Научная статья на тему 'Применение элементов технологии гарантированного обучения в преподавании гуманитарных и социально- экономических дисциплин'

Применение элементов технологии гарантированного обучения в преподавании гуманитарных и социально- экономических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
595
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ГАРАНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В.М. МОНАХОВА / ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / ДИАГНОСТИКА / ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / КОРРЕКЦИЯ / ПРАВИЛО «ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ КОРРЕКЦИИ» / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / V.M. MONAKHOV´S TECHNOLOGY OF GUARANTEED TEACHING / INFORMATION MODEL OF EDUCATIONAL PROCESS / TEACHING TECHNIQUE / GOAL SETTING / DIAGNOSTICS / EXTRACURRICULAR INDEPENDENT WORK / LOGICAL STRUCTURE OF EDUCATIONAL PROCESS / CORRECTION / THE RULE OF ANTICIPATORY CORRECTION / COMPETENCE ORIENTED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долин В. А.

Технология гарантированного обучения В.М. Монахова есть технология проектирования педагогических объектов. В статье изложены особенности проектирования учебного процесса по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам на основе применения элементов данной технологии. Сформулировано правило «опережающей коррекции» для составления заданий. Обоснована совместимость технологии с концептуально-практическими представлениями компетентностного подхода. Выделены ее преимущества и ограничения в преподавании гуманитарных и социально-экономических дисциплин в вузе МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Долин В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF ELEMENTS OF GUARANTED TEACHING TECHNOLOGY IN HUMANITARIAN, SOCIAL AND ECONOMIC DISCIPLINES

The technology of guaranteed teaching by V.M. Monakhov is a technology of designing pedagogical objects. The author explains the application of elements of this technology and features of designing guaranteed teaching in humanitarian, social and economic disciplines. The article represents the rule of anticipatory correction for the process creatiny tasks. The compatibility of this technology with conceptual and practical views of competence oriented approach in teaching is also defined. The author highlights advantages and limitations of guaranteed teaching technology in humanitarian, social and economic disciplines at higher educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia.

Текст научной работы на тему «Применение элементов технологии гарантированного обучения в преподавании гуманитарных и социально- экономических дисциплин»

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

2015'2

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ГАРАНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНОэкономических дисциплин

APPLICATION OF ELEMENTS OF GUARANTEED TEACHING TECHNOLOGY IN HUMANITARIAN, SOCIAL AND ECONOMIC

DISCIPLINES

УДК 372.8

В.А. ДОЛИН,

кандидат философских наук (Белгородский юридический институт МВД России

им. И.Д. Путилина) [email protected]

V.A. DOLIN,

PhD in Philosophy (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the

Interior of Russia)

Аннотация: технология гарантированного обучения В.М. Монахова есть технология проектирования педагогических объектов. В статье изложены особенности проектирования учебного процесса по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам на основе применения элементов данной технологии. Сформулировано правило «опережающей коррекции» для составления заданий. Обоснована совместимость технологии с концептуально-практическими представлениями компетентностного подхода. Выделены ее преимущества и ограничения в преподавании гуманитарных и социально-экономических дисциплин в вузе МВД России.

Ключевые слова: педагогическая технология, технология гарантированного обучения В.М. Монахова, информационная модель учебного процесса, методика преподавания, целепо-лагание, диагностика, внеаудиторная самостоятельная работа, логическая структура учебного процесса, коррекция, правило «опережающей коррекции», компетентностный подход.

Abstract: the technology of guaranteed teaching by V.M. Monakhov is a technology of designing pedagogical objects. The author explains the application of elements of this technology and features of designing guaranteed teaching in humanitarian, social and economic disciplines. The article represents the rule of anticipatory correction for the process creatiny tasks. The compatibility of this technology with conceptual and practical views of competence oriented approach in teaching is also defined. The author highlights advantages and limitations of guaranteed teaching technology in humanitarian, social and economic disciplines at higher educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia.

