DOI 10.25588/CSPU.2020.158.5.003
УДК 378
ББК 74.484(2)738.8
И. В. Верховых1, Н. П. Шитякова2
^RCID № 0000-0003-4799-9985 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: verhovihiv@cspu.ru
2ORCID № 0000-0002-1015-5896 Доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: shityakovanp@cspu.ru
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Аннотация
Введение. В статье раскрываются проблемы проектирования внеурочной деятельности как неотъемлемой части образовательного процесса в школе, обеспечивающей наравне с классно-урочной деятельностью требования Федерального государственного образовательного стандарта в части его воспитательной направленности.
Цель исследования — выявить типичные ошибки при проектировании программ внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности и представить алгоритм проектирования программ внеурочной деятельности духовно-нравственной а направленности, который поможет избежать возможных рисков как | следствия ошибок.
Материалы и методы. Для достижения цели были исполь-^ зованы такие методы, как системный анализ и контент-анализ. ^ Результаты. На основе анализа существующих программ
внеурочной деятельности представлены типичные недостатки в их проектировании и алгоритм действий, позволяющий их избежать.
Обсуждение. Представлен алгоритм проектирования про-^ граммы внеурочной деятельности духовно-нравственной направлен-
но
I
05
ности, включающий следующие шаги: выбор и конкретизация планируемых результатов реализации программы внеурочной деятельности, определение содержания программы и видов внеурочной деятельности в соответствии с планируемыми результатами, определение форм внеурочной деятельности, составление тематического плана.
Заключение. Проведенное исследование позволило выделить типичные ошибки при проектировании программ внеурочной деятельности и разработать алгоритм действий, который поможет педагогам избежать этих ошибок при проектировании программы.
Ключевые слова: внеурочная деятельность; курс внеурочной деятельности; проектирование программы внеурочной деятельности; духовно-нравственная направленность внеурочной дея- 3
о
тельности; алгоритм проектирования программы. К
Основные положения: 3
о
№
- анализ существующих программ внеурочной деятельности н
о
духовно-нравственной направленности позволил выделить типич- ^
о
ные ошибки, которые совершают педагоги в процессе разработки 3
а
программ; |
при проектировании программ внеурочной деятельности
н
духовно-нравственной направленности необходимо следовать ал- 3
ч
горитму проектирования программы, состоящему из шести после- О
довательных шагов. д
е
1 Введение (Introduction)
Переход на Федеральные государственные образовательные стандарты в 2009 году способствовал актуализации воспитательной функции образования. В качестве одного из средств достижения планируемых результатов названа внеурочная деятельность. Согласно определению, внеурочная деятельность организуется в формах, отличных от классно-урочных. Выделено пять направлений вне-
н
урочной деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравст- О
венное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. При- Н
а
оритетным для нас является духовно-нравственное направление, 3
а
которое реализуется в соответствии с Программой духовно-нравст- О венного воспитания, развития обучающихся при получении началь-
ж о о
о
о
а н
о
н
3
а а о
ного общего образования и направлено на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Целью данного направления является создание условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Очевидно, что внеурочная деятельность по духовно-нравственному направлению содействует достижению преимущественно личностных результатов освоения основной образовательной программы.
Анализ практики организации внеурочной деятельности в начальной школе свидетельствует о трудностях и упущениях, которые связаны, прежде всего, с проектированием программ этой деятельности. В психолого-педагогической литературе названы некоторые ошибки при построении программ внеурочной деятельности: информационная перегруженность, преобладание словесных форм организации деятельности, ориентация на большое количество планируемых результатов. В своем исследовании мы поставили следующую цель: выявить типичные ошибки при проектировании программ внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности и представить алгоритм проектирования программ внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности, который поможет избежать возможных рисков как следствия ошибок.
В зарубежной литературе распространен термин «внеучеб-ная деятельность», которая рассматривается в качестве одного из средств повышения успеваемости обучающихся [1]. К. R. ВаЛкш отмечает неоднозначность в определении понятия «внешкольная « деятельность» и «внеклассное занятие» и предпринимает попытку | на основе обобщения существующих определений сформулировать собственное [2]. Следует отметить, что понятие «внеурочная дея-^ тельность» отражено в нормативных документах Российской Феде-^ рации и стран СНГ.
