Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическое мышление / преподаватель вуза / стратегия мышления / pedagogical thinking / university teacher / thinking strategy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Полина Михайловна

Цель исследования заключается в разработке стратегии проектирования педагогического мышления современного преподавателя высшего учебного заведения. В статье рассмотрены различные подходы к понятию «педагогическое мышление», сформулировано понятие, выделены ключевые аспекты педагогического мышления, отражены проблемы, с которыми сталкивается преподаватель при проектировании своего педагогического мышления, рассмотрены способы, которые могут улучшить педагогическое мышление, а также предложена стратегия проектирования педагогического мышления. Научная новизна заключается в уточнении понятия «педагогическое мышление», определении условий его формирования и разработке стратегии проектирования. В результате исследования разработана стратегия проектирования педагогического мышления, что может быть использовано преподавателями в процессе повышения квалификации и позволит оставаться востребованными специалистами в изменяющихся условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of the study is to develop a strategy for designing the pedagogical thinking of a modern teacher of a higher educational institution. The article discusses various approaches to the concept of "pedagogical thinking", formulates the concept, highlights the key aspects of pedagogical thinking, reflects the problems that the teacher faces when designing his pedagogical thinking, considers ways that can improve pedagogical thinking, and also proposes a strategy for designing pedagogical thinking. Scientific novelty consists in clarifying the concept of "pedagogical thinking", determining the conditions for its formation and developing a design strategy. As a result of the study, a strategy for designing the teacher's pedagogical thinking was developed, which will allow teachers to remain in demand as specialists in a changing environment.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА»

В настоящее время в научной литературе все чаще появляются работы, исследующие профессиональные дефициты педагогов, в связи с чем целесообразно обозначить ряд перспективных направлений решения проблемы научно-исследовательских дефицитов педагогов на разных уровнях:

- в вузовской системе основной вектор внимания стоит обратить на учебные модули, связанные с методикой научного педагогического исследования и организацией опытно-экспериментальной и инновационной работы в образовательных организациях, а также на целеполагание и прогнозируемые результаты исследовательской практики студентов;

- для системы школьного образования представляет интерес движение «школ-лабораторий», инициированное в Санкт-Петербурге свыше двадцати лет назад профессором С.Г. Вершловским и продолжающееся в настоящее время. Именно в этих исследовательских программах и проектах формируются исследовательские компетенции педагогов;

- результаты диссертационных работ и крупных исследовательских проектов целесообразно систематизировать, обобщать и представлять на едином федеральном (или региональном) портале в форме кратких авторефератов (до 5-6 стр.) или аннотаций (2-3 стр.), в которых в доступной форме были бы отражены суть исследования, полученные результаты и рекомендации по их диссеминации;

- усиливающееся в настоящее время движение наставничества сориентировать на подготовку наставников научной карьеры педагогов, студентов, аспирантов; проведение мастер-классов наставников научной карьеры будет широко востребовано как на уровне региона, так и на федеральном уровне;

- представляется перспективным проведение серии исследовательских практик, проектов, программ совместно коллективами педагогических вузов и учреждений постдипломного педагогического образования;

- для интеграции отечественного и зарубежного опыта ведения научно-исследовательской деятельности шире использовать современные цифровые технологии, которые в данном случае могут дать высокие результаты и привлечь максимальное число заинтересованных участников.

Литература:

1. Алексеев, C.B. Развитие профессиональной компетенции педагога в системе постдипломного образования / C.B. Алексеев, С.Н. Журавлев // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. -Сб. статей. - Ялта: РИО ГПА, 2016,- Вып 50,- Ч. 1. - С. 3-17

2. Андреев, В.П. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2003. - 608 с.

3. Грибанькова, A.A. Современные тенденции в подготовке специалистов-исследователей за рубежом (в контексте исследования проблем модернизации образования) / автореферат докт. дисс. 13.00.08. - М., 2011. - 44 с.

4. Константинов, В.А. Методика формирования исследовательской компетентности студентов в условиях университетского ботанического сада [Текст] / автореф. дис. канд. пед. наук. - Астрахань, 2000. - 23 с.

