ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Б.Н. САВЧЕНКО
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАФЕДРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТАВРОПОЛЬСКОГО ВОЕННОГО ИНСТИТУТА
СВЯЗИ РАКЕТНЫХ ВОЙСК
В условиях модернизации военного образования, сокращения количества военных вузов особую значимость приобретает проблема повышения качества военно-профессиональной подготовки офицеров. Особенностью качества военного образования является степень его соответствия государственной политике в области национальной безопасности, обороны и образования, современному уровню развития военной науки. При этом под военным образованием понимается процесс и результат усвоения систематизированных военно-профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых военнослужащим, для выполнения обязанностей воинской службы, сопровождающийся достижением обучающимися, определённых государством образовательных уровней профессионального образования. Современным Вооружённым Силам РФ требуется офицер нового типа: высокообразованный, теоретически и практически подготовленный военный специалист, профессионал в своём деле, наделённый широким кругозором и общей педагогической культурой, способный к действию, готовый брать на себя ответственность за принятие решения. Основы будущего профессионализма закладывается у курсантов на младших курсах вуза в период прохождения общевойсковой подготовки. По этой причине особую актуальность приобретает проблема совершенствования процесса военно-профессиональной подготовки, приведения её содержания, форм и методов в соответствие с новыми требованиями. Исследователи отмечают, что анализ современного состояния военного образования позволяет выделить ряд негативных факторов, препятствующих успешному развитию военного образования: формальная смена сети военно-учебных заведений, так как «слияния» и «расформирования» не привели к качественным результатам; трудности, связанные с ведомственным характером военного образования; неспособность военного образования обеспечить воинские части офицерами первичного звена; снижение престижа военной профессии.
Основные направления государственной политики закреплены в Федеральной программе «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года», в которой предусмотрены организационные, структурные и качественные изменения: гуманизация всей системы подготовки офицерских кадров; фундаментализация военного образования; интеграция военного образования в систему общего профессионального образования; внедрение новых информационных технологий; повышение педагогической компетентности офицерских кадров; совершенствование системы управления. Однако качественная модернизация военного образования невозможна традиционными путями и способами. Решение этой важной и сложной государственной задачи традиционным способом, т.е. непосредственно в рамках существующей системы военного образования, отмечают исследователи, не представляется возможным в силу сложившихся в ней противоречий и проблем, Внутренние резервы этой системы оказались исчерпанными. Ее максимальные возможности по объему подготовки офицеров обеспечивают восполнение кадровых ресурсов военной организации страны не более чем на 45-50% от их реальной потребности. В качестве одного из путей решения проблемы автор указанной работы предложил следующее: «В числе перспективных мер по решению данной проблемы может рассматриваться организация многоуровневой подготовки квалификационных военных специалистов в общей системе профессионального образования. Это должна быть многофункциональная система, представляющая собой сеть учебных заведений, включающих в структуру своих учебных планов и программ, определяемых государственными стандартами, преемственные военно-профессиональные образовательные программы.[2] В современных условиях выявляются все новые теоретические и практические аспекты реализации непрерывного образования применительно к различным видам профессиональной деятельности, в том числе и в военной области. Ныне настоящий профессионализм немыслим без постоянного обновления «багажа» специальных и общепрофессиональных знаний, навыков, умений, а также, что особенно важно, без овладения научными методами, методиками и
технологиями добывания и обработки профессионально значимой информации. [3] « Военная профессионализация» - это процесс сопряжения человека с воинским трудом, в рамках которого выделяются такие стороны его содержания, как военно-профессиональная ориентация, военно-профессиональный отбор и подбор, военное образование и самообразование, военно-профессиональная подготовка, система продвижения офицеров по службе. Этот подход отражает важнейшие этапы включения человека в военную службу как в профессию, позволяет выявить их содержание, характеризующее становление человека как военного профессионала. [4, 5]
Формирование и последующее развитие системы военной подготовки должно осуществляться в едином русле реализации государственной политики в области образования, Национальной доктрины образования Российской Федерации и Федеральной программы развития образования, т.к. использование указанной в них фундаментальной организационно-правовой, методологической и социально-политической основы обеспечит успешное решение данной проблемы.
Одним из главных приоритетов военно-образовательной политики является интеграция и развитие всей системы военно-образовательной деятельности в едином образовательном пространстве Российской Федерации. Это обеспечивает ее взаимосвязь с отечественными и зарубежными достижениями науки и культуры, определяющими стратегию и направление ее развития и функционирования. Следует отметить, что существующие в определенных кругах военных специалистов взгляды на необходимость выделения военного образования из образовательного пространства РФ в самостоятельную область не имеют перспективы быть практически реализованными, т.к. противоречат действующему законодательству, национальной доктрине образования и здравому смыслу. Вышеназванные общие теоретические положения выступают в качестве исходных позиций при проектировании процесса общепрофессиональной подготовки.
