Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ ИМЕНИ П.Ф. ЛЕСГАФТА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ ИМЕНИ П.Ф. ЛЕСГАФТА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / ЦЕЛЕВАЯ МОДЕЛЬ / ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петров Сергей Иванович

В статье определены основные факторы направлений стратегии развития НГУ им. П.Ф. Лесгафта. Проанализированы организационно-нормативное обеспечение и структурнофункциональные преобразования; определена концептуальная модель развития Университета, обозначены задачи программы развития и этапы ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Петров Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING THE DEVELOPMENT PROGRAM OF THE LESGAFT NATIONAL STATE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE, SPORTS AND HEALTH, ST. PETERSBURG FOR THE PERIOD UP TO 2030

The article identifies the main factors of the directions of the development strategy of the Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports and Health, St. Petersburg. The organizational and regulatory support and structural and functional transformations are analyzed; the conceptual model of the University development is defined, the objectives of the development program and the stages of its implementation are outlined.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ ИМЕНИ П.Ф. ЛЕСГАФТА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА»

4. President of the Russian Federation (2020), 2020 "On the National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030", Decree of the No. 474 dated July 21, 2020, available at: https://rg.ru/documents/2020/07/22/ukaz-dok.html (accessed: 06.29.2022).

5. Legislative Assembly of St. Petersburg (2018), "On the Strategy for the socio-economic development of St. Petersburg for the period up to 2035 (as amended on November 26, 2020)", Law of St. Petersburg dated December 19, 2018 N 771-164, available at : https://docs.cntd.ru/document/551979680 (accessed: 06.29.2022).

6. Government of the Russian Federation (2020), "On approval of the Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2030", Order of the dated 24.11.2020 N 3081-r, available at: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/66040.html/ (accessed: 06.29.2022).

7. State Duma of Russian Federation (2007), "On Physical Culture and Sports in the Russian Federation", Federal Law of the dated 04.12.2007 No. 329-FZ, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/?ysclid=l6nyrwywmd731384656 (accessed 10.08.2022).

8. Ministry of Sports of the Russian Federation (2019), "On approval of the Federal standard of sports training in the sport of athletics", Order of the No. 673 dated 20.08.2019, available at: https://minsport.gov.ru/2019/doc/Prikaz673-ot20082019.pdf (accessed: 10.08.2022).

9. Ministry of Sports of the Russian Federation (2019), "On approval of the federal standard of sports training in the sport of hockey", Order No. 373 dated 15.05.2019, available at: https://minsport.gov.ru/2019/doc/Prikaz373ot15052019.pdf (accessed: 10.08.2022).

10. Ministry of Sports of the Russian Federation (2013), "On approval of the federal standard of sports training in the sport of wrestling", Order No. 145 dated 27.03.2013, available at: https://minsport.gov.ru/2018/Prikaz145ot27032013.pdf (accessed: 10.08.2022).

11. Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation (2011), "On approval of the Unified Qualification Directory of positions of managers, specialists and employees, section "Qualification characteristics of positions of employees in the field of physical culture and sports", Order of the No. 916n dated August 15, 2011, available at: https://base.garant.ru/55172358/ (accessed: 10.08.2022).

12. All-Russian Sports Register, available at: https://minsport.gov.ru/sport/high-sport/priznanie-vidov-spor/ (accessed: 10.08.2022).

13. Ministry of Sports of the Russian Federation (2019), "On approval of the list of basic sports". Order of the No. 1117 dated 26.12.2019, available at: https://minsport.gov.ru/2019/doc/prikaz1117-261219.pdf (accessed: 10.08.2022).

Контактная информация: s.petrov@lesgaft.spb.ru

Статья поступила в редакцию 10.09.2022

УДК 796.06

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ ИМЕНИ П.Ф. ЛЕСГАФТА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ НА ПЕРИОД ДО

2030 ГОДА

Сергей Иванович Петров, кандидат психологических наук, доцент, ректор, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье определены основные факторы направлений стратегии развития НГУ им. П.Ф. Лесгафта. Проанализированы организационно-нормативное обеспечение и структурно-функциональные преобразования; определена концептуальная модель развития Университета, обозначены задачи программы развития и этапы ее реализации.

