Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / "ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ" ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / EDUCATIONAL PROCESS / TECHNOLOGY OF EDUCATIONAL PROCESS / DIDACTIC TASK / EDUCATIONAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самохин Василий Федорович, Митрофанов Михаил Валерьевич, Лаута Олег Сергеевич

Рассмотрено одно из направлений модернизации высшего образования, которым является «технологизация» образовательного процесса. Показано, что технология обучения неразрывно связана с педагогическим мастерством педагога. Приведен порядок разработки современных педагогических технологий исходя из конкретных условий, в которых проходит образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самохин Василий Федорович, Митрофанов Михаил Валерьевич, Лаута Олег Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN OF EDUCATIONAL TECHNOLOGIES OF TEACHING DISCIPLINES

One of directions of the higher education upgrading - the technology of the educational process - is discussed. It is shown how the technology of the education is inextricable linked to the teaching skills of pedagogues.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН»

Проектирование образовательных технологий преподавания учебных дисциплин

Генерал-майор запаса В.Ф. САМОХИН, доктор педагогических наук, кандидат военных наук

Полковник М.В. МИТРОФАНОВ, кандидат технических наук

Подполковник О.С. ЛАУТА, кандидат технических наук

АННОТАЦИЯ

SUMMARY

Рассмотрено одно из направлений модернизации высшего образования, которым является «технологизация» образовательного процесса. Показано, что технология обучения неразрывно связана с педагогическим мастерством педагога. Приведен порядок разработки современных педагогических технологий исходя из конкретных условий, в которых проходит образовательный процесс.

One of directions of the higher education upgrading — the technology of the educational process — is discussed. It is shown how the technology of the education is inextricable linked to the teaching skills of pedagogues.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Образовательный процесс, «технологизация» образовательного процесса, дидактическая задача, педагогическая технология.

Educational process, technology of educational process, didactic task, educational technology.

ОДНИМ из основных направлений модернизации высшего образования является «технологизация» образовательного процесса, которая должна охватить все виды деятельности руководящего, научного и профессорско-преподавательского состава вуза по проектированию, научному и методическому обеспечению, организации, проведению и контролю результатов обучения.

В приказе Министра обороны Российской Федерации от 15 сентября 2014 г. № 670 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым

в интересах обороны государства в федеральных государственных военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования Министерства обороны Российской

Федерации» определено, что из 8 форм работы в рамках методической деятельности образовательной организации важнейшей является разработка и внедрение в образовательный процесс образовательных технологий, а также их совершенствование1.

Понятие «технология» согласно его традиционному пониманию (techne — искусство, ремесло и logos — понятие, учение, знание, наука) есть «совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции».

При переносе данного смысла на высшее военное образовательное учреждение на входе получается абитуриент из агрессивной среды, обладающий такими качествами, как индивидуализм, невысокие интеллектуальные способности, потеря моральных и нравственных ориентиров, отсутствие познавательного интереса. На выходе мы должны воспитать офицера-патриота, военного профессионала, надежного защитника Отечества («вежливые люди»). То есть возникает необходимость в разработке и использовании образовательных технологий, дающих гарантированные результаты.

Поскольку педагогическая деятельность охватывает большое многообразие взаимоотношений руководящего состава вуза, кафедр, профессорско-преподавательского состава и обучающихся, то, очевидно, говорить о прямом переносе содержания понятия «производственная технология» на образовательный процесс недопустимо. Тем не менее в образовательном процессе вуза можно выделить ряд общих задач и видов деятельности, которые позволяют применять

нормированные и формализованные действия, операции и процедуры, гарантирующие требуемый результат обучения за конкретный нормативный срок.

Если перенести смысл термина «технология» в педагогику, то тогда под технологией следует подразумевать определенный способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под управлением человека. Руководство человека направлено не на процесс обучения, а на средство обучения. Говоря по-другому, в технологии обучения ведущая роль должна отводиться средству обучения. При технологии педагог не преподает обучающимся, а выполняет функцию управления средством обучения, а также функции стимулирования и координации деятельности обучающихся.

Технология — комплекс, состоящий из:

• модели исходного состояния обучающегося;

• планируемых результатов обучения;

• содержания обучения, адекватного планируемым результатам;

• средств контроля текущего уровня подготовленности;

• материально-технических ресурсов;

• педагогических методов, гарантирующих освоение всеми или подавляющим большинством обучающихся запланированных компетенций, знаний, умений и навыков в установленные сроки и при оптимальных затратах ресурсов.