Проблема проектирования внеурочной деятельности широко представлена в отечественной науке. Д. В. Григорьев, Л. С. Ручко и др. достаточно всесторонне представили результаты исследований, ^ связанных с проблемами проектирования [3, 4], выбора модели [5],
«о
I
05
определения образовательных результатов [6], организации, содержания, основных компонентов современной внеурочной деятельности.
М. П. Нечаев и Р. Ш. Мошнина представили целый комплекс принципов, являющихся основой для проектирования программ внеурочной деятельности, среди которых принцип развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения; организация воспитания не как совокупности мероприятий, а как целостной системы жизнедеятельности учителей, обучающихся, родителей и социальных партнеров [7].
П. В. Степанов предложил и охарактеризовал три группы-уровня образовательных результатов внеурочной деятельности: социально-значимые знания, которые планируется передать детям; социально значимые отношения, которые планируется у них развивать; опыт социально значимого действия, приобретение которого школьниками планируется организовать [6]. Эта идея поддержана как в теоретических исследованиях [8, 9], так и в педагогической практике.
А. В. Кисляков, А. В. Щербаков и др. сформулировали критерии оценки программ внеурочной деятельности, которые одновременно являются и требованиями к их проектированию. Среди них следует выделить наличие соответствия моделей внеурочной деятельности условиям организации образовательного процесса и поставленным целям в основной образовательной программе [5].
Опираясь на достижения вышеназванных исследований, можно использовать выявленные принципы, планируемые резуль-
тельности для прогнозирования их результативности.
2 Материалы и методы (Materials and method s)
Объектами исследования выступили рабочие программы
разработанные учителями начальных классов. Важнейшим мето-
о
№
S 3
о № а ж к
№ з
о з
а
№ ж
з з
о
Л
ж о
Й д
So
ж о
о
таты, критерии при проектировании программ внеурочной дея- с
я
о № Ж
О Ж
а № О
з
внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности, »
Ж
Ж
о о
дом оценки целостности и эффективности программы внеурочной а
деятельности явился системный анализ. Использование метода сис- Ц
§
темного анализа мы видим не только в возможности определения Ж целостности спроектированных программ, но и в предупреждении
или объяснении причин неэффективности их реализации и т. п.
В соответствии с положениями, разработанными Ю. А. Ко-наржевским, мы использовали системный анализ в нескольких аспектах. Охарактеризуем их применительно к нашему исследованию. Морфологический аспект предусматривает определение границ исследуемого объекта как системы, выделение подсистем и элементов системы. Программа внеурочной деятельности трактуется, с одной стороны, как система, а с другой — как подсистема, входящая в состав вышестоящей системы — основной образовательной программы школы. Она является сложной системой и включает в себя ряд подсистем, каждая из которых характеризуется определенной совокупностью элементов (планируемые результаты, содержание программы, виды и формы внеурочной деятельности и др.). Структурный аспект имеет целью выделение внутренней организации системы и определение способа, характера связи элементов. В программах внеурочной деятельности - это наличие или отсутствие связей: «цель - планируемые результаты» (системообразующая связь), «планируемые результаты - содержание», «уровни планируемых результатов - формы и методы их достижения, виды деятельности» и др. Функциональный аспект системного анализа подразумевает выявление наличия или отсутствия механизма функционирования системы, представленного в пояснительной записке программы или тематическом планировании. Генетический аспект предусматривает анализ процесса происхождения системы внеурочной деятельности, ее формирования и развития, что не входило в задачи нашего исследования.
а Методом качественно-количественного анализа программ
| внеурочной деятельности был выбран контент-анализ. Предметом -1 данного анализа стало выявление типичных ошибок при проекти-^ ровании программ внеурочной деятельности духовно-нравственного ^ направления.
§ Единицами анализа, служащими в содержании программ
8
^ внеурочной деятельности индикаторами интересующих нас явле-
еВ
^ ний, стали следующие категории: количество планируемых резуль-
В
^ татов программы, измеримость представленных в ней результатов,
наличие разнообразных видов деятельности, существование связей между планируемыми результатами и вышеназванными элементами программы, а также целями основной образовательной программы образовательной организации.
