые соотнесла между собою компетенции, дисциплины учебного плана и должностные обязанности работников туристской индустрии. КМВ была разработана для единственного направления подготовки и не вполне соответствует требованиям ФГОС. Отсутствие формализованных и апробированных механизмов создания и обновления КМВ с привлечением представителей профессиональной среды затрудняет ее использование [5].
Компетентностная модель выпускника на базе ФГОС - это совокупность сформированных в процессе обучения общекультурных и профессиональных компетенций, а также связанных с ними знаний, умений и владений. Различия между КМВ и КМС заключаются в обладании разной профессиональной компетентностью специалиста и выпускника вуза, «так как компетентность неразрывно связана с опытом успешной деятельности, которого в ходе обучения в вузе студент в должном объеме приобрести не может» [6]. В компетентностной модели выпускника отсутствуют сопоставления компетенций должности или группе должностей.
Формирование такой модели производится вузом с целью подготовки востребованного на рынке труда специалиста и предполагает определение структуры образовательной программы, содержания и последовательности изучения отдельных ее элементов. Одновременно компетентностная модель выпускника, с которой тесно связан результат обучения, должна гарантировать достижение молодым специалистом квалификации, соответствующей его будущей профессиональной деятельности, т.е. базироваться на модели специалиста в данной области.
КМВ может быть использована при наборе студентов и входном контроле их знаний по отдельным дисциплинам для построения учебного плана и формирования содержания основной образовательной программы. Главная задача создания КМВ - обеспечение поэтапного формирования всех требуемых компетенций в течение всего срока обучения и создание адекватной системы контроля и оценки результатов, выраженных через компетенции.
При разработке компетентностной модели выпускника по направлению подготовки вузу следует редуцировать компетентностную модель специалиста, выделив базовые профессиональные требования с учетом отраслевой специфики региона, но без привязки к конкретным предприятиям и должностным позициям. С другой стороны, необходимо увеличить в учебном процессе виды учебной деятельности, направленные на приобретение практических навыков и компетенций, востребованных рынком. Дополнив КМВ показателями и характеристиками, присущими КМС, вуз вынужден будет использовать хотя бы отчасти критерии и методы оценки, используемые в практике трудоустройства или в процессе трудовой деятельности человека.
КМВ, построенная таким образом, повышает значимость практикоориентированного обучения в вузе, открывает новые возможности для проектирования и организации учебного процесса, позволяя:
- определить цели обучения и в соответствии с ними содержание учебного материала, обеспечивающего преемственность учебных дисциплин;
- представить структуру и содержание образовательных результатов в наглядном и понятном для всех категорий заинтересованных сторон виде;
- привлечь экспертов для обсуждения полноты содержания и адекватности КМВ, востребованности образовательных результатов и эффективности системы контроля за их формированием.
Поэтому вузам необходимо:
1) сформировать компетентностью модели выпускника для каждой реализуемой образовательной программы, учитывающие всю полноту требований ФГОС, мнение академического сообщества, профессиональной среды и самих студентов;
2) определить механизмы, инструменты, технологии оценки компетенций, утвердить уровни сформированности и пороговые значения для видов (общекультурные и профессиональные) и групп компетенций (выделяются ФГОС для профессиональных компетенций), а, возможно, и отдельных компетенций (особенно если компетенции введены самим вузом);
3) определить этапы, механизмы и инструменты контроля компетенций и их компонент - знаний, умений, владений, т. е. построить или модернизировать в соответствии с новой парадигмой модель системы контроля. Модель системы контроля ВГУЭС [7], например, была измене-
на с целью учета внедрения в университете как компетентностного, так и практико-ориентированного подходов;
4) модернизировать имеющиеся или создать новые ИС, обеспечивающие информатизацию используемых средств контроля и оценки с учетом структуры и содержания КМВ;
5) обновить систему управления образовательным процессом для обеспечения качества выполнения предыдущих позиций 1 - 4, качества реализации учебного процесса и качества подготовки по ОПП на базе ФГОС.
Во ВГУЭС проведена значительная работа по переходу на стандарты ФГОС, в ходе которой большое внимание было уделено подготовке ком-петентностных моделей выпускника (КМВ) как фундамента для всех дальнейших преобразований. В соответствии с рекомендациями по разработке ООП была выбрана структура, опирающаяся на общее определение «компетенции», принятое во ФГОС ВПО. Таким образом, составляющими компетенций были определены знания, умения, владения из ФГОС ВПО (табл. 1).