Ключевые слова: стратегическое направление, концепция, программа развития, целевая модель, этапы реализации.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p374-380

DESIGNING THE DEVELOPMENT PROGRAM OF THE LESGAFT NATIONAL STATE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE, SPORTS AND HEALTH, ST.

PETERSBURG FOR THE PERIOD UP TO 2030

Sergey Ivanovich Petrov, the candidate of psychological sciences, docent, Rector, Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports and Health, St. Petersburg

Abstract

The article identifies the main factors of the directions of the development strategy of the Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports and Health, St. Petersburg. The organizational and regulatory support and structural and functional transformations are analyzed; the conceptual model of the University development is defined, the objectives of the development program and the stages of its implementation are outlined.

Keywords: strategic direction, concept, development program, target model, stages of implementation.

ВВЕДЕНИЕ

Проектирование модели развития университета обосновано регламентирующими документами: Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" [1] и «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» [2], утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р. Разработанная программа как проект перспективного развития Университета призвана обеспечить выполнение задач научно-технологического развития в России, целевых показателей национальных проектов «Образование»[3], «Демография»^], «Цифровая экономика» [5], «Наука и университеты» [6]; целей, определяемых государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» [7], программой «Приоритет 2030» [8], Стратегией социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2035 года [9].

Для решения задач применялся комплекс методов, позволяющих всесторонне изучить направления концепции проектирования модели развития университета: теоретический анализ и обобщение специальной литературы, ретроспективный анализ программных и нормативных документов, моделирование.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В процессе проектирования модели развития Университета были сформулированы основные принципы, подходы, направления деятельности, основанные на перспективных запросах практики в сфере физической культуры и спорта, которые согласуются с уставными видами деятельности университета, определяя основные векторы образовательной, научной, физкультурно-спортивной деятельности:

- подготовка профессионалов высокой квалификации, способных обеспечить опережающее развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации в изменяющихся условиях, в том числе за счет формирования этих условий;

- научно-методическое обеспечение спортивной подготовки и образования в области физической культуры и спорта в рамках инновационного университетского комплекса;

- активное формирование у различных групп населения культуры и ценности здорового образа жизни и развитие массового спорта и спорта высших достижений.

В условиях стремительных геополитических и технологических изменений перед Университетом стоит особая задача: соответствовать современным государственным и общественным потребностям и интересам, не утрачивая преимуществ классического ака-

демического образования, в части подходов к образованию в области физической культуры и спорта. Концептуальная модель данного исследования будет определять Миссию Университета - обеспечение решения задач стратегического развития физической культуры и спорта в соответствии с уставными видами деятельности Университета в целях повышения конкурентоспособности российского спорта, обеспечения равных возможностей гражданам страны вести здоровый образ жизни и систематически заниматься физической культурой и спортом.

Стратегическая цель спроектированной модели заключается в кадровом, научном и методическом обеспечении развития физической культуры и спорта, в подготовке спортсменов высокой квалификации, в обеспечении конкурентоспособности Российской Федерации в области спорта на мировом уровне.

В процессе разработки модели были выделены инновационные структурные компоненты: институт научных, цифровых, инновационных и аналитических технологий; центр тестирования, отбора и сопровождения одаренных детей; методический центр по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в сфере физической культуры и спорта; научно-методический центр по реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для инвалидов; научно-практический центр адаптивной физической культуры; информационно -аналитический центр инновационного развития; Центр тестирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», центр карьеры, Сетевые научно-образовательные структуры и проектные офисы по направлениям программы развития Университета.

Для определения концепции проектирования были сформулированы основные направления программы развития Университета:

- модернизация организационной и управленческой структуры университета;

- развитие кадрового потенциала университета;

- совершенствование образовательной деятельности университета;

- модернизация научно-исследовательской и формализация инновационной деятельности университета;

- модернизация физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности университета;

- цифровая трансформация деятельности университета;

- развитие межрегионального и международного сотрудничества;

- модернизация инфраструктуры и имущественного комплекса университета;

- обеспечение финансово-экономической стабильности университета и программ развития Университета.