Нами определялась частота проявления этих категорий в программах внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности. Удельный вес той или иной категории вычислялся с помощью формулы:
число единиц анализа, фиксирующих данную категорию
К=-
общее число единиц анализа
Для контент-анализа методом случайной выборки взято 48 программ внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности, которые мы распределили на три группы (16 программ в каждой): программы, ориентированные на нравственное воспитание; программы, ориентированные на гражданско-патриотическое воспитание; программы, ориентированные на экологическое вос-
№
е к
S и
з
о
№ а
ж и е 5 з о
гз
питание. Каждую программу мы оценили с точки зрения четырех а вышеназванных показателей (наличие — 1 балл, отсутствие — 0 баллов). Затем была подсчитана частота (коэффициент) их прояв- у
ления. зоч
ж
3 Результаты (Results) Й
д
Полученные в процессе контент-анализа программ внеуроч- § ной деятельности духовно-нравственной направленности результаты представлены в таблице (Таблица 1). с
S и
до о
№ ж
О ж
з
а № с
S №
е ж ж о г о ж а 5 з а § е ж
41
Таблица 1 — Коэффициент ошибочности в определении количества планируемых результатов в программах внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению
Table 1 — Error rate in determining the number of planned results in extracurricular activities in the spiritual and moral direction
3-7 8-12 13-17 Более 18
Вид программы внеурочной деятельности планируемых планируемых планируемых планируемых
результатов, 1 результатов, 1 результатов, 1 результатов, 1
Программа,
ориентированная на нравственное воспитание 0,125 0,125 0,375 0,375
Программа,
ориентированная на гражданско-патриотическое воспитание 0,062 0,187 0,437 0,312
Программа,
ориентированная на экологическое воспитание 0 0,125 0, 437 0, 437
Итак, независимо от вида программ внеурочной деятельности очевидно преобладание большого количества планируемых результатов. В 41,7 % всех проанализированных программ внеурочной деятельности сформулировано от 13 до 17 планируемых результатов, в 39,6 % — более 18 планируемых результатов. И только в небольшом количестве изученных нами программ это количество более или менее реалистично, а следовательно, достижимо. От 8-ми до 12-ти планируемых результатов отмечено в 14,6 % программ, и менее семи планируемых результатов в 3,1 % программ. Системный анализ содержания программ показал наличие связей «уровни планируемых результатов — формы и методы их достижения, виды деятельности» только в 31,2 % программ. Полученные нами результаты свидетельствуют о существования риска
нированных результатов является типичной ошибкой при проектировании программ (Таблица 2).
о
№ *
S к
недостижения планируемых результатов реализации программ вне-
о
урочной деятельности. Таким образом, большое количество запла-
№ Ж
3
о
Л Ж
о
Й д
№ So
ж о о
о
о
№ Ж
О Ж
а № о S №
№ Ж
Ж о
г о
Ж
а 3
а §
№ Ж
Таблица 2 — Коэффициент выполнения требования к измеряемости планируемых результатов в программах внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности
Table 2 — Coefficient of fulfillment of the requirement for measurability of planned results in extracurricular programs of spiritual and moral orientation
Вид программы внеурочной деятельности Наличие измеримых планируемых результатов, 1 Отсутствие измеримых планируемых результатов, 1
Программа, ориентированная на нравственное воспитание 0,25 0,75
Программа, ориентированная на гражданско-патриотическое воспитание 0,125 0,875
Программа, ориентированная на экологическое воспитание 0,312 0,687
Таким образом, в 77 % программ внеурочной деятельности, которые мы проанализировали, отсутствуют формулировки измеримых планируемых результатов, что значительно снижает возможность определения степени их достижения, и является второй типичной ошибкой проектирования (Таблица 3).