5. Кузнецова, М.Е. Тренинговый компонент как основа формирования педагогической техники будущего учителя / автореферат канд. пед. наук. 13.00.01. - Тобольск, 1998. -24 с.

6. Лобова, Г.Н. Основы подготовки студентов к исследовательской деятельности / Г.Н. Лобова. - М., Акад. проф. Образования, 2002. - 196 с.

7. Хуторской, A.B. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов [Электронный ресурс] / A.B. Хуторской. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения: 16.04.2023)

8. Чанько, А.Д. Социально-психологический тренинг как метод воздействия на группу в организации / автореферат канд. психол. наук. 19.00.05. - СПб, 2004. - 22 с.

9. Шашкина, М.Б. Формирование исследовательской деятельности студентов педагогического вуза в условиях реализации компетентностного подхода [Текст]: монография / М.Б. Шашкина, A.B. Багачук. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2006. - 240 с.

10. Щербаков, A.B. Педагогический тренинг в индивидуализации подготовки студентов к воспитательной работе в школе / автореферат канд. пед. наук, 13.00.01. - Челябинск, 2000. - 18 с.

11. Ясвин, В.А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление / В.А. Ясвин. - М.: Народное образование, 2019. -448 с.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук Алексеева Полина Михайловна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения» (г. Санкт-Петербург)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Аннотация. Цель исследования заключается в разработке стратегии проектирования педагогического мышления современного преподавателя высшего учебного заведения. В статье рассмотрены различные подходы к понятию «педагогическое мышление», сформулировано понятие, выделены ключевые аспекты педагогического мышления, отражены проблемы, с которыми сталкивается преподаватель при проектировании своего педагогического мышления, рассмотрены способы, которые могут улучшить педагогическое мышление, а также предложена стратегия проектирования педагогического мышления. Научная новизна заключается в уточнении понятия «педагогическое мышление», определении условий его формирования и разработке стратегии проектирования. В результате исследования разработана стратегия проектирования педагогического мышления, что может быть использовано преподавателями в процессе повышения квалификации и позволит оставаться востребованными специалистами в изменяющихся условиях. Ключевые слова: педагогическое мышление, преподаватель вуза, стратегия мышления.

Annotation. The purpose of the study is to develop a strategy for designing the pedagogical thinking of a modern teacher of a higher educational institution. The article discusses various approaches to the concept of "pedagogical thinking", formulates the concept, highlights the key aspects of pedagogical thinking, reflects the problems that the teacher faces when designing his pedagogical thinking, considers ways that can improve pedagogical thinking, and also proposes a strategy for designing pedagogical thinking. Scientific novelty consists in clarifying the concept of "pedagogical thinking", determining the conditions for its formation and developing a design strategy. As a result of the study, a strategy for designing the teacher's pedagogical thinking was developed, which will allow teachers to remain in demand as specialists in a changing environment.

Key words: pedagogical thinking, university teacher, thinking strategy.

Введение. Процессы, происходящие в обществе и государстве, влекут за собой модернизацию высшего образования [5, 6]. Постепенно трансформируется и роль преподавателя в образовательном процессе. Одной из важнейших характеристик современного преподавателя является готовность к творческому саморазвитию и развитию потенциала обучающихся. От преподавателя требуется самостоятельность, гибкость, возможность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и принимать решения в нестандартных ситуациях. И педагогическое мышление как специфическая форма когнитивной деятельности, связанная с процессом обучения и воспитания, способствует максимальной эффективности преподавательской деятельности. Педагогическое мышление - это комплексный навык, включающий в себя понимание потребностей обучающихся, выбор эффективных методов обучения, адаптацию материала и оценку результатов учебного процесса.

Пристальное внимание к проектированию педагогического мышления преподавателя, недостаточная изученность данной темы, отсутствие стратегии проектирования педагогического мышления определяют актуальность данного исследования.

Сформулированная цель исследования предопределила постановку задач:

-уточнить понятие «педагогическое мышление преподавателя вуза»;

- выявить проблемы, с которыми сталкивается преподаватель при проектировании своего педагогического мышления;

- предложить стратегию проектирования педагогического мышления современного преподавателя.

В процессе исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение.