Для обоснования научных подходов к проектированию модели были разработаны параметры достижения результатов:

- обеспечение глобальной конкурентоспособности российского высшего образования в области физической культуры и спорта;

- обеспечение глобального позиционирования Российской Федерации в международном спорте, в том числе спорте высших достижений;

- обеспечение социально-экономического, научно-технологического и кадрового развития в области физической культуры и спорта Российской Федерации, СЗФО и г. Санкт-Петербурга;

- включение в коллаборации с научными организациями и бизнес-сообществом, в том числе из смежных областей деятельности;

- поддержание социальной стабильности Российской Федерации за счёт вовлечения граждан страны в систематические занятия физической культурой и спортом.

Образовательный компонент модели был обусловлен следующими направлениями:

- модернизация системы непрерывного образования в Университете;

- диверсификация основных образовательных программ;

- трансформация образовательных технологий и образовательной структуры;

- развитие сетевого взаимодействия и реализация межрегиональных и международных образовательных программ.

В области научно-исследовательской политики и политики в области коммерциализации и инноваций были сформулированы направления:

- создание необходимых условий для реализации высококачественных научных исследований и экспериментальных разработок в области физической культуры и спорта, в том числе условий внедрения и коммерциализации интеллектуальной деятельности;

- повышение эффективности и качества научно-исследовательской и инновационной деятельности Университета, в том числе за счёт участия в научных консорциумах, региональных и отраслевых кластерах, междисциплинарных научно-технологических программах, отвечающих на вызовы, стоящие перед отраслью физической культуры и спорта в Российской Федерации;

- совершенствование научно-исследовательской деятельности в магистратуре, аспирантуре и докторантуре.

В ходе проведения исследования была разработана концепция молодёжной политики и воспитательной работы в Университете, что обусловливает формирование мировоззрения обучающихся как гармонично развитой, социально-активной и патриотически-ориентированной личности. Основным направлением этой деятельности является модернизация молодежной политики и воспитательной работы на основе создания условий для активизации и поддержания у обучающихся отношения к себе как к субъекту собственного развития - активному, инициативному и ответственному - в процессе освоения компетенций образовательной программы, формирования здоровых личностных и жизненных установок в соответствии с базовыми духовно-нравственными ценностями. Это подразумевает обеспечение условий для повышения у обучающихся мотивации к самостоятельности, развития умений и навыков организовать собственную работу и искать новые знания, развития аналитических компетенций, а также формирование у обучающихся опыта проектной и инновационной деятельности.

Параметры политики управления человеческим капиталом, разработанные в процессе моделирования, направлены на создание оптимальных условий труда и отдыха, в том числе финансово-экономического и материально-технического обеспечения деятельности; совершенствование системы работы с кадровым резервом Университета; повышение квалификации научно-педагогических работников университета в соответствии с современными требованиями науки и образования; сохранение культуры и традиций Университета Лесгафта.

Проектируемый блок совершенствования политики по развитию инфраструктуры и университетского кампуса включает показатели материально-технического обеспечения образовательной, научной и физкультурно-спортивной деятельности Университета в соответствии с требованиями ФГОС ВО и стандартов спортивной подготовки; современной и доступной научной, образовательной и спортивной инфраструктуры; комфортности условий обучения и отдыха, в том числе проживания обучающихся, а также нуждающихся сотрудников Университета.

В процессе разработки программы были определены направления совершенствования цифровой трансформации и политики в области открытых данных: повышение культуры работы с данными и компетенций работников и обучающихся Университета до уровня, необходимого для успешной работы в условиях цифровой экономики; автоматизация работы структурных подразделений за счет внедрения информационных систем в процессную деятельность, реинжиниринг этих процессов; применение дистанционных

образовательных технологий, совершенствование электронной информационно-образовательной среды; создание новой и модернизация существующей ИТ-инфраструктуры в целях успешной и оперативной цифровой трансформации Университета; формирование нового подхода к управлению данными и принятию решений на основе данных.

Основное внимание в проектировании модели развития было направлено на трансформацию системы управления образовательной организацией:

- совершенствование организационной структуры в соответствии с уставными видами деятельности и ключевыми задачами развития Университета;

- совершенствование структурных и качественных характеристик менеджмента Университета, в том числе за счёт автоматизации и информатизации ряда управленческих процессов;

- активное повышение имиджа и продвижение бренда Университета Лесгафта как ведущей научно-образовательной организации физической культуры и спорта на внутрироссийском и международном уровнях;

- создание системы капитализации (коммерциализации) созданных Университетом продуктов (уставных услуг и разработок).

