Вышеизложенное диктует необходимость взаимодействия работодателей и вузов по следующим направлениям:
- разработка и совместная реализации ООП;
- проведение общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ;
- организация совместных исследовательских лабораторий, базовых кафедр и филиалов кафедр на производстве;
- финансирование заказов на выполнение вузами научных исследований и разработок;
- развитие системы переподготовки и повышения квалификации;
- дальнейшее развитие механизмов целевой подготовки;
- создание совместных обучающих центров.
Литература
1. Александров А.Ю. Проблемы внедрения федеральных государственных образовательных стандартов в учреждениях высшего профессионального образования // Инновационные технологии в современном образовательном процессе: материалы Междунар. учеб.-метод. конф. / под ред. В.Г. Агакова. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2011. С. 8-10.
2. Александров А.Ю. Пути совершенствования высшего юридического образования // Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 02.12.2011 г.). Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2011. С. 20-23.
3. План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»: утв. распоряжением Правительства РФ от 30.12.2012 г. № 2620-р) [Электронный ресурс] // Гарант: информ.-правов. портал. иР1_: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191846.
4. Экспресс-форум: содержание учебного процесса // Аккредитация в образовании. 2013. № 2. С. 42-45.
АЛЕКСАНДРОВ АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой публичного права, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (а!ехап^е66@гатЬ!ег.ги).
ALEKSANDROV ANDREY YURYEVICH - candidate of economics sciences, head of Public Law Chair, Russia, Cheboksary.
УДК 159.955:37.01]-057.87 ББК Ю940.9-513
И.В. ГАВРИЛОВА
ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Ключевые слова: мышление, профессиональное мышление, педагогическое мышление, особенности педагогического мышления, студенты естественнонаучных специальностей.
На основе анализа психолого-педагогической литературы сделана попытка осмысления, уточнения и раскрытия особенностей педагогического мышления у студентов естественнонаучных специальностей.
I.V. GAVRILOVA
FEATURES OF THE PEDAGOGICAL THINKING IN STUDENTS MAJORING IN SCIENCE
Key words: thinking, professional thinking, pedagogical thinking, especially pedagogical thinking, students majoring in science.
On the basis of the analysis of psychological and pedagogical literature made an attempt to understand, clarify and disclose the peculiarities of the pedagogical thinking among students majoring in science.
В настоящее время изменения, происходящие в российском образовании, связанные с нарастанием объемов научной информации, реформирова-
нием образовательной системы, повышают требования к личности специалистов не только педагогических, но и естественнонаучных специальностей. Актуализируется потребность в профессионалах, способных работать в коллективе, самостоятельно ставить цели, обсуждать спорные вопросы, разумно принимать осознанные решения, предвидеть возможные последствия. Для этого специалист должен обладать педагогическим мышлением.
В исследованиях ученых нет полного анализа особенностей педагогического мышления студентов естественнонаучных направлений, поэтому данная тема актуальна.
Мышление - опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними [5].
Определению сущности, объема, содержания данного понятия посвящено значительное число работ (В.Д. Шадриков, Е.М. Токарев, В.М. Козубовский и др.) во многих областях наук: философии, психологии, физиологии, социологии и др. В научных трудах В.Д. Шадрикова функциональный аспект мышления рассматривается как «мыслительные способности». К ним автор относит: во-первых, актуализацию знаний, связанную с успешностью решения проблемы и открытием нового в проблеме; во-вторых, способности человека находить аналоги, устанавливать ассоциации, проявлять независимость мышления, быть способным посмотреть с новой стороны на нечто давно и хорошо известное [8]. Чем больше развита у человека способность, тем успешнее он выполняет деятельность, быстрее ей овладевает, а процесс овладения деятельностью и сама деятельность даются ему субъективно легче, чем обучение или работа в той сфере, в которой он не имеет способности [1. С. 11].
Мышление формирует пути практического преобразования объекта и практического самоопределения субъекта. Оно может рассматриваться как форма духовной деятельности личности, определяющая ее поведение.
Содержание мышления определяется избирательностью познавательной активности человека, направленностью, его мотивами и потребностями в осуществлении деятельности.
Общая характеристика мышления профессионала состоит в обобщенном и опосредованном отражении человеком профессиональной реальности, в информированности о разных сторонах труда, в умении ставить, формулировать и решать профессиональные задачи [4].
Профессиональное мышление - это одна из форм мышления. Именно профессиональная деятельность человека определяет содержание его индивидуального мышления, которое характеризуется своим специфическим предметным содержанием, понятийным аппаратом, средствами и приемами.
