Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА'

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щенников Антон Никитич, Щенникова Марина Юрьевна, Малинин Александр Владимирович

Система мониторинга востребованности специалистов физической культуры и спорта обеспечивает выявление и качественную оценку тенденций развития кадрового потенциала в различных разрезах как в целом по Российской Федерации, так и по каждому региону для принятия обоснованных управленческих решений совершенствования кадровой и образовательной политики. Информационно-аналитическая система по мониторингу и востребованности специалистов направлена на информационное обеспечение различных целевых аудиторий. Анализ развития кадрового потенциала регионов Северо-Западного федерального округа свидетельствует о значительных региональных различиях, демонстрирует реалистичность достижения целевых показателей документов стратегического развития, показывает недостаточность взаимодействия региональных органов власти в сфере физической культуры и спорта и труда и занятости населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Щенников Антон Никитич, Щенникова Марина Юрьевна, Малинин Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL PECULIARITIES OF THE DEVELOPMENT OF THE PERSONNEL POTENTIAL OFPHYSICAL CULTURE AND SPORTS

The system of monitoring the demand for physical culture and sports specialists provides identification and qualitative assessment of trends in the development of human resources in Russia and in each region for making informed managerial decisions on personnel and educational policy. The information and analytical resource for monitoring the demand for specialists is aimed at providing information to various target audiences. The analysis of the personnel potential of the regions of the North-Western Federal District in 2012-2021 shows significant regional differences, demonstrate the realism of achieving development targets, the lack of interaction between regional authorities of physical culture and sports and labor and employment of the population.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

4. Щеглов И.М. Пути повышения эффективности технико-тактической подготовки младших юношей (12-13 лет) в тхэквондо ИТФ. / И.М. Щеглов // Ученые записки Университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 11 (189). - С. 593-596.

REFERENCES

1. Bakulev S.E. et al. (2010), Taekwondo: building a training session at the stage of pre-competition preparation, textbook, Polytechnic University, St. Petersburg.

2. Simakov, A.M. (2014), Integral training of taekwondists at the initial stage of the training process: textbook, Polytechnic University, St. Petersburg.

3. Shcheglov, I.M. (2018), "Integration of the means of related martial arts in the technical and tactical training of taekwondo athletes of various qualifications", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (166), pp. 303-307.

4. Shcheglov, I.M. (2020), "Ways to improve the effectiveness of technical and tactical training of younger boys (12-13 years) in taekwondo ITF", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (189), pp. 593-596.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.09.2022

УДК 796.071.4

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА

СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Антон Никитич Щенников, аспирант, Национальный государственный университет

физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, младший научный сотрудник, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург; Марина Юрьевна Щенникова, доктор

педагогических наук, доцент, Федеральный научный центр физической культуры и спорта, ведущий научный сотрудник, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург; Александр Владимирович Мали-нин, научный сотрудник, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург

Аннотация

Система мониторинга востребованности специалистов физической культуры и спорта обеспечивает выявление и качественную оценку тенденций развития кадрового потенциала в различных разрезах как в целом по Российской Федерации, так и по каждому региону для принятия обоснованных управленческих решений совершенствования кадровой и образовательной политики. Информационно-аналитическая система по мониторингу и востребованности специалистов направлена на информационное обеспечение различных целевых аудиторий. Анализ развития кадрового потенциала регионов Северо-Западного федерального округа свидетельствует о значительных региональных различиях, демонстрирует реалистичность достижения целевых показателей документов стратегического развития, показывает недостаточность взаимодействия региональных органов власти в сфере физической культуры и спорта и труда и занятости населения.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, кадровый потенциал, информационный ресурс, региональные особенности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p505-512

REGIONAL PECULIARITIES OF THE DEVELOPMENT OF THE PERSONNEL POTENTIAL OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Anton Nikitich Shchennikov, the post-graduate student, National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, junior research assistant, St. Petersburg, Scientific-Research Institute for Physical Culture, St. Petersburg; Marina Yurievna Shchennikova,

the doctor ofpedagogical sciences, docent, Federal Science Center of Physical Culture and Sport, leading researcher, St. Petersburg Scientific-Research Institute for Physical Culture, Aleksandr Vladimirovich Malinin, research associate, St. Petersburg Scientific-Research Institute for Physical Culture

Abstract

The system of monitoring the demand for physical culture and sports specialists provides identification and qualitative assessment of trends in the development of human resources in Russia and in each region for making informed managerial decisions on personnel and educational policy. The information and analytical resource for monitoring the demand for specialists is aimed at providing information to various target audiences. The analysis of the personnel potential of the regions of the North-Western Federal District in 2012-2021 shows significant regional differences, demonstrate the realism of achieving development targets, the lack of interaction between regional authorities of physical culture and sports and labor and employment of the population.