Таким образом, педагогическая технология — содержательная техника реализации учебного процесса. Образовательная технология — комплекс, состоящий из модели исходного состояния курсанта, планируемых результатов и содержания

обучения, адекватного планируемым результатам, средств контроля текущего уровня подготовленности, материально-технических ресурсов, педагогических методов, гарантирующих освоение всеми или подавляющим большинством курсантов запланированных компетенций, знаний, умений и навыков в установленные сроки и при оптимальных затратах ресурсов.

В целом ряде научно-методических работ2 авторами делается попытка соотнести это понятие с понятием «методика обучения». Однако между методикой и технологией имеется ряд существенных различий:

• методика — наука о закономерностях организации массового процесса обучения, о методах, способах, приемах, формах преподавания, т. е. частная дидактика (теория обучения определенному предмету), а технология — раздел педагогики о путях и средствах достижения наилучших результатов обучения;

• методика позволяет ответить на вопрос: каким путем можно достичь требуемых результатов в обучении, а технология — на вопрос: как это сделать гарантированно;

• методика основывается на целевых и содержательных, качественных, вариативно-ориентированных сторонах процесса обучения и воспитания, а технология — на воспроизводимости, устойчивости результатов, отсутствии многих «если»;

• в методике предполагаемый результат неустойчивый, возникает при обобщении опыта или изобретении нового способа представления знаний, а в технологии результат задан изначально устойчивым.

Очевидно, что любая дидактическая задача может быть эффективно решена с помощью

технологии, спроектированной и реализуемой квалифицированным педагогом. Следовательно, технология обучения неразрывно связана с педагогическим мастерством последнего. В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передавать из рук в руки. Однако если рассматривать технологию обучения не как педагогический процесс, а как его проект, своеобразный инструментарий для организации и осуществления педагогической деятельности, то со всей очевидностью можно утверждать, что технология может воплощаться не только ее автором, но и его последователями.

В то же время нельзя противопоставлять эти понятия, так как технология обучения — это не что иное, как более высокая стадия развития методики. Любая методика обучения может быть доведена до уровня технологии. Для этого необходима ее последовательная оптимизация на основе наличия обратной связи и коррекции основных составляющих.

Понятие «образовательная технология» в образовательном процессе кафедры целесообразно употреблять на трех уровнях.

1. Кафедральный уровень — целостный образовательный процесс всех дисциплин кафедры, разрабатываемый при преподавании учебных дисциплин одного цикла.

2. Дисциплинарный уровень — совокупность методов и средств для гарантирования достижения целей обучения в рамках одной учебной дисциплины.

3. Локальный уровень — технология отдельных частей образовательного процесса (модуля, контроля результатов обучения, вида занятия и т. д.).

Методика — наука о закономерностях организации массового процесса обучения, о методах, способах, приемах, формах преподавания, т. е. частная дидактика (теория обучения определенному предмету), а технология — раздел педагогики о путях и средствах достижения наилучших результатов обучения. Методика позволяет ответить на вопрос: каким путем можно достичь требуемых результатов в обучении, а технология — на вопрос: как это сделать гарантированно.

Анализ работ, ведущихся в области разработок современных технологий обучения, показал, что ни одна из них в процессе внедрения в педагогическую практику не сохраняется в «стерильном» виде3. Преподаватель, ориентируясь на наиболее часто встречающиеся в педагогической практике проблемы и ситуации, отбирает различные элементы нескольких «чистых» технологий, может спроектировать и внедрить конкретную технологию преподавания данного предмета.

При разработке данных технологий следует исходить из конкретных условий, в которых проходит образовательный процесс, и руководствоваться:

• парадигмой образования, т. е. совокупностью теоретических, методологических и иных установок, принятых научным сообществом и нормативными документами, которыми руководствуются в качестве образца (стандарта, модели) при решении проблем (компетентност-ная модель выпускника, модульное представление и т. д.);

• ролью и местом учебной дисциплины в системе подготовки выпускника.

Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности).

Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы — логикой процесса, взаимосвязью всех элементов педагогической системы: цели, содержания и дидактического процесса.

Управляемость. Предполагает наличие обратной связи, открывающей возможности диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость и га-рантированность результата. Подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. Описание технологии предполагает раскрытие всех ее

характеристик, что делает возможным ее воспроизведение.

Описание образовательной технологии на дисциплинарном уровне должно включать:

• факторы образовательной деятельности, обусловившие проектирование данной образовательной технологии;

• идентификацию технологии в соответствии с принятой классификацией;

• содержание образования, адекватное целям подготовки;

Анализ факторов образовательной деятельности, обусловивших проектирование образовательной технологии, приведен на рисунке 2.