Таблица 1
Фрагмент компетентностной модели выпускника ВГУЭС
Код компетенций Название компетенций Код УЦ ООП Структура и содержание компетенции*
ОК Общекультурные компетенции
ОК-1 Умение системно мыслить, способность к обобщению, анализу, восприятию Б.1 Б.5 Знать З1: основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления
информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение выявлять международнополитические и дипломатические Уметь У1: системно мыслить; У1: ставить цель и выбирать пути ее достижения; У1: выявлять международнополитические и дипломатические смыслы проблем
смыслы проблем Владеть В5: способностью к обобщению, анализу, восприятию информации
Примечание: Знания, умения, владения ФГОС ВПО представлены обычным шрифтом, а определенные вузом — курсивом.
КМВ были разработаны ответственными представителями кафедр для всех ООП бакалавриата и магистратуры в два этапа. Первый этап состоял в подготовке КМВ по каждому из направлений в целом, независимо от количества выпускающих кафедр, реализующих направление (документ в формате *.ех1). Суть подготовки КМВ заключалась в установлении зависимостей между предложенными ФГОС ВПО по каждому из направ-
лений компетенциями и ЗУВами. Компетенции, ЗУВы стандартные и предложенные кафедрами, а также связи между ними по всем ООП, реализуемым во ВГУЭС, далее были внесены в специально разработанный модуль «ФГОС ВПО» информационной системы «Управление учебным процессом».
Для разработки КМВ были введены правила. Первое устанавливало возможность сопоставления знания, относящегося к определенному циклу или разделу учебного плана, только одной из компетенций цикла, раздела с целью исключения дублирования содержания ООП разными дисциплинами. Исключение составлял случай, когда блок знаний, представленный в стандарте (таким блоком было принято считать фрагмент текста относящийся к знанию и ограниченный знаком «;»), представлял собой предложение вида «знание основ истории, философии, социологии ...». В этом случае «знание» соответствовало нескольким компетенциям. Второе правило разрешало прикреплять умения и владения (фрагменты текста, относящиеся в ФГОС к умению или владению соответственно и ограниченный знаком «;»), взятые из стандарта или определенные кафедрой, присоединять к любому количеству компетенций, исходя из соображений разумности и здравого смысла. Следующее правило признавало возможность детализации блоков знаний, умений и владений в справочниках ИС «Управление учебным процессом» для адекватности сопоставления с компетенциями, а затем и дисциплинами, практиками и другими элементами учебных планов. Каждой компетенции в ИС в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки был сопоставлен цикл и/или раздел учебного плана, всем компетенциям и ЗУВам был присвоен один из признаков: стандартный, вузовский, вариативный. В печатных и электронных документах первого этапа, подготовленных кафедрой, вузовские и вариативные ЗУВы писались курсивом и нумеровались согласно отнесению к циклу, разделу (табл. 1).
Второй этап состоял в подготовке КМВ по ООП кафедры, т.е. дополнении КМВ на базе направления подготовки ЗУВами с учетом реализуемого профиля для бакалавриата и программы для магистратуры (документы в формате *.ёое и *.Ь1ш1 как результат обработки данных, введенных в ИС).
Информатизация процессов подготовки и обновления КМВ позволила через ИС «Отчеты» автоматически формировать КМВ по ООП кафедр в виде готовых к утверждению документов.
Дальнейшая работа ответственных за КМВ и преподавателей кафедр состояла в формировании связей между элементами (дисциплинами, практиками, научно-исследовательской работой и т.п.) учебных планов и ЗУВами или их детализованными фрагментами, а связи между последними и компетенциями позволяли установить полное соответствие между учебными планами и результатами обучения.
Проделанная ответственными за КМВ и преподавателями кафедр работа обеспечила возможность автоматического формирования ключевых разделов аннотаций и учебных программ дисциплин, практик и научноисследовательской работы. В процессе подготовки находятся технические задания на разработку паспортов компетенций и компетентностных учебных планов.
Паспорт компетенции представляет собой документ, определяющий содержание и основные существенные характеристики компетенции, планируемые уровни сформированности компетенций, программу формирования с учетом задействованных в процессе дисциплин и других элементов учебного плана, этапы и формы контроля, виды и фонды оценочных средств для определения уровня её сформированности. Разрабатывается для каждой из компетенции КМВ по ООП в целом. Компетентностный учебный план - это документ, отражающий структурно-логические связи содержания учебных дисциплин, в том числе через перечни компетенций, сопоставленные каждому элементу учебного плана ООП.