Keywords: physical culture and sports, human resources, information resource, regional peculiarities.

Актуальность исследования обусловлена потребностью в объективных данных системного анализа кадрового потенциала сферы физической культуры и спорта для принятия обоснованных управленческих решений совершенствования кадровой и образовательной политики в целях достижения стратегических целей развития, а также с учетом специфики профессиональной деятельности [1, 2, 3, 4, 5].

Создание системы мониторинга и прогнозирования востребованности специалистов в сфере физической культуры и спорта направлено на выявление и качественную оценку тенденций развития кадрового потенциала в различных разрезах как в целом по Российской Федерации, так и по каждому региону. Мониторинг включает в себя комплексный анализ и оценку динамики данных государственной федеральной статистики и социологических опросов органов власти и местного самоуправления, и организаций, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта. Создание информационно-аналитической системы по мониторингу и прогнозированию востребованности специалистов в области физической культуры и спорта призвано решать задачи информационного обеспечения различных целевых аудиторий:

- государственных структур, спортивных федераций и бизнеса - для принятия управленческих решений;

- системы профессионального образования - для разработки/актуализации ФГОС и образовательных программ, планирования и организации опережающей подготовки;

- системы дополнительного профессионального образования, корпоративного обучения - для определения востребованных программ, корректировки их содержания;

- работодателей, других заинтересованных структур - при формировании предложений по разработке и актуализации профессиональных стандартов, развитию независимой оценки квалификаций;

- граждан, для обеспечения поддержки профессионального выбора и построения карьеры.

При разработке дизайна информационно-аналитической системы решалась задача предоставления наглядной графической информации динамики развития кадрового потенциала во взаимосвязи с изменением численности занимающихся по каждому субъекту Российской Федерации (региону), по каждой группе работников, входящей в форму статистической отчетности 1-ФК: дошкольных образовательных организаций; общеобразовательных организаций; профессиональных образовательных организаций; образовательных организаций высшего образования; организаций дополнительного образования детей (включая спортивную подготовку); предприятий, организаций и учреждений; спортивных сооружений, физкультурно-спортивных клубов; фитнес-клубов; аппаратов физкультурно-

спортивных организаций; органов управления физической культурой и спортом; другие (субъект отрасли) по количественным показателям, отношению количества занимающихся на 1 работника, возрастному составу и профессиональному образованию.

В соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 года № 3081-р (далее - Стратегия) [6], для достижения 70% граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, установлен целевой показатель увеличения штатных работников в 2030 году до 490 тыс. человек.

Анализ данных формы государственной федеральной статистики 1-ФК за период 2012-2021 годов свидетельствует об отставании темпов увеличения числа работников относительно темпов прироста количества заминающихся [7]. В целом по Российской Федерации увеличение численности занимающихся составило 33 083 667 чел., с 32 237 398 чел. до 65 321 065 чел., что соответствует 102,6%, средний ежегодный прирост составляет 8,2%. Прирост численности штатных работников составил 74 192 чел., с 330 728 до 404 920 чел., что соответствует 22,4%, средний ежегодный прирост составляет 2,5%. Для определения трендов изменения кадрового потенциала использовался показатель количества занимающихся, которое приходится на 1 работника (отношение занимающиеся/работник). В среднем по Российской Федерации отношение занимающиеся/работник увеличилось с 2012 по 2021 год на 64 чел., с 97 до 161 чел., что составляет 66%.

При этом, принимая во внимание множественные нарекания на систему сбора статистических данных в сфере физической культуры и спорта, следует отметить, что, во-первых, изучались многолетние тренды, а не абсолютные показатели, во-вторых, в случае модернизации системы сбора данных с использованием цифровых технологий и работы с личными кабинетами респондентов, полученные в будущем новые данные будут включены в имеющуюся систему и позволят оперативно конкретизировать проблемные зоны.