Keywords: pedagogical technology, V.M. Monakhovas technology of guaranteed teaching, information model of educational process, teaching technique, goal setting, diagnostics, extracurricular independent work, logical structure of educational process, correction, the rule of anticipatory correction, competence oriented approach.

Теоретико-методологические основания.

Технология гарантированного обучения предложена В.М. Монаховым в середине 1990-х годов в качестве модели совместной деятельности педагога и обучающихся в средней школе [1-3]. Ее главная особенность, выраженная в названии, - высокая степень предсказуемости результата, его гарантированный характер. Методологическим основанием технологии высту-

пает информационная модель учебного процесса, включающая пять параметров: целеполагание, диагностика, коррекция, дозирование, логическая структура [4]. В более поздних работах автор доказывает, что технология гарантированного обучения как инструмент проектирования учебного процесса позволяет встроить в собственную процедурную схему и процесс формирования компетенций [5-10].

33

2015'2

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

Для лучшего понимания теоретико-методологических оснований технологии гарантированного обучения следует уточнить, какое содержание вкладывает автор в понятие «технология». В педагогической науке понятие «педагогическая технология» имеет три значения: 1) технология научно-исследовательской работы в области педагогики; 2)технология проектирования системы обучения; 3) методика обучения в прикладном измерении [11]. По В.М. Монахову, «педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» [1, с. 7]. В свою очередь, технология гарантированного обучения понимается в качестве инструмента проектирования педагогических объектов. Среди проектируемых В.М. Монаховым педагогических объектов можно назвать:

- методические системы с заданными свойствами [5];

- учебный процесс, обеспечивающий формирование профессиональных компетенций [6];

- структура и содержание учебника [7];

- процесс модернизации образования [8];

- профессиональный стандарт педагога [9];

- профессиональная деятельность учителя математики [10].

Актуальность проблемы обусловлена двумя взаимосвязанными причинами. Во-первых, в вузах МВД России систематически осуществляется поиск эффективных технологий организации и контроля освоения компетенций. Во-вторых, необходимо обеспечить надежность результата данного освоения (в частности, в контексте регулярного прохождения дистанционного тестирования уровня остаточных знаний курсантами 2-4 курсов и комплексного тестирования по направлениям подготовки слушателями 5 курса). В этой связи возможность достижения гарантированного результата педагогической деятельности выглядит особенно привлекательной и заслуживает обстоятельного изучения.

Сущность технологии гарантированного обучения. В соответствии с информационной моделью обучения, проектирование гарантированного обучения осуществляется в несколько этапов: целеполагание, диагностика, внеаудиторная самостоятельная работа, логическая структура проекта (учебного процесса), коррекция. Результатом

проектирования выступает технологическая карта. Основным объектом проектирования выступает учебная тема, но не в традиционном, а канонизированном понимании, т.е. объединяющая от 6-8 до 22-24 уроков.

Этап целеполаганияпредусматривает выделение микроцелей (не более 5) изучаемой темы на основе требований федерального государственного образовательного стандарта и рабочей программы учебной дисциплины. Микроцель отражает традиционную систему требований к знаниям и умениям обучающихся (иметь представление, понимать, знать, уметь, сформировать навыки и т.д.), должна быть понятной для любого обучающегося и легко диагностируемой. С позиций компетентностного подхода данный этап планирования технологии гарантированного обучения будет правильным рассматривать как этап формирования общекультурных и профессиональных компетенций на материале конкретной темы.

На этапе диагностики в письменном виде устанавливается факт достижения (недостижения) конкретной микроцели. Стандартный вариант диагностики включает в себя четыре задания, дифференцированных по уровню сложности. Первые два задания соответствуют уровню Госстандарта и оцениваются оценкой «удовлетворительно» («зачтено»). Третье задание труднее и соответствует оценке «хорошо», а четвертое - сложнее третьего (оценка «отлично»). При реализации диагностики систематичность важнее объема разовой проверки. Максимальная продолжительность диагностики составляет 10 минут. С позиций компетентностного подхода в образовании правомерно говорить о пороговом, базовом и продвинутом уровне освоения компетенций.

