Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ ТАЛАНТОВ (ОПЫТ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ ТАЛАНТОВ (ОПЫТ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА / ВЫЯВЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ПОДДЕРЖКА МОЛОДЫХ ТАЛАНТОВ / ОБОГАЩЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Запалацкая В.С.

Описывается опыт создания в Московской области региональной системы выявления и развития молодых талантов на основе интеграции деятельности учреждений образования, науки, культуры, спорта, молодежной политики и других ведомств. Предлагается соответствующая организационная структура, обеспечивающая формирование обогащенной образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ ТАЛАНТОВ (ОПЫТ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)»

I ВЕРОНИКА ЗАПАЛАЦКАЯ

Проектирование региональной системы поддержки молодых талантов

(опыт Московской области)

Аннотация. Описывается опыт создания в Московской области региональной системы выявления и развития молодых талантов на основе интеграции деятельности учреждений образования, науки, культуры, спорта, молодежной политики и других ведомств. Предлагается соответствующая организационная структура, обеспечивающая формирование обогащенной образовательной среды.

Ключевые слова: одаренные дети, региональная система, выявление, развитие, поддержка молодых талантов, обогащенная образовательная среда.

Проблема одаренности в последние десятилетия находится в фокусе образовательной политики как государства, так и регионов России, что, несомненно, связано с повышением значимости инновационных форм развития для производства, общества и личности.

В настоящее время потенциал одаренных детей, которые представляют особую категорию и характеризуются яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеют внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, рассматривается в качестве человеческого капитала, который позволит осуществить качественный скачок в различных сферах деятельности. Поэтому так важны постоянный поиск путей развития личности одаренного ребенка и создание условий для его самореализации.

Решение этой проблемы связано с формированием специально организованной

целостной системы обучения и воспитания одаренных детей и целенаправленной комплексной работы по выявлению и развитию их потенциала.

Необходимость усиления внимания к работе с одаренными детьми и молодежью подчеркивается в ряде следующих документов:

• Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р);

• Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Приказ Президента РФ от 04.02.2010, № Пр-271);

• Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.11.2009;

• Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 03.04.2012).

В последние два года в Московской области осуществляется модернизация

региональном системы выявления и развития молодых талантов, которая рассматривается как не только актуальная управленческая задача, но и стратегическая перспектива, обеспечивающая инновационный ресурс развития образования региона в целом (Государственная программа Московской области..., 2013). Работе с одаренными детьми здесь всегда уделялось много внимания и на уровне региона в целом, и на уровне отдельных образовательных учреждений. Для детей и подростков из Подмосковья, проявивших выдающиеся способности в области науки, искусства и спорта, учреждена именная стипендия губернатора, предусмотрено материальное поощрение в ряде муниципальных образований.

К настоящему времени система работы с одаренными детьми в Подмосковье сосредоточена в основном в муниципальных образованиях и характеризуется разнообразием как форм организации, так и направленности на развитие определенных типов одаренности. Нормативно-правовое обеспечение муниципальной поддержки одаренных детей и талантливой молодежи осуществляется посредством принятия целевых программ работы с одаренными детьми (Сайт «Модернизация системы.»; Долгосрочная целевая программа., 2009; и др.). В муниципальных районах Московской области наблюдается достаточно большое разнообразие структур, координирующих работу с одаренными детьми. В подавляющем большинстве это методические центры, в которых существуют отделы с одноименным названием. Однако встречаются и другие формы: координационный совет, комиссия в системе самоуправления, центр дополнительного образования и др. Финансовое обеспечение работы с одаренными детьми включает выделение целевых средств, стипендий, премий, гран-товую и спонсорскую поддержку, что позволяет укреплять и совершенствовать материально-техническую базу учреждений образования, работающих с одаренными детьми, организовать целевые лагеря и педагогические комплексы для них и др.

Наиболее важным звеном в системе работы с одаренными детьми Московской области является дополнительное

образование, где одаренный ребенок может осуществить право на свободный выбор цели, содержания обучения, способов и форм самореализации. В настоящее время в Московской области работает более 300 учреждений дополнительного образования, которые посещают около 50% всех учащихся. Здесь функционируют различные очно-заочные школы, в том числе олимпиадной или довузовской подготовки, проводятся профильные сборы для победителей и призеров муниципальных и региональных этапов всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам.

Большой популярностью в муниципальных районах пользуются такие формы деятельности по обучению одаренных школьников, как исследовательские лаборатории, «Школа юного филолога», «Школа юного историка», спецкурсы, осенние профильные лагеря. Созданы центры дополнительного образования и развития творчества детей и юношества.