Ю.П. Поваренко в своих исследованиях расширяет и дополняет объем понятия «профессиональное мышление» качествами личности (мобильность, критичность, толерантность, гибкость, готовность к инновациям) и знаниями, умениями, навыками, которые необходимы для решения профессиональных задач в определенной сфере деятельности [7].
Профессиональное мышление имеет сложную структуру, состоящую из ряда взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. Состав понятий, которыми оперирует человек, определяется условиями жизнедеятельности и различиями в культуре.
Разновидностью профессионального мышления является педагогическое мышление.
Педагогическое мышление - это социально обусловленный деятельностью психический процесс, позволяющий субъекту познать сущность ситуации и организовать свои действия по ее преобразованию.
Педагогическое мышление в психолого-педагогической литературе рассматривается как вид профессионального мышления, которое отражает специфику той деятельности, на которую направлено. Оно формируется как профессиональная мыслительная способность человека, позволяющая анализировать, осмысливать, обобщать, сравнивать, совершать открытия.
Педагогическое мышление отвечает всем общим законам мышления, но имеет свою специфику (Л.А. Регуш, И.И. Казимирская, М.М. Кашапов, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, А.В. Орлова, Е.К. Осипова, Ю.П. Поваренков, Н.Е. Сальникова и др.).
В таблице дается сопоставление основных качеств мышления, умения и способности личности к возможным функциям мышления [3]. Мы не будем перечислять все качества, функции мышления и их исследователей, назовем лишь некоторые из них.
Качества мышления, умения и способности личности
Качества мышления Автор Профессиональные умения и качества личности Функции мышления
Сообразитель- ность Кулюткин Ю.Н. Способность быстро понимать и решать задачи Познавательная
Логичность Кулюткин Ю.Н. Умение мыслить последовательно, способность к разумным, доказательным умозаключениям Познавательная
Оригинальность Кирнос Д.И., Кузьмина Н.В., Рогов Е.И. Самобытность, своеобразность, нешаблонность мышления Рефлексивная
Г ибкость Орлов А. А. Своевременная оценка действия, концепций, теорий Методологи- ческая
Критичность Лихачев Б.Т. Способность подвергать сомнению свою деятельность, объективно оценивать себя и результаты своих действий Рефлексивная
Аналитичность Кулюткин Ю.Н., Орлов А. А. Умение детально анализировать факты и явления Рефлексивная
Чувство юмора Кузьмина Н.В., Маркова А. К. Способность видеть и понимать юмор Эмпатийная
Динамичность Лихачев Б.Т., Орлов А. А. Способность вовремя отказаться от старых положений, принять новые, положенные в основу регуляции отношений Методологи- ческая
Рефлексивность Вилькеев Д.В. Познание внутреннего опыта и собственной личности Рефлексивная
Способность к синтезу Лернер И.Я., Сластенин В.А. Способность строить целостную модель объекта, явления Прогностическая
Дальновидность Лихачев Б.Т., Громкова М.Т. Способность прогнозировать будущее Прогностическая
А.С. Шафранова определила основные требования к мышлению педагога (оригинальность, самостоятельность суждений, гибкость ума, точность, критичность к своей работе, рассудительность, сообразительность, изобретательность, интуиция). Однако такие же требования к мышлению можно предъявить человеку любой специальности. Например, гибкость мышления, которая является важной особенностью педагогического мышления студентов
естественнонаучных специальностей, важна для того, чтобы студент (будущий специалист) мог быстро изменить свои действия в зависимости от складывающейся ситуации. Умение отстаивать принятые решения также важно, иначе он не сможет довести дело до конца.
Особенности педагогического мышления проявляются в процессе оценивания. Оценка необходима как в ходе деятельности, так и в конце (итог достигнутого результата). Оцениванию подлежит собственная деятельность (результат) и деятельность других.
Важнейшей характеристикой педагогического мышления Н.Е. Сальникова, Г.С. Сухобская, Ю.Н. Кулюткин считают рефлексивные умения (оценить свое психическое состояние, познать собственные индивидуально-психологические особенности, а также осуществить разностороннее восприятие и адекватное познание личности) [6]. На наш взгляд, сформированность рефлексивных умений также является важной характеристикой мышления студентов естественнонаучных специальностей как будущих конкурентноспособных профессионалов, так как рефлексия является одним из важнейших условий преодоления эгоцентричности мыслительной деятельности личности.
Одним из важных показателей сформированности рефлексивного компонента педагогического мышления можно рассматривать уровень субъективного контроля волевых действий. Это склонность человека объяснять результаты собственных действий влиянием внешних обстоятельств или, наоборот, собственными усилиями и способностями.