о
№
О о а ж к №
О 3
а
№ ж
3 3
О
л ж
О
Й
д №
ж О
о
'О
О
о ж
о ж
3 а о
о о
№ ж
ж О
й О
ж а 3 а § № ж
Таблица 3 — Коэффициент использования разнообразных видов деятельности в программах внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению
Table 3 — Coefficient of use of various types of activities in extracurricular programs in the spiritual and moral direction
Вид Внеурочной деятельности Виды программ внеурочной деятельности
Программа, ориентированная на нравственное воспитание, 1 Программа, ориентированная на гражданско-патриотическое воспитание, 1 Программа, ориентированная на экологическое воспитание, 1
игровая 0,5 0,375 0,562
познавательная 0,125 0,125 0,062
проблемно -ценностное общение 1 1 0,812
социальное творчество 0,25 0,187 0,125
художественное творчество 5 0,187 0,25
досугово-развлекательная 0 0 0
трудовая 0,062 0 0,125
спортивно -оздоровительная 0 0 0
туристско -краеведческая 0 0 0,187
Полученные результаты свидетельствуют о том, что во всех анализируемых нами программах внеурочной деятельности преобладает проблемно-ценностное общение, которое предполагает словесные формы организации деятельности (беседы, диспуты, дискуссии и т. д.). Очевидным становится тот факт, что крайне редко педагогами используются спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая, трудовая и досугово-развлекательная виды деятельности. Следствием этого являются трудности в достижении планируемых результатов третьего уровня, которые предполагают приобретение опыта социально значимого действия.
Таким образом, проведенное нами исследование констатирует наличие типичных ошибок в существующих программах вне- 3
т. о
урочной деятельности. Их следствием являются риск недостижения g
S
ожидаемых результатов внеурочной деятельности и риск невозмож- 3
о
ности определения степени реализации существующих программ. §
4 Обсуждение (Discussion) ^
Во избежание выявленных рисков и ошибок при проектиро- g вании программ внеурочной деятельности духовно-нравственной | направленности необходимо следовать следующему алгоритму
ж
проектирования. 3
о
Л §
о Kl
д
ж
Sa
Шаг 1. Выбор плажируемых результатов реализации программы вжеурочжой деятельжости
В Примерной основной образовательной программе начального общего образования, утвержденной 8 апреля 2015 года, представлена Программа духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования. Про- У
11 Х
грамма содержит 11 направлений духовно-нравственного воспитания. Очевидно, что все их невозможно включить в одну программу внеурочной деятельности. Поэтому необходимо выбрать 1-3 направления и проанализировать соответствующие им планируемые результаты. Например, направление «Воспитание положительного от- о ношения к труду и творчеству» предполагает достижение таких
ж о
о
№ е
ж ж о г о ж а
результатов, как ценностное отношение к труду и творчеству, чело- р
в
веку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудо- е любие; элементарные представления о различных профессиях; пер- Я
воначальные навыки трудового, творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности и др. Разработчику программы нужно выбрать из представленного выше списка те результаты, достижение которых будет обеспечено в рамках именно внеурочной деятельности. В качестве примера рассмотрим один из результатов.
Шаг 2. Конкретизация планируемых результатов программы внеурочной деятельности
Необходимо распределить выбранные воспитательные результаты по уровням в соответствии с классификацией Д. В. Григорьева и П. В. Степанова, при необходимости детально конкретизировать их и представить на каждом уровне (Таблица 4).
Таблица 4 — Конкретизация планируемых результатов
программы внеурочной деятельности
Table 4 — Specifying the planned
results of the Extracurricular Activities program
I уровень результатов — приобретение учащимися социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни
II уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом
III уровень результатов — получение опыта самостоятельного общественного действия
знания о правилах работы в команде, о значимости вклада каждого члена команды в общее дело
положительное отношение к работе в паре, группе, коллективе
первоначальные навыки трудового, творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми
Шаг 3. Определение содержания программы внеурочной деятельности в соответствии с планируемыми результатами
Содержание программы внеурочной деятельности должно быть ориентировано на достижение планируемых результатов программы. Анализ существующих программ по духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности позволит сформулировать название разделов и тем программы, а также конкретизировать содержание каждой темы. Описание содержания раздела или темы предполагает описание дидактических единиц, которые будут освоены учащимися в рамках изучения данной темы. Например, это правила работы в команде, правила распределения ролей и обязанностей между членами команды, описание типичных действий участников команды; примеры заданий, которые можно выполнить только в команде и которые могут вызвать положительные эмоции, радость от общения и т. п.