Теоретическую основу исследования составили работы Н.В. Кузьминой, E.H. Жариновой [5], Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской [6], Е.К. Осиповой [7], М.Г. Кашапова [3], О.В. Соловьевой, Л.А. Халиловой [9], Т.Н. Герасимовой [1], С.И. Краснова, О.С. Таизовой [4], С.С. Гречихина [2], Л.А. Косолаповой, К.В. Корчагиной[3].

Практическая значимость исследования состоит в возможности применения преподавателями стратегии проектирования педагогического мышления в целях повышения эффективности работы.

Изложение основного материала статьи. Категория «педагогическое мышление» получила развитие в середине XX в. благодаря ученым, изучавшим педагогическую деятельность (Ю.К. Бабанский, Ф.Н. Гоноболин, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, Е.К. Осипова, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин, Г.С. Сухобская, М.Л. Фрумкин, А.И. Щербаков и др.) [1].

Как отмечает Е.К. Осипова [7], педагогическое мышление является частью педагогической деятельности и направлено на решение специфических для нее задач, среди которых стоит отметить поиск педагогических идей, средств преобразования педагогического процесса. Объект познания преподавателя - педагогическая реальность, включающая личность и коллектив, содержание, формы и методы учебно-воспитательного процесса, педагогические ситуации и явления [4, 5].

В настоящее время не существует единого определения понятия «педагогическое мышление». Его определяют как «познавательный процесс обнаружения и разрешения педагогической проблемности, характеризующийся личностной включенностью учителя на преобразования в ходе профессиональной деятельности» [8]. Педагогическое мышление часто называют учебным мышлением, представляющим собой деятельность, посредством которой преподаватель связывает свои действия с целями, которые их поддерживают. При этом такие рассуждения всегда находятся в учебном контексте, потому что учебные цели возникают в ответ на конкретные дилеммы, стоящие перед преподавателями и обучающимися [2].

Также педагогическое мышление рассматривают как направленное на решение практических задач, в том числе расчет и умение выделять основное в деятельности, умение предвидеть и быстро находить решения, соизмеряя их с имеющимися у преподавателя средствами [6]. Еще одна характеристика педагогического мышления - это способность преподавателя использовать педагогические идеи в конкретных ситуациях деятельности, умение видеть в каждом явлении его педагогическую суть [6], при этом в качестве свойств педагогического мышления выделяют проблемность, рефлексивность, комплексность, конкурентность, конструктивность, самостоятельность, критичность, профессиональную компетентность, индивидуализированность мышления [7].

Подводя итог сказанному выше, сформулируем понятие «педагогическое мышление преподавателя высшей школы». Педагогическое мышление - это способность преподавателей и других педагогических работников к обучению, развитию и воспитанию обучающихся. Это сложный процесс, который включает в себя осознанное планирование и анализ педагогической практики и действий, принятие обоснованных решений, применение теории обучения, а также эмоциональное и этическое восприятие работы в образовательной среде. Преподаватели, обладающие высоким уровнем педагогического мышления, могут эффективнее обучать студентов, создавать эмоционально безопасную среду для обучения и способствовать их личностному и профессиональному развитию.

Сущность педагогического мышления заключается в том, что оно ориентировано на достижение образовательных целей и развитие обучающихся, учитывая их индивидуальные особенности и потребности [9]. Такое специфическое профессиональное мышление помогает преподавателям эффективно реализовывать свою образовательную миссию, оказывая при этом положительное воздействие на развитие обучающихся.

При этом необходимо отметить, что педагогическое мышление не статично, его нельзя сформировать единожды и на всю жизнь. Педагогическое мышление, как и мышлении вообще, можно рассматривать как деятельность и как процесс.

Так, А.Н. Леонтьев понимает мышление как особую внутреннюю познавательную деятельность, являющуюся производной от внешней и имеющей в своей структуре те же действия и операции. А С.Л. Рубинштейн рассматривал мышление как психический познавательно-аффективный процесс анализа, синтеза и обобщения познаваемого объекта [1]. Данные подходы к мышлению прекрасно сочетаются с педагогическим мышлением.