Все большее внимание в муниципальных образовательных системах уделяется развитию творческой составляющей одаренных детей посредством организации и проведения литературных, театральных, изобразительных и других конкурсов. Встречаются и оригинальные формы работы, которые объединяют как детей, так и взрослых (ассоциации (В Московской области., 2014), творческие лаборатории, «экспедиции», хобби-центры). Это открытые зоны поиска, своеобразный резерв для развития одаренности.

Взаимодействие образовательных учреждений в вопросах работы с одаренными детьми происходит в различных формах: олимпиады, конкурсы, семинары, фестивали, соревнования, первенства, выставки, круглые столы, конференции и др. Внешние интегрированные проекты, программы в системе образования детей - также одно из условий их развития. При этом интеграция строится как по горизонтали (обеспечение взаимодействия образовательных учреждений), так и по вертикали (обеспечение преемственности образования на разных этапах взросления ребенка - дошкольном, школьном, профессиональном).

Особенно активно в Московской области осуществляется сотрудничество

об авторе

В.С. Запалац-кая, главный советник при ректорате Московского государственного областного университета, кандидат педагогических наук

в системе работы с одаренными детьми общеобразовательных учреждений и вузов, причем речь идет не только о стабильной системе взаимодействия, но и о расширении и количества вузов, и их профиля. Региональные учреждения высшего образования и те учреждения, деятельность которых осуществляется на территории Московской области, все активнее выступают в качестве ресурсных центров по научно-методическому обеспечению работы с одаренными детьми, руководству проектной и исследовательской деятельностью учащихся, подготовке и проведению олимпиад и конкурсов.

Набирает силу дистанционное сопровождение работы с одаренными детьми. Активно прослеживается использование в системе работы различных сайтов (Министерства образования МО, государственных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, муниципальных органов управления образованием), растет популярность дистанционных олимпиад и дистанционных конкурсов. В ряде районов созданы или находятся в процессе создания центры дистанционного обучения и образовательные порталы.

Раннее выявление является залогом продуктивной работы с одаренными детьми на старших ступенях образования. Принимая это во внимание, в ряде районов Московской области проводятся мероприятия для выявления и последующего развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. В этом ключе следует отметить конкурс «Юные интеллектуалы», в котором принимают участие дети старшего дошкольного возраста, и «Интеллектуальный марафон» - межпредметный конкурс, цели и задачи которого - выявление и поддержка одаренных учащихся младшего школьного возраста. В конкурсе ежегодно принимают участие все больше учащихся начальной школы, так как он позволяет выявлять уровень не только интеллектуального развития детей, но и креативности.

Научное и организационно-методическое обеспечение деятельности по поиску, выявлению, обучению и развитию одаренных детей - направление, которое нуждается в постоянном обновлении и развитии. Несмотря на достаточно

широкий спектр мероприятий, проводимых в рамках данного направления как на муниципальном, так и региональном уровне (круглые столы, семинары, конференции), эта работа требует перевода на новый уровень. Так, в настоящее время в муниципальных образованиях идет процесс формирования сетевого взаимодействия педагогических работников, вовлеченных в работу с одаренными детьми, и создания профессиональных педагогических сообществ (Положение о работе..., 2009).

Апробированной и хорошо зарекомендовавшей себя формой работы с одаренными детьми является проведение всероссийских предметных олимпиад школьников, основными компонентами которых являются массовость числа участников на начальных этапах и высокая творческая содержательность - на заключительных.

Процесс оптимизации деятельности по выявлению, обучению и развитию одаренных школьников в Подмосковье осуществляется на основе интеграции учреждений образования, науки, культуры, спорта, молодежной политики и других ведомств с использованием актуального потенциала современных информационно-коммуникационных технологий и наличием механизма дис-семинации лучших педагогических практик. Это позволяет реализовать идею непрерывного развития одаренного ребенка вне зависимости от места его проживания и способствует сохранению и преумножению интеллектуального, научного и творческого потенциала Московской области. Она направлена на объективно необходимое изменение или корректировку существующих форм и уровней работы с одаренными школьниками, создание многоуровневой и многовекторной региональной системы поиска, выявления, обучения, развития и поддержки одаренных школьников.