Шаг 4. Выбор видов вжеурочжой деятельжости, в соответ-
довая деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность,
о
е
*
р ов
ствии с плажируемымирезультатами ж
и
В методическом конструкторе внеурочной деятельности п
р
наряду с направлениями внеурочной деятельности определены и ее г
р
виды: игровая деятельность, познавательная деятельность, про- | блемно-ценностное общение, социальное творчество, художе-
же
ственное творчество, досугово-развлекательная деятельность, тру- у
о
ч ж
й
туристско-краеведческая деятельность. д
я
Ориентация образовательного процесса на всех ступенях т обучения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на системно-деятельностный подход, а также учет психолого-педагогических особенностей современных де- ду тей диктуют следующее требование: занятие должно проходить динамично, а для этого предусмотрено включение обучающихся в
кй
ра
различные виды деятельности. с
Выбор видов деятельности должен основываться на особен- е
жж
ностях содержания программы, учитывать планируемые результаты ог программы. Назовем в качестве примера возможные виды деятель- жа ности для разрабатываемой программы: проблемно-ценностное ра общение, трудовая деятельность, познавательная деятельность и ж художественное творчество.
Шаг 5. Определение форм внеурочной деятельности При проектировании программы внеурочной деятельности необходимо опираться на формы деятельности, выделенные в соответствии с видами и направлениями внеурочной деятельности. Духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности соответствуют следующие формы: факультативные, индивидуально-групповые занятия, беседы, праздники и мероприятия, заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций, исследовательская деятельность учащихся, экскурсии, выставки, тематические и творческие вечера, смотры-конкурсы, фестивали, концерты, встречи с ветеранами войны и труда, уроки мужества, посещение школьного музея, тематические классные часы, военно-спортивные игры, фестивали патриотической песни, смотры строя и песни и др.
Следовательно, определенный объем часов можно запланировать на экскурсии, организацию и проведение выставок, организацию и проведение совместно с детьми праздника или КТД и т. д. Оставшиеся часы отводятся на аудиторные занятия, которые, в свою очередь, необходимо разнообразить за счет применения различных форм деятельности: беседы, тренинги, дебаты, дискуссии, различные виды игр, трудовые акции, трудовые десанты, концерты, спектакли, фестивали, выставки, творческие вечера и т.д. Шаг 6. Составление тематического плана Согласно требованиям к рабочим программам по внеурочной деятельности, тематическое планирование должно содержать разделы программы, темы занятий, описание примерного содержания занятий со школьниками (из описания должно быть понятно, на достижение какого уровня результатов направлены определённые занятия).
Тематический план позволяет распределить содержание материала, предусмотренного программой, по учебным занятиям; за-^ ранее спланировать формы и виды занятий; подготовить нужные ^ средства обучения (книги, наглядные пособия, учебно-методические
в материалы и средства обучения).
§
^ Можно оформить календарно-тематический план в виде
^ таблицы, которая отражает взаимосвязь каждой темы с содержани-
^ ем, видами и формами организации деятельности.
Таблица 5 — Тематическое планирование Table 5— Thematic planning
Название темы Кол-во часов, вид деятельности Содержание и форма деятельности
Кто такой дизайнер? Чем занимается
дизайнер одежды? Какие качества,
5 часов необходимы дизайнеру одежды? Профессия «стилист».
Какими умениями должен обладать
о g стилист?
& s Из жих:
s & Дискуссия «Легко ли работать в инду-
о 2 часа — стрии красоты?»
S3 s познавательная Мини-проект «Индустрия красоты:
S3 о о профессии» (командная работа)
-е о 1 час —
& художественно-творческая Выставка рисунков «Мой стиль»
2 часа — трудовая Сюжетно-ролевая продуктивная игра
«Салон красоты» (работа в микрогруппах)
5 Заключение (Conclusion)
Проведенное исследование позволило выявить типичные ошибки в проектировании программ духовно-нравственной направленности: ориентация на большое количество запланированных результатов при проектировании программ, невыполнение требований к измеряемости планируемых результатов, отсутствие связей «уровни планируемых результатов — формы и методы их достижения, виды деятельности», включение в программу видов деятельности, предполагающих в основном словесные, а не практические методы и формы работы.