Исследование динамики кадрового потенциала проводилось на трех уровнях: общероссийском, по федеральным округам и по субъектам Российской Федерации. Результаты свидетельствуют о наличии различий на региональном уровне. Использование анализа на уровне федерального округа обусловлено схожестью географического положения и климатических условий в регионах. Одновременно, в состав федерального округа входят регионы, отличающиеся по уровню социально-экономического развития и доходам населения, и средние данные динамики по федеральному округу соответствуют общероссийским.

Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) включает в себя 11 субъектов Российской Федерации — город федерального значения Санкт-Петербург с численностью населения 4,9 млн чел.; 3 региона с численностью населения более 1 млн. чел.: Архангельскую область, Вологодскую область, Ленинградскую область; 5 регионов с численностью населения от 500 тыс. до 1 млн. чел: Калининградскую область, Республику Карелия, Республику Коми, Мурманскую область, Новгородскую область, Псковскую область; 1 регион с численностью населения менее 100 тыс. чел.: Ненецкий автономный округ.

Динамика изменения численности занимающихся и штатных работников в период 2012-2021 годов в среднем по СЗФО соответствует общероссийским трендам. Прирост численности штатных работников составил 8 597 чел., что соответствует 26,4% и выше, чем в среднем по Российской Федерации. Данный показатель обусловлен приростом численности штатных работников более чем на 30% в Ленинградской области (на 39,0%), в г. Санкт-Петербурге (на 37,1%), в Калининградской области (на 30,7%). Диапазон среднего ежегодного прироста числа работников в регионах составляет от 0,6% в Псковской области и Республике Коми до 3,6% в г. Санкт-Петербурге и 3,8% в Ленинградской области. По показателю отношения занимающиеся/работник самые высокие темпы прироста отмечаются в Мурманской области на 90 чел. (с 52 до 142), что составляет 174%, и в Вологодской обл. на 103 чел. (с 85 до 188), что составляет 121%. Наименьшие показатели при-

роста отношения занимающиеся/работник в г. Санкт-Петербурге на 40 чел. (с 80 до 120) и Республике Коми на 53 чел. (с 105 до 158), что составляет 50%. На динамику данного показателя оказывают как темпы прироста численности занимающихся и работников, так и исходные значения показателя отношения занимающиеся/работник в 2012 году. В трех регионах: Республике Коми, Новгородской области и Ленинградской области, они составляли более 100 чел., в Мурманской области - 52 чел., в остальных регионах находились в диапазоне от 80 до 87 чел.

Предложенная трендовая модель демонстрирует прогноз изменения количества штатных работников физической культуры и спорта до 2030 года при сохранении действующей кадровой политики. Для построения трендовых моделей прогноза численности занимающихся и работников использовалась простая линейная регрессия.

При сохранении кадровой политики на таком же уровне благоприятный прогноз достижения целевых показателей Стратегии в 2030 году возможен для г. Санкт-Петербурга, что характеризуется как высокими темпами пророста числа работников, так и низкими значениями показателя соотношения занимающиеся/работник. Так, на одного работника в 2021 году г. Санкт-Петербурге приходится в среднем 120 занимающихся.

В Ленинградской области, несмотря на самые высокий средний ежегодный темп прироста численности работников, одновременно отмечается самое высокое значение показателя соотношения занимающиеся/работник, в 2021 году на одного работника приходится в среднем 191 занимающихся. Такое положение определяется высоким исходным уровнем отношения занимающиеся/работник в 2012 году, который составлял 104 чел.; снижением до 2% ежегодного прироста числа работников физической культуры и спорта в 2017-2019 годах; высокими темпами увеличения количества занимающихся, которые составляют более чем 500 тыс. чел., что соответствует 157%, и относится к трем самым высоким показателям в СЗФО.