Проектирование военно-профессиональной подготовки будущих офицеров строится с учетом современных достижений военной педагогики и психологии. Такой подход предполагает проектирование подготовки в системе всех видов деятельности, что в свою очередь обусловливает выбор объектов проектирования: руководства, организации, содержания, технологии, методики. Проектирование содержания психолого-педагогической подготовки осуществляется в следующих направлениях: информационно-воспитательная работа; психологическая работа; социальная работа; культурно-досуговая работа. Проектирование технологии психолого-педагогической подготовки включает: интеграцию концептуальных подходов к совершенствованию педагогического процесса, разработку модели управления, системы методов и форм обучения и воспитания, системы контроля качества педагогического процесса, организацию условий повышения эффективности педагогического процесса (информационно-методическое обеспечение, благоприятный морально-психологический моральный климат, оптимизация адаптационного процесса, мотивация к овладению психолого-педагогической компетентностью, формирование военно-профессиональной направленности и др.).
На методическом уровне проектирование процесса психолого-педагогической подготовки связано с планированием учебно-воспитательной деятельности; отбором и переструктурированием ее содержания, разработкой диагностических методик(или адаптацией уже существующих); разработкой способов, приёмов, организационных форм учебной и воспитательной деятельности, контролирующих методик, т.е. разработкой способов организации, осуществления процессами подготовки. Планирование психолого-педагогической подготовки осуществляется на основе изучения личности обучающихся, целей и задач подготовки, определенных государственными стандартами, учета реального уровня подготовленности курсантов в зависимости от курса обучения.
Задачи изучения личности, оценки ее морально-психологического состояния остро ставят вопрос о критериях оценки степени сформированности личностных качеств, морально-психологического состояния личности курсанта. Наличие выделенных критериев, их показателей, отбора методов психологической работы, методов психологического изучения личности делает возможным проектирование программы (алгоритма) социально-педагогического воздействия на личность курсанта. Важным требованием современной педагогической науки является проектирование образовательного процесса на основе компетентностного подхода.
Компетентностный подход - это приоритетная ориентация на цели-векторы образования: обучаемость, самоопределение (самодетерминация), самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности. В качестве инструментальных средств достижения этих целей выступают принципиально новые образовательные конструкты: компетентности и компетенции, социально значимые и профессионально важные качества. (Дж. Раввен, В. А. Кальней, А. В. Хуторской, С. Е. Шишов) Компетентность, профессионализм офицера определяются содержанием, характером воинского труда Воинский труд представляет одну из разновидностей труда, который выполняется в специфических условиях. Он составляет основу военной службы в Российских Вооружённых Силах. Этот труд осуществляется отдельными военнослужащими и воинскими коллективами на материальной основе, создаваемой усилиями всего общества. Феномен воинского труда отличается его яркой выраженной военно-профессиональной направленностью. Отличительными особенностями военного профессионализма по целям, задачам и результатам воинского труда являются следующие: обусловленность целей и задач военной службы социальным заказом общества и закрепление их в законах, воинских уставах и приказах; сочетание в задачах многообразия составляющих, которые определяют полифункциональность воинского труда; интегративный характер результатов воинского труда, складывающийся из боеготовности подразделения (части), морально-психологического состояния личного состава; соответствие индивидуальных качеств и действий военнослужащего выдвигаемым целям, задачам и функциям.
Особенности военно-профессиональной компетентности по условиям, содержанию и технологии воинского труда имеют следующие характеристики: социально-правовая, функциональная и временная регламентация воинского труда (военно-професиональной деятельности, взаимоотношений и личного развития военнослужащих); экстремальность условий выполнения профессиональных обязанностей; коллективный характер военной службы и непосредственное взаимодействие военнослужащих в процессе деятельности и общения. В общем понимании военно-профессиональная компетентность - это военно-профессиональная подготовленность и способность субъекта воинского труда (отдельного военнослужащего или воинского подразделения) к выполнению боевых задач и обязанностей по несению военной службы. Военно-профессиональная подготовка включает в себя обучение и воспитание будущих офицеров, имеющих практическую направленность. Военно-профессиональная подготовка - это процесс формирования профессиональных компетенций, военно-профессиональной культуры будущих офицеров, готовности к выполнению профессиональных функций, поставленных задач.