Проектирование внеаудиторной самостоятельной работы основано на содержании микроцелей, дифференцированных соответственно трем уровням оценивания. Обучающимся заранее доводятся требования к уровню сформированности их компетенций. По замыслу В.М. Монахова, это не только уравнивает положение учителя и ученика, но и дает последнему определенные гарантии (преподаватель не изменит сложность заданий). Обучающиеся могут самостоятельно выбирать уровень сложности заданий (а значит, и оценку) соответственно собственным предпочтениям и ценностным установкам. В итоге не только устраняется перегрузка обучающихся, но и формируется более

34

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

2015'2

осознанное отношение к учебе (воспитательный элемент).

Логическая структура учебного процесса определяется разделением занятий на группы по количеству микроцелей. Каждой микроцели соответствует зона ближайшего развития обучающихся и необходимое время на ее освоение. По итогам каждого отрезка учебного времени выполняется самостоятельная работа.

Коррекциякак блок технологической карты рассматривается в качестве инструмента помощи обучающимся, которые не получили «удовлетворительно» («зачтено») по итогам диагностики. В этом блоке В.М. Монахов предлагает выделять: а) возможные затруднения обучающихся (по прогнозу преподавателя); б) типичные ошибки обучающихся; в) комплекс методических и педагогических мер по устранению ошибок.

Анализ опыта применения. Перейдем к анализу применения элементов технологии гарантированного обучения в преподавании дисциплин «Философия» и «Профессиональная этика и служебный этикет» в Белгородском юридическом институте МВД России имени И.Д. Путилина. Рассмотрим данные элементы применительно к каждому из этапов проектирования технологии В.М. Монахова.

На этапе целеполагания при изучении названных дисциплин выделяется микроцель, связанная со знанием базовой терминологии. При освоении дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет» она дополняется еще двумя: а) знание реквизитов и основных элементов содержания нормативно-правовых актов; б) знание наиболее важных элементов содержания курса (к примеру, объект и предмет профессиональной этики, функции профессиональной этики и т.п.). С позиций ком-петентностного подхода названные микроцели есть составные части процесса формирования соответствующих компетенций.

На этапе диагностики письменное задание включает в себя 3-5 заданий, не дифференцированных по уровню сложности. Чем больше заданий выполнено, тем выше выставляемая оценка. Объем заданий подбирается таким образом, чтобы максимальная продолжительность проверки соответствовала нормативному времени (не более 10 минут).

Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся - наиболее сложный этап, поскольку необходимо довести обучающимся необходимые дидактические единицы. Основной использованный способ информирования - выделение фраг-

ментов в конспектах при помощи единой системы обозначений (особые пометки на полях, о которых курсанты узнают на первой лекции). Также обучающимся рекомендуется переносить все пометки при переписывании конспектов. Возможны и другие способы информирования (учебное или учебно-методическое пособие, раздаточный материал и т.п.). При любом варианте должен обеспечиваться своевременный и полный охват обучающихся.

Логическая структура учебного процесса при преподавании дисциплин «Философия» и «Профессиональная этика и служебный этикет» соответствует делению на темы в традиционном для вуза понимании. Принципиально возможная для курса «Философия» структура, соответствующая разделам рабочей программы учебной дисциплины, не реализована из-за ограниченного количества микроцелей.

Коррекция как этап планирования и реализации проекта в нашем варианте не вполне соответствует представлениям В.М. Монахова, что объясняется двумя причинами. Во-первых, в Белгородском юридическом институте МВД России имени И.Д. Путилина создана и надежно функционирует система мониторинга исправления неудовлетворительных оценок. Во-вторых, при составлении заданий реализовано правило «опережающей коррекции», в соответствии с которым формулировки определений понятий или содержательных элементов создавались максимально короткими, но без потери содержания. Хотя, как показывает практика, это не решает всех реальных и потенциально возможных проблем с освоением учебного материала в процессе формирования компетенций.