Педагогическое мышление развивается на трех уровнях: методологическом, обусловленным педагогическим убеждениями преподавателя, тактическом, позволяющем материализовать педагогические идеи в технологии педагогического процесса, и оперативном, проявляющемся в «самостоятельном творческом применении общих педагогических закономерностей к частным, уникальным явлениям реальной педагогической деятельности» [3, 5].

Педагогическое мышление включает в себя ряд ключевых аспектов.

- Адаптация к обучающимся. Педагогическое мышление предполагает способность принимать во внимание индивидуальные особенности, потребности, интересы и уровень развития каждого студента. Преподаватель стремится создать условия, которые наилучшим образом соответствуют этим характеристикам.

- Целеполагание и планирование. Заключается в способности ставить перед собой ясные образовательные цели и разрабатывать планы, направленные на их достижение. Анализируя учебный материал, преподаватель выбирает наиболее подходящие и эффективные стратегии обучения.

- Стимулирование интереса и мотивации. Эффективное педагогическое мышление включает в себя способность пробудить интерес и мотивацию студентов к изучаемому предмету. Это может включать в себя использование интерактивных методов обучения, практических заданий и обеспечение связи с реальной жизнью.

- Коммуникация и взаимодействие. Педагогическое мышление предполагает умение эффективно взаимодействовать с обучающимися, создавая при этом открытую поддерживающую образовательную среду, способствующую обмену знаниями и опытом, где студенты чувствуют себя комфортно и могут свободно выражать сои мысли и идеи.

- Оценка и коррекция. Преподаватель обязан наблюдать за процессом обучения, вносить корректировки в формы подачи учебного материала, методы и стратегии, чтобы обеспечить наилучшие результаты, а также оценивать уровень освоения материала обучающимися.

- Профессиональное развитие. Педагогическое мышление также связано со стремлением к постоянному профессиональному развитию, изучению новых педагогических методов и тенденций, а также адаптации к изменяющимся образовательным средам и потребностям обучающихся.

Проанализировав ключевые аспекты педагогического мышления, можно выявить ряд проблем, с которыми сталкиваются преподаватели в процессе его формирования.

Устаревшие методы обучения. Ряд преподавателей придерживается устаревших методов обучения, не учитывая современные технологии и подходы, которые могли бы сделать обучение более интересным и эффективным. Например, использование репродуктивных форм обучения, когда студент обязан выучить материал, данный преподавателем на лекции, и воспроизвести его на семинаре. К устаревшим методам также можно отнести зачитывание докладов. Если раньше для написания доклада или реферата студенту необходимо было пойти в библиотеку, изучить ряд научных статей и монографий, то сейчас достаточно доступа в интернет и десяти минут свободного времени. При этом польза такой формы обучения теряется, так как студенту нет необходимости отбирать информацию.

Отсутствие адаптации к студентам. Преподаватели могут сталкиваться с трудностями в адаптации даваемого на занятии материала и методов к различным стилям обучения, потребностям и уровню подготовки студентов. В качестве примера можно привести работу со студентами первого курса. Если лекция читается монотонно, преподаватель не расставляет акценты и не акцентирует внимание студентов на необходимости записывать ключевые моменты, студенты-первокурсники могут уйти с такого занятия с пустыми конспектами. Еще один пример - когда преподаватель включает в речь обилие терминов, студентам не знакомых, и не поясняет их. В итоге возникает семантический барьер коммуникации, преодолеть который нелегко, а у студентов теряется мотивация к изучению непонятной дисциплины.

Недостаточная мотивация студентов. Не всегда удается вызвать у студентов интерес и мотивацию к изучению предмета. Это может быть связано с недостаточной привлекательностью преподавателя, несоответствием методов обучения интересам студентов и прочими факторами. Мотивировать студента можно как с помощью внешнего стимулирования -выставлением оценок, другими способами поощрения, так и с помощью воздействия на внутренние мотивы, например, показать студенту, зачем ему нужна данная дисциплина и как она пригодится в будущей профессиональной деятельности.

Ограниченное взаимодействие. Некоторые преподаватели ограничивают общение со студентами только рамками учебных занятий, не давая возможности для диалога и вопросов.