К условиям, обеспечивающим реализацию модели относится финансово -экономическая деятельность: обеспечение финансово-экономической стабильности деятельности Университета; диверсификация финансово-экономической деятельности, повышение доли (объёма, размера) дохода от приносящей доход деятельности; создание условий привлечения дополнительных инвестиций финансово-экономического обеспечения программ развития, в том числе за счёт создания, пополнения и использования фонда целевого капитала Университета.

В структуру программы социальной политики Университета были заложены концептуальные аспекты: расширение деятельности Университета в качестве социально- ответственного участника социально-экономического развития г. Санкт-Петербурга и СЗФО; участие Университета в реализации социально значимых для г. Санкт-Петербурга, СЗФО и Российской Федерации мероприятий; система проектов обучающихся и научно -педагогических работников Университета, направленных на пропаганду здорового образа жизни, физической культуры и спорта, а также патриотического воспитания детей и молодёжи; регулярное участие обучающихся и студенческих объединений Университета в городских, региональных и федеральных конкурсах, направленных на решение актуальных проблем, в том числе в области физической культуры и спорта; регулярное участие сотрудников Университета в экспертно-аналитической поддержке деятельности федеральных и/или региональных органов власти по вопросам развития сферы физической культуры и спорта.

В области международной деятельности была определена интеграция Университета в международное образовательное и научное пространство и интернационализация образовательной и научной деятельности Университета.

Разработанная на основе целевой модели развития программа обусловливает политику в области физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности: повышение значимости ВФСК ГТО в физическом воспитании обучающихся и развитии студенческого спорта в Университете; совершенствование спортивно-массовой работы и системы спортивных соревнований в Университете; повышение роли студенческого спорта как формы реализации спортивной подготовки по видам спорта в Университете; внедрение и реализация в Университете спортивной подготовки в соответствии с требованиями стандартов спортивной подготовки по видам спорта; повышение объёмов предоставляемых физкультурно-оздоровительных услуг населению в СЗФО; привлечение перспективных и высококвалифицированных спортсменов, в том числе членов сборных команд регионов и сборных команд страны по видам спорта для обучения и работы.

В результате проведенного аналитического исследования, разработки концепции и проектирования модели были определены этапы реализации программы:

- этап первый (2022-2025) «Условия для реализации мероприятий программы развития»: сохранение текущего состояния Университета с ориентацией на наиболее значимые и рентабельные процессы развития Университета;

- этап второй (2026-2028) «Реализация основных мероприятий программы развития»;

- этап третий (2029-2030) «Переход Университета на более высокий уровень функционирования как ведущего научно-образовательного, физкультурно-спортивного, культурного центра»: достижение целевой модели Университета и высокой степени эффективности как в основных, так и дополнительных видах деятельности. Ключевым направлением работы на данном этапе является получение и исполнение государственного заказа по спортивной подготовке.

ВЫВОДЫ

Таким образом, проектирование модели развития университета, позволяет определить основные тенденции стратегических направлений, построенных на основе принципов последовательности и непрерывности образования, совершенствования научно-образовательной сферы, интеграции образовательной, научной и физкультурно-спортивной деятельности. В разработанной программе развития Университета Лесгафта в равной степени сочетаются образование и рыночные отношения, построенные с учетом современных цифровых технологий. В свою очередь, цифровая трансформация вуза обеспечит постоянную инновационную активность, стремление к опережающему развитию всех сторон деятельности образовательного учреждения.

ЛИТЕРАТУРА

1. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 // RGRU : [сайт]. - URL: https://rg.ru/documents/2020/07/22/ukaz-dok.html (дата обращения: 29.06.2022).

2. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года : Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 N 3081-р // Кон-сультантПлюс : [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/66040.html/ (дата обращения: 29.06.2022).

3. Национальный проект «Образование». - URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/obrazovanie (дата обращения: 29.06.2022).

4. Национальный проект «Демография». - URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/demografiya (дата обращения: 29.06.2022).