Динамика увеличения количества штатных работников Вологодской области, Псковской области, Республики Коми характеризуется наименьшими значениями, общий прирост составил менее 7%, средний ежегодный прирост - менее 1%. В Вологодской области в 2015, 2016, 2017, 2019, 2021 годах, в Псковской области в 2014, 2015, 2020, 2021 годах отмечалось снижение числа штатных работников. Таким образом, заявленное в отчетных формах увеличение количества занимающихся сопровождалось увеличением отношения занимающиеся/работник: в Вологодской области и Псковской области этот показатель за 9 лет увеличился более чем в 2 раза. В Вологодской области с 85 чел. до 185 чел., что составляет 121%, в Псковской области - с 87 чел. до 179 чел., что составляет 106%. Выявленные тенденции увеличения количества занимающихся в расчете на 1 работника не связаны с внедрением цифровых технологий и методик проведения дистанционных занятий и требуют углубленного анализа и рассмотрения с позиций обеспечения безопасности и качества занятий физической культурой и спортом в регионах.

Информационно-аналитическая система (ИАС), разработанная в СПбНИИФК, демонстрирует динамику изменения кадрового обеспечения в каждом регионе и линейный тренд развития до 2030 года. Дизайн страницы ИАС позволяет сравнить данные изменения кадрового обеспечения с динамикой численности занимающихся и наглядно демонстрирует выявленные различия.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2011 № 440 «О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов» [8] органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разрабатывать прогноз баланса трудовых ресурсов по субъектам Российской Федерации.

Прогнозы разрабатываются в соответствии с нормативными документами субъектов Российской Федерации и отличаются различными подходами, большинство из них ориентированы на методику разработки прогноза баланса трудовых ресурсов, утвержденную приказом Минтруда России от 15.04.2019 № 248н [9]. Отчеты о данных прогно-

зах размещаются на официальных сайтах государственных органов исполнительной власти по труду и занятости населения. Отнесение деятельности в сфере физической культуры и спорта в ОКВЭД к различным видам экономической деятельности затрудняет сопоставление информации. В прогнозах баланса трудовых ресурсов регионов СЗФО рассматривался раздел ОКВЭД «деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений» исходя из следующего. Отношение численности работников физической культуры и спорта дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования (по данным формы 1-ФК) к численности занятых по разделу ОКВЭД «образование» (по данным прогноза баланса трудовых ресурсов Минтруда России [10]) составляло в 2019-2021 годах 3%. Отношение численности работников физической культуры и спорта остальных субъектов отрасли (по данным формы 1-ФК) к численности занятых по разделу ОКВЭД «деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений» (по данным прогноза баланса трудовых ресурсов Минтруда России) составляло в 2019-2021 годах 23%.

Анализ открытой информации о прогнозе баланса трудовых ресурсов в субъектах СЗФО показал, что в тех регионах, где отмечается наименьшая положительная динамика прироста работников, отсутствует потребность в работниках физической культуры и спорта в среднесрочной перспективе:

- прогноз баланса трудовых ресурсов Республики Коми на 2021-2023 годы предполагает в 2023 году снижение числа работников в области культуры, спорта, отдых и развлечений на 1,4 тыс. чел., относительно 2020 года [11];

- сводный прогноз занятости населения и потребности экономики в трудовых ресурсах по видам экономической деятельности по Вологодской области на среднесрочный и долгосрочный период 2018 года, не предполагает увеличения числа работников в области спорта, отдых и развлечений до 2027 года [12];

- прогноз баланса трудовых ресурсов Республики Карелия на 2022 и плановый период 2023 и 2024 годов не предполагает увеличения числа работников в области спорта, отдыха и развлечений [13].

Увеличение числа работников в области культуры, спорта, отдыха и развлечений в среднесрочном периоде прогнозируют г. Санкт-Петербург, Ленинградская область, Новгородская область. В 2024 году по сравнению 2021 годом в Санкт-Петербурге прогноз увеличения числа работников составляет 2% [14], в Новгородской области - 7% [15], в Ленинградской области - 12% [16].