Недостаточное использование инноваций. В эпоху цифровизации всего, в том числе и образовательной среды, преподавателю следует пользоваться инновационными методами и технологиями, проводя, например, занятия в интерактивной форме.

Отсутствие индивидуального подхода. Каждый студент - индивидуальность, и задача преподавателя - найти к нему подход, способствуя максимальному развитию талантов обучающегося. Это может звучать утопично, поскольку обучение в вузе - потоковое и групповое, а не индивидуальное, но именно такой подход выдает преподавателя с развитым педагогическим мышлением.

Недостаточная оценка и анализ. Отсутствие систематической оценки результатов обучения и анализа методов может привести к невозможности корректировать подходы и повышать качество образовательного процесса. При этом оценка должна быть взаимной. Преподаватель оценивает усилия и успехи студента в освоении дисциплины, а студент дает обратную связь, что позволяет преподавателю скорректировать образовательный процесс.

Для преодоления данных проблем важно, чтобы преподаватели постоянно развивали свои педагогические навыки, следили за современными тенденциями в образовании и внедряли инновационные методы, а также уделяли внимание индивидуальным потребностям и разнообразию студентов.

Проектирование и развитие педагогического мышления подразумевает построение систематического и комплексного подхода, который необходим для эффективного обучения и повышения качества образования.

Предлагаем пошаговую стратегию проектирования педагогического мышления преподавателя.

Первый шаг - определение своей общей цели. Следует начать в определения своих общих целей в области педагогического мышления. Это поможет сфокусироваться на целевых ориентирах и определить критерии успеха для доступа к высокому уровню педагогической квалификации.

Второй шаг - изучение теории и практики. Формирование и совершенствование педагогического мышления подразумевает изучение теории и практики обучения. Это может быть чтение профессиональной литературы, посещение семинаров и конференций, участие в сетевом или онлайн обучении.

Третий шаг - создание вариантов решения проблем.

Четвертый шаг - развитие критического мышления. Критическое мышление — это способность анализировать и оценивать информацию, чтобы принимать взвешенные решения, что является основой для проектирования педагогического мышления.

Пятый шаг - рефлексия и самооценка. Рефлексия позволяет преподавателю анализировать свою практику, идентифицировать свои сильные и слабые стороны, обдумывать свои решения и честно оценивать их. Регулярная рефлексия помогает обучать более эффективно и эффективно переносить свой опыт на будущие ситуации.

Шестой шаг - обмен знаниями и опытом. Не стоит пренебрегать консультациями с коллегами, участием в семинарах и конференциях.

Поскольку, как уже отмечалось выше, педагогическое мышление - это процесс, представляется логичным, что его необходимо регулярно улучшать.

Можно выделить несколько действенных способов по улучшению педагогического мышления.

Один из самых эффективных способов - практика рефлексии, о которой уже говорилось выше. Также эффективными представляются развитие своей профессиональной подготовки и регулярное повышение квалификации, а также обмен опытом с коллегами.

Фокус внимания на индивидуальность обучающихся - еще один прекрасный способ улучшения педагогического мышления. Каждый студент уникален, и преподавателю следует прислушиваться к потребностям обучающихся, выстраивая учебный процесс максимально эффективно.

Использование разнообразных методов обучения. Разнообразие методов обучения также помогает привлечь внимание и поддержать обучающихся, способствует лучшему усвоению материала и минимизации отставания.

Выводы. Подвоя итог сказанному, отметим, что педагогическое мышление - важнейший элемент профессионализма современного преподавателя. Развитое педагогическое мышление не только положительно сказывается на преподавательской деятельности, позволяя реализовывать процесс обучения максимально эффективно, но и помогает преподавателю оставаться актуальным и востребованным. Педагогическое мышление можно спроектировать. Оптимальным вариантом для проектирования педагогического мышления представляется курс повышения квалификации.