• процессуальные характеристики (используемая система основополагающих дидактических принципов, особенности методики) и необходимые материально-технические ресурсы;

• виды, формы и средства контроля результатов обучения.

Практика проектирования образовательной технологии дисциплинарного уровня показывает, что наиболее предпочтительным является алгоритм работы разработчика, приведенный на рисунке 1.

Технологии обучения зависят от целей, которые ставит общество перед образованием (заказчика перед нами). Важной задачей явля-

Начало

(Т) Анализ факторов образовательной деятельности, обусловивших проектирование образовательной технологии

' (¿) Уточнение целей обучения - диагностичное

описание требуемых результатов обучения результата (федеральный государственный образовательный стандарт, квалификационные требования, учебная программа)

Формулировка названия и классификационных параметров проектируемой технологии

/ @ Обоснование содержания обучения в контексте будущей военно-профессиональной деятельности выпускника по предназначению (модель выпускника, модель деятельности), структурирование содержания учебной дисциплины в соответствии с проектируемой технологией)

Определение требуемых исходных уровней подготовки курсантов

Разработка процессуальной стороны обучения, выбор видов и форм контроля результатов обучения

'О) Проведение (при необходимости) педагогических экспериментов для проверки эффективности разработанной технологии

Конец

Рис. 1. Алгоритм работы разработчика

общая характеристика специальности подготовки;

предназначение выпускников;

целевое назначение учебной

деятельности;

место учебной дисциплины в структурно-логической схеме

подготовки специалистов; требования к результатам освоения дисциплины;

компетентность преподавательского состава;

бюджет рабочего времени учебной работы преподавательского состава; уровень организации самостоятельной работы обучающихся; организация и виды контроля результатов обучения.

• учебно-материальная база;

• комфортность окружающей среды при проведении занятия;

• материальное и моральное стимулирование постоянного и переменного состава за результаты деятельности;

• материальное и бытовое обеспечение курсантов;

• организация внеучебной работы с обучающимися и учет ее результатов в интегральной рейтинговой оценке;

• разграничение ответственности между учебными дисциплинами, кафедрами и структурными подразделениями академии за качество подготовки выпускника.

психологические особенности контингента курсантов, обучающихся по данной специальности; мотивация к обучению и военной службе;

сформированность навыков самостоятельной работы с источниками и информацией;

возможности курсантов по освоению учебной дисциплины; организованность и состояние воинской дисциплины в курсантских подразделениях;

плановость и системность в учебной и внеучебной деятельности.

Рис. 2. Факторы образовательной деятельности, обусловившие проектирование образовательной технологии

ется проектирование технологии, адекватно соответствующей цели образования. То есть для их проектирования необходимо отобрать базовые технологии, соответствующие целям образования, и на их ос-

Рекомендуемые названия образовательных технологий для преподавания дисциплин.

1. Для учебных дисциплин профессионального цикла военно-профессионального модуля — «Компетентностная военно-профессиональная технология преподавания дисциплины (название дисциплины)». Данная технология, обеспечивающая формирование у курсантов значимых для их будущей военно-профессиональной деятельности компетентно-стей, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по должностному предназначению на должностях офицерского (сержантского) состава.

нове разработать свою технологию. Общий замысел выбора образовательных технологий с ориентацией на профиль подготовки специалиста и деятельностную сущность его функций приведены в таблице 1.

2. Для общепрофессиональных учебных дисциплин и дисциплин профессионального цикла профессионального модуля (базовая часть) — «Компетентностная военно-ориентированная технология преподавания (название дисциплины)». Данная технология, обеспечивающая формирование у курсантов знаний, умений и ком-петентностей, обеспечивающих их качественное обучение по дисциплинам-потребителям в училище.

3. Для учебных практик.

а) практико-ориентированная технология преподавания (название дисциплины) или проведения практики (название практики). Технология, обеспечивающая формирование у курсантов значимых для

Таблица 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общий замысел выбора образовательных технологий

Профиль ПОДГОТОВКИ специалиста Эксплуатационщик Работник управления Конструктор Исследователь

Деятельностная сущность его функций Воспроизведение известного по образцу Воссоздание и стабилизация изменчивого Создание нового, имеющего аналоги Прогнозирование неизвестного

Ведущие психические процессы в реализации функций Память (в том числе, двигательная), представление Оперативное мышление Техническое мышление Теоретическое мышление

Ведущая обучающая процедура Передача информации, отработка действий Моделирование и разбор ситуаций Нежесткое, косвенное управление Создание творческой среды

Технологии обучения Репродуктивные Репродуктивно-алгоритмические Эвристические, проблемного обучения Творческие

их будущей военно-профессиональной деятельности умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по должностному предназначению офицерского (сержантского) состава.