Прогноз баланса трудовых ресурсов в Псковской области и Мурманской области выполнен по другим методикам. Так, в Псковской области он ориентирован на потребность работников по должностям: прогноз потребности регионального рынка труда в специалистах различных направлений для Псковской области на 2023-2029 годы предполагает суммарную потребность до 2029 года в 47 работниках (7 преподавателях физкуль-турно-спортивного направления, 33 тренерах, 7 инструкторах-методистах по АФК), что выше показателей 2021 года на 3,4% [17]. Прогноз потребности в кадрах предприятий и организаций Мурманской области на 2022-2026 годы в разрезе укрупненных групп направлений подготовки, специальностей и профессий по уровням образования в соответствии с перечнями, утвержденными Министерством науки и высшего образования РФ и Министерством просвещения РФ, и профессий профессионального обучения предполагает ежегодную потребность в 2022-2026 годах по УГСН 49.00.00 Физическая культура и спорт в количестве 247-265 человек со средним профессиональным и высшим образованием, всего 1293 чел. [18]. Однако, эти данные, в первую очередь, определяют потребность региональной системы профессионального образования в контрольных цифрах приема.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, развитие кадрового потенциала сферы физической культуры и спорта отстает от темпов увеличения численности граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, сопровождается неоправданным нереалистичным для систематических занятий увеличением числа занимающихся, приходящихся на 1 работника, что может свидетельствовать о снижении качества физкультурной и спортивной деятельности, о недостоверности или технических ошибках предоставления статистической информации и подтверждает необходимость модернизации технологий сбора данных федеральной государственной статистики по физической культуре и спорту.

Прогноз кадрового обеспечения регионов СЗФО относительно достижения целевого показателя Стратегии 2030 определяется приростом численности занимающихся и численности штатных работников, а также исходным отношением занимающиеся/работник в 2012 году. Наименее благоприятный прогноз характерен для регионов, где средние либо высокие темпы прироста занимающихся сопровождаются низкими темпами прироста численности работников. Сдерживающим фактором благоприятного прогноза для регионов с высокими темпами прироста численности работников являются значения исходного отношения занимающиеся/работник в 2012 году. Анализ региональных особенностей кадрового обеспечения позволяет выявить причины неблагоприятного прогноза и определить приоритеты кадровой политики.

Официальные открытые данные прогноза потребности в кадровых ресурсах государственных органов исполнительной власти в сфере труда и занятости населения не отражают потребность увеличения числа работников физической культуры и спорта с учетом документов стратегического планирования, а также являются косвенным свидетельством низкого уровня взаимодействия различных органов власти в регионе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Девишев Р.И. Подходы к прогнозированию кадрового потенциала здравоохранения: основные методы / Р.Н. Девишев, Ю.В. Мирошникова // Кадровый менеджмент. - 2017. - № 3. - С. 45-53.

2. Модели и инструменты планирования и прогнозирования потребности в кадровых ресурсах здравоохранения: обозреватель состояния кадровых ресурсов здравоохранения. Выпуск 3 // Всемирная организация здравоохранения. IRIS. Институциональное хранилище для обмена информацией. - 2010. -URL:https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/112542/9789244599013_rus.pdf?sequence=1&isAll owed=y. (дата обращения: 10.09.2022).

3. Козлов А.В. Кадровое обеспечение сельского хозяйства в условиях инновационного развития : дис. .. .д-ра экон. наук / Козлов Алексей Владимирович. - Москва, 2015. - 349 с.

4. Рощин А.И. Методология прогнозирования потребности в трудовых ресурсах на автомобильном транспорте: монография / А.И. Рощин, А.И. Жуков, Д.Г. Мороз. - Москва : МАДИ, 2015. - 152 с.

5. Щенникова М.Ю. Методики мониторинга и прогнозирования кадровой потребности и представления информации об исследованиях: выбор оптимального подхода для сферы физической культуры и спорта / М.Ю. Щенникова, С.А. Воробьев, А.Н. Щенников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 8 (186). - С. 328-334.

6. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года : Распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р // Кодекс : [сайт]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/566430492 (дата обращения: 10.09.2022).

7. Сводный отчет по форме федерального государственного статистического наблюдения «Сведения о физической культуре и спорте» (Форма 1-ФК) // Министерство спорта Российской Федерации : [сайт]. - 2022 - URL: https://minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf (дата обращения: 10.09.2022).

8. О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов (вместе с "Правилами разработки прогноза баланса трудовых ресурсов") : Постановление Правительства РФ от 03.06.2011 N 440 (ред. от 16.08.2018) // КонсультантПлюс : [сайт]. - URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_114935.

9. Об утверждении методики разработки прогноза баланса трудовых ресурсов : Приказ Минтруда России от 15.04.2019 N 248н // КонсультантПлюс : [сайт]. -URL:http://ww.consultant.rudocument/cons_doc_LAW_331688/c4d21c788da530ab54d5ab2f9321f152 06ef36e4/.