Литература:

1. Герасимова, Т.Н. Особенности педагогического мышления преподавателя военного вуза / Т.Н. Герасимова // Мир образования-образование в мире. -2017. -№ 1(65). - С. 52-59

2. Гречихин, С.С. Изучение роли педагогического мышления в практическом образовательном процессе / С.С. Гречихин // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - Т. 9, № 3(32). - С. 63-65

3. Косолапова, Л.А. Сформированность культуры педагогического мышления как проявление компетентности педагога / Л.А. Косолапова, Г.В. Корчагина // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14557 (дата обращения: 03.09.2023)

4. Краснов, С.И. Понятийный аппарат проектного педагогического мышления в контексте содержательно-процессуальной неопределенности образования / С.И. Краснов, О.С. Таизова // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2022. - № 1(45). - С. 6-14

5. Методы исследования образовательных систем: монография / Н.В. Кузьмина, E.H. Жаринова; Российская академия образования, Ленинградский государственный университет им. A.C. Пушкина [и др.]. - Санкт-Петербург: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2018. - 162 с.

6. Мышление учителя: Личност. механизмы и понятийн. аппарат / [Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, С.Н. Иванова и др.]; Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской; АПН СССР, НИИ общ. образования взрослых. - Москва: Педагогика, 1990.- 102 с.

7. Осипова, Е.К. Структура педагогического мышления учителя / Е.К. Осипова // Вопросы психологии. - 1987. - № 7,-С. 144-147

8. Психология профессионального педагогического мышления / Институт психологии РАН. - Москва: Институт психологии РАН, 2003. - 398 с.

9. Соловьева, О.В. Развитие педагогического мышления будущих преподавателей высшей школы / О.В. Соловьева, Л.А. Халилова // Прикладная психология и психоанализ: электрон, науч. журн. - 2022. - № 2. - URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 30.08.2023)

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук Алексеева Полина Михайловна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения» (г. Санкт-Петербург)

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ У СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования и развития студенческой мотивации при учебе в вузе и усилении определяющей роли преподавателя как основного мотиватора указанной деятельности. В последние годы в психолого-педагогической отечественной и зарубежной науке вопросам изучения мотивации учебной деятельности уделяется большое внимание. Это не случайно, поскольку вопрос о мотивах связан с эффективностью учебной деятельности. Преподаватель призван повысить эффективность и качество образовательного процесса в вузах, обеспечить формирование выпускника как разностороннего, компетентного и конкурентоспособного специалиста.

Ключевые слова: преподаватель, студент, мотив, мотивация, учение, дисциплина, образовательная деятельность.

Annotation. The article deals with the formation and development of student motivation while studying at the university and strengthening the defining role of the teacher as the main motivator of this activity. In recent years, much attention has been paid to the study of motivation of educational activity in psychological and pedagogical domestic and foreign science. This is not accidental, since the question of motives is related to the effectiveness of educational activities. The teacher is designed to improve the efficiency and quality of the educational process in universities, to ensure the formation of a graduate as a versatile, competent and competitive specialist.

Key words: teacher, student, motive, motivation, teaching, discipline, educational activity.

Введение. В педагогике актуальной выступает проблема мотивации поведения и деятельности. Любая деятельность человека обусловлена его потребностями и возникающими на их основе мотивами. Данное утверждение может в полной мере относиться к учебной деятельности. Мотивация является регулятором образовательной деятельности обучающегося: учебную активность определяет система мотивов учения. Это положение позволяет судить о субъективной значимости процесса получения знаний для обучающегося. Понимая его мотивы, преподаватель способен спрогнозировать результат, организовать и провести работу по формированию мотивации, понять личность обучающегося, выступающего объектом и субъектом образовательного процесса.

Изложение основного материала статьи. В поведении любого человека присутствуют две функционально взаимосвязанные стороны: регуляционная, в которой психические процессы обеспечивают регуляцию поведения, и побудительная, обеспечивающая активизацию и направленность поведения. Именно побудительная сторона связана с понятиями мотива и мотивации, так как мотив служит основанием для осознанных действий.

Мотив имеет свойство приобретать аффективный характер, по причине определения его силы сопутствующей эмоцией, а его эмоциональная окраска указывает на экспрессивный характер. Аффективные побуждения ситуативно-импульсивного типа преобладают у детей, однако могут наблюдаться и у взрослых.

Побудительная и направляющая - одни из ключевых функций мотива в мотивационной системе, обусловливающие мотивационную работу личности. В ходе этой работы мотив многократно трансформируется, соединяясь с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.