б) прагматическая военно-ориентированная технология преподавания (название дисциплины). Данная технология, обеспечивающая формирование у курсантов значимых для их будущей военно-профессиональной деятельности умений и навыков, гарантирующих качественное выполнение функциональных обязанностей по должностному предназначению офицерского (сержантского) состава.

В качестве параметров наиболее предпочтительных образовательных технологий для применения при обучении можно рассматривать.

1. Уровень применения технологии — дисциплинарный уровень (технология преподавания одной дисциплины).

2. Философская основа — технократические (приоритет отдается использованию технических средств, главным образом компьютеров или технических приемов деятельности), обучающие и воспитывающие, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, проникающие технологии, а также монотехнологии и политехнологии.

3. Методологический подход к образовательному процессу —

компетентностный и практико-ориентированный подход.

4. Ориентация на личностные структуры обучающихся — прикладные (практические) (формирование действенно-практической сферы), информационные и операционные технологии.

5. Ведущие факторы развития личности — совокупное влияние биогенных, социогенных и психогенных факторов.

6. Научная концепция освоения опыта — деятельностная концепция (объясняет процесс активно-исследовательского усвоения знаний и умений посредством мотивированного и целенаправленного решения задач).

7. Вид педагогической деятельности — обучающие (дидактические), воспитательные и развивающие технологии, а также технологии контроля результатов обучения.

8. Тип управления образовательным процессом — современное традиционное обучение, компьютерное обучение и система «малых групп».

9. Методы и способы обучения и воспитания — развивающие, информационные, интерактивные, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, проблемные.

ю. Организационные формы — индивидуальные (курсовые работы, выпускная квалификационная работа), групповые технологии.

и. Средства обучения и воспитания — вербальные, наглядные,

Технологии обучения зависят от целей, которые ставит общество перед образованием (заказчика перед нами). Важной задачей является проектирование технологии, адекватно соответствующей цели образования. То есть для их проектирования необходимо отобрать базовые технологии, соответствующие целям образования, и на их основе разработать свою технологию.

аудиовизуальные, программированные, электронно-обучающие, компьютерные, телекоммуникационные, дистанционные, спутниковые и другие технологии.

12. Подход к обучающемуся — субъект-субьектные, деятельност-но-ориентированные технологии.

13. Направление модернизации — образовательные технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся, технологии.

Противники идеи техноло-гизации считают недопустимой вольностью рассматривать творческий, педагогический процесс как технологический. Однако любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология — на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала4. Любое планирование, а без него в педагогической деятельности не обойтись, противоречит экспромту, действиям по

наитию, по интуиции, т. е. уже является началом технологии.

Ни одна из разработанных педагогических технологий в процессе внедрения в педагогическую практику не сохраняется в «стерильном» виде. Преподаватель, ориентируясь на наиболее часто встречающиеся в педагогической практике проблемы и ситуации, отбирает различные элементы нескольких «чистых» технологий, может спроектировать и внедрить конкретную технологию преподавания данного предмета.

Кроме того, образовательная технология предполагает организацию, обеспечение ресурсами, управление и контроль процесса обучения. Причем все стороны этого процесса взаимосвязаны и влияют друг на друга. Если одно звено даст сбой, это сразу же скажется на всех остальных. Для успешного функционирования всей системы нужна тщательная и продуманная отладка всех ее составляющих.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Приказ МО РФ от 15 сентября 2014 г. № 670 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обороны государства в федеральных государственных военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации».

2 Беспалъко В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Изд-во Института профессионального образования России, 1995; Гальперин П. Я., Талызина Н.Ф. Современная теория поэтапного формирования умственных действий. М., 1979; Плющ Н.Г., Митро-

фанов М.В., Костенко А.И. Контроль результатов обучения в образовательном процессе компетентностного формата. Методическое пособие. Рязань: РВВДКУ, 2012; Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. М., 1986.

3 Беспалъко В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения; Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Методическое пособие. М.: Высш. шк., 1991; Плющ Н.Г., Митрофанов М.В., Костенко А.И. Контроль результатов обучения в образовательном процессе компетентностного формата; Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования.

4 Плющ Н.Г., Митрофанов М.В., Костенко А.И. Контроль результатов обучения в образовательном процессе компетентностного формата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.