10. Прогноз баланса трудовых ресурсов на 2020-2022 годы. Информация от 4 декабря 2019 г. // Минтруд России : [сайт]. - 2022 - URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/migration/1320 (дата обращения: 10.09.2022).

11. Прогноз баланса трудовых ресурсов Республики Коми на 2021-2023 годы // Министерство труда, занятости и социальной защиты Республика Коми: официальный сайт. - 2022 - URL: https://mintrudsoc.rkomi.ru/uploads/documents/prognoz_btr_na_2021_2023_xlsx_2020-12-07_11-20-43.xlsx (дата обращения: 10.09.2022).

12. Сводный прогноз занятости населения и потребности экономики в трудовых ресурсах по видам экономической области по Вологодской области на среднесрочный и долгосрочный период // Официальный портал Правительства Вологодской области: официальный сайт. - 2022 - URL: https://vologda-oblast.ru/upload/iblock/672/Сводный прогноз 2018.pdf (дата обращения: 10.09.2022).

13. Прогноз баланса трудовых ресурсов Республики Карелия на 2022 и плановый период 2023 и 2024 годов // Интерактивный портал Управления труда и занятости Республики Карелия. -2022 - URL: https://mintrud.karelia.ru/documents/detail/4c60f690-694d-4919-b7c5-7536a98023c3. (дата обращения: 10.09.2022).

14. Прогноз баланса трудовых ресурсов Санкт-Петербурга на 2021-2024 годы. - Текст электронный // Комитет по труду и занятости Санкт-Петербурга: официальный сайт. - 2022 - URL: https://ktzn.gov.spb.ru/analiticheskaya-informaciya/razvitie-ekonomiki-i-socialnoj-sfery-sankt-peterburga/o-programme-razvitiya-rynka-truda-v-sankt-peterburge-na-2006-2015-gody. (дата обращения: 10.09.2022).

15. Прогноз баланса трудовых ресурсов Новгородской области на 2022-2024 год. - Текст электронный // Министерство труда и социальной защиты населения Новгородской области: официальный сайт. - 2022 - URL: http://social.novreg.ru/wp-content/uploads/2021/10/Скан-БТР2021.pdf (дата обращения: 10.09.2022).

16. Прогноз баланса трудовых ресурсов Ленинградской области на 2022-2024 год // Комитет по труду и занятости Ленинградской области : [сайт]. - 2022 - URL: https://job.lenobl.ru/ru/obrashcheniia/prognoz-balansa-trudovyh-resursov-leningradskoj-oblasti. (дата обращения: 10.09.2022).

17. Прогноз потребности регионального рынка труда в специалистах различных направлений для Псковской области на 2023-2029 годы // Комитет по труду и занятости Псковской области : [сайт]. - 2022 - URL: https://trud.pskov.ru/prognoza-potrebnosti-regionalnogo-rynka-truda-v-specialistah-razlichnyh-napravleniy. (дата обращения: 10.09.2022).

18. Прогноз потребности в кадрах предприятий и организаций Мурманской области на 2022-2026 годы в разрезе укрупненных групп направлений подготовки, специальностей и профессий по уровням образования в соответствии с перечнями, утвержденными Министерством науки и высшего образования РФ и Министерством просвещения РФ, и профессий профессионального обучения. - Текст электронный // Интерактивный портал службы занятости населения Мурманской области : [сайт]. - 2022 - URL: https://murman-zan.ru/content/прогноз_потребности_в_кадрах. (дата обращения: 10.09.2022).

REFERENCES:

1. Devishev, R.I. and Miroshnikova, Y.V. (2017), "Approaches to forecasting the human potential of healthcare: basic methods", HR management, No. 3, pp. 45-53.

2. World Health Organization. (2010), Models and tools for health workforce planning and projections. World Health Organization, available at: https://apps.who.int/iris/handle/10665/44263 (accessed date: 09/10/2022).

3. Kozlov, A.V. (2015), Staffing of agriculture in the conditions of innovative development, dissertation, Moscow.

4. Roshchin, A.I., Zhukov, A.I. and Moroz, D.G. (2015), Methodology of forecasting the need for labor resources in road transport, MADI, Mocow.