Важное методическое и практическое значение для овладения военно-педагогическими знаниями и всей учебно-воспитательной деятельности офицера имеет рассмотрение военно-педагогического процесса как системы. Это позволяет офицеру, во-первых, в комплексе представить взаимосвязь и взаимозависимость всех компонентов, которые в совокупности определяют весь процесс подготовки как воина, так и подразделения (воинской части) к выполнению возложенных на них задач по вооружённой защите Родины; во-вторых, уяснить требования объективных закономерностей, проявляющихся в военно-педагогическом процессе, присущие ему противоречия, учесть типичные трудности, которые приходится преодолевать офицеру в работе с людьми, и на этой основе научно, рационально и творчески строить свою деятельность по обучению, воспитанию, развитию и психологической подготовке личного состава; в-третьих, ясно осознать свою роль в военно-педагогическом процессе и четко определить своё место в многократной и сложной учебно-воспитательной работе с подчинёнными.
Военно-педагогический процесс - это целенаправленная, организованная система учебно-воспитательной деятельности командиров, штабов, специалистов воспитательных структур, общественных организаций по подготовке воинов и воинских коллективов к действиям по предназначению. Главное его назначение в мирное время - поддержание высокой боеготовности воинских частей и подразделений. В структуру процесса военно-профессиональной подготовки (ВПП) входят цели задачи, принципы, содержание, методы формы. Цель ВПП - обеспечить всестороннюю подготовленность воинов и воинских коллективов к успешному решению возложенных на них задач в мирное и военное время по вооружённой защите Родины. Задачи ВПП вытекают из общей цели и
направлены на её достижение. К основным задачам ВПП относятся: целенаправленное формирование воина как гражданина, глубоко преданного своему народу, обладающего высокими, сознательно и безупречно выполняющего требования Военной присяги и воинских уставов, мастерски владеющего современной боевой техникой и оружием, готового отдать все силы, а если потребуется, и жизнь для защиты Родины; вооружение воинов системой военных, социальных, технических, профессиональных знаний и деятельностных качеств, обеспечивающих эффективные практические действия в любой обстановке; обеспечение целенаправленного развития духовных сил, интеллектуальных и физических качеств каждого воина; выработка у личного состава эмоционально -волевой устойчивости, психологической готовности к преодолению трудностей военной службы, к действиям в обстановке современного боя; осуществление боевого слаживания расчётов, экипажей, подразделений и части в целом, поддержание в воинских коллективах строгого уставного порядка, формирование духа подлинного доверия военнослужащих друг к другу, взаимопомощи, взаимовыручки, войскового товарищества и дружбы.
Учебно-методическое обеспечение военно-профессиональной подготовки следует представить системой учебных пособий, разработанных по каждой дисциплине (учебному модулю), а также информационной базой, включающей нормативные документы, стандартные учебники и пособия по учебным дисциплинам, компьютерные базы данных, ряд обучающих и контролирующих программ. В структуре учебных пособий и программного обеспечения целесообразно предусмотреть четкое описание целей дисциплины (модуля) и ожидаемых результатов, разделы, иллюстрирующие взаимосвязь рассматриваемой дисциплины (модуля) с дисциплинами основной образовательной программы, другими дисциплинами (модулями) военного обучения.[6]
Важным фактором развития системы военно-профессионального образования на современном этапе является приведение в соответствие норм правового регулирования военно-профессиональной деятельности военных ВУЗов. Таким образом проектирование процесса подготовки курсантов военно-инженерного ВУЗа с учетом основных направлений государственной политики в области военного образования, проектирование процесса на основе компетентностного подхода позволяет, во-первых, яснее, глубже проанализировать компоненты процесса подготовки (в качестве объектов проектирования); во-вторых, способствует совершенствованию планирования, организации процесса военно-профессиональной подготовки, его управления; в-третьих, ориентирует организаторов педагогического процесса на формирование у курсантов готовности к успешному применению усвоенных знаний, умений и навыков при решении практических задач.
Список литературы
1. Добровольский В. Направления военно-образовательной политике// Высшее образование в России.-2004.-№12.-с.117-118.
2. Добровольский В. О системе многоуровневой военной подготовки // Высшее образование в России.-2003.-№6.-с.113.
3. Шарый Л. Непрерывное военно-профессиональное образование в России //Высшее образование в России.-2003.-№3.-с.72-74.
4. Ковалевский В.Ф. Военная профессиология: проблемы теории и практики. -М.,1983.
5. Турчинов А.И. Методологические вопросы профессионализации воинской деятельности // М.; Воениздат,1983.
6. Курамшин И., Чистоусов В. Дополнительная военно-профессиональная подготовка в инженерном виде // Высшее образование в России-2006-№6.-с.102-106.