Полученные нами результаты свидетельствуют о существования риска недостижения планируемых результатов реализации программ внеурочной деятельности, риска невозможности определения степени реализации существующих программ, а также труд-
о
№ «
S ►S
о
№ а
ж S
№
о 3
а
№ ж
3 3
о
Л ж
о Kl
д
So
ж о
о
о
о
№ ж
О ж
3 а
№ о S №
№ ж
ж о
й о
ж а 3 а g № ж S
So
ностей в достижении планируемых результатов третьего уровня, которые предполагают приобретение опыта социально значимого действия. Во избежание выявленных рисков и ошибок в программах внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности необходимо следовать определенному алгоритму проектирования.
Библиографический список
1. Susan A. (2006), "Dumais Elementary school students' extracurricular activities: The effects of participation on achievement and teachers' evaluations", Sociological Spectrum, 26 (2), 117-147.
2. Bartkus K.R., Nemelka B., Nemelka M., & Gardner P. (2012), "Clarifying the Meaning of Extracurricular Activity: A Literature Review of Definitions", American Journal of Business Education (AJBE), 5 (6), 693704. DOI: 10.19030/ajbe.v5i6.7391.
3. Ручко Л. С. Проектирование программы: управление или воспитание? // Народное образование. 2020. № 1 (1478). С. 117-120.
4. Смирнов Д. С. Конструируем рабочую программу по внеурочной деятельности в основной школе // Научный форум: педагогика и психология : сборник статей по материалам X международной заочной научно-практической конференции. Москва : Издательство «Общество с ограниченной ответственностью «Международный центр науки и образования». 2017. С. 43-47.
5. Кисляков А. В., А. В. Шербаков Моделирование внеурочной деятельности обучающихся в начальной школе // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 4. С. 226-232.
6. Степанов П. В., Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе : пособие для учителей общеобразоват. организаций. М. : Просвещение, 2014. - 127 c. (Работаем по новым стандартам). - ISBN 978-5-09-032961-3.
7. Нечаев М. П., Шевелева Н. Н. Формирование программы внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования // Воспитание школьников. 2016. № 9-10. С. 17-22.
8. Осин А. К. Проектирование внеурочной деятельности в инновационной парадигме новых стандартов // Научный поиск. 2015. № 3.6. C. 32-38.
^S 9. Липкина Н. Г. Проблема организации внеурочной деятельности в
с^ начальной школе в соответствии с Концепцией и программой духовно-
^ нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Пермский
педагогический журнал. 2011. № 2. C. 14-17.
§
о
f I. V. Verkhovikh1, N. P. Shityakova2
£
!ORCID No. 0000-0003-4799-9985 Candidate of Pedagogic Sciences,
Associate Professor at the Department of pedagogy, psychology and subject
methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: verhovihiv@cspu.ru
2ORCID No. 0000-0002-1015-5896 Docent, Professor at the Department of Pedagogy, Psychology and subject methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: shityakovanp@cspu.ru
DESIGNING A PROGRAM OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF A SPIRITUAL AND MORAL DIRECTION
Abstract
Introduction. The article reveals the problems of designing extracurricular activities as an integral part of the educational process at school, which ensures the requirements of the Federal state educational standard in terms of its educational orientation 15 on an equal basis with classroom activities.
The purpose of the study is to identify typical errors in the
s i
i
S"
g
design of extracurricular programs of spiritual and moral orienta- 3
I
tion and to present an algorithm for designing programs of extracurricular activities of spiritual and moral orientation, which will help to avoid possible risks as a consequence of errors.
Materials and methods. Methods such as system analysis and content analysis were used to achieve this goal.
Results. Based on the analysis of existing extracurricular 3 activities programs, typical shortcomings in their design and the algorithm of actions that allows them to be avoided are presented.