5. Национальный проект «Цифровая экономика». - URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/tsifrovaya-ekonomika (дата обращения: 29.06.2022).

6. Национальный проект «Наука и университеты». - URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/nauka-i-universitety (дата обращения: 29.06.2022).

7. Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (с изменениями и дополнениями) : постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1642 // ГАРАНТ : [сайт]. - URL: https://base.garant.ru/71848426/ (дата обращения: 29.06.2022).

8. О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства "Прио-ритет-2030" (с изменениями и дополнениями) : постановление Правительства РФ от 13 мая 2021 г. N 729 " (дата обращения: 29.06.2022).

9. О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года(с изменениями на 26 ноября 2020 года) : Закон Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 года N 771-164 // КОДЕКС : [сайт]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/551979680 (дата обращения: 29.06.2022).

REFERENCES

1. President of the Russian Federation (2020), 2020 "On the National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030", Decree of the No. 474 dated July 21, 2020, available at:

https://rg.ru/documents/2020/07/22/ukaz-dok.html (accessed: 06/29/2022).

2. Government of the Russian Federation (2020), "On approval of the Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2030", Order of the dated 24.11.2020 N 3081-r, available at: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/66040.html/ (accessed: 06/29/2022).

3. National project "Education", available at: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--plai/projects/obrazovanie (accessed: 06/29/2022).

4. National project "Demography", available at: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/demografiya (accessed: 06/29/2022).

5. National project "Digital Economy", available at: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/tsifrovaya-ekonomika (accessed: 06/29/2022).

6. National project "Science and Universities", available at: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/nauka-i-universitety (accessed: 06/29/2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Government of the Russian Federation (2017), "On approval of the state program of the Russian Federation "Development of Education" (with amendments and additions)", Decree of the of December 26, 2017 N1642, available at: https://base.garant.ru/71848426/ (accessed: 06/29/2022).

8. Government of the Russian Federation (2021), "On measures to implement the program of strategic academic leadership "Priority-2030" (with amendments and additions)", Decree of the of May 13, 2021N 729 ( accessed: 06/29/2022).

9. Legislative Assembly of St. Petersburg (2018), "On the Strategy for the socio-economic development of St. Petersburg for the period up to 2035 (as amended on November 26, 2020)", Law of St. Petersburg dated December 19, 2018 N 771-164, available at : https://docs.cntd.ru/document/551979680 (accessed: 06/29/2022).

Контактная информация: s.petrov@lesgaft.spb.ru

Статья поступила в редакцию 22.09.2022

УДК 796.92

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РЕЗУЛЬТАТ В ВИДЕ

СПОРТА СКИ-АЛЬПИНИЗМ

Дмитрий Игоревич Поломошнов, аспирант, Геннадий Александрович Сергеев, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья, имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

В 2026 году на зимней Олимпиаде нашей стране будет необходимо представлять конкурентно способную команду в новом лыжном виде спорта ски-альпинизме. В отличие от других олимпийских видов лыжного спорта ски-альпинизм находится в России в стадии развития. В настоящей статье рассматривается физиологический профиль в различных дисциплинах ски-альпинизма. По результатам анализа зарубежных публикаций установлено, что основой энергообеспечения в соревнованиях по дисциплинам ски-альпинизма является аэробная система. Так же, как и в лыжных гонках основными физиологическими факторами, обеспечивающими высокий результат в соревнованиях является высокий уровень максимального потребления кислорода в пересчёте на килограмм веса тела (мл/кг/мин), высокий уровень потребления кислорода на уровне аэробного (АэП) и анаэробного (АнП) порогов по отношению к МПК, а также скорость передвижения на уровне этих порогов. В основу построения учебно-тренировочного процесса ски-альпинистов должны быть положены именно эти факторы.

Ключевые слова: ски-альпинизм, физиологические факторы, результат, аэробная работоспособность, тренировочный процесс.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p380-384

PHYSIOLOGICAL PERFORMANCE DETERMINANTS IN COMPETITIVE SKI

MOUNTAINEERING Dmitrii Igorevich Polomoshnov, the post-graduate student, Gennadi Aleksandrovich Sergeev,

the candidate ofpedagogical sciences, docent, Lesgaft National State University of Physical

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.