Таким образом, важность и значимость сформированности рефлексивного компонента педагогического мышления у студентов естественнонаучных направлений видятся нами в обретении смысла профессиональной деятельности, определении выбора способов реализации личностно ориентированной деятельности, способности осуществлять обратную связь.
В.А. Сластенин и В.Э. Тамарин считают центральной характеристикой педагогического мышления соотношение эмпатийных, рефлексивных и прогностических компонентов, а также возможности их управляемого развития [8]. Эмпатийная функция педагогического мышления позволяет адекватно воспринимать партнеров по взаимодействию, понять состояние другого человека. Рефлексивная функция позволяет оценить собственный уровень развития интеллекта, адекватность эмоций, осознанность мотивации, обеспечивает постановку цели и контроль ее достижения. Прогностическая функция позволяет оценить сформированность мыслительных операций, продуктивность ума, адекватность восприятия и т.д. Регулятивная функция осуществляется на основе адекватной перцепции, анализе, мотивированности действий.
Эти компоненты также составляют особенность педагогического мышления студентов естественнонаучных специальностей.
Содержательная характеристика педагогического мышления состоит в способности осознанно использовать педагогические идеи, знания и умения в конкретных ситуациях профессиональной деятельности, обнаруживать и разрешать проблемность в ходе деятельности. Проблемность - неотъемлемая черта познания, которая выражает субъективное состояние познающего и вытекает из отношения субъекта познания к другим субъектам или явлениям (по С.Л. Рубинштейну).
Мышление профессионала - это всегда творчество, открытие нового. Креативность как восприимчивость к новым идеям характеризуется потенциальной склонностью к разностороннему мышлению, чувствованию и действию. Понятия «креативность» и «творчество» различны по своему содержанию. Креативность - это потенциал, внутренний ресурс человека, творче-
ство - процесс. По мнению Ю.Н. Кулюткина, «способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также к осознанию и развитию своего опыта - есть не что иное, как креативность». Им также раскрыты требования к качествам творческого мышления специалиста: «изменчивость в поиске методов и форм достижения цели, гибкость, твердость, устойчивость, четкость и последовательность в их реализации, доведение до конца. Быстрота в принятии решений и постоянный внутренний анализ для принятия решений специалистом должны осуществляться всю его трудовую жизнь. Это невозможно без привычки, самомотивации, потребности к анализу, но эти потребности возможны только на основе хорошо развитой рефлексии» [2. С. 5].
У студентов естественнонаучных специальностей как будущих специалистов должно быть развито дивергентное мышление, так как это качество мышления позволяет творчески относиться к разным сторонам своей будущей профессиональной деятельности, быть неординарным, готовым к творческому поиску и находить нестереотипные решения в затруднительных ситуациях.
Основными составляющими особенностей педагогического мышления у студентов естественнонаучных специальностей являются: мыслительные способности (способности восприятия, памяти и др.); качества личности (мобильность, критичность, толерантность, гибкость, готовность к инновациям); знания, умения, навыки, которые необходимы для решения профессиональных задач; соотношение эмпатийных, рефлексивных, прогностических компонентов и возможности их управляемого развития.
Таким образом, мышление студентов естественнонаучных специальностей должно быть, во-первых, предметным (физическое, математическое), во-вторых, педагогическим.
Литература
1. Дружинин В.Н. Психология и психодиагностика общих способностей. М.: Наука, 1994. 230 с.
2. Кашапов М.М. Акмеологические основы структурно-функциональной теории творческого мышления профессионала [Электронный ресурс]. и^: http://yspu.org/images/f/ff/04_Кашапов_М.М.pdf.
3. Лопанова Е.В. Критерии оценки профессионального мышления педагога // Методология, теория, практика. 2008. № 10. С. 5-14.
4. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.
5. Мышление [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия: сайт. и^: http://ru.wikipedia.org/wiki/Мышление.
6. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. 102 с.
7. Поваренко Ю.П. Профессиональное становление личности: автореф. дис. ... докт. пси-хол. наук. М., 1999. 40 с.
8. Сластенин В.А., Тамарин В.Э. Методологическая культура учителя // Советская педагогика. 1990. № 10. С. 82-88.
9. Шадриков В.Д. Способности человека. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 288 с.
ГАВРИЛОВА ИРИНА ВИТАЛЬЕВНА - старший преподаватель кафедры педагогики и развития образования, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
GAVRILOVA IRINA VITALYEVNA - senior teacher of Pedagogy and Education Development Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.