В университете на протяжении десяти лет действуют коллегиальные органы управления: учебно-методические комиссии институтов (УМК), учебно-методический (УМСО) и редакционно-издательский советы университета [8]. Для выполнения столь масштабной задачи в состав действующих в институтах университета УМК были введены ответственные за бакалавриат и магистратуру. Был изменён функционал и ответственность учебно-методического совета университета, в компетенцию которого вошло рассмотрение стратегических и оперативных вопросов подготовки и модернизации ООП, утверждение пороговых значений и индикаторов для оценки сформированности компетенций на разных этапах образовательной подготовки. Разработаны предложения по организации и контролю учебно-методической работы кафедр в условиях перехода на стандарты ФГОС, а также усилению статуса УМК институтов и его членов как гарантов качества ресурсного обеспечения учебного процесса (полный контроль качества УМР кафедр осуществляют УМК институтов во главе с председателями) и качества подготовки в университете (анализ мониторинга результатов обучения).
Было предложено:
1. Рекомендовать директорам институтов выдвигать на должность председателя и членов УМК преподавателей (с учетом рекомендаций УМУ и проректора по УВР), обладающих:
- высокой ответственностью и трудоспособностью;
- профессиональным статусом и безусловным уважением коллег;
- организационными способностями и умением работать в команде.
2. Рекомендовать директорам институтов, учебно-методическому управлению (УМУ) предусмотреть регулярную систему поощрения за работу в УМК института:
- производить корректировку квартальных, полугодовых, годовых премиальных выплат (установить размер суммы или % от суммы) членам УМК института и заведующим кафедрами на основании представлений председателя УМК, согласованного с директором института;
- производить квартальные премиальные выплаты ППС кафедр, проявившим особую активность в организации УМР на кафедре или продемонстрировавшим качество выполнения работ (своевременность, отсутствие возвратов на доработку и т.п.), из фонда поддержки УМР на основании представления председателя УМК института.
3. Рекомендовать УМУ пересмотреть список показателей и увеличить в 2012 - 2014 гг. баллы по существующим показателям деятельности членов УМК институтов балльно-рейтинговой системы оплаты труда ППС.
Все описанные выше факты говорят о множестве форм, технологий, направлений образовательной деятельности и управления ею, ведут к дальнейшему увеличению видов, объемов, сложности работ кафедр, связанных с учебно-методическим обеспечением учебного процесса. Сложившаяся в связи с переходом на ФГОС объективная ситуация в сфере высшего профессионального образования коренным образом меняет значимость и место учебно-методической работы в вузе, определяет образовательные инновации как результат этого вида деятельности кафедр.
Следует подчеркнуть, что максимальное использование интеллектуального потенциала и поощрение творческой инициативы кадрового состава в создании и воспроизводстве образовательных инноваций во ВГУЭС потребовало обеспечение инициативности, предприимчивости практически от всех сотрудников вуза. В работе по созданию КМВ, разработке принципов и подходов организации практико-ориентированного обучения, компетентностных учебных планов, программ дисциплин и научно-исследовательских практик, активных и интерактивных методов и инновационных технологий обучения были задействованы сотрудники не только учебных, но и административных подразделений, подразделений информационно-технического обслуживания.
1. Концепция национальной политики России (Указ Президента Российской Федерации от 15.06.1996 №909) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russia.edu.ru/information/legal/law/up/909/2051/.
2. Проектирование ООП, релизующих ФГОС ВПО: методические указания / науч. ред. Н.А. Селезнева; Исследовательский центр качества подго-
товки специалистов; Координационный совет высшей школы. - 2-е изд., пе-рераб. и доп. - М., 2010. - 90 с.
3. Интернет-глоссарий [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/72931.
4. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 8. - С. 26 - 31.
5. Кононова О.В. Компетентностная модель выпускника как инструмент управления образовательным процессом в вузе / О.В. Кононова, Е.В. Садон // Проблемы и перспективы развития образования в России: сб. стат. XV междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск, 2012. - С. 160 - 165.
6. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов / Ю.Г. Татур // Высшее образование сегодня. - 2004. -№ 3. - С. 20 - 26.
7. Кононова О.В. Система контроля качества подготовки ВГУЭС: особенности и перспективы развития / О.В. Кононова, Е.В. Садон // Университетское управление: практика и анализ. - 2012. - №4. - С. 43 - 52.
8. Кононова О.В. Структура и институциональные формы управления процессом учебно-методической работы инновационного предпринимательского вуза / О.В. Кононова, Л.В. Ерыгина // Вестн. СибГАУ. -2007. - № 4 (17). - С. 176 - 181.