Цель модернизации системы управления работы с одаренными детьми - систематизация и институциализация деятельности региональных образовательных структур по поиску, выявлению, обучению, развитию и поддержке одаренных детей и талантливой молодежи, направленная на обеспечение условий для их самореализации и формирование будущего инновационного кадрового

ресурса Московской области. Из этой цели вытекает ряд задач:

1) создание условий для развития и самореализации одаренных школьников региона независимо от места жительства, социального положения, финансового обеспечения семьи и состояния здоровья;

2) формирование многоуровневой и многофункциональной обогащенной образовательной среды в регионе, ориентированной на поиск, выявление, обучение, развитие и поддержку одаренных детей и талантливой молодежи;

3) ресурсное обеспечение деятельности сети образовательных и других учреждений, осуществляющих работу с одаренными детьми в регионе;

4) координация процесса управления работой с одаренными детьми в рамках региона и его представительством на федеральном уровне;

5) поддержка и стимулирование лучших педагогов и образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми, распространение лучшей практики их работы и инновационных образовательных технологий;

6) интеграция деятельности учреждений общего и профессионального образования в области развития одаренности.

Деятельность с одаренными детьми строится на основе совокупности следующих методологических подходов:

• системно-деятельностного, основанного на выделении в педагогической системе интегративных инвариантных системообразующих связей и отношений и подразумевающего обеспечение на всех уровнях (региональном, муниципальном и образовательного учреждения) выявления и развития одаренных детей, включенность их в осознанную деятельность, в систему мероприятий;

• гуманистического, опирающегося на: а) восприятие человека как наивысшей ценности, принятие в этом качестве каждого ребенка; б) признание его неповторимости и уникальности; в) уверенность в его возможностях и потенциальных внутренних силах для позитивного творческого развития;

• компетентностного, который должен быть использован для выявления и обобщения как опыта одаренных школьников, обеспечивающего их достижения, так и опыта педагогов,

Научное и организационно-методическое обеспечение деятельности по поиску, выявлению, обучению и развитию одаренных детей - направление, которое нуждается в постоянном обновлении и развитии. Несмотря на достаточно широкий спектр мероприятий, проводимых в рамках данного направления как на муниципальном, так и региональном уровне (круглые столы, семинары, конференции), эта работа требует перевода на новый уровень.

направленного на диагностику актуальной и потенциальной одаренности, развитие мотивации, интереса к деятельности, интеллектуальных и операциональных способностей и личностных свойств, а также на преодоление личностных проблем одаренных детей;

• средового, позволяющего создать условия для проектирования развивающей образовательной среды, которая, с одной стороны, обеспечивает возможности для удовлетворения и развития одаренным учащимся своих образовательных, познавательных и иных потребностей, а с другой - будет способствовать усвоению им социальных ценностей и приобретению социального опыта;

• полисубъектного, определяющего условия, закономерности и принципы такого взаимодействия субъектов образовательной среды, которое способно порождать новый тип общности - полисубъект. Полисубъект отражает феномен единства развития внутренних содержаний реальных субъектов, объединенных совместной творческой деятельностью, что проявляется в способности к активности, действенности, интеграции, к преобразованию окружающего мира и себя. В отношении работы с одаренными детьми это означает также учет и ориентацию на развитие каждого субъекта, включенного в систему работы с одаренными детьми: учащегося, педагога, психолога, родителя и др.

При организации работы с одаренными детьми необходимо опираться на принципы:

• системности, отражающей способ организации работы с одаренными на основе системных взаимосвязей между образовательными и иными структурами региона;

116

Общественный совет по поддержке и развитию одаренных детей и талантливой молодежи

АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Отдел научно-методического обеспечения работы с одаренными детьми

(научно-методическое обеспечение деятельности по поиску, выявлению, развитию и поддержке одаренных детей; мониторинг эффективности образовательных моделей работы с одаренными детьми)

Министерство образования Московской области

московский государственный

ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

Региональный центр развития олимпиадного движения Московской области (организация участия школьников региона на всех этапах всероссийских предметных олимпиад; создание и функционирование очно-заочных лицеев)

Региональный координационный детско-юношеский центр физической культуры и

спорта (координационно-организаторская деятельность с детьми, одаренными в области физической культуры и спорта; организация и проведение олимпиады по безопасности жизнедеятельности)

Региональный

центр эстетического воспитания и образования (обеспечение условий для развития художественно-эстетической деятельности одаренных учащихся; организация и проведение олимпиады по мировой художественной культуре, духовному краеведению Подмосковья и основам православной культуры)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Рис. Организационная структура региональной системы выявления и развития молодых талантов Московской области (в скобках обозначены задачи структурных подразделений)

• согласованности действий различных учреждений, организаций и физических лиц, вовлеченных в деятельность по поиску, выявлению, обучению, развитию и поддержке одаренных детей и подростков;