Преимущества и ограничения технологии гарантированного обучения. Прежде следует обсудить проблему границ применения технологии гарантированного обучения в образовании, ведь она возникла и первоначально развивалась как технология преподавания информатики и алгебры в средней школе. Но поскольку образовательный процесс как формирование общекультурных и профессиональных компетенций подчинен единым психолого-педагогическим закономерностям, то технология гарантированного обучения потенциально применима и в системе высшего профессионального образования [12]. Совместимость технологии гарантированного обучения с компетентностным подходом в образовании следует рассматривать

35

2015'2

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

в качестве косвенного аргумента в защиту вывода В.М. Монахова.

В этой связи важно помнить об иерархии целей с позиций компетентностного подхода [13, с. 30]:

- решение учебных задач;

- решение профессиональных задач;

- формирование отдельных профессиональных компетенций;

- формирование специалиста, владеющего комплексом компетенций, определенных ФГОС ВПО.

Понимание указанной иерархии позволит оградить преподавателя как от переоценки возможностей технологии гарантированного обучения, так и от подмены цели образования средством его достижения.

На основе нашего опыта можно выделить как минимум два преимущества технологии гарантированного обучения: 1) взаимное удобство для преподавателя и обучающихся (гарантированный характер результата и предсказуемость требований соответственно); 2) стимулирование ответственности и заинтересованности обучающихся.

Вместе с тем, опыт использования технологии гарантированного обучения в преподавании гуманитарных и социально-экономических дисциплин выявляет и некоторые ее недостатки. Первый заключается в том, что содержание гуманитарных

и социально-экономических дисциплин имеет ограниченные возможности для формализации, поскольку оно неотделимо от ценностей и герменевтических (пони-мающе-интерпретирующих) методов. Хотя поддающиеся формализации элементы содержания данных дисциплин (термины, даты, связь имен ученых и их результатов и т.п.) возможно осваивать средствами технологии гарантированного обучения. Данная технология наиболее перспективна в преподавании дисциплин «Экономика» и «Логика», где больше возможностей для формализации их содержания. Второй недостаток технологии, выявленный в нашем опыте, заключается в том, что преподаватель сталкивается с соблазном свести использование методики к «натаскиванию» обучающихся на освоение ограниченного круга заданий, потеряв из виду цели и гуманистическую ценность изучения гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

В целом опыт применения технологии гарантированного обучения в преподавании гуманитарных и социально-экономических дисциплин следует признать удачным. Даже при использовании элементов данной технологии курсанты занимаются с большей ответственностью, а интерес к изучаемым дисциплинам формируется быстрее.

Литература

1. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса: монография. - Волгоград: Волгоград. гос. пед. ун-т, Перемена, 1995. 152 с.

2. Монахов В.М. Педагогическая технология профессора Монахова // Педагогический вестник. 1996. № 1-2.

3. МонаховВ.М. Просто о главном в технологии // Педагогический вестник. Спец. выпуск. 1997. № 1.

4. Изучение основ информатики и вычислительной техники в средней школе: опыт и перспективы / сост. В.М. Монахов. - М.: Просвещение, 1986. 190 с.

5. Монахов В.М. Технологии проектирования методических систем с заданными свойствами // Высшее образование в России. 2011. № 6. С. 59-65.

6. МонаховВ.М. Компетентностно-контекстный формат обучения и проектирование образовательных модулей // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Серия Педагогика и психология. 2012. № 1. С. 49-60.

7. Монахов В.М., Монахов Д.Н. Технологический учебник полного цикла и управление качеством формируемых профессиональных компетенций // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2012. № 8. С. 60-75.

8. Монахов В.М., Ерина Т.М. Системно-целостный подход к конструированию инновационного дидактического инструментария для исследований процесса модернизации образования // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2013. № 9. С. 97-107.