5. Shchennikova, M.Y., Vorobev, S.A. and Shchennikov, A.N. (2020) "Methods for monitoring and predicting employment and informing about research results: search the best approach for employ-

ment in sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (186), pp. 328-334.

6. Government of the Russian Federation (2020), "On approval of the Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2030", Decree of the of November 24, 2020 No. 3081-r, available at:: https://docs.cntd.ru/document/566430492 (accessed date: 09/10/2022).

7. Ministry of Sports of the Russian Federation (2022), Summary report on the form of the federal state statistical observation "Information on physical culture and sports", Moscow, available at: https://minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf (accessed date: 09/10/2022).

8. Government of the Russian Federation (2011), "On the development of a forecast for the balance of labor resources (together with the "Rules for the development of a forecast for the balance of labor resources")", Decree of the of 06/03/2011 N 440 (as amended on 08/16/2018), available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_114935 (accessed date: 09/10/2022).

9. Ministry of Labor of Russia (2019), "On the approval of the methodology for developing a forecast for the balance of labor resources", Order of the dated April 15, 2019 N 248n, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_331688/c4d21c788da530ab54d5ab2f9321f15206ef3 6e4/ (accessed date: 09/10/2022).

10. Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation (2020), Forecast of the balance of labor resources for 2020-2022, Moscow, available at: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/migration/1320 (accessed date: 09/10/2022).

11. Ministry of Labor, Employment and Social Protection of the Komi Republic (2020), Forecast of the balance of labor resources of the Komi Republic for 2021-2023, Syktyvkar, available at: https://mintrudsoc.rkomi.ru/uploads/documents/prognoz_btr_na_2021_2023_xlsx_2020-12-07_11-20-43.xlsx (accessed date: 09/10/2022)/

12. Government of the Vologda Region (2020), Summary forecast of employment of the population and the needs of the economy in labor resources by type of economic area in the Vologda oblast for the medium and long term, Vologda, available at: https://vologda-oblast.ru/upload/iblock/672/Сводный прогноз 2018.pdf (accessed date: 09/10/2022).

13. Department of Labor and Employment of the Republic of Karelia (2021), Forecast of the balance of labor resources of the Republic of Karelia for 2022 and the planning period of 2023 and 2024, Petrozavodsk, available at: https://mintrud.karelia.ru/documents/detail/4c60f690-694d-4919-b7c5-7536a98023c3 (accessed date: 09/10/2022).

14. Committee on Labor and Employment of St. Petersburg (2020), Forecast of the balance of labor resources of St. Petersburg for 2021-2024, St. Petersburg, available at: URL: https://ktzn.gov.spb.ru/analiticheskaya-informaciya/razvitie-ekonomiki-i-socialnoj-sfery-sankt-peterburga/o-programme-razvitiya-rynka-truda-v-sankt-peterburge-na-2006-2015-gody (accessed date: 09/10/2022).

15. Ministry of Labor and Social Protection of the Population of the Novgorod Region (2021), Forecast of the balance of labor resources of the Novgorod region for 2022-2024, Novgorod, available at: http://social.novreg.ru/wp-content/uploads/2021/10/Скан-БТР2021.pdf (accessed date: 09/10/2022).

16. Committee on Labor and Employment of the Leningrad Region (2021), Forecast of the balance of labor resources of the Leningrad region for 2022-2024, St. Petersburg, available at: https://job.lenobl.ru/ru/obrashcheniia/prognoz-balansa-trudovyh-resursov-leningradskoj-oblasti (accessed date: 09/10/2022).

17. Committee on Labor and Employment of the Pskov region (2022), Forecast of the regional labor market needs for specialists in various fields for the Pskov region for 2023-2029, Pskov, available at: URL: https://trud.pskov.ru/prognoza-potrebnosti-regionalnogo-rynka-truda-v-specialistah-razlichnyh-napravleniy (accessed date: 09/10/2022).

18. Employment Service of the Murmansk region (2021), The forecast ofpersonnel needs of enterprises and organizations of the Murmansk region for 2022-2026 in the context of enlarged groups of training areas, specialties and professions by education levels in accordance with the lists approved by the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation and the Ministry of Education of the Russian Federation, and vocational training professions, Murmansk, available at: https://murman-zan.ru/content/прогноз_потребности_в_кадрах (accessed date: 09/10/2022).

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.09.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.