Discussion. The algorithm of the design program extracurricular activities the spiritual-moral direction, comprising the fol- ^ lowing steps: selection and specification of the planned results of the programme of extracurricular activities, the content of the programme and the types of extracurricular activities in accord- ^ ance with the planned results, the definition of the forms of ex- | tracurricular activities, preparation of thematic plan.
Conclusion. The study allowed us to identify typical errors in the design of extracurricular activities and develop an algo- n
I
5
c f
o'
rithm of actions that will help teachers avoid these errors when designing the program.
Keywords: Extracurricular activities; Extracurricular activities course; Design of extracurricular activities program; Spiritual and moral direction of extracurricular activities; Program design algorithm. Highlights:
Analysis of existing programs of extracurricular activities of spiritual and moral orientation allowed us to identify typical mistakes that teachers make in the process of developing programs;
When designing programs for extracurricular activities of spiritual and moral orientation, it is necessary to follow the program design algorithm, which consists of six consecutive steps.
References
1. Susan A. (2006), "Dumais Elementary school students' extracurricular activities: The effects of participation on achievement and teachers' evaluations", Sociological Spectrum, 26 (2), 117-147.
2. Bartkus K.R., Nemelka B., Nemelka M., & Gardner P. (2012), "Clarifying the Meaning of Extracurricular Activity: A Literature Review of Definitions", American Journal of Business Education (AJBE), 5 (6), 693704. DOI: 10.19030/ajbe.v5i6.7391.
4. Smirnov D. S. (2017), Konstruiruem rabochuyu programmu po vneurochnoj deyatel'nosti v osnovnoj shkole [Designing a work program for extracurricular activities in the main school]. Sbornik statey po materialam X mezhdunarodnoy zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Nauchnyy forum: pedagogika i psikhologiya" [A collection of articles based on the materials of the X international correspondence scientific and practical confer-§ ence "Scientific forum: pedagogy and psychology"]. Izdatel'stvo "Ob-
¡3 shchestvo s ograni", Moscow, pp. 43-47. (In Russian).
5. Kislyakov A.V. & Shcherbakov A.V. (2012), Modelirovanie vneu-
^ rochnoj deyatel'nosti obuchayushchihsya v nachal'noj shkole [Modeling of
^ extracurricular activities of students in primary school]. Yaroslavskiy peda-
¿s gogicheskiy vestnik, 4, 226-232. (In Russian).
o 6. Stepanov P.V. & Grigor'yev D.V. (2014), Vneurochnaya
deyatel'nost'. Primernyy plan vneurochnoy deyatel'nosti v osnovnoy shkole ^ (posobiye dlya uchiteley obshcheobrazovatel'nykh organizatsiy) [Extracur-
ricular activities. An approximate plan of extracurricular activities in basic
school (a guide for teachers of general education organizations)]. Prosvesh-cheniye, Moscow, 2014. 127 p. ISBN 978-5-09-032961-3. (In Russian).
7. Nechaev M.P. (2016), Formirovaniye programmy vneurochnoy deyatel'nosti obuchayushchikhsya v usloviyakh realizatsii FGOS obshchego obrazovaniya [Formation of a program of extracurricular activities of students in the context of the implementation of the Federal State Educational Stan -dard of General Education]. Vospitaniye shkol'nikov, 9-10, 17-22. (In Russian).
8. Osin A.K. (2015), Proektirovanie vneurochnoj deyatel'nosti v in-novacionnoj paradigme novyh standartov [Design of extracurricular activities in the innovative paradigm of new standards]. Nauchnyy poisk, 3.6, 3238. (In Russian).
9. Lipkina N. G. (2011), Problema organizacii vneurochnoj deyatel'nosti v nachal'noj shkole v sootvetstvii s Koncepciej i programmoj duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [The Problem of organizing extracurricular activities in primary schools in accordance with the Concept and program of spiritual and moral development and education of the individual citizen of Russia]. Permskiy pedagog-icheskiy zhurnal, 2, 14-17. (In Russian). ^
S i
i n
g
a P
a
c
c u
i c
u
a r a c
a P
R
a
a
s d
o
a
s
c i
3' s