9. Монахов В.М., Васекин С.В., Ерина Т.М. Профессиональный стандарт педагога: какого учителя ждет современная школа // Известия Волгоградского социально-педагогического университета. 2015. № 1.

36

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

2015'2

10. МонаховВ.М. Проблемы стандартизации и инструментализации современной профессиональной деятельности учителя математики // Стандарты и мониторинг в образовании. 2015. № 1.

11. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. 190 с.

12. МонаховВ.М. Технология проектирования методической системы с заданными свойствами в высшей школе // Педагогика. 2011. № 6. С. 43-46.

13. Монахов В.М. Перспективы понятийно-категориального аппарата дидактики при переходе к новым ФГОС ВПО // Педагогика. 2012. № 5. С. 27-35.

14. Буткова ТА. Использование педагогических технологий в формировании профессиональных компетенций курсантов образовательных учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации // Философия права. 2014. № 1 (62). С. 117-119.

References

1. Monakhov V.M. Tekhnologicheskie osnovy proektirovaniia i konstruirovaniia uchebnogo protsessa. - Volgograd, 1995.

2. Monakhov V.M. Pedagogicheskaia tekhnologiia professora Monakhova // Pedagogicheskii vestnik. 1996. № 1-2.

3. Monakhov V.M. Prosto o glavnom v tekhnologii. Pedagogicheskii vestnik. Spetsial’nyi vypusk. 1997. № 1.

4. Monakhov V.M. (ed.) Izuchenie osnov informatiki i vychislitel’noi tekhniki v srednei shkole: opyt i perspektivy. - Moscow, 1986.

5. Monakhov V.M. Tekhnologii proektirovaniia metodicheskii sistem s zadannymi svoistvami // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2011. № 6. Р. 59-65.

6. Monakhov V.M. Kompetentnostno-kontekstnyi format obucheniia i proektirovanie obrazovatel’nykh module // Vestnik Moskovskogo gosudarstvenno-go gumanitarnogo universiteta im. M.A. Sholokhova. Seriia Pedagogika i psikho-logiia. 2012. № 1. Р. 49-60.

7. Monakhov V.M, Monakhov D.N. Tekhnologicheskii uchebnik polnogo tsikla i upravlenie kachestvom formiruemykh professional’nykh kompetentsii // Sovremennye informatsionnye tekhnologii i IT-obrazovanie. 2012. № 8. Р. 60-75.

8. Monakhov V.M, Erina T.M. Sistemno-tselostnyi podkhod k konst-ruirovaniiu innovatsionnogo didakticheskogo instrumentariia dlia issledovanii protsessa modernizatsii obrazovaniia. Sovremennye informatsionnye tekhnologii i IT-obrazovanie. 2013. № 9. Р. 97-107.

9. Monakhov V.M, Vasekin S.V., Erina T.M. Professional’nyi standart pedagoga: kakogo uchitelia zhdet sovremennaia shkola // Izvestiia Volgogradskogo sotsial’no-pedagogicheskogo universiteta. 2015. № 1.

10. Monakhov V.M. Problemy standartizatsii i instrumentalizatsii sovremennoi professional’noi deiatel’nosti uchitelia matematiki // Standarty i monitoring v obrazovanii. 2015. № 1.

11. Bespal'ko V.P. Slagaemye pedagogicheskoi tekhnologii. - Moscow, 1989.

12. Monakhov V.M. Tekhnologiia proektirovaniia metodicheskoi sistemy s zadannymi svoistvami v vysshei shkole // Pedagogika. 2011. № 6. Р. 43-46.

13. Monakhov V.M. Perspektivy poniatiino-kategorial’nogo apparata didaktiki pri perekhode k novym FGOS VPO // Pedagogika. 2012. № 5. Р. 27-35.

14. Butkovа TA. The Use of pedagogical technologies in formation of professional competence of students of educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia // Philosophy of law. 2014. № 1 (62). Р. 117-119.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(статья сдана в редакцию 03.04.2015)

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.