• многоуровневости и многофункциональности профессионально организуемой деятельности, обеспечивающей включенность в нее каждого ребенка с целью выявления его задатков и создания необходимых условий для их развития;

• доступности условий и услуг, направленных на выявление и развитие способностей и одаренности для всех детей независимо от территории проживания, социального положения и состояния здоровья;

• непрерывности, обеспечивающей последовательное и целенаправленное развитие и поддержку одаренных школьников на всех этапах обучения;

• адресной ориентации образовательных услуг, способствующих максимальному раскрытию и развитию личностного потенциала одаренных детей;

• открытости и информированности образовательного сообщества о системе работы с одаренными детьми на разных уровнях;

• адекватности предоставляемых образовательных услуг уровню развития способностей детей, непрерывность и преемственность в их психолого-педагогическом сопровождении.

Формирование многоуровневой и многофункциональной обогащенной образовательной среды развития одаренного ребенка обеспечивается созданием соответствующей организационной структуры (рис.), которая имеет сетевой характер и включает несколько центров.

Обновленная система выявления и развития молодых талантов позволит охватить все многообразие форм и видов деятельности:

• олимпиадное движение, включающее всероссийскую олимпиаду школьников; олимпиады, вошедшие в федеральный перечень; региональные олимпиады школьников; Интернет-олимпиады для школьников;

• деятельность научных обществ учащихся, ориентированных на исследовательскую деятельность и проектную деятельность школьников;

• конкурсная деятельность, включающая мероприятия из федерального перечня; региональные, муниципальные, школьные конкурсы интеллектуального, творческого и спортивного направлений;

• научно-практические конференции школьников;

• исследовательские центры, творческие лаборатории и мастерские;

• детские общественные организации и ассоциации; волонтерское движение школьников;

• социально-образовательные программы и проекты;

• региональные фестивали детского художественного творчества;

• региональные выставки изобразительного искусства, научно-технического творчества;

• спортивные соревнования;

• форумы талантливых школьников.

Региональная система выявления и развития молодых талантов будет способствовать формированию обогащенной образовательной среды с использованием актуального потенциала современных информационно-коммуникационных технологий, что обеспечит лидирующие позиции Московской области как региона, ориентированного на развитие человеческого капитала - основы инновационной экономики.

ЛИТЕРАТУРА И ВЕБЛИОГРАФИЯ

1. В Московской области создана Ассоциация педагогов, работающих с одарёнными детьми // Сайт Министерства образования Московской области. 21.05.2014. URL: http: / / mo.mosreg.ru/multimedia/ novosti/glavnie/v-moskovskoy-oblasti-sozdana-assotsiatsiya-pedagogov-rabotayushchikh-s-odaryennymi-detmi/ (дата обращения: 31.08.2014).

2. Государственная программа Московской области «Образование Подмосковья» на 2014-2018 годы (утв. Постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 № 657/36 «Об утверждении государственной программы

Московской области "Образование Подмосковья" на 2014-2018 годы» (с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства Московской области от 17.12.2013 № 1068/56, от 25.12.2013 № 1128/57, от 25.02.2014 № 108/6). URL: http://www.mosreg.ru/ (дата обращения: 31.08.2014).

3. Долгосрочная целевая программа Одинцовского муниципального района Московской области «Одаренные дети» на 2009-2020 годы (утв. Постановлением Администрации Одинцовского муниципального района от 25.09.2009 № 2682 (с изменениями от 19.04.2010 № 1402, 30.09.2010 № 3198, 25.08.2011 № 3126)). URL: http://www.pandia.ru/ text/77/302/26999.php (дата обращения: 31.08.2014).

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, ред. от 08.08.2009) // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

5. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 03.04.2012). URL: http://www.kremlin.ru/acts/14907 (дата обращения: 31.08.2014).

6. Модернизация системы образования Московской области [сайт]. URL: http://www.momos.ru/ (дата обращения: 31.08.2014).

7. Положение о работе с одаренными детьми в общеобразовательных учреждениях Серпуховского муниципального района (утв. начальником Управления образования администрации Серпуховского муниципального района 25.08.2009. URL: http://serpregion.ru/ content/view/14935/47/ (дата обращения: 31.08.2014).

8. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.11.2009 // Российская газета. 13.11.2009. № 214.

9. Приказ Президента Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // Президентская инициатива Наша новая школа. URL: http://nasha-novaya-shkola.ru/ (дата обращения: 31.08.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.